Слайд 1ФГБОУ ВО Смоленский государственный медицинский университет
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения
Менеджмент
как система управления деятельностью организации
С. Н. Дехнич
Слайд 21. Основные исторические типы менеджеров
1). На заре капитализма во главе
предприятия стоял директор, а на должность управляющего подбирали человека с
выраженными диктаторскими замашками (менеджер - диктатор). Философия таких руководителей была проста: «Главное есть бизнес!». Рабочий не мог рассуждать.
Слайд 32). Со временем предприниматели поняли, что у рабочих надо стимулировать
интерес к работе. Появился тип менеджера – патерналиста.
Он выполнял как
бы роль главы семьи в коллективе. Философия менеджера – патерналиста: «Быть справедливым, но твердым!».
Большинство рабочих относились к ним положительно.
Слайд 43). Увеличение количества товаров потребовало оборотистых людей для сбыта товаров.
Потребовался
менеджер – маклер. Работа этих менеджеров напоминала работу дипломатов -
он вел «дипломатическую» работу с рабочими и с другими организациями по сбыту товара.
Появился и новый философский принцип: «Делай все возможное, чтобы смягчить недовольство рабочих!».
Слайд 54). Далее маклера сменил менеджер – организатор.
Его философский принцип «Управление
– это искусство, требующее знаний».
Появились и другие функции. Стали
вести общение не только с рабочими, но и их лидерами, лидерами общественно-политических организаций.
Слайд 7Менеджменту дано много определений. Данное слово первоначально означало умение объезжать
лошадей и править ими.
В основе слова лежит английский глагол «to
manage» (управлять), который исходит от латинского «manus» (рука). Термин «менеджмент» буквально означает «руководство людьми».
Слайд 8В современной теории и практике под «менеджментом» понимается процесс руководства
(управления) отдельным работником, группой и рабочим коллективом.
Слайд 9Лисицын Ю. П. предлагает следующее определение:
Менеджмент – искусство управлять интеллектуальными,
финансовыми, сырьевыми, материальными ресурсами в целях наиболее эффективной производственной деятельности.
Слайд 10Менеджер и предприниматель не синонимы.
Кто такой менеджер?
Менеджерами называют специалистов,
которые, используя методы и тактику управления, способствуют достижению организацией определенных
целей.
Слайд 11III. Функции и требования, предъявляемые к современному менеджеру.
Слайд 121. Менеджер-управляющий
1. Эта функция считается изначально присущей менеджеру, он должен
иметь высокую профессиональную подготовку.
2. Управление наделяет менеджера властью, поэтому он
должен быть нравственным человеком (честным, верным своему слову)
Слайд 132. Менеджер - дипломат
1. Должен уметь вести деловой разговор, расширять
деловые связи, разрешать споры.
Слайд 143. Менеджер- лидер
1. Менеджер должен уметь вести за собой людей.
Выделяют
2 компонента лидерства: профессионально - технократические способности и эмоционально –
личностные способности
Слайд 154. Менеджер - воспитатель
1. Быть готовым воспитывать нравственность в своих
подчиненных.
2. Заниматься повышением квалификации сотрудников.
Слайд 165. Менеджер - новатор
1. Постоянно заниматься внедрением новых технологий в
деятельность организации.
Слайд 176. Менеджер - человеческое существо
1. Должен уметь понимать и прощать
ошибки сотрудников.
Не ошибается тот, кто не работает.
Слайд 18В мире утвердились американская и английская система качеств и черт
характера менеджера.
Слайд 19Англия
1. Способность делегировать власть.
2. Коммуникабельность.
3. Доступность.
4. Умение слушать.
5. Авторитетность.
Слайд 206.Компетентность.
7.Техниковооруженность.
8.Честность.
9.Твердость.
10.Заинтересованность в людях.
Слайд 21США
1. Развитость ума.
2. Честность.
3. Логичность.
4. Техниковооруженность.
5. Широта
познаний.
Слайд 226. Перспективность.
7. Коммуникабельность.
8. Цельность характера.
9. Лидерство.
10. Способность делегировать власть.
Слайд 23Но, требования, предъявляемые в настоящее время к менеджерам, в различных
странах различны.
Во Франции считают главными качествами менеджера: «дар божий»
(41%), неординарность (36%), жизненный опыт (10%).
Слайд 24Запросы на менеджера в здравоохранении стали приобретать актуальность к концу
20 века в связи с развитием рыночных отношений в нашей
страны.
Для руководителей ЛПУ встает задача смены роли организатора, которая была типична в условиях централизованного управления, на роль менеджера, управленца.
Слайд 25Роль руководителя ЛПУ как менеджера будет определяться:
1) появлением рынка
рабочей силы, товаров, которые будут продаваться и покупаться;
2) необходимостью взаимодействия
с рыночными структурами;
Слайд 263) взаимодействием с местной властью, которая определяет объем финансирования;
4) необходимостью
достижения запланированных результатов деятельности ЛПУ;
5) необходимостью предвидения проблем, которые могут
возникать в ЛПУ
Слайд 27Управление –
- это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый
для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
Слайд 28Управление возникает тогда, когда происходит объединение людей для совместного выполнения
какой-то деятельности (независимо от количества объединившихся людей).
Слайд 29Цель –
- это результат осознанной деятельности человека или группы людей.
Слайд 30Любая деятельность человека включает в себя 3 основных элемента:
- субъект
– тот, кто имеет интерес, ставит цели и достигает их;
-
объект – тот (или что), кто включается в деятельность в качестве ее предмета;
- способы или технологии деятельности, объединяющих все в единое целое.
Слайд 31
В управленческой деятельности также имеются 3 элемента:
- субъект управления –
тот, кто управляет, (в ЛПУ – администрация);
- объект управления –
те, кем (или чем) управляют;
- технологии в управлении отражают воздействие субъекта на объект управления.
Слайд 32«Организационная структура»
В менеджменте выделяют различные способы воздействия на объект
управления.
Одним из них является «организационная структура».
Слайд 33
«Организационная структура» включает:
1) качество и количество исполнительных структур – составных
элементов.
2) связи между этими элементами.
Слайд 34Составные элементы
В ЛПУ составными элементами являются отделения, диагностические подразделения и
другие вспомогательные структуры.
Слайд 35Связи между составными элементами
- вертикальные (линейные, иерархические) – определяющие отношения
подчинения;
- горизонтальные (функциональные) – предназначенные для согласования действий.
Слайд 36 Как правило, в ЛПУ эти связи существуют одновременно, что определяется
как линейно-функциональные связи.
Слайд 37 В конечном итоге хорошая организационная структура является основой успеха деятельности
всего ЛПУ.
Слайд 38IV. Функции управленческого цикла
Слайд 39
Управленческий цикл содержит в себе 4 функции:
1. Планирование.
2. Организация.
3. Мотивация.
4. Контроль.
Слайд 401. Планирование
Стратегическое планирование в классическом варианте осуществляется в рамках
5 стадий (классическая модель):
Постановка целей. – «К чему мы стремимся?»
Определение
исходных предпосылок (или оценка состояния). – «На каком уровне мы находимся сегодня?»
Слайд 41Выбор стратегии (выявление альтернатив). – «Как нам достичь поставленных целей?»
Разработка
плана (выбор наилучшей альтернативы) – «Как можно воплотить стратегию в
реальность?»
Коррекция плана (ввод и исполнение плана) – «Как лучше скорректировать план?»
Слайд 422. Организация
- это деятельность менеджера (руководителя ЛПУ) по созданию
необходимых условий для эффективного выполнения работы сотрудниками ЛПУ.
Слайд 43Основные виды деятельности менеджера в составе функции «организация»:
1. Разработка организационной
структуры в виде систематизации и распределения видов работ таким образом,
чтобы они выполнялись эффективно.
2. Делегирование полномочий в виде передачи доверия и авторитета сотрудникам.
3. Уточнение взаимоотношений на работе для создания благоприятного психологического климата в коллективе.
Слайд 44Делегирование полномочий
это передача менеджером части своей роли, авторитета, а
также ответственности за достижение определенных результатов сотрудникам.
С делегированием полномочий тесно
связаны понятия: роль, авторитет, ответственность.
Слайд 45 Роль –
перечень видов деятельности, связанных с конкретной должностью
или рабочим местом.
Слайд 46Авторитет –
сумма прав и власти, предоставленных данной должности.
Авторитет подразделяется на
неформальный и формальный.
Слайд 47Неформальный авторитет
– это такой авторитет менеджера, который не описан
и четко не сформулирован, не изложен в должностных инструкциях, но
он реально существует и присущ конкретному человеку (а не должности).
Слайд 48Формальный авторитет – его составляющие изложены в должностных инструкциях (права
и обязанности для конкретной должности).
Формальный авторитет делится на 4 группы:
Слайд 491). Авторитет командования – право менеджера принимать решения, отдавать распоряжения.
2).
Авторитет апробации – право апробировать решения.
Слайд 503). Авторитет понимания и согласия – менеджер имеет право на
согласие или несогласие с предлагаемыми ему советами.
4). Авторитет информированности –менеджер
имеет право на получение специальной информации, необходимой для работы.
Слайд 51Ответственность –
в менеджменте характеризуется как обязанность перед вышестоящим лицом за
исполнение определенной роли.
Слайд 52Принципы делегирования полномочий
1. Принцип ограничения свободы маневра. Полной свободы
действий в составе группы просто не существует. «Чем больше имеет
права свободы один из исполнителей, тем меньше ее для всех».
2. Принцип ограничения контроля – стандарты конечных результатов являются самыми эффективными средствами контроля.
Слайд 53 3. Принцип адекватности авторитета – «передаваемые полномочия должны быть четко
сформулированы и, желательно, изложены в письменном виде».
Слайд 54
4. Принцип персональной ответственности – «Чем больше ответственности зафиксировано за
конкретным лицом, тем с большей эффективностью могут контролироваться полученные результаты».
Менеджер
должен быстро реагировать на ошибки лица, а не целой группы.
Слайд 55 5. Принцип множественности иерархических связей – имеет отрицательное воздействие на
качество работы потому, что: «Чем больше число руководителей, перед которыми
должен отчитываться сотрудник, тем труднее заставить его быть ответственным».
Каждый исполнитель должен подчиняться одному руководителю.
Слайд 56 6. Принцип «хотеть» и «мочь» - основывается на том, что:
«эффект делегирования полномочий и обязанностей пропорционален желанию и компетентности сотрудников.
Слайд 57 7. Принцип непрерывности вовлечения большинства исполнителей в непрерывный процесс решения
возникающих вопросов производства.
Сущностью деятельности менеджера является достижение цели ЛПУ «руками
других людей», т.е. установление трудовой активности работников всех специальностей.
Слайд 58Внешние и внутренние условия жизнедеятельности фирмы
Слайд 59 Внешние и внутренние условия жизнедеятельности фирмы, ЛПУ чрезвычайно разнообразны и
нередко слабо поддаются прогнозированию, особенно в экстремальных ситуациях.
В истории известны
случаи, когда не только мелкие, средние, но и крупные фирмы оказывались на грани катастрофы.
Слайд 60 И чтобы этого не произошло, менеджер обязан заранее предвидеть возникающие
проблемы, и умело разрешать их. А для этого нужно знать
внешние и внутренние факторы, который такие проблемы порождают.
Слайд 61Внешние факторы
1. Экономические: острота конкурентной борьбы, ситуации на валютных
биржах, уровень инфляции.
2. Политические: крупные политические потрясения, война, изменения в
расстановке политических сил, изменения в деятельности государства.
3. Естественные: стихийные бедствия, неурожаи, эпидемии.
4. Технологические: появление новых крупных радикальных технологий.
Слайд 62Внутренние факторы
1. Технологические – связаны с состоянием и эксплуатацией
оборудования.
2. Экономические – с состоянием финансовых дел данного ЛПУ.
3. Естественные
– состояние здоровья сотрудников ЛПУ.
4. Организационные – распределение нагрузки, графиков отпусков, дежурств
5. Личностные –взаимоотношения в коллективе. Они связаны с непредвиденным поведением персонала, действиями влиятельных лиц, инициативами.
Слайд 633. Мотивация
- использование мотивирующих критериев труда для достижения поставленных
целей.
Мотивация необходима для укрепления групповой морали, как мотивирующего инструмента, позволяющего
«сцементировать» группу медработников.
Слайд 64Мотивирующие критерии организации труда по Герцбергу
1. Любые действия должны
быть осмысленными.
2. Большинство людей испытывают радость от работы.
3. Каждый на
своем рабочем месте хочет показать, на что он способен.
Слайд 654. Каждый старается выразить себя в труде, узнать себя, что
он может все сделать.
5. Большинство людей стремятся в процессе труда
приобрести новые знания.
6. Практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как можно улучшить свою работу, ее организацию.
Слайд 667. Сотрудникам не нравится, когда решения (даже если они и
позитивны) об изменениях в их работе и на их рабочих
местах принимаются без их ведома.
8. Работа должна позволять сотруднику ощущать себя «шефом», т.е. должно быть свободное пространство для инициативы.
9. Людям нравится ощущать свою значимость.
Слайд 6710. Каждый стремится к успеху.
11. Успех без признания приводит к
разочарованию.
12. Сотрудники резко реагируют, если полученные ими лучшие результаты приводят
только к тому, что их еще больше нагружают, да если еще это не компенсируется деньгами.
Слайд 6813. Каждому нужна информация о качестве собственного труда.
14. Для всех
контроль со стороны не приятен.
15. По тому, каким способом, в
какой форме и с какой скоростью сотрудники получают информацию, они оценивают какова их реальная значимость в глазах начальства.
Слайд 6910 правил поведения менеджера в общении
1. Признавать друг друга.
2.
Научиться и научить слушать не перебивая.
3. Демонстрировать понимание роли другого.
4.
Выяснять, как другая сторона воспринимает конфликт, как чувствует при этом.
Слайд 705. Четко формулировать предмет обсуждения.
6. Устанавливать и фиксировать общие точки
зрения.
7. Выяснять, что служит причиной разъединения.
8. После выяснения снова описать
содержание конфликта.
9. Искать общее решение.
10. Принять решение во имя общих интересов.
Слайд 71Правила поведения менеджера при подборе кадров
Менеджер должен учитывать, что
при подборе кадров чаще всего делаются одни и те же
повторяющиеся ошибки:
1. Нельзя наказывать людей за то, за что они не несут персональной ответственности.
Слайд 722. Не обвинять подчиненных в ошибках, допущенных их руководителями.
3. При
третьих лицах не обвинять свих сотрудников в допущенных ошибках
4. Не
перекладывать работу одного на другого.
Слайд 735. Не награждать сотрудников за работу, выполненную другими.
6. Не забывать
обращаться за советом к компетентным специалистам.
7. Доверять работу сотрудникам, способным
ее сделать.
8. Учитывать возможность присвоения руководителем достижений подчиненных.
Слайд 749. Не экономить на повышении квалификации.
10. Не допускать, чтобы один
и тот же сотрудник занимался неинтересной работой или работой, не
соответствующей его уровню подготовки и квалификации.
Слайд 7511. Принимая на работу, не обещать заманчивых перспектив, а потом
давать монотонную работу.
12. Всех подчиненных информировать в равной мере.
13. Не
допускать подозрительности и негласного контроля.
Слайд 76Стили руководства
1. Авторитарный стиль
2. Демократический стиль
3. Либеральный стиль
4. Смешанный
стиль
Слайд 771. Методы принятия решений
1. Авторитарный стиль
Единолично
2. Демократический стиль
Советуется с
подчиненными
3. Либеральный стиль
Ждет указаний руководства или решения совещания
4. Смешанный стиль
Исходя
из ситуации единолично или коллегиально
Слайд 782. Способ доведения решения до исполнителей
1. Авторитарный стиль
Приказывает
2. Демократический стиль
Предлагает,
просит
3. Либеральный стиль
Просит, упрашивает
4. Смешанный стиль
Исходя из ситуации приказывает, предлагает,
согласовывает
Слайд 793. Распределение ответственности
1. Авторитарный стиль
Берет на себя
2. Демократический стиль
Распределяет ответственность
согласно переданным полномочиям
3. Либеральный стиль
Снимет с себя всякую ответственность
4. Смешанный
стиль
Обычно распределяет ответственность между собой и подчиненными
Слайд 804. Отношение к инициативе
1. Авторитарный стиль
Подавляет
2. Демократический стиль
Поощряет
3. Либеральный
стиль
Отдает в руки подчиненных
4. Смешанный стиль
Подавляет, если уверен в
своей правоте, поощряет, если нужно решение коллектива.
Слайд 815. Отношение к подбору кадров
1. Авторитарный стиль
Старается избавиться профессионалов,
боится их
2. Демократический стиль
Подбирает деловых работников
3. Либеральный стиль
Подбором кадров не
занимается
4. Смешанный стиль
Подбором кадров занимается нерегулярно.
Слайд 826. Отношение к недостатку знаний
1. Авторитарный стиль
Сам «все знает
и умеет»
2. Демократический стиль
Постоянно повышает свою квалификацию
3. Либеральный стиль
Пополняет
свои знания и поощряет у подчиненных
4. Смешанный стиль
Постоянно повышает свою квалификацию
Слайд 837. Стиль общения
1. Авторитарный стиль
Держит дистанцию, не общителен
2. Демократический
стиль
Любит общение
3. Либеральный стиль
Общается с подчиненными только по их инициативе
4.
Смешанный стиль
Преимущественно коммуникабельный
Слайд 848. Характер отношений с подчиненными
1. Авторитарный стиль
Жесткий, диктуется настроением
2.
Демократический стиль
Ровная манера поведения
3. Либеральный стиль
Покладист
4. Смешанный стиль
Преимущественно
доброжелательный
Слайд 859. Отношение к дисциплине
1. Авторитарный стиль
Приверженец жесткой дисциплины
2. Демократический стиль
Дифференцированный подход к персоналу
3. Либеральный стиль
Терпим к
нарушениям
4. Смешанный стиль
Поддерживает формальную дисциплину, иногда «покрывает нарушения»
Слайд 8610. Отношение к моральному воздействию на подчиненных
1. Авторитарный стиль
Наказание – основной метод стимулирования
2. Демократический стиль
Использует разные виды
наказания и поощрения
3. Либеральный стиль
Чаще использует вознаграждение
4. Смешанный стиль
Использует разные виды наказания и поощрения.
Слайд 87Достоинства и недостатки стилей руководства
1. Авторитарный стиль
Достоинства: Используется в
критических ситуациях, когда нужно «вытащить дело».
Недостатки:
1. Подавление инициативы персонала
2.
Низкая эффективность работы коллектива
3. Неудовлетворенность работой большинством сотрудников.
Слайд 88 2. Демократический стиль
Достоинства:
1. Удовлетворенность работой в данном коллектива.
2. Благоприятные условия
для инициативы сотрудников.
Недостатки:
Непригоден в критических ситуациях, когда нет времени для
дискуссий
Слайд 89 3. Либеральный стиль
Достоинства:
Широкие возможности для индивидуального и коллективного творчества.
Недостатки:
Пассивная роль руководителя может привести к анархии, распаду коллектива.
Слайд 90 4. Смешанный стиль
Достоинства:
Сочетает многие достоинства разных стилей, исходя из
ситуации.
Недостатки:
Практически не имеет их, т.к. используется по ситуации.
Слайд 914. Контроль
Контроль представляет собой функцию менеджмента – как непрерывный
процесс управления. Менеджер должен помнить, что контроль не разовая акция.
Функция
контроля – оказать работникам помощь.
Контроль не должен порождать страх, как у контролируемых, так и у контролирующих.
Слайд 92Правила контроля
1. Контроль не должен сводиться к инцидентам.
2. Тотальный контроль
порождает небрежность.
3. Скрытый контроль вызывает только досаду. Он аморален.
Слайд 93 4. Контролируйте не только любимое отделение.
5. Контроль не должен носить
проформу.
6. Не контролируйте не доверяя.
7. Результаты контроля должны доводиться до
сотрудников.
Слайд 94Этапы контроля:
1. Определение стандартов.
2. Сравнение результатов со стандартами.
3. Действия контролирующего.
Принятие решений.