Слайд 1ФГОС ООО и СОО и биология как учебный предмет
Слайд 2
Нормативная база
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ
Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020
годы»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Фундаментальное ядро содержания общего образования
Слайд 3Нормативная база
Постановление Правительства РФ №142 от 24 февраля 2009 года
"Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»
Постановление
Правительства РФ №661 от 5 августа 2013 года "Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений»
Слайд 4До 5 декабря 2007 года
Государственный стандарт общего образования
– нормы и требования, определяющие:
обязательный минимум содержания основных образовательных программ
общего образования,
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся,
уровень подготовки выпускников,
основные требования к обеспечению образовательного процесса.
Слайд 5С 5 декабря 2007 года
«… в Российской Федерации устанавливаются Федеральные
государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований обязательных при реализации
основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» (Федеральный закон № 309 от 5 декабря 2007 года, Закон Российской Федерации
«Об образовании», статья 7.)
Слайд 6 Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований
к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и
направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
(ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, ст. 2)
Слайд 7ФГОС и ФГТ обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность
основных образовательных программ;
3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования,
возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на
основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
(ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, ст. 11, п.1)
)
Слайд 8
Сроки утверждения ФГОС второго поколения
общего образования
1. ФГОС начального
общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ
от
6 октября 2009 года №373
2. ФГОС основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ
от 17 декабря 2010 г. № 1897
3. ФГОС среднего (полного) общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года №413
Слайд 92010-11 уч.год
2011-12 уч.год
- обязательное введение ФГОС
- введение ФГОС по мере
готовности
1
М
О
Н
И
Т
О
Р
И
Н
Г
И
О
Т
Ч
Е
Т
Н
О
С
Т
Ь
1
Введение федерального государственного
стандарта общего образования
2012-13 уч.год
2013-14 уч.год
2014-15 уч.год
2016-17 уч.год
2018-19
уч.год
2020-21 уч.год
2017-18 уч.год
2019-20 уч.год
2021-22 уч.год
2015-16 уч.год
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
3
5
2
3
4
5
6
10
2
3
4
5
6
7
10
11
2
3
4
5
6
7
8
10
11
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
2
3
4
5
6
7
2
3
4
5
6
7
8
2
3
4
5
6
7
8
9
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
3
7
6
8
5
4
9
11
10
8
9
11
10
11
10
9
11
10
11
- продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
Слайд 10 Основные характеристики нового стандарта
новый формат стандарта (рамочный документ)
новое содержание стандарта (совокупность требований)
расширение функций и пользователей стандарта
новое методологическое основание
(системно-деятельностный
подход)
Слайд 12Соотношение обязательной и вариативной частей учебного плана
Слайд 13Пользователи стандарта
Работники образования, разрабатывающие ООП
Руководители ОУ и их заместители
Разработчики примерных
ООП
Сотрудники учреждений основного и дополнительного профессионального педагогического образования, методических структур
в системе общего образования
Авторы учебной литературы, материальной и информационной среды, архитектурной среды
Сотрудники организаций, осуществляющих оценку качества образования, в т.ч. и общественных
Руководители и специалисты государственных органов исполнит власти (РиСПГОИВ) и органов местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование ОУ.
РиСПГОИВ субъектов РФ, осуществляющих управление, контроль и надзор
РиСПГОИВ, обеспечивающих разработку порядка и КИМов итоговой аттестации выпускников
РиСПГОИВ субъектов РФ, осуществляющих разработку положений об аттестации педработников ОУ
Слайд 15Компоненты ФГОС второго поколения
Требования к структуре основных образовательных программ, в
том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и
их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ.
(ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, ст. 11, п. 3).
Слайд 16Требования к структуре основной образовательной программы
Слайд 18Обязательные предметные области и учебные предметы (начальная школа):
филология,
математика и
информатика
обществознание и естествознание (Окружающий мир)
основы духовно-нравственной культуры народов России
искусство
технология
физическая культура
Слайд 19Обязательные предметные области и учебные предметы (основная школа):
филология,
общественно-научные предметы
математика
и информатика
основы духовно-нравственной культуры народов России
естественно-научные предметы
искусство
технология
физическая культура и ОБЖ
Слайд 203-я ступень ООО: профили обучения
Естественно-научный
Гуманитарный
Социально-экономический
Технологический
Универсальный
Слайд 21Предметные области и предметы
на третьей ступени ОО
Слайд 22Обязательные учебные предметы
Русский язык и литература.
Иностранный язык.
Математика: алгебра и начала
математического анализа, геометрия.
История.
Физическая культура.
Основы безопасности жизнедеятельности.
Слайд 23Учебная нагрузка
(не менее 31 часа и не более 37 часов
в неделю)
9 (10) учебных предметов (не менее 1 учебного предмета
из каждой предметной области, в том числе общими для всех профилей). Из них:
3-4 профильные дисциплины осваиваются углубленно (не касается универсального профиля).
Дополнительные учебные предметы, курсы по выбору.
Индивидуальный проект.
Слайд 24Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
Слайд 25Требования
к результатам освоения ООП
Метапредметные
Предметные
Личностные
Слайд 26Личностные требования к результатам освоения ООП
Слайд 27Метапредметные требования
к результатам освоения ООП
Слайд 28Предметные требования к результатам освоения ООП
Слайд 29Требования
к результатам освоения ООП СПОО
Метапредметные
Предметные
Личностные
Углубленный уровень
Базовый уровень
Слайд 30Предметные результаты по биологии (ООО)
1) формирование системы научных знаний о живой
природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в
биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
Слайд 31Предметные результаты по биологии (ООО)
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье
человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Слайд 32Предметные результаты по биологии (СОО)
Слайд 33Предметные результаты по биологии (СОО)
Слайд 34Предметные результаты по биологии (СОО)
Слайд 35 Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ,
необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и
пособий.
Слайд 36Основная функция Фундаментального ядра в концепции стандартов
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
ЯДРО
Слайд 37Состав фундаментального ядра общего образования
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
ЯДРО
Слайд 39 Методологическая основа Фундаментального ядра содержания общего образования -
принципы фундаментальности и системности, традиционные для отечественной школы.
Слайд 40Место и назначение Фундаментального ядра
в системе нормативного обеспечения стандартов
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
ЯДРО
Слайд 41Содержательные блоки по биологии (ФЯСОО)
Система органического мира
Анатомия и физиология человека
Цитология
и биохимия
Генетика
Эволюция
Экология
Слайд 42Цитология и биохимия
Клеточная теория. Строение, функции и разнообразие клеток. Эукариоты
и прокариоты. Химический состав клетки.
Обмен веществ и превращения энергии в
клетке. Энергетический и пластический обмен. Фотосинтез. Биосинтез белков. Ген, генетический код.
Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Соматические и половые клетки. Мейоз. Жизненные циклы у разных групп организмов. Индивидуальное развитие организмов.
Слайд 43Этапы разработки нового содержания
Создание Фундаментального ядра.
Разработка концепций предметных областей.
Планируемые результаты
обучения на выходе из ступеней обучения.
Базисный учебный план.
Примерные программы предметов.
Учебно-методические
комплексы нового поколения.
Слайд 44Биология
Общая характеристика программы
Примерная программа по биологии для основной школы составлена
на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к
результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования…
Издательство «Просвещение» выпускает серию пособий для работников образовательных учреждений «Стандарты второго поколения», обеспечивающую успешных переход на новый федеральный стандарт общего образования Заказать книгу можно на сайте издательства.
Слайд 45Достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования, необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой оценки
освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования включает две составляющие:
результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;
результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Не подлежат итоговой оценке ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики.
Слайд 46Государственная (итоговая) аттестация выпускников 11 классов
Проводится по всем изучавшимся предметам.
Русский
язык, «Математика: алгебра и начала анализа, геометрия», «Иностранный язык» в
форме ЕГЭ для всех. Уровень (базовый или углубленный) выбирает обучающийся.
Государственная итоговая аттестация по завершении изучения отдельных учебных предметов (базовый уровень) по возможна после 10 класса.
Слайд 47Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования
Слайд 48Условия реализации основной образовательной программы
Кадровые
Финансово-экономические
Материально-технические
Психолого-педагогические
Информационно-методические
Слайд 49СИСТЕМА обеспечения введения ФГОС
Слайд 50Материально-техническое обеспечение введения ФГОС
Слайд 51Образовательная среда должна:
обеспечивать достижение целей основного общего образования, его высокое
качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей)
и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
гарантировать охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
обеспечивать преемственность по отношению к начальному общему образованию и учитывать особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования.
Слайд 52Информационно-образовательная среда:
комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные
ресурсы,
совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное
ИКТ оборудование, коммуникационные каналы,
систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Слайд 53Информационно-библиотечный центр
Читальный зал
Учебные кабинеты и лаборатории
Административные помещения
Школьный сервер
Школьный сайт
Внутренняя (локальная)
сеть
Внешняя (в том числе глобальная) сеть
Слайд 55Критерии готовности ОУ к введению ФГОС ОО
разработана и утверждена
основная образовательная программа
нормативная база образовательного учреждения приведена в
соответствие с требованиями ФГОС, в том числе разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ
приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников
определен список учебников и учебных пособий
определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся
разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС
осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов
обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС
Слайд 56 Сайт «Новый стандарт общего образования»
http://standart.edu.ru