Слайд 2Республика Калмыкия имеет много соседей, на юге – это Ставропольский край
и республика Дагестан, на востоке – Астраханская область, на западе –
Ростовская, а на севере – Волгоградская область. Часть юго-восточной территории омывается Каспийским морем.
Равнинная территория региона в основном покрыта бескрайними степями, полупустынями и пустынями.
Каспийское море – не единственный водный ресурс республики. В одном из мест Калмыкия узким выступом выходит к Волге – там находится город Цаган Аман, помимо этого на территории республики текут реки Кума и Маныч. Есть на территории Калмыкии и озера: озеро Маныч-Гудило, Сарпинские озера,
Яшалтинское Соленое озеро и Состинские озера.
Слайд 3В Республике Калмыкия практически отсутствуют леса и большая часть фауны и флоры
– это степные представители.
В первую очередь среди них стоит отметить
различных грызунов (сусликов, сурков) и сайгаков, для охраны которых создан заповедник "Черные земли". Кроме них здесь можно встретить зайцев-русаков, ежей, тушканчиков и корсаков. Флора здесь представлена истинно степными и пустынными растениями: ковылём, полыньей, верблюжьей колючкой, васильками и тюльпанами Шренка.
Слайд 4В республике три города: Элиста, Лагань и Городовиковск и 13 административных районов. Общее
население – менее 300 тыс. человек. Как того и следует
ожидать, большинство населения – калмыки, также много русских. Представлены и другие национальности, в основном жители других южных республик.
Слайд 5Калмыки имеют очень интересную и самобытную культуру, связанную с их
азиатскими корнями. Религия тоже необычна для России, Республика Калмыкия –
один из трех регионов, где проповедуют буддизм. Причем, что интересно, языческие верования калмыков тесно сплелись с буддизмом, не противореча учению Будды, а наоборот, дополняя его.
Слайд 6Элиста. Храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни»
Слайд 7Есть у Калмыков и свой народный фольклор и эпос –
«Джангар», где в стихах рассказывается о стране бессмертных и её
обитателях, могущественных богатырях. Джангарчи (так называли тех, кто исполнял народные песни) всегда пользовались огромной популярностью у народа. Но и сейчас калмыки не забывают свою культуру: в Элисте стоит множество памятников, посвященных героям «Джангара»: Золотой всадник, памятник Джангару, Хонгору (герои эпоса) и другие скульптурные изображения.
Слайд 8Калмыки - единственный монголоязычный народ в Европе, исповедующий буддизм и являющийся
представителем культуры кочевников. Центральная Азия считается их родиной, предки –
западные монголы, которые занимались разведением скота и кочевали по степи в поисках лучших пастбищ.
История народа ведет отсчет с конца XVI – начала XVII века, когда отделившаяся часть племени ойратов переселилась на земли нижнего течения Волги, на территорию современной Республики Калмыкия, где они и вошли в состав Российской Империи. Калмыки – прирожденные наездники и успешные воины.
В настоящее время численность их составляет порядка 200 тысяч
Слайд 9Духовная культура веками формировалась под общемонгольскими и ойратскими традициями, а
затем на нее повлияло и внесло новые черты укрепление связи
с другими народностями России. Таким образом, ядром современной культуры стали древние традиции, обогащенные влиянием исторических преобразований.
Духовная культура веками формировалась под общемонгольскими и ойратскими традициями, а затем на нее повлияло и внесло новые черты укрепление связи с другими народностями России. Таким образом, ядром современной культуры стали древние традиции, обогащенные влиянием исторических преобразований.
Слайд 10Кочевые калмыки в основном проживали в кибитках (монгольских юртах). Кибитка
стояла на деревянном остове из 6-12 складных решёток, которые соединялись
с кругом под потолком при помощи длинных изогнутых реек. Двери были двустворчатыми, как в тавернах из фильмов про Дикий Запад
Слайд 11 Всё, что находилось слева от входа, считалось мужской территорией:
там хранились конская упряжь, обработанные шкуры забитых зверей, хозяйская кровать,
постельные принадлежности. На женской половине держали посуду и прочую кухонную утварь. В центре кибитки располагался очаг, над которым на треножнике устанавливали котёл.
Очаг крайне почитался: за ним усаживали гостей в знак уважения и расположения к ним. Пол был застелен войлочными покрывалами
Слайд 12 Помимо кибиток, селились также в переносных юртах, которые
можно было установить на повозку. Оседлые калмыки предпочитали землянки и
полуземлянки из сырцовых или дёрновых кирпичей. В девятнадцатом веке приобрели популярность русские дома, бревенчатые или каменные
Слайд 13Традиционная одежда
Мужчины-калмыки носили белые рубахи с длинными
вшивными рукавами и круглыми воротами, синие или полосатые штаны. Сверху
надевался бешмет, подпоясанный кожаным ремнём с серебряными бляхами, и верхние штаны, предпочтительно суконные. По ремню можно было понять уровень дохода владельца. К поясу с левой стороны был подвешен нож в ножнах. На голову надевали меховую шапку, похожую на папаху, или барашковую ушанку
Слайд 14 На праздничных головных уборах зачастую была красная
шелковая кисть. Из-за этого соседствующие с калмыками народы называли их
"краснокисточные". Традиционная мужская обувь - красные или чёрные сапоги с загнутыми носами, под которые зимой надевались войлочные чулки, а летом – холщовые портянки
Слайд 15Женская одежда
Костюм простых калмыцких женщин был незатейлив. Он состоял из длинной широкой
блузы — киляг — и шаровар. Блуза по крою походила на мужскую рубаху. В будние
дни калмычки чаще всего носили длинные платья — хутцтан.
Женские летние кафтаны — цегдег — от мужских отличались лишь тем, что не имели рукавов. У них, как и у тулупов, которые носили в холодное время года, сверху делали вырез, застегивавшийся на пуговицы. Нагрудный разрез украшали серебряными, реже золотыми, галунами, иногда по краю горловину обшивали узким позументом (тесьма или лента, сотканная из золотых или серебряных нитей).
Женская одежда
Костюм простых калмыцких женщин был незатейлив. Он состоял из длинной широкой блузы — киляг — и шаровар. Блуза по крою походила на мужскую рубаху. В будние дни калмычки чаще всего носили длинные платья — хутцтан.
Женские летние кафтаны — цегдег — от мужских отличались лишь тем, что не имели рукавов. У них, как и у тулупов, которые носили в холодное время года, сверху делали вырез, застегивавшийся на пуговицы. Нагрудный разрез украшали серебряными, реже золотыми, галунами, иногда по краю горловину обшивали узким позументом (тесьма или лента, сотканная из золотых или серебряных нитей).
Слайд 16Калмыцкий женский праздничный костюм
Кольца, серьги и браслеты у калмыков не только были украшениями,
но и отличительным знаком положения их обладателя в иерархии знати. И чем выше по
социальной лестнице находился человек, тем больше ювелирных украшений он обязан был на себя надевать.
Праздничный комплекс одежды у мужчин и женщин дополнялся серьгами и кольцами из драгоценных металлов с вставками из изумрудов, нефритов, бирюзы, яшмы, кораллов и горного хрусталя.
Слайд 17Бархатные шиверлыки — чехлы для кос, были обязательной составляющей наряда
калмычки. В будни или праздники без шиверлыков, так же как
и без головного убора, женщина не могла выйти на люди. Терлег — праздничное платье калмычки — шили из дорогих сортов шелка, тонкой парчи или бархата.
Слайд 18 Новый год.
Среди главных
праздников в калмыцкой культуре необходимо отметить Зул, что значит «лампада».
Первоначально его посвящали рождению Вселенной, а затем это стал общенациональный день рождения, в который каждый калмык становится старше на год. Этот же день символизирует наступление начала следующего года.
В местном календаре существует месяц Коровы, вот в его 25-й день и отмечают этот праздник. Так как Вселенная возникла из-за взрыва, во время празднования должно быть много огня. Связывают этот знаменательный день также и с паринирваной Цонкапы, который основал буддийскую школу Гелуг.
Слайд 19 Наступление весны
Другой известный праздник – это Цаган Сар. Во
время него празднуют приход весны. Длится он целый месяц, в
течение которого ходят друг к другу в гости, одаривают подарками, вкусно угощают.
И в Зул, и в Цаган Сар положено поставить подношение бурханам (скульптурным фигуркам будд) – дееж, и зажечь перед ними лампаду.
Слайд 20 Главный праздник лета
Единство земли и воды отмечается
народом в июне в полнолуние. Божества задабривались обильными подношениями, чтобы
трава на новых пастбищах была сочной и богатой, скот был сыт и здоров, а значит, и народ был доволен и обеспечен. Совершался обряд: собирался весь скот, и хозяин на их головы брызгал молоком и кумысом.
Слайд 21Праздник тюльпанов
Этот праздник можно назвать самым молодым. Ввел
его вначале 90-х годов президент молодой республики. Отмечается праздник во
второе воскресенье апреля, когда вся территория Калмыкии укрыта разноцветным покрывалом из тюльпанов. В этот день вся молодежь гуляет, идет выступление танцевальных коллективов. А ансамбль «Тюльпан», который познакомил весь мир с красотами и многообразием народного калмыцкого танца, дает представление на открытых площадках города.
Слайд 22У калмыков существует самобытная система морально-этических правил, передаваемая из поколения
в поколение и неукоснительно соблюдаемая.
Старшим оказывается уважение и почёт. Их
пропускают первыми и поддерживают при входе, помогают подготовить коня в дорогу, предлагают лучшую еду и чай прежде, чем другим.
Слайд 23КАЛМЫЦКАЯ КУХНЯ
Традиционная калмыцкая кухня несёт в себе отпечаток кочевого
скотоводческого быта калмыков и не отличается большим разнообразием. Основными ингредиентами калмыцкой кухни являются молоко и,
как правило, отваренное или жареное мясо (баранина и говядина). Блюда калмыцкой кухни широко распространены и в настоящее время среди калмыцкого народа и являются неотъемлемой часть его культурной и материальной традиции.
Перед путешествием по Калмыкии необходимо познакомиться с некоторыми блюдами местной традиционной кухни.
Слайд 24Дотур
Дотур – суп из бараньих потрохов (печень, почки, рубец, кишки) с добавлением внутреннего
сала, крови, молока и соли. Потроха тушат отдельно, потом заливают прозрачным
бульоном. Суп этот очень густой, жирный, подают его с нарезанным сырым репчатым луком, который кладут сверху прямо в тарелку с дотуром.
У этого блюда весьма специфический вкус. Но оно, пожалуй, самое национальное, если можно так выразиться. Каждый, кто хочет всецело познать калмыцкую кухню, обязательно должен попробовать дотур и джомбу.
Слайд 25Махан
Махан шелтяган (обычно его называют просто махан)
– ещё одно первое блюдо. Это – суп из крупных кусков бараньего мяса,
с добавлением отварного картофеля, тоже крупными кусками и очень много лука, сырого, нарезанного, который кладётся сверху прямо в тарелку. Это блюдо у монгольских народов считается лечебным, им исцеляют от слабости и лечат изжогу. А ещё оно считается афродизиаком.
Слайд 26Бёриги
Бёриги – калмыцкие пельмени. Бёриги очень любят буддийские
монахи, живущие в Калмыкии. Баранину или говядину (мякоть), внутренний жир
(свиное сало), репчатый лук нарезают на кусочки и пропускают через мясорубку, добавляют соль, перец и хорошо перемешивают. Для теста берут муку высшего сорта, яйца, соль, воду и замешивают тесто. Из готового теста раскатывают круглые лепешки, на середину которых укладывают фарш, и защипывают их. Отваривают бёреки в кипящей соленой воде. Готовые бёреки подают с маслом
Слайд 27Борцоки
Борцоки – это круглые плоские, жареные в кипящем масле лепёшки.
По вкусу напоминают что-то среднее между хворостом и пончиками. И едят их вместо хлеба, с первыми блюдами
(дотуром и маханом), с бёригами, да и просто с калмыцким чаем.
Слайд 28Джомба
Калмыцкий чай, джомба, далеко не каждому по вкусу приходится.
Он хорошо утоляет жажду. Готовится джомба из плиточного чая, воды и сливок (можно
заменить молоком), с добавлением сливочного масла, соли, перца и корицы (количество и состав ингредиентов могут меняться – в зависимости от личных предпочтений, некоторые добавляют мускатный орех вместо корицы, или вместе с ней).