Слайд 1Высокое Возрождение. Живопись и скульптура Леонардо да Винчи
Слайд 2Итальянское Возрождение входит в новую стадию развития на стыке XV и XVI столетий. Кульминация искусства
(конец XV и первые десятилетия XVI века), преподнесшая миру таких великих мастеров как Рафаэль, Тициан,
Джорджоне и Леонардо да Винчи именуется этапом Высокого Возрождения.
Слайд 3Детство
Дом, в котором жил Леонардо в детстве
Леонардо да Винчи родился
15 апреля 1452 года в Винчи, тосканском городке, расположенном на
холме с тем же названием. Загадки окружают жизнь Леонардо с самого рождения. Он был незаконнорожденным сыном молодого нотариуса Пьеро да Винчи и некоей Катерины, не то крестьянки, не то хозяйки таверны. Нам практически ничего не известно о матери нашего героя, хотя жизнь Пьеро да Винчи достаточно хорошо документирована. Предки Пьеро обосновались в Винчи, по крайней мере, в XIII веке (а может быть, и раньше). Его отец, дед и прадед тоже были нотариусами — причем настолько успешными, что стали землевладельцами и вошли в число состоятельных граждан, так называемых «сеньоров». Этот титул унаследовал и Пьеро.
Слайд 4Леонардо воспитывался в доме Пьеро да Винчи. Известно, что юный
Леонардо отличался крепким телосложением, красотой и пытливым умом. При этом он
получил довольно поверхностное образование — впоследствии художник сожалел, что так и не выучил латынь, а этот язык был в те времена оcновой обучения. Впрочем, уже тогда Леонардо проявлял незаурядные математические способности, прекрасно пел и играл на лире, замечательно рисовал. В возрасте 15 лет он стал подмастерьем у одного из прославленных флорентийских мастеров — Андреа дель Верроккьо (ок. 1435-1488). Здесь он обучался не только живописи, но рисунку, скульптуре, ювелирному делу. Видя способности ученика, Андреа позволил ему принять участие в создании «Крещения Христа», поручив написать фигуру ангела, держащего одежды Христа.
Слайд 5Андреа дель Верроккио. Леонардо да Винчи. Крещение Христа (1470 –
1480). Флоренция . Галерея Уффици.
Слайд 6В 1472—1477 годах Леонардо работал над «Благовещение», «Мадонна с вазой».
Слайд 8Впечатление Вазари
Вазари так описывает впечатление, про изведенное на учителя работой
его ученика:
«...ангел Леонардо оказался много лучше фигур Вероккьо, и это
послужило причиной тому, что Андреа никогда больше уже не захотел прикасаться к краскам, обидевшись на то, что какой-то мальчик превзошел его в умении».
Слайд 9Совпадение интересов педагога и ученика
Верроккьо был не только знаменитым художником и
скульптором итальянского Ренессанса, но и талантливым педагогом. Начинал он как мастер-ювелир, известность
же ему принесли скульптура иживописные работы. Кроме того, Верроккьо почитали как выдающегося инженера. Он с удовольствием занимался со своим новым учеником, радуясь совпадению их интересов. К сожалению, совпадали и их недостатки.
Так, ни учитель, ни ученик не пожелали глубоко изучить фресковую технику. Если бы Леонардо писал фрески традиционным способом, то его великие работы «Тайная вечеря» и «Битва при Ангиари» дошли бы до нас в первозданном виде.
Слайд 10Звание мастера живописи
Звание мастера живописи Леонардо получи 1472 году, но до 1476
года оставался у Верроккьо. Возможно, это было связано с какой-то
совместной работой. 1481 годом датируется первый большой заказ Леонардо. Ему поручили написать картину «Поклонение волхвов» — для алтаря монастыря Сан-Донато. Он так и не закончил ее. Но, работая над образом, Леонардо успел продвинуться достаточно далеко, чтобы о нем заговорили как о новаторе в том, что касается передачи жестов и эмоций. В том же году была начата работа над картиной «Святой Иероним»
Слайд 13Во второй половине 70-х годов
Шло время. В 1472 году Леонардо
закончил курс обучения у Вероккио. В 1478 году он создал
свой первый самостоятельный шедевр — «Мадонну с цветком» (теперь чаще называемую «Мадонна Бенуа»).
Слайд 15Уже задолго до Леонардо мадонна на картинах и в скульптурах
итальянских мастеров перестала быть небесной царицей, держащей на руках спасителя
мира. Она превратилась в молодую мать, которая любуется сыном. Но что бы ни делал Леонардо, он всегда открывал новые, еще неизведанные возможности, как в искусстве, так и в науке. Еще никогда религиозный сюжет не превращался в такой мере в жанровую сцену, как в «Мадонне Бенуа».
Слайд 16Юная флорентийка, милая и обаятельная, одетая по моде последней четверти
XV века, посадила к себе на колени сына. Забавляя его,
она отделила от скромного букетика цветок и протянула ребенку. Младенец схватил одной рукой руку матери,а второй старается взять новый для него предмет. Мать беззаботно смеется, наблюдая за еще неуверенными движениями мальчика. Цветок, вокруг которого сплетаются руки, служит смысловым и математическим центром композиции.
Крестоцвет в руке Мадонны
Слайд 17
Проблемы, волновавшие мастеров на всем протяжении XV века, нашли
свое разрешение в этом небольшом по размеру произведении Леонардо. Безошибочная
передача тел в движении, умение связать фигуры так, чтобы группа воспринималась как нечто единое и внешне и по настроению, тончайшие градации светотени, благодаря которым формы становятся осязательно объемными, передача особенностей разных предметов — волос, тканей, драгоценностей, убедительность настроения — все это говорит о том, что «Мадонна Бенуа» подводит итог длительному пути итальянской живописи.
Слайд 18Переезд из Флоренции в Милан и обратно
Одной из причин, заставивших
Леонардо бросить работу, стал его переезд из Флоренции в Милан
на службу при дворе герцога Лодовико Сфорца, правителя города, получившего из-за своей смуглой кожи прозвище «Моро» (то есть «Мавр»).
В 1482 году, прежде чем переехать в Милан ко двору герцога Лодовико Моро, Леонардо отправил ему письмо, в котором подробно перечислил своему покровителю все, что он умел:
«Я знаю способ делать чрезвычайно легкие и легко переносимые мосты, пригодные для преследования врагов и для бегства от них...»
И так далее по пунктам (их десять) Леонардо излагает свои возможности в области техники. И только в конце прибавляет:
«В мирное время я надеюсь выдержать соревнование со всяким в архитектуре, в постройке зданий... Так же я берусь в скульптуре, в мраморе, бронзе или глине, как и в живописи, выполнить все, что возможно, не хуже всякого желающего помериться со мной».
Однако Леонардо не остановился на достигнутом. Ему суждено было открыть новые горизонты в искусстве, когда он в 1482 году покинул Флоренцию ради Милана, поняв, что родной город не дал возможности по-настоящему раскрыть дарование.
Слайд 19В Милане
Мастер из Винчи думал, что для него таким меценатом
станет властитель Милана — Лодовико Моро, человек грубый, но честолюбивый,
стремившийся закрепить за Миланом положение ведущего центра в системе раздробленной Италии. Как явствует из приведенного в начале нашего рассказа письма, Леонардо в последнюю очередь говорит о себе как о художнике. Действительно, поле его деятельности в Милане было чрезвычайно широко. Он занимался наукой, писал картину для одной из церквей, работал для герцога. Он написал портрет возлюбленной герцога Цецилии Галерани, но главной задачей в области искусства для него было сооружение памятника в честь отца Моро — Франческо Сфорца. К сожалению, до нас дошли только подготовительные рисунки и небольшая группа из бронзы — победитель на коне. Модель памятника погибла во время французского нашествия в начале XVI века - солдаты Людовика XII сделали из нее мишень для стрел.
Слайд 20«Дама с горностаем» (портрет возлюбленной герцога Цецилии Галерани)
Слайд 23Эскизы к конной статуе Франческо Сфорца.
Слайд 24Предположительно так должна была выглядеть конная статуя Франческо Сфорца
Слайд 25Скульптура в Милане. Конь Леонардо
В 2001 году в Милане была
установлена наконец лошадь Леонардо.
Слайд 26В далёком 1482 году герцог Милана Лодовико Сфорца в память
отца Франческо заказал Леонардо да Винчи скульптуру лошадки. Лошадки не
простой, но даже и не золотой. А просто-напросто самой большой. В мире. Что уж там мелочится, как-никак родной батюшка. Леонардо – парень тоже не из скромных, и проект был усложнён необычной и трудно осуществимой композицией с наездником, готовящемся сокрушить распластавшегося на земле врага (а ещё говорят, «лежачего не бьют»). Получив от Сфорца задаток, Да Винчи со свойственной ему ответственностью и старанием принялся за изучение анатомии лошадей в герцогских конюшнях. Зарисовывались отдельные части тела самых красивых экземпляров с пометками вроде «Морель Флорентийский огромен и обладает красивой шеей с довольно красивой головой».
Вздыбленная лошадь более семи метров высотой в то время была колоссальным по сложности замыслом. Как оказалось, даже для Леонардо. Через несколько лет после получения заказа поверженный враг был вычеркнут из планов, а саму лошадь решили опустить на грешную землю на все четыре подковы. В 1493 году на суд восхищенной публики была выставлена глиняная модель в натуральную величину. Натуральную по плану, не по природе-матушке, то есть более семи метров играющих мышц и вьющейся гривы. Оставалась самая малость – залить статую бронзой. Бронзы требовалось около 100 тонн. Которые совсем недавно в наличии были, да сплыли. На пушки для обороны герцогства от французского нашествия под предводительством Людовика XII. Леонардо подобным расточительством оскорбился и удалился в Мантую. А лошадь осталась в замке Сфорца, где вскоре стала мишенью в тренировках по стрельбе у французских солдат, отличавшихся завидной меткостью.
Слайд 27В 1483 году Леонардо получил заказ на создание алтарного образа,
то есть картины, которая помещалась в центре стены над алтарем
и играла роль главного украшения церкви. Леонардо всегда медлил с выполнением работы, нарушал все сроки. Это привело к тому, что первый вариант картины, написанный для церкви Сан Франческо, остался у художника, и позднее он увез его с собой во Францию. Второй, созданный много лет спустя с минимальным участием Леонардо и максимальным — его учеников, находится в настоящее время в лондонской Национальной галерее.
Нас интересует первая версия так называемой «Мадонны в скалах». Традиционным для алтарного образа было изображение Марии с младенцем, восседающим на троне среди святых и ангелов. Леонардо создал нечто необычное, такого еще не бывало.
Слайд 30Его мадонна сидит не на троне, а в странном гроте,
на берегу ручья, поросшего цветами. Поддерживая одной рукой за плечи
маленького Иоанна Крестителя, она простирает руку охраняющим жестом над головой сына, благословляющего Крестителя. С улыбкой, полной скрытого, таинственного смысла, мать смотрит на младенца Христа, и эта улыбка словно отражается на устах красивого ангела, загадочно взирающего на зрителя, в то время как перст его правой руки указует на Иоанна. Так замыкается круг взглядов и жестов, образуя магическую связь общения между прекрасными существами среди величественной природы. Быть может, слова «волшебство», «магия» и звучат несколько банально, но именно они в полной мере выражают впечатление, которое на нас производят многие картины живописца из Винчи.
Кажется странным, что этот человек, обладавший трезвым умом ученого, с такой колдовской силой рассказал о поэтических глубинах человеческой души и природы. До сегодняшнего дня историки искусств не устают вновь и вновь разгадывать смысл творений Леонардо.
Слайд 32Произведение, знаменующее наступление Высокого Возрождения
«Мадонна в скалах» — произведение, знаменующее
наступление Высокого Возрождения - поры высшего подъема итальянского искусства. Основные
принципы Высокого Ренессанса сформулированы в творчестве Леонардо. Художник уже не просто стремится следовать природе «душой и глазами» — принцип мастеров XV столетия, но выбирает из окружающего мира то, что является наиболее существенным, отметая все случайное и второстепенное, обобщая увиденное. Если индивидуальные черты в лице мадонны Бенуа были доведены почти до портретного сходства, то лица Марии и ангела в разбираемой нами картине — это типы, вобравшие в себя представление об идеальной красоте. Сочетание спокойных зеленовато-голубых тонов усиливает впечатление единства, царящего в произведении.
Слайд 33К сожалению, наследие Леонардо-художника невелико: до нас дошло не более
12—14 его работ. Некоторые погибли еще при его жизни. Такова
судьба модели памятника Франческо Сфорца, подготовительного картона к стенной росписи «Битва при Ангиари». Другие хотя и дошли до нас, но в довольно плачевном состоянии. Это относится и к программному произведению мастера — «Тайной вечере».
Слайд 35 Фреска «Тайная вечеря» должна была украсить стену монастыря Санта-Мария
делле Грацие. Работая над ней, Леонардо экспериментировал с составом, призванным,
на его взгляд, защитить картину от сырости. Эксперимент закончился катастрофой — спустя несколько лет после создания фреска начала осыпаться, и теперь, после целого ряда реставраций, представляет собой самые знаменитые руины в истории искусства.
Знаменитой фреске «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи не везло с самого начала. Уже через два десятилетия после завершения она стала терять первоначальный вид. Во-первых, художник применил в работе над ней совершенно новый, неопробованный состав красок и новую технику письма. Новинка оказалась не очень удачной: хотя первоначально краски были удивительно яркими, они скоро начали тускнеть. Во-вторых, для нее было выбрано крайне неудачное место.
...Эту фреску заказали Леонардо — известному уже тогда живописцу из Винчи — монахи доминиканского ордена для трапезной своего монастыря близ только что построенной церкви Сайта Мария делла Грацие в Милане. В 1495 году Леонардо приступил к работе, и через два года заказ был выполнен.
Слайд 36Проводились многочисленные попытки «подлечить» живописную композицию гениального художника, на которой
изображена сцена из евангельской легенды: Христос за трапезой вместе с
двенадцатью апостолами. В XVIII —XIX веках делались попытки отреставрировать творение Леонардо, но особого успеха добиться не удалось. Все они лишь приостанавливали на время разрушение шедевра. В довершение ко всему в 1943 году в трапезную попала бомба. Но особенно большой ущерб был причинен фреске в последнее время в результате отравления в городе воздуха выхлопными газами, в результате под угрозой оказалось само существование «Тайной вечери». Ныне, глядя на нее, кажется, будто расписанная стена задернута марлевой занавеской: до того фреска поблекла.
Слайд 37«Битва при Ангиари» (утраченная фрескафреска)
копия Рубенса с фрески Леонардо Давинчи
Слайд 38«Прекрасная Ферроньера» 1490-е годы, Лувр, Париж
Слайд 391490—1491 — создана «Мадонна Литта»
Слайд 40Рисунок в Лувре
На авторство Леонардо указывает эскиз головы Мадонны, который
хранится в Лувре. Тем не менее многие искусствоведы обращают внимание
на необычные для авторской манеры Леонардо элементы картины, в частности, на неестественную позу младенца. Предполагается, что по крайней мере фигура младенца принадлежит кисти одного из учеников Леонардо, скорее всего — Больтраффио.
Слайд 41Сюжет
На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она
кормит грудью. Фон картины — стена с двумя арочными окнами,
свет из которых падает на зрителя и делает стену более тёмной. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. Сама же фигура Мадонны словно озарена светом, идущим откуда-то спереди. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий её образ. Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребёнок держит щегла.
Яркая образность произведения раскрывается в мелких деталях, которые много рассказывают нам о матери и ребёнке. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. На женщине красная сорочка с широкой горловиной. В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Но правый разрез был торопливо разорван — верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент.
Слайд 43
Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о
месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. От работы
над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари».Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
Слайд 44Согласно Джорджо Вазари (1511—1574), автору биографий итальянских художников, который написал
о Леонардо в 1550 году, 31 год спустя после его
смерти, Мона Лиза (сокр. от мадонна Лиза) была женой флорентийца по имени Франческо дель Джокондо ,на чей портрет Леонардо потратил 4 года, всё же оставив его неоконченным.
Слайд 45Согласно одной из выдвигавшихся версий, «Мона Лиза» — автопортрет художника.
Слайд 46«Мона Лиза» Леонардо стала водоразделом в истории мирового искусства. Эта
картина открыла новую эру реалистического портрета. Как правило, портреты в
Италии XV века писались в профиль и были довольно формальными, во многом повторяя чеканку римских монет.
Долгое время заказать свой портрет могли очень богатые и знатные люди, которые хотели видеть себя на портрете не столько узнаваемыми, сколько властными. Однако уже в том же XV веке портреты стали заказывать и богатые купцы. Новые заказчики, напротив, требовали портретного сходства.
Умение Леонардо создавать портреты с наибольшей силой воплощено в «Мона Лизе», обозначившей переход от формального портрета раннего Ренессанса к более реалистичному портрету эпохи Высокого Возрождения.
Слайд 47 Все картины Леонардо (за исключением выполненных на стене) написаны
на деревянных досках, которые являлись обычной в те времена «основой»
(холст в этом качестве тогда был еще большой редкостью). Именно на доске Леонардо написал на заказ два своих самых чарующих портрета -«Портрет музыканта», 1485 и -«Портрет Джиневры де Бенчи», 1474.
Слайд 49«Портрет Джиневры де Бенчи», 1474.
Слайд 50Набросок рук из Виндзорского замка, считающийся подготовительным к «Джиневре Бенчи»
Слайд 51Реконструкция возможного первоначального вида картины
Слайд 52«Святая Анна и Мария с младенцем Христом», 1508-1510
Слайд 55 В 1513—1516 годах Леонардо жил в Бельведере и работал
над картиной «Иоанн Креститель»
Слайд 56Глухой фон, лишенный пейзажа, столь характерного для работ эпохи Возрождения
вообще, целиком концентрирует внимание зрителя на фигуре Иоанна Крестителя, которую
обволакивает доведённое до совершенства тающее сфумато.
Изображение святого снабжено традиционной атрибутикой: тонкий тростниковый крест, длинные волосы, одежды из шерсти. Пересечение диагоналей корпуса тела и правой руки усиливает мотив креста, который едва заметно написан художником.
Традиционным для изображений Иоанна Крестителя считается и жест правой руки, направленный вверх. Впрочем, этот жест в определенном смысле является традиционным и для творчества Леонардо, его можно обнаружить в ряде законченных произведений («Тайная вечеря», «Мадонна в скалах», «Мадонна с Младенцем» (1510) и др.), а также набросков.
Слайд 59Единственная сохранившаяся скульптурная работа Леонардо да Винчи
Слайд 60В 1508 г. великий художник, ученый и инженер Леонардо да
Винчи создал восковую фигуру всадника на лошади, которая, как считалось,
была задумана в качестве модели для более крупной скульптуры. Однако гений итальянского Возрождения умер до того, как скульптуру смогли отлить в металле, а модель таинственным образом исчезла из поля зрения на несколько столетий. И, тем не менее, после усердных поисков статуэтку нашли, и бронзовая фигура лошади с всадником, наконец, предстала пред взором общественности.
Слайд 61Отличительная особенность культуры Высокого Возрождения
Отличительной особенностью культуры Высокого Возрождения было
необычайное расширение общественного кругозора ее создателей, масштабность их представлений о
мире и космосе. Меняется взгляд на человека и его отношение к миру. Сам тип художника, его мировоззрение, положение в обществе решительно отличаются от того, которое занимали мастера 15 века, еще во многом связанные с сословием ремесленников. Художники Высокого Возрождения — не только люди огромной культуры, но творческие личности, свободные от рамок цехового устоя, заставляющие считаться со своими замыслами представителей правящих классов.