Слайд 1Формы представления исследовательских работ
Куратова Елена Ануаровна,
учитель экономики и технологии
МБОУ
СОШ № 134
города Новосибирска
Слайд 2Исследовательскую работу можно представить в различных формах:
доклад
стендовый доклад
реферат
литературный обзор
рецензия
научная статья
научный
отчет
проект
Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной
презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже ее демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением.
Слайд 3Доклад
Доклад – это развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное
публично.
Доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности
или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории.
В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика.
Слайд 4Стендовый доклад
Стендовый доклад – это одна из эффективных форм оперативного
сообщения научных данных с использованием плаката.
Стендовый доклад – это постерная
презентация научного сообщения (от англ. Poster- плакат, афиша)
Слайд 5Требования к стендовому доклад
1) Наглядность. При беглом просмотре стенда у
зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.
2)
Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается примерно 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.
3) Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты.
4) Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.
Слайд 6Литературный обзор
Литературный обзор – это краткая характеристика того, что известно
об исследуемом явлении из различных источников.
В нем указываются направления
исследований, которые ведут различные ученые.
Слайд 7Как сделать обзор литературы
Изучить максимальное количество литературы по теме, о
которой собираетесь писать научную работу.
После изучения каждого источника составить
небольшой конспект, в котором изложить основное содержание прочитанного источника. Кроме того, необходимо выписывать необходимые цитаты и тезисы.
После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с информацией, полученной из других источников. В заключении важно дать критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом внимание на объективность суждений.
В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу.
Слайд 8Рецензия
Рецензия (от лат. recensio - рассмотрение) представляет собой критический разбор и
оценку нового художественного произведения (книги, спектакля, концерта, кинофильма) или научной
работы.
Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед их публикацией, защитой и т.д. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или в журнале.
Слайд 9Научная статья
Научная статья – это произведение, отражающее результаты исследовательской деятельности автора (авторов).
Для научных статей
характерны сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Информация излагается четко, конкретно, детально.
В
научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее решения.
Слайд 10Структура научной статьи
Название (заголовок).
Аннотация.
Ключевые слова.
Введение.
Обзор литературы.
Основная часть (методология, результаты).
Выводы и
дальнейшие перспективы исследования.
Список литературы.
Слайд 11Научный отчет
Научный отчет – документ, содержащий подробное описание методики и
хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе
научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы.
Назначение научного отчета – исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.
Слайд 12Структура научного отчета
Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной
работы.
Значимость проведенной работы, ее исследовательская ценность и практическая значимость.
Характеристика применявшихся
методов исследования.
Описание результатов исследования.
Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы.
Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.
Слайд 13Реферат
Согласно словарю иностранных слов реферат (от лат.
referre - докладывать, сообщать) представляет собой:
краткое устное сообщение или письменное изложение
научной работы, содержания прочитанной книги и т.п.;
доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.
Слайд 14Структура реферата
Первоначально учащийся готовит развернутый план реферата, в котором определяется
его структура и основное содержание по разделам:
введение;
основная часть, самостоятельно
структурируемая учеником по главам, разделам, параграфам, пунктам и т.д.;
заключение;
список источников (должен оформляться в соответствии с ГОСТом);
приложения (в случае необходимости).
Слайд 15Проект
Проект (от лат. projectus - брошенный вперед) – замысел, план.
Проектирование,
по сути, представляет собой процесс создания проекта – прототипа, прообраза
предполагаемого объекта или состояния
Слайд 16Виды проектов
Монопредметный проект, осуществляемый в рамках одного предмета.
Межпредметный
проект, предполагающий использование знаний, умений и навыков по двум и
более предметам.
Надпредметный проект, который выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов.
Слайд 17Понятия, необходимые для проведения научно-исследовательской работы
Аспект (лат. aspeсtus - вид, взгляд) -
точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются те или
иные предметы, понятия, явления.
Апробация (лат. approbatio) - одобрение, утверждение, основанное на проверке, испытании.
Слайд 18Понятия, необходимые для проведения научно-исследовательской работы
Аргумент (лат. argumentum) - суждение или
совокупность суждений, приводимые в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории);
основание доказательства.
Гипотеза (греч. hypothesis - основание, предположение) - научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее опытной проверки, подтверждения фактами для того, чтобы стать достоверной научной теорией.
Слайд 19Понятия, необходимые для проведения научно-исследовательской работы
Дедукция (лат. deductio - выведение) - вывод,
рассуждение от «общего» к «частному». Началом процесса дедукции являются аксиомы,
постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а окончанием - следствия из посылок, теоремы.
Индукция (лат. inductio - наведение) - вывод, рассуждение от «частного» к «общему». Умозаключение от фактов к некоторой общей гипотезе.
Слайд 20Понятия, необходимые для проведения научно-исследовательской работы
Ключевое слово - слово или словосочетание,
наиболее полно и специфично характеризующее содержание текста или его части.
.
Контекст
(лат. contextus - соединение, связь) - относительно законченный отрывок текста, в пределах которого наиболее точно определяется значение и смысл входящих в него слов, выражений и т.п.
Слайд 21Понятия, необходимые для проведения научно-исследовательской работы
Концепция (лат. сonceptio - понимание, система) -
система взглядов на что-либо, основная точка зрения, руководящая идея для
освещения каких-либо явлений; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.
Методология научного познания - учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.
Слайд 22Понятия, необходимые для проведения научно-исследовательской работы
Обзор - документ, текст, содержащий систематизированные
научные данные по какой-либо теме, полученные в результате анализа первоисточников.
.
Объект
исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Слайд 23Понятия, необходимые для проведения научно-исследовательской работы
. Предмет исследования - то, что
находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.
Принцип (лат.
principium - начало, основание) - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.
Слайд 24Понятия, необходимые для проведения научно-исследовательской работы
Проблема (греч. problema - задача, задание) -
теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.
.
Тезаурус (греч. thesaurus - сокровище) - словарь,
в котором максимально полно представлены слова языка с примерами их употребления в тексте.
Слайд 25Понятия, необходимые для проведения научно-исследовательской работы
Тезис (греч. thesis - положение,
утверждение) - утверждение, требующее доказательства; более широко - любое утверждение
в споре или в изложении некоторой теории.
Тезисы – это сжато сформулированные основные констатирующие положения текста, извлечения главной информации.
Теория (греч. theoria - рассмотрение, исследование) - система основных идей в той или иной отрасли науки; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
Слайд 26Понятия, необходимые для проведения научно-исследовательской работы
Факт (лат. factum - сделанное, совершившееся) -
событие, результат; знание, достоверность которого доказана; предложения, фиксирующие эмпирическое знание.