Разделы презентаций


Феномен науки и законы ее развития. Педагогика как наука ___________________

Содержание

Педагогика как наукаПедагогика как наука о воспитании человека от греч. слова Paidagogik (pais (paidos) – дитя и ago – веду), которое означает буквально: детоводство или детовождение

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Феномен науки и законы ее развития. Педагогика как наука

___________________
доцент

кафедры педагогики ВлГУ,
к.п.н., доц. Л.А. Романова
Феномен науки и законы ее развития.  Педагогика как наука   ___________________

Слайд 2Педагогика как наука
Педагогика как наука о воспитании человека
от греч.

слова Paidagogik (pais (paidos) – дитя и ago – веду),

которое означает буквально: детоводство или детовождение
Педагогика как наукаПедагогика как наука о воспитании человека от греч. слова Paidagogik (pais (paidos) – дитя и

Слайд 3ПЕДАГОГИКА –

ИСКУССТВО?
РЕМЕСЛО?
НАУКА?

ПЕДАГОГИКА –ИСКУССТВО?РЕМЕСЛО?НАУКА?

Слайд 4
Педагогика в широком смысле - «собрание

наук, направленных к одной цели».
Педагогика в узком смысле

- «теория искусства, выведенная из этих наук»
Педагогика в широком смысле - «собрание наук, направленных к одной цели».  Педагогика

Слайд 5 Педагогика как наука. Объект, предмет и функции педагогики

Объект науки –

категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из объективного мира и выступающую

в качестве области человеческой деятельности и познания. (Философский словарь)

Объектом педагогики (В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, др.) выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Педагогика как наука. Объект, предмет и функции педагогикиОбъект науки – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из

Слайд 6Педагогика как наука. Объект, предмет и функции педагогики.
Предмет науки – наиболее

существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые с определенной целью

данной наукой. (Философский словарь)

Предмет педагогики (В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, др.) – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика как наука. Объект, предмет и функции педагогики.Предмет науки – наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта,

Слайд 7Педагогика как наука. Объект, предмет и функции педагогики как науки.
Педагогика

– наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического

процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
(В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др.)

Педагогика как наука.  Объект, предмет и функции педагогики как науки.Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции

Слайд 8Педагогика как наука. Объект, предмет и функции педагогики как науки
На

этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы

и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.
Педагогика как наука.  Объект, предмет и функции педагогики как наукиНа этой основе педагогика разрабатывает теорию и

Слайд 9Педагогика как наука. Функции педагогики как науки


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
(реализуется на трех уровнях)

описательный

диагностический

прогностический






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
(реализуется

на трех уровнях)
проективный

преобразовательный

рефлексивный и корректировочный


Педагогика как наука. Функции педагогики как наукиТЕОРЕТИЧЕСКАЯ(реализуется на трех уровнях)описательныйдиагностическийпрогностический ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ(реализуется на трех уровнях)проективныйпреобразовательныйрефлексивный и корректировочный

Слайд 10Педагогика как наука. Функции педагогики как науки
Функции педагогики как науки обусловлены

ее предметом: теоретическая и технологическая

Теоретическая функция реализуется на трех уровнях:
1

– описательный или объяснительный
2 – диагностический
3 – прогностический
Педагогика как наука. Функции педагогики как наукиФункции педагогики как науки обусловлены ее предметом: теоретическая и технологическаяТеоретическая функция

Слайд 11Педагогика как наука. Функции педагогики как науки. Теоретическая функция (3 уровня)

1 – описательный (объяснительный) – изучение передового и новаторского педагогического

опыта
Педагогика как наука. Функции педагогики как науки. Теоретическая функция (3 уровня)  1 – описательный (объяснительный) –

Слайд 12Педагогика как наука. Функции педагогики как науки. Теоретическая функция (3 уровня)

2 – диагностический – выявление состояния педагогических явлений, успешности или

эффективности деятельности педагога и учащихся, установление причин, их обеспечивающих
Педагогика как наука. Функции педагогики как науки. Теоретическая функция (3 уровня)  2 – диагностический – выявление

Слайд 13Педагогика как наука. Функции педагогики как науки. Теоретическая функция (3 уровня).

3 – прогностический уровень – экспериментальные исследования педагогической действительности и

построение на их основе моделей преобразования этой действительности).
Педагогика как наука. Функции педагогики как науки. Теоретическая функция (3 уровня).  3 – прогностический уровень –

Слайд 14Педагогика как наука. Функции педагогики как науки. Технологическая функция (3 уровня)
1 –

проективный

2 – преобразовательный уровень

3 – рефлексивный и

корректировочный

Педагогика как наука. Функции педагогики как науки. Технологическая функция (3 уровня)1 – проективный 2 – преобразовательный уровень

Слайд 15Педагогика как наука. Функции педагогики как науки. Технологическая функция (3 уровня)
1 –

проективный – разработка соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников

и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих «нормативный или регулятивный» (В.В. Краевский) план педагогической деятельности, ее содержание и характер

Педагогика как наука. Функции педагогики как науки. Технологическая функция (3 уровня)1 – проективный – разработка соответствующих методических

Слайд 16Педагогика как наука. Функции педагогики как науки. Технологическая функция (3 уровня)

2 – преобразовательный уровень –внедрение достижений педагогической науки в образовательную

практику с целью ее совершенствования и реконструкции
Педагогика как наука. Функции педагогики как науки. Технологическая функция (3 уровня)  2 – преобразовательный уровень –внедрение

Слайд 17Педагогика как наука. Функции педагогики как науки. Технологическая функция (3 уровня)

3 уровень – рефлексивный и корректировочный –

оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующая коррекция во взаимодействии научной теории и практической деятельности
Педагогика как наука. Функции педагогики как науки. Технологическая функция (3 уровня)  3 уровень  –

Слайд 18Педагогика как наука. Связь педагогики с другими науками
использование педагогикой основных идей,

теоретических положений, обобщающих выводов других наук
творческое заимствование методов исследований
использование педагогикой

конкретных результатов исследований, полученных в др. науках
участие в комплексных исследованиях человека

Педагогика как наука. Связь педагогики с другими науками использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других

Слайд 19Педагогика как наука. Структура педагогической науки
В структуру педагогики входят следующие дисциплины:
(по

В.И. Смирнову)
Общая педагогика
Теория воспитания
Теория обучения (дидактика)
Методики
Теория управления
История педагогики
Сравнительная педагогика
Возрастная педагогика

Педагогика как наука. Структура педагогической наукиВ структуру педагогики входят следующие дисциплины:(по В.И. Смирнову)Общая педагогикаТеория воспитанияТеория обучения (дидактика)МетодикиТеория

Слайд 20Педагогика как наука. Структура педагогической науки
Различают следующие отрасли педагогики:
(по В.И. Смирнову)
дошкольная

педагогика
педагогика школы
профессиональная педагогика
производственная педагогика
военная педагогика
семейная педагогика
этнопедагогика
исправительно-трудовая педагогика (педагогика пенитенциарных учреждений)



Педагогика как наука. Структура педагогической наукиРазличают следующие отрасли педагогики:(по В.И. Смирнову)дошкольная педагогикапедагогика школыпрофессиональная педагогикапроизводственная педагогикавоенная педагогикасемейная педагогикаэтнопедагогикаисправительно-трудовая

Слайд 21Методологические принципы педагогики
Методология – это «система принципов

и способов организации и построения теоретической и практической деятельности»
(Философский энциклопедический

словарь. – М., 1983. – С. 365)

Системный подход
Личностный подход
Деятельностный подход
Полисубъектный (диалогический) подход
Культурологический подход
Этнопедагогический подход
Антропологический подход
Методологические принципы педагогики   Методология – это «система принципов и способов организации и построения теоретической и

Слайд 22Методологические принципы педагогики
Личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический

подходы составляют конкретно-научную методологию педагогики.

Методологические принципы педагогики  Личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический подходы составляют конкретно-научную методологию педагогики.

Слайд 23Методологические принципы педагогики

Личностный подход в педагогике утверждает представление о

социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности.

Методологические принципы педагогики Личностный подход в педагогике утверждает представление о социальной, деятельной и творческой сущности человека как

Слайд 24Методологические принципы педагогики Личностный подход
Ориентация при конструировании и осуществлении педагогического процесса

на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его

эффективности.
Опора в обучении и воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Методологические принципы педагогики Личностный подходОриентация при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат

Слайд 25Методологические принципы педагогики
Деятельностный подход вытекает из утверждения, что деятельность, как

целесообразное преобразование людьми окружающей действительности, является основой, средством

и решающим условием развития личности.

Методологические принципы педагогикиДеятельностный подход вытекает из утверждения, что деятельность, как целесообразное  преобразование людьми окружающей  действительности,

Слайд 26Методологические принципы педагогики. Деятельностный подход
Требует специальной работы по выбору и организации

деятельности ребенка, по активизации и переводу его в позицию субъекта

познания, труда и общения.
Обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Методологические принципы педагогики. Деятельностный подходТребует специальной работы по выбору и организации деятельности ребенка, по активизации и переводу

Слайд 27Методологические принципы педагогики
Полисубъектный (диалогический) подход:

сущность человека значительно богаче, разностороннее, чем

его деятельность;
личность обретает свое человеческое, гуманистическое содержание в общении с

другими;
признание и учет факта «диалогического» содержания внутреннего мира человека
Методологические принципы педагогикиПолисубъектный (диалогический) подход:сущность человека значительно богаче, разностороннее, чем его деятельность;личность обретает свое человеческое, гуманистическое содержание

Слайд 28Методологические принципы педагогики
Культурологический подход опирается на аксиологию – учение о

ценностях и ценностной структуре мира.
Образование как способ введения и

вхождения человека в культуру.
В процессе освоения культуры как системы материальных и духовных ценностей и происходит развитие самого человека и становление его как творческой личности.

Методологические принципы педагогикиКультурологический подход опирается на аксиологию – учение о ценностях и ценностной структуре мира. Образование как

Слайд 29Методологические принципы педагогики
Этнопедагогический подход:
ребенок живет и учится в конкретной социокультурной

среде, принадлежит определенному этносу;
воспитание с опорой на национальные традиции народа,

его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки – условие реализации этнопедагогического подхода к проектированию и организации педагогического процесса.
Методологические принципы педагогикиЭтнопедагогический подход:ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит определенному этносу;воспитание с опорой на

Слайд 30Методологические принципы педагогики
Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д. Ушинский

(1823- 1870 (1871).
В его понимании – это системное использование

данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

Методологические принципы педагогикиАнтропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д. Ушинский (1823- 1870 (1871). В его понимании –

Слайд 31Методологические принципы педагогики
Личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический

подходы составляют конкретно-научную методологию педагогики и позволяют:

Методологические принципы педагогики  Личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический подходы составляют конкретно-научную методологию педагогики и позволяют:

Слайд 32Методологические принципы педагогики
во-первых, вычленить действительные проблемы педагогики и

определить стратегию и основные способы их разрешения;
во-вторых, проанализировать

всю сумму образовательных проблем и установить их иерархию;
в-третьих, позволяют в самом общем виде осуществлять прогнозирование.
Методологические принципы педагогики  во-первых, вычленить действительные проблемы педагогики и определить стратегию и основные способы их разрешения;

Слайд 33Три вида понятий, которыми оперирует педагогика
Общенаучные, вошедшие из других дисциплин

философия (противоречие, система, сущность и явление, причина и следствие

и др.)
психология (развитие, усвоение, умение, навык, восприятие, личность, деятельность и др.
кибернетика (обратная связь, динамическая система и др.)

Три вида понятий, которыми оперирует педагогика Общенаучные, вошедшие из других дисциплин  философия (противоречие, система, сущность и

Слайд 34Три вида понятий, которыми оперирует педагогика
Общепедагогические: воспитание, образование, педагогическая деятельность,

целостный педагогический процесс
Специфические понятия (дидактики: обучение, учение, преподавание, учебный

предмет, учебный материал, учебная ситуация. метод обучения, форма обучения и др.)

Три вида понятий, которыми оперирует педагогикаОбщепедагогические: воспитание, образование, педагогическая деятельность, целостный педагогический процесс Специфические понятия (дидактики: обучение,

Слайд 35Самой широкой категорией является категория «образование», имеющая два основных значения:

процесс

введения человека в мир ценностей культуры, включающий целенаправленный процесс обучения

и воспитания в интересах человека, общества и государства, а также процесс его развития и саморазвития
Самой широкой категорией является категория «образование», имеющая два основных значения:процесс введения человека в мир ценностей культуры, включающий

Слайд 36Самой широкой категорией является категория «образование», имеющая два основных значения:

результат становления «культуросообразного человека» с присущей ему системой научных знаний,

познавательных и практических умений и навыков, сформированностью на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, с развитием творчески-созидательных сил и способностей
Самой широкой категорией является категория «образование», имеющая два основных значения: результат становления «культуросообразного человека» с присущей ему

Слайд 37 Рекомендуемая литература:

Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М.,

1982.
Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара, 1974.
Сластенин В.А., Исаев

И.Ф., др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М., 2016.
Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. – М., 2006.



Рекомендуемая литература: Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М., 1982.Краевский В.В. Методология педагогического исследования.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика