Слайд 1Метод приемных детей
Бершадская Евгения
Чепрасова Елена
Филонова Ксения
Группа УГИ-195503
Слайд 2Метод приемных детей - один из методов психогенетики, основанный на
исследовании усыновлённых детей и являющийся наиболее надёжным методом для определения
относительного вклада генотипа и среды в вариативность изучаемого признака.
Слайд 3В основе метода лежит сравнение их сходства с родителями биологическими
и теми, которые их усыновили. Сходство с биологическими родителями трактуется
как свидетельство генетических влияний, сходство с приемными — как показатель влияния общей среды.
Слайд 4При использовании метода приемных детей определяют корреляцию в развитии изучаемого
признака между биологическими родителями и их детьми, воспитывающимися в других
семьях. Наличие сходства в развитии признака при таких условиях говорит о вкладе генотипа в развитие признака (у детей и биологических родителей 50% общих генов). Если есть возможность, то определяют корреляцию между разлученными братьями и сестрами, отданными в другие семьи или оставшимися с биологическими родителями. Здесь тоже налицо отсутствие общих средовых влияний и сходство генотипа.
Слайд 5Сходство биологических родителей с их отданными на воспитание детьми дает
достаточно надежную характеристику наследуемости; сходство же усыновленных детей с приемными
родителями оценивает средовой компонент дисперсии. Для контроля желательно включить в исследование обычные семьи — родных родителей и детей, живущих вместе. Один из очень интересных и информативных вариантов метода — исследование так называемых сводных сиблингов, т.е. нескольких детей-неродственников, усыновленных одной семьей. Учитывая, что такие дети не имеют общих генов, их сходство (если оно обнаруживается) может быть результатом только действия общесемейной среды.
Слайд 6Показано, что дети биологических родителей с низким интеллектом, попавшие в
хорошую среду, имеют интеллект значительно выше того,
который мог быть предсказан по IQ родителей, но в одинаково хорошей среде семей-усыновительниц распределение оценок интеллекта приемных детей существенно зависит от интеллекта биологических родителей; если они имели высокие (>120) баллы IQ, 44% детей имеют столь же высокий интеллект и никто не имеет оценку ниже 95 баллов; если же родные родители имели IQ < 95, то у 15% детей IQ тоже ниже 95 баллов и никто не имеет > 120 баллов. Иначе говоря, в одинаково хорошей среде распределение оценок IQ приемных детей сдвинуто в сторону высоких значений, если биологические родители имели высокий интеллект, и в сторону низких — если они имели сниженный интеллект. (Подобного рода результаты вызвали остроумную реплику одного из психогенетиков: «Лучше всего считать, что интеллект на 100% зависит от генов и на 100% — от среды».)
Слайд 7В нашей стране использовать данный метод невозможно, поскольку у нас
существует гарантированная законом тайна усыновления. Это — гуманное, педагогически абсолютно
верное, на наш взгляд, решение, но оно означает, что исследователь не вправе добиваться сведений ни о приемных детях, ни, тем более, об их биологических родителях.
Таким образом, имеющиеся сегодня представления об ограничениях и условиях использования метода приемных детей описаны, аргументированы и в большинстве своем поддаются либо контролю, либо учету при интерпретации получаемых результатов. Поэтому он и является одним из основных методов современной психогенетики.
Слайд 8Колорадское исследование приёмных детей.
начато по инициативе Р. Пломина и Дж.
Дефриза в 1975 году.
Это первое исследование приёмных детей, охватывающее значительный
период жизни – от рождения до 40 лет. Оно считается образцовым по тщательности формирования выборки и контроля возможных искажений результатов; наиболее представительным по набору анализируемых психологических и средовых характеристик; самым эффективным по разработке статистических моделей для анализа данных исследования приёмных детей.
Слайд 9Недостатки метода приёмных детей.
Выборка нерепрезентативна популяции (например, можно предположить, что
вероятность психических отклонений в выборке матерей, отдающих детей в чужую
семью, выше).
Неслучайное усыновление (подбираются семьи, соответствующие той семье, из которой вышла биологическая мать).
Позднее усыновление (биологическая мать имела опыт длительного общения с ребенком, поэтому генотипические и средовые влияния невозможно надёжно разделить).
Пренатальные влияния (которые являются биологическими, но не обязательно генетическими) могут приводить к сходству с биологической матерью.
Недостатки, которые приводят к уменьшению показателя общей среды:
Усыновленные дети знают об усыновлении и могут стремиться быть непохожими на родителей-усыновителей.
Тенденция к дивергенции у живущих вместе сиблингов.