Слайд 2Тема 2. Модели коммуникационных процессов
Слайд 3План
Модели коммуникационных процессов без обратной связи
Модели коммуникационных процессов с обратной
связью
Слайд 4Вопрос 1. Модели коммуникационных процессов без обратной связи
Слайд 5Модель Аристотеля
ОРАТОР – РЕЧЬ - СЛУШАТЕЛЬ
Слайд 6Модель Гарольда Лассуэла (1948)
Слайд 7Разработана на основе проведения пропаганды в армейских подразделениях во Вторую
Мировую войну
Слайд 8Элементы коммуникационного процесса
Кто?
Что?
По какому каналу?
Кому?
С каким эффектом?
Слайд 9Кто?
Рассматриваются факторы которые открывают и направляют сам акт коммуникации (в
первую очередь это сам коммуникатор)
Слайд 10Что?
Анализ содержания (включаются статистический анализ частоты упоминаний тех или иных
фактов и событий в СМИ)
Слайд 11По какому каналу?
Выявление средств, адекватных характеру передаваемых сообщений и приемлемых
для получателя
Слайд 12Кому?
Анализ аудитории – к решению данной задачи привлекаются социологические службы
Слайд 13С каким эффектом?
Объединяется с анализом аудитории
Привлекаются социологические службы
Слайд 14Модель Шеннона-Уивера
По существу эта модель представляет собой графическую модель Г.
Лассуэла
Основана на аналогии с телефонной связью
Слайд 15Структура модели
Источник – тот, кто делает звонок
Сообщение – передаваемая информация
Телефонный
передатчик – кодирующее устройство, преобразующее звуковые волны в электрические импульсы
Канал
- телефонный провод
Телефонный приемник – 2-ой аппарат – декодер, осуществляющий обратное преобразование электрических импульсов в звуковые волны
Приемник – человек, которому адресовано сообщение
Слайд 17Двухканальная модель коммуникации
Достоинство модели
С ее появлением возникло представление о
скорости и количестве передаваемой информации
Слайд 19Недостатки двухканальной модели
Отражает технические способы коммуникации, человек включается в нее
лишь в качестве источника/ приемника информации
Абстрагируется от содержания, смысла инф-ции,
уделяет внимание только ее кол-ву
Коммуникативный процесс носит однонаправленный характер ,обратная связь отсутствует
Слайд 20Вопрос 2. Модели коммуникационных процессов с обратною связью
Слайд 22Структура процесса
В коммуникативном процессе первоначальная идея («значение») трансформируется в «сообщение»,
которое отправитель затем переводит в «информацию», посылаемому по каналу получателю
Получатель
декодирует «информацию» в «сообщение», которое в свою очередь трансформируется в месте назначения в идею («значение»)
Если между первым и вторым «значениями» есть соответствие, т.е. идея, возникшая в сознании отправителя, соответствует идее, возникшей в сознании получателя, то коммуникация состоялась
Однако, согласно де Флеру полное соответствие является весьма редким
Слайд 24Циркулярная модель коммуникации Осгуда-Шрама
Слайд 25Особенность
Отражена реакция коммуниканта на сообщение источника в виде обратной связи
«Источник»
и «получатель» поочередно меняются ролями, в результате чего коммуникация превращается
в диалог
Слайд 26Сравнение
механистические модели (линейные) нацелены на исследование точности сигналов, достигаемой минимизацией
технических шумов в канале
- в циркулярной модели акцент переноситься на
интерпретацию сообщения
Слайд 28Модель В.П. Морозова
Модель представлена не в технологическом, а в психологическом
смысле
Слайд 29Придерживается схемы Шеннона, в которой любая система коммуникации представляет собой
взаимодействие частей:
источник информации
сигнал, несущий инф-ю в закодированном определенным образом виде
(особенности речи, голоса)
приемник, обладающий свойством декодировать указанную инф-цию (слуховой системы мозга и психики субъекта восприятия)
Слайд 30Особенность модели
Учет роли функциональной ассиметрии мозга человека, являющейся физиологической основой
независимости невербальной функции речи от вербальной
Слайд 31Функции головного мозга в процессе коммуникации
Левое полушарие
Вербальная функция
психики
Правое полушарие
Невербальная функция психики
Слайд 32Особенности
Вербальный (собственно лингвистический канал) и невербальный (экстралингвистический канал) оказываются обособленными
во всех звеньях цепи речевой коммуникации
Но между вербальным и невербальными
каналами наблюдается взаимовлияние (вертикальные стрелки)
Слайд 33Обозначения
ОС1 – система контроля говорящим образования его собственной роли
ОС2 –
система контроля говорящим результата воздействия его речи на слушателя
Слайд 35Модель двухступенчатой коммуникации
П. Лазарсфельд
Б. Берельсон
Г. Годэ
Слайд 36Время усвоения информации
Информация поставляемая СМИ, усваивается аудиторией не сразу, а
спустя некоторое время под влиянием «Лидеров мнений»
Слайд 372 этапа усвоения информации
Информация достигает влиятельных и активных людей –
«Лидеров мнений» - через формальные каналы
«Лидеры» передают послание дальше посредством
прямого контакта с членами своей группы
Слайд 38ЛИДЕР МНЕНИЯ
более чувствителен к информации получаемой по каналам массовой коммуникации
выбирает
из списка предложенных источников практически все
не смотрит фильмы
смотрит общественно-политические программы
ЭТО
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА
«Лидер мнения» для исследования представляет сложность, скорее необходимо обращаться к моделированию «Лидера мнений», т.е. предположить образ того человека, к которому, например, в рекламе могут прислушиваться.
Слайд 39Особенность
Воздействие информации, передаваемой через СМИ, через некоторое время не ослабевает,
а наоборот усиливается
Слайд 40Рядовые члены группы обращаются за разъяснениями к «Лидерам мнений» в
любом случае
Слайд 41Особенности массовой коммуникации
«Отправитель сообщения» - это представитель организации или социального
института
В качестве «принимающей стороны» выступает индивид, как представитель конкретной аудитории
Канал
сообщения – это технологически сложные системы распространения информации
Сообщения М.К. обладают сложной структурой, подготовка которых невозможна без опоры на совр. Технологии
М.К. имеет публичный характер
М.К. контролируется
Контакты передающих и принимающих сторон явл-ся ограниченными
Принимающая и передающая стороны неравноправны
Адресаты сообщений многочисленны
Слайд 42Родственные «медиа» термины
Mediale – середина, сердцевина
Medianus – находящийся посередине
Mediator -
посредник
Слайд 43«Медиа»
Занимает среднее положение
Опосредует взаимодействие отправителя и получателя
Слайд 44Механизм информационного взаимодействия
«масс-медиа-общество»
Медиа – это механизм связи между отправителем и
получателем сообщения
Посредством медиа замыкается цикл информационного обмена, создаются условия для
реализации коммуникации
Слайд 45Сущность информационного взаимодействия
«масс-медиа-общество»
С одной стороны существует объективная реальность
С другой стороны
существует совокупность знаний и представлений об этой реальности
Это и создаётся
благодаря наличию медиа
Слайд 46Вопрос 11
Сущность информационных потребностей и интересов
Слайд 47Потребность
Психическое явление отражения объективной нужды биологического, социального, личностного характера
Слайд 48Интерес
Это форма мотива
Мотив – это пристрастно-эмоционально отраженный предмет, отвечающий потребности
Слайд 49Процесс мотивации
стимул-потребность-мотив-цель-деятельность
Мотив – это опредмеченная потребность
Алексей Николаевич Леонтьев
Поэтому необходимо говорить
о потребностях, которые опредмечиваются интересом
Слайд 50Потребности общества
по М.М. Назарову
Информационная (информирование о жизни)
Социальной связи (интерпретация происходящего,
поддержка норм и отношений, социализация, координация соц. активности)
Обеспечение преемственности (поддержание
доминирующей культуры, узнавание субкультур)
Рекреация (отдых, снижение соц. напряженности), Развлечение
Мобилизация (организация кампаний в связи с актуальными целями)
Слайд 51Потребности индивида по М.М. Назарову
Информационная (получение инф. о ближайшем окружении,
самообразование, инф. Для принятия решения)
Личностная идентификация (подкрепление ценн. ориентаций, инф.
о моделях поведения, понимание самого себя)
Интеграция в общество и общение (помощь в реализации соц. ролей, рефлексия)
Развлечение (эмоц. разрядка, заполнение св. времени, уход от проблем, эстетич. наслаждение, сексуальное возбуждение)
Слайд 52Потребности с точки зрения индивида
Абрахам Маслоу
Слайд 53Вопрос 12
Типы массовых информационных процессов
Слайд 54Массовый информационный процесс - это
отражение объективных условий
синтез различных информационных
потоков (элементы общественного, научного знания, иллюзии, стереотипы, предубеждения, подсознательные влечения,
моральные нормы, идеологические ценности)
объект идеологического и политического толкования и разного рода интерпретаций
процессы, которые имеют свойственные им законы развития и функционирования
существуют во взаимодействии с институционализированными и неинституционализированными источниками информации
Слайд 55Типы инф. процессов
Ненаправленные
Однонаправленные
Двунаправленные
Трехнаправленные
Слайд 56Вопрос 14
Понятие информационного общества. Структура и характеристика информационного потока
Слайд 57Информационное общество
Концепция общества конца XX века
Выдвигает на 1-й план
Снижение зависимости
общества от промышленного производства
Возникновение новых отраслей сферы услуг
Акцент на роли
знания в производстве
Слайд 58Автор концепции информационного общества
Даниэл Белл
«Пришествие постиндустриального общества» (1979 г.)
Слайд 59Основной признак информационного общества
Это - повышение значения высшего образования
Основанные на
знаниях профессиональные группы все более преобладают в рамках классовых структур
Слайд 60Постиндустриальное (информационные) общество
Выступает разновидностью посткапиталистического общества
Это общество, в котором собственники
капитала уступили власть профессиональным менеджерам
Слайд 61Появление в России
PR-специалистов
Это свидетельство предпосылок развития информационного общества
Слайд 62Массовый информационный поток
Циркулирующая в обществе информация. Охватывает массовидные процессы, которые
связаны производством, распространением и потреблением информации, отражающие все сферы жизнедеятельности
общества, и активно используемой различными социальными группами
Слайд 63Характеристика МИП
Большая мобильность (оперативность производства и скорость передачи информации) (1
– радио, 2 – ТВ, 3 – печать)
Тенденция к постоянному
возрастанию информации
Обладает гибкостью и изменчивостью содержания
Обладает избыточностью
Обладает разнообразием видов информации
Слайд 64Признаки МИП
Размах циркуляции в информационном поле
Время циркуляции (жизненный цикл информации
– 3 месяца самый длительный)
Направленность, движение информации к потребителю
Эмоциональная окраска
Способ
и цель производства информации
Слайд 65Структура МИП
Источник информационного потока
Канал информационного потока
Содержание сообщений информационного потока
Аудитория информационного
потока
Эффективность МИП