Слайд 1ФГБОУ ВО
«Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья
им. П. Ф. Лесгафта», Санкт-Петербург
Кафедра теории и методики гимнастики
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИНХРОННОСТИ
ВЫПОЛНЕНИИ РАВНОВЕСИЙ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
Авдеева Татьяна Михайловна
Научный руководитель:
к.п.н., профессор, доцент Степанова И.А.
Слайд 3- процесс совершенствования синхронности выполнения равновесий в эстетической гимнастике на
этапе высшего спортивного мастерства.
- средства и приёмы совершенствования синхронности выполнения
равновесий в эстетической гимнастике на этапе высшего спортивного мастерства.
Объект исследования
Предмет исследования
Слайд 4Разработать и экспериментально проверить эффективность средств и приёмов совершенствования синхронности
выполнения равновесий в эстетической гимнастике на этапе высшего спортивного мастерства.
Цель
исследования:
Слайд 5Предполагается, что совершенствование синхронности выполнения равновесий в эстетической гимнастике на
этапе высшего спортивного мастерства возможно при условии:
- определения наиболее значимых
специальных способностей, влияющих на синхронность выполнения равновесий;
- разработки и реализации средств и методических приёмов совершенствования синхронности равновесий, с учетом уровня развития значимых специальных способностей.
Гипотеза исследования:
Слайд 61. Обосновать необходимость совершенствования синхронности выполнения равновесий в эстетической гимнастике
на этапе высшего спортивного мастерства.
2. Выявить зависимость синхронности выполнения равновесий
от уровня развития способности к дифференцированию пространственных и временных характеристик.
3. Разработать и обосновать средства и приёмы совершенствования синхронности выполнения равновесий в эстетической гимнастике на этапе высшего спортивного мастерства.
Задачи исследования:
Слайд 7- теоретический анализ и обобщение данных специальной и научно-методической литературы,
анализ медицинских карт;
- опрос специалистов;
-педагогическое наблюдение на основе использования видеоматериалов;
-
тестирование;
- экспертная оценка;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики.
Методы исследования:
Слайд 8Основными ошибками за исполнение в соответствии с правилами соревнований являются:
Слайд 10Наиболее выигрышные виды групповой работы в эстетической гимнастике по степени
значимости по мнению респондентов
Слайд 11Синхронное выполнение статических равновесий без ошибок
Слайд 12Выполнение статических равновесий с ошибками
Слайд 13Модельные равновесия
Низкое с согнутой
ногой назад
«Коршун»
Слайд 14Показатели положения безопорной и опорной ноги в равновесиях (n=16)
Слайд 15Результаты тестирования специальных способностей гимнасток к синхронному выполнению равновесий (n=16)
Слайд 16Синхронность выполнения равновесий всей командой гимнасток первого курса и сборной
командой (баллы, n=16)
Слайд 17Корреляционные взаимосвязи уровня развития синхронности и способностей, необходимых для синхронного
выполнения равновесий (n=8)
Слайд 18Результаты опроса специалистов о наиболее важных способностях для совершенствования синхронности
равновесий в эстетической гимнастике (n=20)
Слайд 191 блок – Упражнения для развития способности к воспроизведению пространственных
параметров движения гимнасток
2 блок – Упражнения для развития музыкально-ритмических
способностей и способности к воспроизведению временных параметров движения
3 блок – Упражнения для совершенствования синхронности выполнения равновесий
Средства
Слайд 20Педагогический эксперимент длился в течение 2 месяцев, с октября 2018
г по декабрь 2018 г, в рамках подготовки гимнасток к
Чемпионату Северо-Западного Федерального округа на базе ГБУ СШ Центрального района СПб. В течение двух месяцев гимнастки работали над совершенствованием синхронности выполнения равновесий.
Всего было проведено 40 занятий (пять раз в неделю – 180 минут в день).
В педагогическом эксперименте принимали участие 16 гимнасток 18-26-летнего возраста (категории «Женщины»), все 8 человек кандидатов в мастера спорта и 8 человек мастера спорта по эстетической гимнастике.
Слайд 21Результаты экспериментальной проверки эффективности средств и приёмов совершенствования синхронности выполнения
равновесий
Результаты тестирования способностей гимнасток значимых для синхронного выполнения равновесий
гимнастками команды первого курса и сборной (n=16, баллы)
Слайд 22Показатели положения безопорной и опорной ноги в равновесиях у гимнасток
первого курса и сборной команды после эксперимента (n=16)
Слайд 23Синхронность выполнения равновесий гимнастками команды первого курса и сборной (n=16,
баллы)
Слайд 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Определено, что синхронность выполнения равновесий в эстетической гимнастике имеет
высокую значимость для соревновательной деятельности гимнасток. Установлено, что в соревновательных
композициях применяются следующие разновидности синхронности: синхронно однонаправленно (48%), синхронно разнонаправленно (34%), поочередно однонаправленно (9%) и поочередно разнонаправленно (9,5%). Чаще используется такой вид групповой работы, как синхронно однонаправленно.
2. Классифицированы ошибки синхронности выполнения равновесий: незафиксированная форма, разное вхождение и сход в равновесиях, различная амплитуда движений и положение звеньев тела, недостаточный мышечный контроль, нарушение пространственно-временных характеристик. В среднем величина ошибок по результатам анализа видеоматериалов выступления в каждом равновесии составила от 0,17 до 0,29 балла. Учитывая, что в каждой композиции гимнастками команды выполняется от 4 до 9 статических равновесий, только за ошибки в равновесиях команды могут терять до трёх баллов из десяти возможных, что подчёркивает необходимость совершенствования синхронности выполнения статических равновесий всеми гимнастками команды.
3. В результате опроса специалистов установлено, что в тренировочном процессе применяются различные средства и методические приёмы совершенствования синхронности равновесий, однако разброс мнений по данным вопросам большой, что объясняется отсутствием научно-обоснованных средств, методов и рекомендаций по работе с командами по совершенствованию синхронности равновесий в эстетической гимнастике. При совершенствовании синхронности равновесий большинство тренеров отдают предпочтение развитию таких способностей, как способность к равновесию, силовым способностям и гибкости, как самых важных, что приводит к тому, что при таком подходе синхронность равновесий тренируется сложнее.
Слайд 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4. Выявлены показатели уровня развития специальных способностей у гимнасток разной
квалификации. Полученные данные свидетельствует о том, что уровень развития специальных
способностей гимнасток первого курса ниже, чем у гимнасток сборной команды города, различия статистически достоверны р<0,05. Уровень развития способностей гимнасток не высокий, что затрудняет совершенствование синхронности выполнения равновесий.
5. Выявлены корреляционные взаимосвязи между уровнем синхронности выполнения равновесий и уровнем развития специальных способностей гимнасток команды. Наиболее сильные связи выявлены между уровнем синхронности и: способностью к воспроизведению пространственных параметров движения (r=0,976, p≤0,05), а также способностью к воспроизведению временных параметров движения (r=0,964, p≤0,05), музыкально-ритмические способностями (r=0,887) при p≤0,05. Способности к воспроизведению пространственных и временных параметров движения и музыкально-ритмические способности наиболее важные при совершенствовании синхронности равновесий в эстетической гимнастике.
6. Разработка комплексов упражнений совершенствования синхронности равновесий осуществлялась на основе выявленных взаимосвязей между синхронностью выполнения равновесий и уровнем развития специальных способностей у гимнасток, а также с учётом принципов сближаемых и контрастных заданий.
Слайд 26ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7. Эффективность разработанных средств и приёмов выявлена по следующим показателям:
-
повысились оценки за исполнение контрольных упражнений у гимнасток первого курса;
определяющих синхронность выполнения равновесий. Различия между оценками гимнасток первого курса и сборной команды статистически незначимы (при p>0,05);
- повысились показатели уровня развития специальных способностей у гимнасток первого курса. Различия между уровнем развития способностей гимнасток первого курса и сборной команды статистически незначимы (при p>0,05);
- показатели угловых характеристик при выполнении равновесий гимнастками максимально приблизились к образцу выполнения равновесий. Различия между показателями гимнасток первого курса и сборной команды статистически незначимы (при p>0,05).