Слайд 1Феномен науки и законы ее развития.
Педагогика как наука
___________________
доцент
кафедры педагогики ВлГУ,
к.п.н., доц. Л.А. Романова
Слайд 2Педагогика как наука
Педагогика как наука о воспитании человека
от греч.
слова Paidagogik (pais (paidos) – дитя и ago – веду),
которое означает буквально: детоводство или детовождение
Слайд 3ПЕДАГОГИКА –
ИСКУССТВО?
РЕМЕСЛО?
НАУКА?
Слайд 4
Педагогика в широком смысле - «собрание
наук, направленных к одной цели».
Педагогика в узком смысле
- «теория искусства, выведенная из этих наук»
Слайд 5 Педагогика как наука.
Объект, предмет и функции педагогики
Объект науки –
категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из объективного мира и выступающую
в качестве области человеческой деятельности и познания. (Философский словарь)
Объектом педагогики (В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, др.) выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.
Слайд 6Педагогика как наука.
Объект, предмет и функции педагогики.
Предмет науки – наиболее
существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые с определенной целью
данной наукой. (Философский словарь)
Предмет педагогики (В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, др.) – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Слайд 7Педагогика как наука.
Объект, предмет и функции педагогики как науки.
Педагогика
– наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического
процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
(В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др.)
Слайд 8Педагогика как наука.
Объект, предмет и функции педагогики как науки
На
этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы
и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.
Слайд 9Педагогика как наука.
Функции педагогики как науки
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
(реализуется на трех уровнях)
описательный
диагностический
прогностический
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
(реализуется
на трех уровнях)
проективный
преобразовательный
рефлексивный и корректировочный
Слайд 10Педагогика как наука.
Функции педагогики как науки
Функции педагогики как науки обусловлены
ее предметом: теоретическая и технологическая
Теоретическая функция реализуется на трех уровнях:
1
– описательный или объяснительный
2 – диагностический
3 – прогностический
Слайд 11Педагогика как наука.
Функции педагогики как науки.
Теоретическая функция (3 уровня)
1 – описательный (объяснительный) – изучение передового и новаторского педагогического
опыта
Слайд 12Педагогика как наука.
Функции педагогики как науки.
Теоретическая функция (3 уровня)
2 – диагностический – выявление состояния педагогических явлений, успешности или
эффективности деятельности педагога и учащихся, установление причин, их обеспечивающих
Слайд 13Педагогика как наука.
Функции педагогики как науки.
Теоретическая функция (3 уровня).
3 – прогностический уровень – экспериментальные исследования педагогической действительности и
построение на их основе моделей преобразования этой действительности).
Слайд 14Педагогика как наука.
Функции педагогики как науки.
Технологическая функция (3 уровня)
1 –
проективный
2 – преобразовательный уровень
3 – рефлексивный и
корректировочный
Слайд 15Педагогика как наука.
Функции педагогики как науки.
Технологическая функция (3 уровня)
1 –
проективный – разработка соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников
и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих «нормативный или регулятивный» (В.В. Краевский) план педагогической деятельности, ее содержание и характер
Слайд 16Педагогика как наука.
Функции педагогики как науки.
Технологическая функция (3 уровня)
2 – преобразовательный уровень –внедрение достижений педагогической науки в образовательную
практику с целью ее совершенствования и реконструкции
Слайд 17Педагогика как наука.
Функции педагогики как науки.
Технологическая функция (3 уровня)
3 уровень – рефлексивный и корректировочный –
оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующая коррекция во взаимодействии научной теории и практической деятельности
Слайд 18Педагогика как наука.
Связь педагогики с другими науками
использование педагогикой основных идей,
теоретических положений, обобщающих выводов других наук
творческое заимствование методов исследований
использование педагогикой
конкретных результатов исследований, полученных в др. науках
участие в комплексных исследованиях человека
Слайд 19Педагогика как наука.
Структура педагогической науки
В структуру педагогики входят следующие дисциплины:
(по
В.И. Смирнову)
Общая педагогика
Теория воспитания
Теория обучения (дидактика)
Методики
Теория управления
История педагогики
Сравнительная педагогика
Возрастная педагогика
Слайд 20Педагогика как наука.
Структура педагогической науки
Различают следующие отрасли педагогики:
(по В.И. Смирнову)
дошкольная
педагогика
педагогика школы
профессиональная педагогика
производственная педагогика
военная педагогика
семейная педагогика
этнопедагогика
исправительно-трудовая педагогика (педагогика пенитенциарных учреждений)
Слайд 21Методологические принципы педагогики
Методология – это «система принципов
и способов организации и построения теоретической и практической деятельности»
(Философский энциклопедический
словарь. – М., 1983. – С. 365)
Системный подход
Личностный подход
Деятельностный подход
Полисубъектный (диалогический) подход
Культурологический подход
Этнопедагогический подход
Антропологический подход
Слайд 22Методологические принципы педагогики
Личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический
подходы составляют конкретно-научную методологию педагогики.
Слайд 23Методологические принципы педагогики
Личностный подход в педагогике утверждает представление о
социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности.
Слайд 24Методологические принципы педагогики
Личностный подход
Ориентация при конструировании и осуществлении педагогического процесса
на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его
эффективности.
Опора в обучении и воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Слайд 25Методологические принципы педагогики
Деятельностный подход вытекает из утверждения, что деятельность, как
целесообразное преобразование людьми окружающей действительности, является основой, средством
и решающим условием развития личности.
Слайд 26Методологические принципы педагогики.
Деятельностный подход
Требует специальной работы по выбору и организации
деятельности ребенка, по активизации и переводу его в позицию субъекта
познания, труда и общения.
Обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Слайд 27Методологические принципы педагогики
Полисубъектный (диалогический) подход:
сущность человека значительно богаче, разностороннее, чем
его деятельность;
личность обретает свое человеческое, гуманистическое содержание в общении с
другими;
признание и учет факта «диалогического» содержания внутреннего мира человека
Слайд 28Методологические принципы педагогики
Культурологический подход опирается на аксиологию – учение о
ценностях и ценностной структуре мира.
Образование как способ введения и
вхождения человека в культуру.
В процессе освоения культуры как системы материальных и духовных ценностей и происходит развитие самого человека и становление его как творческой личности.
Слайд 29Методологические принципы педагогики
Этнопедагогический подход:
ребенок живет и учится в конкретной социокультурной
среде, принадлежит определенному этносу;
воспитание с опорой на национальные традиции народа,
его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки – условие реализации этнопедагогического подхода к проектированию и организации педагогического процесса.
Слайд 30Методологические принципы педагогики
Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д. Ушинский
(1823- 1870 (1871).
В его понимании – это системное использование
данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.
Слайд 31Методологические принципы педагогики
Личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический
подходы составляют конкретно-научную методологию педагогики и позволяют:
Слайд 32Методологические принципы педагогики
во-первых, вычленить действительные проблемы педагогики и
определить стратегию и основные способы их разрешения;
во-вторых, проанализировать
всю сумму образовательных проблем и установить их иерархию;
в-третьих, позволяют в самом общем виде осуществлять прогнозирование.
Слайд 33Три вида понятий, которыми оперирует педагогика
Общенаучные, вошедшие из других дисциплин
философия (противоречие, система, сущность и явление, причина и следствие
и др.)
психология (развитие, усвоение, умение, навык, восприятие, личность, деятельность и др.
кибернетика (обратная связь, динамическая система и др.)
Слайд 34Три вида понятий, которыми оперирует педагогика
Общепедагогические: воспитание, образование, педагогическая деятельность,
целостный педагогический процесс
Специфические понятия (дидактики: обучение, учение, преподавание, учебный
предмет, учебный материал, учебная ситуация. метод обучения, форма обучения и др.)
Слайд 35Самой широкой категорией является категория «образование», имеющая два основных значения:
процесс
введения человека в мир ценностей культуры, включающий целенаправленный процесс обучения
и воспитания в интересах человека, общества и государства, а также процесс его развития и саморазвития
Слайд 36Самой широкой категорией является категория «образование», имеющая два основных значения:
результат становления «культуросообразного человека» с присущей ему системой научных знаний,
познавательных и практических умений и навыков, сформированностью на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, с развитием творчески-созидательных сил и способностей
Слайд 37
Рекомендуемая литература:
Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М.,
1982.
Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара, 1974.
Сластенин В.А., Исаев
И.Ф., др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М., 2016.
Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. – М., 2006.