Слайд 1Общество
как форма
жизнедеятельности
людей
Слайд 2Многие мыслители на протяжении разных эпох проявляли интерес не к
Богу, не к природе, не к человеку, а именно к
обществу. Их интересовали вопросы:
Что такое общество?
Каким образом оно рождается?
Почему человечество создало такое объединение?
Как общество относится к природе?
Что заставляет общество развиваться?
Каким будет общество в будущем?
Слайд 3План урока
1.Что такое общество
2.Основные сферы общества
3.Ступени развития общества
Слайд 4Вопросы :
1.Как наука объясняет происхождение человека?
2.Может ли человек жить вне
общества?
3.Зависит ли судьба человека от жизни общества?
4.Может ли человек повлиять
на жизнь общества?
Слайд 5Возникновение человека и возникновение общества - это единый процесс.
Задание:
Кто-то может возразить, что истории известны случаи, когда люди, в
силу определенных обстоятельств, оказывались в полном одиночестве, но не теряли человеческого облика. Например, литературный герой Дефо Робинзон Крузо…
Не противоречит ли этот пример нашим размышлениям о взаимосвязи и взаимозависимости человека и общества?
Слайд 6Понятие «общество» в узком смысле
- группа людей, объединенная общими интересами
Общество
защиты природы
Общество любителей кошек
Общество собаководов
Слайд 7Задание: Давайте перечислим как можно больше словосочетаний с понятием
«общество».
Слайд 8Следовательно, люди объединяются в эти общества по разным причинам:
По интересам
Действиям
Целям
Национальности
и т.д.
Поэтому ученые обществоведы не вывели единого определения того, что
такое общество. Они используют это понятие в двух смыслах.
Слайд 9Понятие «общество» в узком смысле
- конкретная страна
Европейское общество
Российское общество
Английское
общество
Слайд 10Понятие «общество» в узком смысле
- определенный исторический тип общества, этап
развития
Аграрное общество
Индустриальное общество
Информационное общество
Слайд 11Понятие «общество в узком смысле
- все человечество в целом
Слайд 12Понятие «общество» в широком смысле
Обособившаяся от природы, но тесно связанная
с ней часть материального мира, состоящая из совокупности индивидуумов и
включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Слайд 13Способы взаимодействия людей
Общение
Игра
Учеба
Труд
Отдых
Война
Слайд 14Структура общества
Формы объединения людей
Касты
Сословия
Классы
Большие и малые
группы
Слайд 15Структура общества
Формы объединения людей
Семья
Друзья
Школьный класс
Слайд 16Структура общества
Формы объединения людей
Этнос
Народность
Нация
Слайд 17Общественный отношения
-взаимосвязи, в которые люди вступают в процессе
своей жизнедеятельности
Слайд 18Задание: Обратимся к рубрике «Мнение» на стр. 21 учебника
и обсудим взгляд американского писателя Э. Хемингуэя: «Нет человека, который
был бы как остров, сам о себе; каждый человек есть часть материка, часть суши…»
Согласны ли с данным мнением? Свой ответ аргументируйте.
Слайд 19Общество - сложная и динамическая система
Система – совокупность целое, составленное
из частей.
Динамическая система – система, допускающая различные изменения,
развитие, возникновение новых и отмирание старых элементов.
Слайд 20Признаки общества как системы
Целостность
Устойчивость
Способность к саморазвитию
Открытость
взаимосвязанные элементы
стремление к самосохранению
постоянные изменения
новые
элементы появляются, старые исчезают
Слайд 21Общество как система
Элементов
Подсистем
Политика
Экономика
Социум
Культура
Слайд 24Представьте себе здание из четырех этажей.
Задание: «Постройте» свой дом,
расположив на этажах сферы жизни общества во степени важности. Свой
выбор объясните
Слайд 25На сохранение целостности общества и регулирование разнообразных отношений между людьми
направлены социальные нормы - правила поведения, которые складывались в соответствии
с потребностями общества.
Задание: Применяя прием «Понятийное колесо», подберите синонимы к слову норма
Слайд 26Предлагаю сыграть в игру «Можно и нельзя»
Инструкция: чтобы выжить людям
приходилось учиться отвечать на важные вопросы.
- Что следует делать?
-
Что можно делать?
- Чего нельзя делать?
- Как нужно себя вести?
- Как себя вести не следует?
- Что в деятельности людей приемлемо?
- Что нежелательно?
Слайд 27Социальные нормы
-правила поведения
Слайд 29Домашнее задание
Выучить § 3 и выполните задание на выбор:
1.
Как вы относитесь к утверждению: «Возникновение человека и возникновение общества
- процессы, неразрывно связанные друг с другом»? Приведите аргументы, подтверждающие либо опровергающие эту мысль.
2. Подумайте, может ли человек стать свободным, если он будет жить вне общества.
3. Аргументируйте свою позицию по отношению к следующему утверждению русского публициста и литературного критика В.Г. Белинского: «Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств»
4. Напишите эссе на тему «Человек не должен жаловаться на времена - из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его»
Т. Каргейль, английский историк, философ, писатель
Слайд 30Вставьте вместо пропусков понятия: общество, страна, государство.
А. ___________ является
крупным экспортером нефти и газа на мировом рынке.
Б. ___________
осуществляет политику невмешательства во внутренние дела других стран.
В. ___________защищает права человека и гражданина.
Г. В ___________ все население делится на касты.
Д. ___________ обладает богатыми природными ресурсами.
Слайд 31Общество – динамическая система. Выберите из приведенного ниже перечня положения,
подтверждающие данное утверждение
1) В ходе развития общества возможно возникновение
новых, устаревание и отмирание старых элементов.
2) Главной функцией общества является воспроизводство человека.
3) Общество берет из окружающей среды ресурсы, необходимые для удовлетворения потребностей людей.
4) Смена исторических эпох сопровождается изменениями средств и способов производства.
5) Отмена Александром 2 крепостного права в России способствовала росту численности рабочего класса.
6) В результате первой русской революции 1905–1907 года Россия стала думской монархией.
Слайд 32Установите соответствие :
ФАКТ
А) изобретение самолета
Б) оказание услуг по
дизайну интерьера
В) рост безработицы
Г) выставка детских рисунков
СФЕРА
ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1) экономическая
2) духовная