Разделы презентаций


Рыбакова Марина Сергеевна Классицизм

Содержание

Общие чертыЖивописьСкульптураАрхитектураЛитератураСодержание

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Рыбакова Марина Сергеевна
Классицизм

Рыбакова Марина СергеевнаКлассицизм

Слайд 2Общие черты
Живопись
Скульптура
Архитектура
Литература
Содержание

Общие чертыЖивописьСкульптураАрхитектураЛитератураСодержание

Слайд 3Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление

в европейском искусстве XVII — XIX вв.
В основе классицизма лежат идеи

рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.

Общие черты

Большой театр в Варшаве

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII — XIX вв.В основе

Слайд 4Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении

он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные

признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Скульптура головы Аристотеля — копия работы Лисиппа, Лувр.

Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты,

Слайд 5Живопись
Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился еще

в эпоху Возрождения, которая после столетий средневековья обратилась к формам,

мотивам и сюжетам античности. Величайший теоретик Ренессанса, Леон Батиста Альберти, еще в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля «Афинская школа» (1511).

Никола Пуссен «Танец под музыку времени» (1636)

Живопись Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился еще в эпоху Возрождения, которая после столетий средневековья

Слайд 6Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во

главе с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо, составили программу

болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи. В своей влиятельной Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к вершинам искусства лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитацию их мастерства линии и композиции.

Жак-Луи Давид «Клятва Горациев» (1784)

Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе с Рафаэлем и его учеником Джулио

Слайд 7В начале XVII века для знакомства с наследием античности и

Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди

них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.

Клод Лоррен. Морской порт

В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее

Слайд 8Холоднорассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен

придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный

художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца». Хотя частные заказчики предпочитали различные варианты барокко и рококо, французская монархия поддерживала классицизм на плаву за счёт финансирования таких академических учреждений, как Школа изящных искусств. Римская премия предоставляла наиболее талантливым ученикам возможность посетить Рим для непосредственного знакомства с великими произведениями древности.

Портрет Шарля Лебрёна работы Никола Ларжильера

Холоднорассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в

Слайд 9Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким

искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по

взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»).

Иоганн Винкельман, портрет работы Рафаэля Менгса, после 1755

Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким

Слайд 10В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и

становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции,

но и в других странах. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани»); его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом бесшабашного романтизма; это сочетание получило название академизма. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. В середине XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России — передвижниками.
В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не

Слайд 11Скульптура
Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века

послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов, расширившие познания

современников об античном ваянии. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос.

Антонио Канова Амур и Психея (1787—1793, Париж, Лувр)

Скульптура Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних

Слайд 12Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам

возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному

образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов — в виде Марса, а Полина Боргезе — в виде Венеры. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором).

Бертель Торвальдсен «Ганимед, кормящий Зевесова орла» (1817)

Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных

Слайд 13Частные заказчики эпохи классицизма предпочитали увековечивать свои имена в надгробных

памятниках. Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство публичных кладбищ в

главных городах Европы. В соответствии с классицистическим идеалом фигуры на надгробных памятниках, как правило, находятся в состоянии глубокого покоя. Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев.

Паолина Боргезе, изображенная в облике Венеры. 1804-1808

Частные заказчики эпохи классицизма предпочитали увековечивать свои имена в надгробных памятниках. Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство

Слайд 14Поздний, ампирный классицизм, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором

Торвальдсеном, проникнут суховатой патетикой. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов,

бесстрастность выражений. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Входят в моду религиозные образы, которые в трактовке Торвальдсена производят на зрителя несколько леденящее впечатление. Надгробная скульптура позднего классицизма нередко несёт на себе лёгкий налёт сентиментальности.
Поздний, ампирный классицизм, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном, проникнут суховатой патетикой. Особенно ценятся чистота

Слайд 15Архитектура
Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного

зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и

монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Пример британского палладианизма —
лондонский особняк Остерли-парк
(арх. Роберт Адам)

Архитектура Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости,

Слайд 16Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим

венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового

зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

Андреа Палладио.
Вилла Ротонда близ Виченцы

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци.

Слайд 17К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо

стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими

Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.

Вид на церковь Сен-Мадлен с площади Согласия

К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы.

Слайд 18Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом

Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное

впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.

Чарльз Камерон. Проект отделки в Адамовом стиле зелёной столовой Екатерининского дворца.

Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в

Слайд 19Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал

способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов

предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века.

Фрагмент идеального города Арк-э-Сенан (арх. Леду).

Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное

Слайд 20Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы,

оставленных имперским Римом, — таких, как триумфальная арка Септимия Севера и

колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» — ампир. В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель — Джон Нэш).

Вальхалла — повторение афинского Парфенона баварским зодчим Лео фон Кленце.

Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, — таких, как триумфальная арка

Слайд 21Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию

городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все

губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

Мариинский дворец — Законодательное собрание, Санкт-Петербург

Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В

Слайд 22В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с

романтически окрашенной эклектикой, в частности с возвращением интереса к средневековью

и модой на архитектурную неоготику. В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают, соответственно, Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями в духе Парфенона. Во Франции чистота классицизма разбавляется свободными заимствованиями из архитектурного репертуара ренессанса и барокко .

Карл Фридрих Шинкель (1781—1841).

В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой, в частности с возвращением

Слайд 23Литература
Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628), проведший

реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими

представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 1622—1673).

Никола Буало. Бюст работы Ф. Жирардона. Париж, Лувр

Литература Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший

Слайд 24В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра

I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех

штилей», которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие, как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.

М. Ломоносов. Титул издания: «Слово похвальное Петру Великому…». 1755

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха,

Слайд 25Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства

и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому

в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).

В.Л. Боровиковский. Портрет Г.Р. Державина

Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика