Слайд 1ФГОБУ ВПО «Гжельский государственный художественно-промышленный институт»
Лекция 7 «Расстановка и адаптация
персонала»
(2 часа)
Основы управления персоналом
Профессор кафедры «Теории и организации управления»
– д.э.н., проф. Харитонова Н. А.
Москва - 2011
Слайд 2Тема 7. Расстановка и адаптация персонала
Особенности расстановки персонала организации
Норма управляемости
Согласование
профессиональных требований деятельности и личных качеств работника
Понятие, типы, цели, этапы
адаптации персонала
Система наставничества (кураторства)
Слайд 31. Особенности расстановки персонала организации
Расстановка персонала – рациональное распределение работников
организации по структурным подразделениям в соответствии с требованиями производственной необходимости
и их деловыми качествами
Расстановку персонала целесообразно осуществлять опираясь на штатное расписание – документ, в котором отражена организационная структура, приведен перечень должностей с учетом подчиненности, число штатных единиц на каждой должности, указаны разряд и оклад
Грамотная расстановка персонала обеспечивает слаженную деятельность коллектива при равномерной и эффективной загрузке каждого работника
Слайд 4Факторы, влияющие на расстановку персонала
Организационная структура
Норма управляемости
Движение кадров (предполагаемые перемещения
и увольнения)
Рациональное использование трудовых ресурсов
Планирование служебной карьеры
Условия оплаты труда
Соответствие личных
качеств работников профессиональным требованиям
Индивидуальный стиль деятельности работников
Совместимость работников
Слайд 5
2. Норма управляемости
Норма управляемости – допустимое число исполнителей, подчиненных одному
руководителю
При несбалансированности норм управляемости могут возникнуть проблемы организационного характера.
Превышение
норм управляемости - рост управленческих обязанностей руководителя, что ослабляет контроль за работой подчиненных, затрудняет оценку труда подчиненных, выявление допущенных ими просчетов.
Снижение норм управляемости – увеличение управленческих уровней, излишняя централизация, рост административных расходов
Слайд 6Методы определения норм управляемости
Опытно-статистический – основан на способе аналогий
(сравнивают с аналогичной организацией или подразделением). Традиционная норма управляемости –
7-15 подчиненных у одного руководителя
Расчетно-аналитический – объективное определение норм управляемости по результатам анализа следующих параметров:
- характер работы – обратная зависимость
территориальная удаленность работ – обратная зависимость
стабильность организации – прямая зависимость
уровень подготовки подчиненных – прямая зависимость
объем передаваемой информации – обратная зависимость
профессионализм руководителя – прямая зависимость
потребность в личных контактах – обратная зависимость
число взаимосвязей – обратная зависимость
Слайд 7Общее число взаимосвязей «C» в подразделении определяется следующей формулой
где N
– число подчиненных у руководителя подразделения, т.е. норма управляемости
Слайд 8Виды контролируемых взаимосвязей
Прямые – взаимоотношения руководителя с отдельными работниками
Групповые (общие
взаимоотношения)
Перекрестные (взаимоотношения между подчиненными)
Слайд 9
3. Согласование профессиональных требований деятельности и личных качеств работника
Расстановка персонала
должна осуществляться в соответствии с требованиями производственной необходимости и деловыми
качествами работника, что не всегда может быть обеспечено изначально!
Слайд 10Способы согласования профессиональных требований деятельности и личностных качеств работника
Профессиональный отбор
– «человек для работы» - наем работника осуществляется при полном
соответствии личных качеств профессиональной деятельности
Индивидуальный подход – «работа для человека» - создание специальных условий работы под индивидуальные качества сотрудника (как правило, для ключевого сотрудника)
Индивидуальный стиль деятельности – «компромисс работы и человека» - сотрудник с конкретными личными качествами подстраивается под определенный вид деятельности
Слайд 114. Понятие, типы, цели, этапы адаптации персонала
Адаптация персонала – активное
приспособление работника к новой рабочей среде, в процессе которого происходит
взаимное согласование требований и ожиданий обеих сторон
Основа возможности адаптации персонала – постепенное вхождение работника в новые профессиональные, экономические и социально-психологические условия труда
Слайд 12Типы адаптации персонала
Профессиональная – приспособление к профессиональным обязанностям в
данной профессии
Социально-психологическая – приспособление к нормам взаимоотношений в коллективе
Экономическая –
приспособление к системе стимулирования в организации
Бытовая – приспособление к санитарно-гигиеническим условиям труда и особенностям рабочего места
Различают первичную адаптации (молодой сотрудник) и вторичную (опытный, но поменявший место работы)
Слайд 13Цели адаптации
Сокращение стартовых издержек организации
Снижение степени тревожности и неопределенности у
новых работников
Экономия времени руководителя и новых работников
Система адаптации персонала, разработанная
с позиции взаимодействующего подхода, предполагает активные действия и обратную связь от новых работников, что уменьшает число ошибок в период испытательного срока и сокращение срока адаптации
Слайд 14Этапы процесса адаптации
Оценка уровня подготовленности нового сотрудника для разработки наиболее
эффективной программы адаптации
Ориентация – практическое знакомство нового работника с рабочими
обязанностями и условиями труда – введение в должность
Действенная адаптация – приспособление нового работника к своему статусу и обязанностям и коллективу, активное включение в процесс межличностных отношений
Функционирование – самостоятельная работа нового сотрудника – завершает процесс адаптации (для первичной адаптации – 1-1,5 года
Слайд 15Общая программа адаптации сотрудника – ознакомление со следующими вопросами
Общее представление
об организации
Организационная структура
Корпоративная культура
Кадровая политика
Правила внутреннего распорядка
Система стимулирования, формы и
принципы оплаты труда, льготы
Охрана и условия труда, техника безопасности
Слайд 16Специальная программа адаптации сотрудника – ознакомление со следующими вопросами
Представление коллективу,
введение в рабочую группу
Составление индивидуального адаптационного плана
Информирование о функциях подразделения,
объяснение задач и требований к качеству работы
Профессиональный инструктаж: ознакомление с рабочими обязанностям и, обучение технологиям работы, узкопрофессиональным навыкам, стандартам требуемой отчетности и документооборота
Экзамен на допуск к самостоятельной работе, беседа по первым итогам и впечатлениям
Слайд 17Индивидуальный адаптационный план
содержит информацию об ознакомительных, учебных и контрольных мероприятиях
периода введения в должность и испытательного срока, сведения об ответственности
за каждое мероприятие и сроки его проведения
Выдается на руки работнику, его непосредственному начальнику и куратору.
Один экземпляр остается в отделе кадров – для контроля процесса адаптации
Слайд 18Период введения в должность
занимает примерно две недели.
Длительность определяется сложностью информации,
которую следует передать кандидату, наличия опыта работы в данной сфере
деятельности, особенностей восприятия новым работником информации и личных характеристик.
При вторичной адаптации период может составлять несколько дней.
При повышенной сложности процесса обучения - месяц и более
Слайд 19Испытательный срок
Для рядовых работников длится 1-3 месяца, для руководителей высшего
звена – до 6 месяцев
Включает в себя следующие мероприятия:
составление перечня
приоритетных целей, достижение которых – залог успешного прохождения испытательного срока
работа под контролем куратора (наставника)
составление отчета о работе за период прохождения испытательного срока
итоговый контроль по окончании испытательного срока
сообщение работнику итогов испытания
Слайд 20Ритуал приема новичка в организацию
уместен при положительных результатах испытания, объективным
критерием которого является оценка руководителя, субъективной – самого работника
Можно провести
формальное мероприятие – собрание или сообщить по компьютерной сети (сообщить о результатах, поздравить и т.п.)
Возможно неофициальное корпоративное мероприятие
Слайд 215. Система наставничества (кураторства)
Это - обучение и поддержка нового
сотрудника опытным работником, который контролирует процесс адаптации и отвечает за
него перед отделом кадров
Положение о наставничестве
Определение понятия
Критерии отбора в кураторы
Порядок закрепления статуса куратора
Схема работы куратора с новичком
Программа обучения кураторов
Критерии эффективности наставничества
Слайд 22Общая схема работы куратора
Производственный инструктаж
Демонстрация конкретного вида работ
Закрепление знаний и
формирование умений
Оценка работы новичка
Самостоятельная работа новичка
Слайд 23Способы мотивации куратора
Стандартная надбавка к окладу в период срока наставничества
Премия
по результатам оценки эффективности наставничества
Формирование в коллективе отношения к наставничеству
как части корпоративной культуры
Включение кураторов во внутренний кадровый резерв – перспектива карьерного роста
Поощрение с использованием методов коллективного признания