Слайд 1Проверяем часть С ГИА
C 1 № 1.
1.1.1. Почему Червяков так настойчиво извиняется
перед генералом Бризжаловым?
1.2.1. Что означает фраза «Глаголом жги сердца людей»?
Слайд 2С1
Чехов по-новому решает излюбленный в нашей классике конфликт самодура и
жертвы: если генерал ведет себя в высшей степени «нормально», то
поведение «жертвы» неправдоподобно, Червяков преувеличенно глуп, труслив и назойлив — так в жизни не бывает. Главным объектом осмеяния в рассказе Чехова стал маленький чиновник, который подличает и пресмыкается, когда его к этому никто не вынуждает. Повышенное, болезненное внимание Червякова к мелочам повседневности проистекает из его духовной пустоты и самонедостаточности, его «малости» и никчемности. В рассказе сочетается смешное, горькое и даже трагическое: смешное до нелепости поведение; горькое сознание ничтожной цены человеческой жизни; трагическое понимание того, что червяковы не пресмыкаться не могут, они всегда найдут своих бризжаловых.
Слайд 3С2
C 2 № 2. 1.1.2. Можно ли обвинить генерала в смерти Червякова?
1.2.2. Зачем
А. С. Пушкин использует в данном стихотворении многочисленные церковнославянизмы и
устаревшие слова?
Слайд 41.1.2. Можно ли обвинить генерала в смерти Червякова?
1.1.2. Тема маленького
человека, униженного своей социальной ролью, разменявшего собственную жизнь на страх
перед сильными мира сего, излюбленный в нашей классике конфликт самодура и жертвы по-новому решается Чеховым. Генерал в рассказе ведет себя в высшей степени «нормально», а вот поведение «жертвы» неправдоподобно, Червяков преувеличенно глуп, труслив и назойлив, сам «накручивает» себя, чувство раболепия в нем настолько сильно, что несовместимо с самой жизнью
Слайд 5
1.2.2. Зачем А. С. Пушкин использует в данном стихотворении многочисленные
церковнославянизмы и устаревшие слова?
1.2.2. Важная для Пушкина тема пророческого служения
поэта людям раскрывается в стихотворении высоким, торжественным слогом, изобилующим церковнославянизмами и устаревшими словами. Это связано, прежде всего, с тем, что в основу сюжета стихотворения легла библейская легенда о пророке Исайе, своеобразно переосмысленная поэтом. Передать замысел Пушкина — показать поэта как пророка, проповедника Всевышней воли на земле — и помогает особый язык стихотворения, обращающий нас к упомянутой части Библии — книге пророка Исайи.
Слайд 6С3
C 3 № 3. 1.1.3. В конце приведённого фрагмента показано, как разгневанный генерал
кричит на Червякова. Сравните его поведение с реакцией «значительного лица»
на просьбу о помощи чиновника Башмачкина, героя повести Н. В. Гоголя «Шинель» . В чём сходство и различие этих ситуаций?
1.2.3. В чём схожи и чем различаются стихотворение А. С. Пушкина «Пророк» и приведённое ниже одноимённое стихотворение М. Ю. Лермонтова?
Слайд 71.1.3. Тема «маленького человека» берет свое начало в произведениях Карамзина
и Пушкина, развивается в творчестве Гоголя и Салтыкова-Щедрина, по-особому звучит
у Чехова. Маленький человек Башмачкин и маленький человек Червяков — существа слабые, не способные противостоять царящему миропорядку просто потому, что жизнь уже сформировала из них рабов, добровольных исполнителей чужой воли. Это особо остро подчеркивается в образе Червякова. Если Башмачкину высокопоставленное лицо сразу не оставляет никаких шансов на человеческое обращение, то чеховский генерал ведет себя сначала в высшей степени «нормально», а Червяков сам «накручивает» себя. Чувство раболепия в обоих героях настолько сильно, что несовместимо с самой жизнью. Принципиальным различием между приведенными отрывками Чехова и Гоголя, между чеховскими чиновниками и чиновниками гоголевскими в том, что Чехов доводит анализ сущности чиновничьих отношений до логического конца. Оказывается, дело не просто в субординации по службе, а гораздо глубже — уже в самом человеке.
Слайд 81.2.3. В чём схожи и чем различаются стихотворение А. С.
Пушкина «Пророк» и приведённое ниже одноимённое стихотворение М. Ю. Лермонтова?
1.2.3.
Оба стихотворения объединены темой поэта и поэзии. Пушкин в своем «Пророке» показал тяжелый путь становления поэта, превращения простого смертного человека в проповедника Всевышней воли на земле. В «Пророке» Лермонтова поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения, всю горечь от непонимания и одиночества. В стихотворении Пушкина звучит оптимизм, вера в свободу, в светлое будущее, которое грядет за болью. Совсем иное настроение у Лермонтова: поэт один, в мире нет надежды. Однако, несмотря на отличия, и Пушкин, и Лермонтов едины в том, что предназначение поэта — быть пророком, через испытания и муки нести людям веру в светлое будущее, в высокие чувства даже тогда, когда вокруг нет ничего светлого, даже тогда, когда вокруг лишь грязь и невежество.
Слайд 9С4
C 4 № 4. Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1—2.4). В
бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите
сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Слайд 10
2.1. Почему рассказ А. П. Чехова называется «Смерть чиновника»?
2.2.
В чём видит А. С. Пушкин предназначение истинного поэта?
2.3. Кого
и за что высмеивает М. Е. Салтыков-Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
2.4. Какой предстаёт Родина в лирике С. А. Есенина?
Слайд 112.1
2.1. Почему рассказ А. П. Чехова называется «Смерть чиновника»?
Некто
Червяков, мелкий чиновник, будучи в театре, нечаянно чихнул на лысину
сидящего впереди генерала Бризжалова, тем самым «посягнув» на «святыню» чиновничьей иерархии… Бедолага страшно перепугался, попробовал оправдаться, не поверил тому, что генерал не придал этому событию никакого значения, стал надоедать, ввел генерала в гнев — и сразу же по приезду домой умер от ужаса…
Повышенное, болезненное внимание Червякова к мелочам повседневности проистекает из его духовной пустоты, его «малости» и никчемности.
В рассказе присутствует смешное, горькое и даже трагическое: смешное до нелепости поведение; горькое сознание ничтожной цены человеческой жизни; трагическое понимание того, что червяковы не пресмыкаться не могут, они всегда найдут своих бризжаловых.
Наивный по виду рассказ, по сути, не так уж прост: обнаруживается, что смерть всего лишь прием и условность, насмешка и казус, поэтому рассказ воспринимается как вполне юмористический. В столкновении смеха и смерти в рассказе торжествует смех — как средство обличения власти над людьми придуманных и наделенных особым смыслом мелочей. Чиновничьи отношения здесь — лишь частный случай условной, придуманной системы ценностей.
Слайд 122.2
2.2. В чём видит А. С. Пушкин предназначение истинного поэта?
В
стихотворении «Пророк» Пушкин раскрывает тему «поэта и поэзии». Поэт для
Пушкина — обыкновенный смертный человек, но отличается от всех тем, что ему дано видеть, слышать, понимать то, что неподвластно любому человеку. Именно поэтому поэт должен словом — «глаголом», достучаться до каждого сердца, неся людям правду, свет, добро.
Слайд 132.3
2.3. Кого и за что высмеивает М. Е. Салтыков-Щедрин в
«Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
Большая
группа сказок Салтыкова-Щедрина посвящена теме взаимоотношений народа и господ. Эта тема звучит в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Беспощадно высмеивает писатель ничтожество, глупость, лень и трусость генералов, проживших, однако, всю жизнь в сытости и невежестве. С горькой иронией рассказывает сатирик Салтыков-Щедрин о том, как «громаднейший мужичина» безропотно трудится на этих никчемных генералов. Автор осуждает народную пассивность и покорность, протестует против чиновничьего паразитизма и тупости.
Слайд 142.4
2.4. Какой предстаёт Родина в лирике С. А. Есенина?
Тема
Родины, родной природы — одна из ведущих тем творчества С.
Есенина. Особенностями изображения Родины в стихотворениях поэта являются необыкновенная поэтизация родной природы, идеализация крестьянской Руси. Даже революцию Есенин принимал, по его словам, с особым «крестьянским уклоном». При написании сочинения можно остановиться на двух — трех стихотворениях поэта, посвященных теме Родины: «Нивы сжаты, рощи голы…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Русь», «Каждый труд благослови, удача!..»
Слайд 15ЕГЭ
часть С
C 1 № 47. Как в приведенном отрывке раскрывается проблема взаимоотношений
художника и толпы?
Слайд 16Предназначение художника — говорить правду, как бы к этой правде
не относилось большинство. Порой этот удел неблагодарен и тернист, ведь
слишком велика возможность сказать неприятное, сказать то, что толпе слышать не хочется: «Сурово его поприще, и горько почувствует он своё одиночество».
Слайд 17C 2 № 678. В каких произведениях русской классики изображены «книжные» героини и
в чем их можно сопоставить с горьковской Настей?
Слайд 18«Книжные героини» — традиция сентиментализма. Девушки с возвышенными чувствами, с
ранимой душой, воспитанные на любовных романах и свято верящие в
необыкновенную, «неземную» любовь — это Лиза Карамзина («Бедна Лиза»), это Настя Горького («На дне»), это в какой-то мере и пушкинская Татьяна
Слайд 19C 3 № 1120. Как слова «не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать»
соотносятся с общим содержанием беседы поэта и книгопродавца?
Слайд 20Стихотворение написано на актуальную для того времени тему восприятия литературного
труда, как профессии и способа заработать на жизнь. Эти вопросы
остро волновали автора, поскольку он, борясь с аристократическими предрассудками своей общественной среды, одним из первых начал жить на литературный заработок.
Стихотворение представляет собой поединок поэта-романтика и книгопродавца-прагматика, представителя «века торгаша». В диалоге героев дано резкое противопоставление «поэзии» и «прозы» в широком значении этих слов: «возвышенных», романтических представлений о действительности — «пира воображенья», «чудных грёз», «пламенных восторгов» — и трезвого, «прозаического» восприятия жизни.
Книготорговец считает поэзию лёгкой игрой, баловством, за которое хорошо платят, если поставить его на службу людям, обладающим властью, или светским дамам. Благодаря художественным приёмам речь книгопродавца противопоставляется языку поэта - волнующему, страстному и неравнодушному, с множеством возвышенных слов. Автор использует сравнения: «от людей, как от могил», «очи, как небо», «как божеству, не нужно ей»; метафоры: «и музы сладостных даров не унижал постыдным торгом», «одна бы в сердце пламенела лампадой чистою любви», «утехи юности безумной», «стон лиры»; эпитеты: «нежный ум», «хранитель скупой», «гордый ум», «уста волшебные», «звуки сладкие»; риторические вопросы и лексические повторы.
Диалог «романтика» и «прагматика» заканчивается полной победой книготорговца, что ярко подчеркнуто смелым стилистическим приемом. Поэт от восторженных речей переходит на сухой язык коммерческой сделки, и стихотворная речь сменяется прозаической: «Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся». Этот приём символизирует стремление освободиться от беспочвенных и бесплодных мечтаний, сохранив в неприкосновенности свою внутреннюю свободу и неподкупную совесть художника: «Не продается вдохновенье, // Но можно рукопись продать».
Слайд 21C 5 № 120. Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2,
С5.3). Дайте развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не
менее 200 слов.
Слайд 22С5.1. Смешон или трагичен финал комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
С5.2.
Как вы понимаете метафору «дубина народной войны» в романе JI.
Н. Толстого «Война и мир»?
С5.3. В чём своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А. А. Блока?
Слайд 23При написании сочинения можно пользоваться следующим примерным планом.
1. Вступление –
вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме,
которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; быть представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете смысл названия…”); содержаться факт из биографии автора или характеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста; быть сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).
Слайд 242. Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии
с заданной темой. В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного
материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать с тезиса - положения, которое вы будете доказывать. Потом приведите аргументы, их должно быть по крайней мере два. Свои аргументы подкрепляйте примерами из текста
Слайд 253. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение
внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но
емкой; органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части