Слайд 1ФГБОУ ВПО «НГУ им. П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»
Санкт-петербург,
2019
КОРШУНОВА ОЛЬГА ВАЛЕНТИНОВНА
К.ПС.Н., Доцент кафедры психологии
НГУ им. П.Ф. Лесгафта,
Санкт-Петербург
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ»
Слайд 2План:
1.Понятие психологического сопровождения в спорте.
2. Психологическая помощь в преодолении неблагоприятных
психических состояний.
3. Особенности мотивационной сферы юных спортсменов.
4.Общение в системе тренер-спортсмен.
Слайд 31. Психологическое сопровождение в спорте:
система общих и частных технологий психологической
помощи спортсмену, а также особенностей их применения на каждом из
этапов спортивной карьеры, начиная от начала спортивной специализации и заканчивая уходом из спорта и переходом к другой карьере
(Н.Б. Стамбулова, 1999).
Основные направления психологической помощи:
1) в тренировочном процессе;
2) в соревнованиях;
3) в решение различных проблем спортивной карьеры (преодоление кризисов: кризис отношений, кризис неудачи и др.);
4) решение важных жизненных проблем (сочетание спорта и других сфер жизни).
СПОСОБЫ: психодиагностика, психологическое консультирование, психологическая подготовка (общая, специальная) и др.
УСЛОВИЯ: учет вида спорта, учет вида спорта, учет возраста, пола, и индивидуально-психологических особенностей, учет этапа СК.
Слайд 4 Модельные характеристики личности спортсмена
(по Л.К. Серовой):
Слайд 52. Психологическая помощь в преодолении неблагоприятных психических состояний
1. ПС –
представляет собой целостное проявление (реакцию) человека в той или иной
ситуации.
2.ПС- целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, связанная с определенной динамикой психических процессов и психофизиологических функций и отражающая реакцию человека на воздействие факторов внешней и внутренней среды.
Виды состояний. По источнику: реактивные (эмоциональные), активные (интеллектуальные и волевые). По эмоциональному тону: положительные, отрицательные, амбивалентные.
По психическому тонусу: стенические, астенические.
Психическое состояние влияет на эффективность спортивной деятельности через:
функционирование психических процессов (память, внимание и.т.д.) ;
функционирование психомоторики (психическая активность выраженная в действии).
Наибольшая результативность индивидуальной деятельности достигается в «зоне оптимального функционирования», т.е. при оптимальных и индивидуальных для конкретного спортсмена уровнях психического напряжения в различных ситуациях тренировки и соревнований.
Слайд 8Факторы влияющие на предстартовые состояния:
Значимость соревнования. Самооценка подготовленности.
Состав участников. Организация
соревнований. Поведение окружающих. Ритуалы предсоревновательного поведения.
Психологический климат в команде. Владение
способами саморегуляции. Организация свободного времени.
Индивидуально-психологические особенности (психические свойства: тип НС и тд.) др.
Неблагоприятные предстартовые состояния возникают у спортсменов в 46 % случаев в последний час перед стартом. Однако, возможно и более раннее их возникновение: за 2 – 5 часов до старта, за день до старта. Время возникновения неблагоприятного состояния обусловлено как индивидуально-психологическими особенностями спортсмена, так и внешними факторами, независящими от него, но имеющими для него значимость
Слайд 9Компоненты психических
предстартовых состояний:
1. Физический- телесные ощущения, восприятие движений, спортивной
техники, мышечные и внутренние ощущения и др.
2. Когнитивный – доминирующие
мысли, тактические размышления, воображение и представление хода соревнований, состояние психических процессов.
3. Эмоционально-волевой – доминирующее настроение, уровень эмоционального возбуждения. Переживание эмоций и чувств, переживание желания соревноваться.
Слайд 10Под психорегуляцией понимается система мероприятий, направленных на изменение у спортсмена
психического состояния, необходимого для успешного осуществления деятельности.
Психическая саморегуляция –
это воздействие спортсмена на самого себя с помощью слов, соответствующих мысленных образов, представлений и воображения.
Самоубеждение – это способ воздействия на себя с помощью логических доводов. Самовнушение – это беспрекословная вера, способная действовать на сознание как бы в обход логики.
Гетерорегуляция – это воздействие на спортсмена со стороны (тренер, психолог, врач).
Слайд 11Приемы регуляции психических состояний спортсмена.
Регуляция предрабочих или послерабочих:
Варьирование целеполагания (Учимся
ставить цели: Я-хочу…..).
Изменение направленности сознания (переключение, отклонение и др.).
Контроль и
регуляция соматических и вегетативных проявлений эмоций (тонуса мышц, дыхания и т.п.).
Разрядка.
Комплексные методы (аутогенная тренировка, психорегулирующая, психомышечная тренировка и др.).
Собственно рабочих (преимущественно волевых состояний):
Приемы самоорганизации волевого усилия (контроль за техникой, дыханием, расслаблением мышц и др.).
Приемы самомобилизации волевого усилия (самоубеждение, самовнушение, самоприказы).
Слайд 12Контроль выполнение специальных дыхательных упражнений.
Ритмичное дыхание:
на счет 1-2-3-4-вдох
на счет
1-2-3-4-задержка дыхания
на счет 1-2-3-4-выдох
на счет 1-2-3-4-задержка дыхания
Дыхание активизирующее:
-Первая серия
вдох через нос выдох резко через рот (на 7 счетов)
Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела. При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук. Делаем 4 кратких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно – через рот или нос. После серии вдохов отдыхаем 3-5 секунд, после – еще серия из 4 вдохов.
Всего их надо сделать 96 (в методике это количество носит название «сотни»): всего 24 раза по 4 вдоха.
Слайд 13
Визуализация – воображение приятных спокойных картинок, а может быть как
вхождение в ресурсное состояние.
Оживление образа: от образа здесь и
сейчас к образу соревнования (10-15 сек. на каждое).
Изменение направления сознания (внимания).
Самовнушение- (аутосуггестия)- процесс внушения самому себе.
-Позитивное внушение: я-верю в достижимость моей цели! Я –спокоен!
Слайд 14 Психотехнические игры и упражнения являются «универсальным» психологическим инструментом тренера
в работе со спортсменами младшего школьного, подросткового и юношеского возраста:
могут способствовать развитию показателей основных познавательных процессов, способности к саморегуляции неблагоприятных психических состояний, налаживанию, поддержанию и коррекции межличностных отношений в команде (спортивной группе) при систематическом применении, а также могут решать задачу снижения субъективного состояния усталости и формирования и поддержания мотивации спортсменов (Е.Е. Хвацкая,
Слайд 15 Авторское упражнение для развития уверенности и самооценки (Е.Е.Хвацкая, 2004).
Индивидуальный
вариант (на примере тенниса): «На соревнованиях все спортсмены «сильные». Сравнение
себя с другими не имеет никакой пользы, т.к. ты не может влиять на уровень их мастерства. Конечно, знать, как играет твой противник, как подает, как принимает, какие удары чаще использует - это неплохо. Но важнее относиться к себе как к сильной спортсменке . Дай 10 (лучше 15) ответов, чтобы закончить предложение: «Я сильная спортсменка , потому что ...». Желательно эти ответы зафиксировать, рекомендовать к выполнению (проговариванию) сначала два-три раза в неделю перед сном, а также в предсоревновательных ситуациях.
Групповой вариант: в целом то же, только другие по очереди заканчивают предложение «Оля (Маша и пр.) - сильная спортсменка потому что.». Участие тренера в данном варианте желательно, т.к. оценка значимого взрослого влияет на самооценку спортсмена, и чем младше спортсмен, тем в большей степени.
Слайд 16Метод прогрессивной мышечной релаксации для детей упражнение «превращение пальцев ног
в спагетти».
Рекомендации по регуляции уровня возбуждения и снятию стресса
у детей:
• используйте конкретный и естественный метод (например, маленький «ящик стресса», в который дети могут «положить» все свои тревоги);
• используйте простые методы (например, представьте переключение телеканалов как способ изменения собственного поля внимания);
• при выполнении одного и того же упражнения используйте различные подходы;
• обеспечьте индивидуальный подход к интересам детей;
• всегда оставайтесь оптимистом и сохраняйте положительное отношение к себе;
• используйте модели ролей (например, скажите детям, что известные спортсмены использует метод положительной внутренней речи).
Обращайте внимание на усвоение и отработку умений и навыков. Очень важно поощрять и стимулировать правильные технические действия независимо от результата.
Молодые спортсмены должны видеть улучшение своих физических качеств. Используйте разнообразные виды физической активности и разнообразные упражнения. Ваши инструкции должны
быть простыми и лаконичными. Широко используйте демонстрацию выполнения различных элементов под разными углами.
Видоизменяйте виды деятельности. Главная цель состоит в том, чтобы дети испытывали успех
ПОМНИТЕ!!!!!: Общие указания типа «расслабься» или «ты можешь это сделать» для снятия стресса малоэффективны.
Слайд 17Практическая работа:
1.Экспресс Диагностика эмоционального состояния спортсменов с помощью методики «Цветового
теста Люшера» в модифицикации Л. Ясюковой.
Слайд 181. Величина ВК определяется по формуле
18 - Крас. -Желт.
18 -
Син. - Зелен.
Оценки ВК изменяются в диапазоне от 0,2 до
5 баллов.
II зона - Хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка, требуется их существенное снижение. Обычно постоянное переутомление связано с наличием (и обострением) хронических заболеваний (почечной, сердечной, легочной недостаточности и др.). Общая ослабленность организма обычно проявляется в его низкой сопротивляемости инфекциям, что приводит к частым простудным заболеваниям.
III зона - Компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха ребенка.
IV зона - Оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют его возможностям. Образ жизни ребенка позволяет ему полностью восстанавливать затраченную энергию.
V зона - Перевозбуждение. Чаще всего, является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, а не в оптимальном для него режиме, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, иногда необходимо и снижение нагрузок.
1. ВК - 0-0,5 0,51-0,91 0,92-1,9 2-5
2. СО - 20 18-10 8-0 -
2. Значения СО располагаются в диапазоне от 0 до 32 баллов
Красный 1 Желтый 2 Зеленый 3 Фиолетовый 4 Синий 5 Коричневый 6 Серый 7 Черный 8
II зона - Преобладание отрицательных эмоций. Доминируют плохое настроение и неприятные переживания, причину которых необходимо выяснить. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно.
III зона - Эмоциональное состояние в норме. Ребенок может и радоваться, и печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает нормально.
IV зона - Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично
Слайд 19Формы страха по Е.П. Ильину (1989).
Е.П. Ильин (1989) выделяет три формы страха.
1. Самая первая это астеническая реакция. Данное явление проявляется в оцепенении, дрожи, нецелесообразных действиях и поступках. А развивается это реакция по механизму пассивно-оборонительного рефлекса.
2. Следующей формой страха, автор выделил панику. Она может захватить не только одного человека, но и всю команду.
3. Последний, третий вид страха является боевое возбуждение. Данное явление для человека окрашивается неким положительным моментом. Происходит смешивание страха с получением удовольствия от данного действия.
Величина и направленность вегетативных изменений у спортсмена зависит от того, насколько у него развиты самообладание и смелость. У тех спортсменов, которые постоянно «прячутся» от проблем и бегут, т.е. трусят, пульс при опасной ситуации может не повыситься, а наоборот, снизится. Так же было подмечено следующая особенность. У более смелых ребят перед повторным выполнением упражнения, пульс снижается, а у трусливых он наоборот начинает повышаться (Ильин Е. П.,2008).
Слайд 20 Единство диагностики и коррекции.
Проективная методика: Рисунок на тему
«На
тренировке я обычно боюсь»
Рисуем страх.
Делаем страх смешным.
Слайд 21Копинг-стратегии для детей младшего школьного возраста
(И.М.Никольская и Р.М. Грановская)
Наиболее
эффективные:
1. Сон.
2. Рисовать, писать, читать.
3.Просить прощение, говорить правду.
4.Обнимать, прижимать (родитель,
игрушка).
5. Гулять, бегать, кататься на велосипеде.
6. Стараться расслабиться, оставаться спокойным
7. Смотреть телевизор, слушать музыку.
8. Играть во что-нибудь.
9.Остаюсь сам по себе один.
10.Мечтаю, представляю о себе что-нибудь.
11. Молюсь.
Не очень эффективные:
Бью, ломаю, ем, кусаю ногти, думаю об этом, плачу и т.д.
Слайд 22
3. Особенности мотивационной сферы юных спортсменов.
Основные понятия.
Психологическая структура деятельности:
Мотивация (потребность,
мотив цель)-Средства (способы (ИСД), условия (объективные, субъективные))-Результат (в узком и
широком смысле).
Мотивация – система мотивов, которыми руководствуется человек в своей жизни и деятельности, это отношение личности к своей деятельности и ее целям.
1.Потребность- нужда в чем-либо , которая создает внутреннее напряжение.
Классификация потребностей (А. Маслоу):
1.Физиологические (голод, жажда).
2. Потребность в безопасности.
3. Потребность в любви и дружбе.
4. Потребность самоуважения.
5. Потребность самоактуализации.
2. Поисковая активность.
3. Мотив – побуждение к определенной деятельности, фон на котором реализуется мотивация.
Мотивы как состояния, и как свойства (устойчивые черты личности, характерные для того или иного периода жизни человека).
4. Борьба мотивов.
Мотивационная сфера личности: потребности, интересы, уровень притязаний, стремления, влечения, стереотипы поведения, социальные роли, социальные нормы, правила, жизненные ценности.
Слайд 23Этапность спортивной деятельности (по Е. П. Ильину, 1980)
Слайд 24Классификация А.Ц. Пуни (в зависимости от этапа занятия спортом).
Основной мотив
– это мотив достижения успеха!
Слайд 25Соотношения мотивации и результативности деятельности.
Слайд 26В спортивной мотивации выделяется два направления: тренировочная и соревновательная мотивация.
Преобладание той или иной направленности мотивации зависит от ряда личностных
качеств спортсмена и оказывает существенное влияние на спортивные достижения спортсмена. На начальном этапе занятий спортом преобладает тренировочная мотивация.
Слайд 27Уровни личностной готовности юных спортсменов.
Слайд 28Практическая работа:
МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ ПОДРОСТКОВ (А. А. Моисеева, Т. В.
Огородова ) .
Г.Д. Бабушкин « Мотивация занятия спортом» с 7лет.
Е.Е.
Хвацкая «Мотивация Занятия спортом» с 7 лет.
Лозовая Г.В. «Мотивация занятия спортом» с 11 лет.
А.Е. Ловягина «Градусник – мотивы занятия спортом» с 7 лет.
Слайд 29Упражнение «Цель»
Цель. Повышение стрессоустойчивости, стрессовой толерантности.
Содержание. Каждый участник получает бланк,
где фиксирует цель, достижение которой является для него актуальным в
настоящее время. Далее работа проходит в парах.
Участники по очереди рассказывают друг другу о своих целях.
Правила формулирования цели:
1. Реалистичность.
2. Эмоциональная привлекательность.
3. Личностная значимость.
4. Позитивная формулировка.
5. Экологическая проверка.
Моя цель:
Вознаграждение:
Наказание:
Группа поддержки/контроля:
Дата первого шага:
Дата окончания:
Подпись:
Слайд 301. Ставить конкретные цели.
2. Трудные, но реальные цели.
3.
Долгосрочные и краткосрочные цели.
4. Цели, направленные на повышение уровня
физической подготовки.
5. Записывать (регистрировать) эти цели.
6. Разрабатывать стратегии их достижения.
7. Учитывать личностные особенности занимающихся.
8. Обеспечивать поддержку в определении цели.
9. Обеспечивать оценку целей.
Слайд 31 4.Общение в системе тренер-спортсмен.
Общение - сложный, многоплановый процесс
установления и
развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в
совместной
деятельности и включающий в себя обмен информацией,
выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и
понимание людьми друг друга.
Структура общения:
1.Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;
2.Интерактивная – в организации взаимодействия между людьми, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями;
3.Перцептивная сторона общения заключается в процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установлении на этой основе взаимопонимания.
Слайд 33 Использовать в общении следующие приемы:
Развитие навыков эффективного общения: «
Ты высказывание /Я- высказывание»:
- Ты думаешь только о себе/ У
меня есть ощущение, что нам надо поговорить;
- Ты ведешь себя как слон в посудной лавке/ Мне не нравиться как ты поступаешь с вещами, и т.д.
От «формулы не успеха» к «формуле успеха»:
- Этого я не могу сделать – Это я возьму в свои
руки;
-Я не могу сосредоточиться – Я могу
сосредоточиться когда хочу, а сейчас я хочу;
- Мне не везет – Каждый человек кузнец своего
счастья.
Слайд 34Методика исследования отношений между спортсменом и тренером
(ю. Л. Ханин,
а. В. Стамбулов)
1. Тренер умеет точно предсказать результаты своих учеников.
2. Мне трудно ладить с тренером.
3. Тренер – справедливый человек.
4. Тренер умело подводит меня к соревнованиям.
5. Тренеру явно не хватает чуткости в отношении с людьми.
6. Слово тренера для меня закон.
7. Тренер тщательно планирует тренировочную работу со мной.
8. Я вполне доволен тренером.
9. Тренер недостаточно требователен ко мне.
10. Тренер всегда может дать разумный совет.
11. Я полностью доверяю тренеру.
12. Оценка тренера очень важна для меня.
13. Тренер в основном работает по шаблону.
14. Работать с тренером – одно удовольствие.
15. Тренер уделяет мне мало внимания.
16. Тренер, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей.
17. Тренер плохо чувствует мое настроение.
18. Тренер всегда выслушивает мое мнение.
19. У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применит тренер.
20. Я не стану делиться с тренером своими мыслями
21. Тренер наказывает меня за малейший проступок.
22.Тренер хорошо знает мои слабые и сильные стороны.
23. Я хотел бы стать похожим на тренера.
24. У нас с тренером чисто деловые отношения.
Шкала включает 24 вопроса, выявляющих отношение спортсмена к тренеру по трем параметрам (по 8 вопросов): гностическому, эмоциональному и поведенческому.
Гностический параметр выявляет уровень компетентности тренера как специалиста с точки зрения спортсмена.
Эмоциональный параметр определяет, насколько тренер симпатичен спортсмену как личность.
Поведенческий – показывает, как складывается реальное взаимодействие тренера и спортсмена .
Слайд 35Упражнение «Круг совершенства» (Андреас, 2000)
Цель. Развитие чувства уверенности в тревожной
ситуации, связанной с будущими событиями, развитие ресурсов личности.
1. Вновь переживите
чувство уверенности в себе. Мысленно вернитесь в то время,
когда вы чувствовали себя полностью уверенным в собственных силах. Вновь переживите эти минуты, увидьте то, что вы видели тогда. Услышьте то, что слышали тогда, займите ту же позу, делайте те же жесты. Полностью сконцентрируйтесь на чувстве уверенности — это гарантия того, что упражнение даст результаты.
2. Круг совершенства. Когда вы почувствуете растущую уверенность в себе, представьте круг, расположенный на полу у ваших ног. Какого он цвета? Может быть, вы хотели, чтобы он издавал какой-либо звук, свидетельствующий о его силе? Не торопите себя, важно, чтобы ваш круг действительно ассоциировался у вас с чувством уверенности. Когда вас переполнит чувство уверенности в себе, выйдите из круга, оставив свою уверенность внутри окружности.
3. Выбор сигнала к началу. Подумайте о ситуациях из будущего, в которых вы также желали бы быть уверенным в себе. Увидьте и услышьте, что будет за минуту до того, когда вы почувствуете себя уверенно. Сигналом к началу может стать объявляющий о вашем выступлении.
4. Соединение. Когда сигналы станут выразительными, вновь войдите в круг и почувствуйте уверенность в себе. Представьте, что ситуация из будущего развивается, когда вы имеете полный доступ к уверенности в своих силах.
5. Проверьте результаты. Вновь выйдите из круга, оставив в нем чувство уверенности. Еще раз подумайте о предстоящем событии. Обратите внимание на то, что вы автоматически вспомните чувство уверенности в себе. Это значит, что вы уже запрограммированы на приближающуюся ситуацию.
Обсуждение.
Слайд 36
Спасибо за внимание.
korshynova-olga@mail.ru
Слайд 371. словесные воздействия:
– переключение мыслей на технику действия, а не
на результат;
– переключение мыслей и внимания на образы и явления,
вызывающие положительные эмоции (картины природы, приятные люди, радостные события и другое);
– самоубеждение, направленное на успокоение: «Я хорошо подготовлен»,
«Соперник не так уж силен»;
– самоприказы: «Успокойся», «Не волнуйся», «Возьми себя в руки» и другие;
2. приемы, связанные с использованием поз, движений и внешних воздействий, направленные на снижение уровня возбуждения:
– задержка движений, характерных для человека в возбужденном состоянии;
– регуляция дыхания изменением интервалов вдоха и выдоха, задержкой
дыхания, замедлением или ускорением вдоха и выдоха, их глубины;
– последовательное расслабление основных и локальных групп мышц;
– чередование напряжения и расслабления отдельных групп мышц;
– успокаивающие приемы массажа (легкое поглаживание, потряхивание).
Для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации перед матчем применяются следующие методы:
Слайд 381.словестные воздействия:
– концентрация мыслей на выполнение конкретных технических приемов,
достижение желаемого
результата, победы;
– настройка на реализацию своего уровня технико-тактической подготовленности и
физических возможностей;
– создание представлений о преимуществах над командой соперника;
– самоприказы: «Отдай все и выиграй», «Мобилизуйся», «Я должен» и другие;
2. приемы, связанные с использованием поз, движений и внешних воздействий, направленные на повышение уровня возбуждения:
– использование «тонизирующих» движений;
– регуляция дыхания применением кратковременной гипервентиляции;
– использование элементов разминки;
– возбуждающие приемы массажа (поколачивание, разминание, растирание)