Слайд 1Фигурные числа
МБОУ Кишкинская СОШ
Учитель математики : Кузьмина Нина Юрьевна
2015 год
Проектно-исследовательская
работа
с учащимися 5 класса
Слайд 2В мире нет места для
некрасивой математики.
Г. Харди
Слайд 3 Целью работы является знакомство с основными
теоретико – числовыми доказательствами фигурных чисел.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
- изучить историю происхождения фигурных чисел;
- рассмотреть виды фигурных чисел;
- рассмотреть плоские и пространственные фигурные числа.
Методы исследования:
- обработка и анализ научных источников;
- анализ научной литературы и пособий по исследуемой проблеме.
Слайд 4История возникновения фигурных чисел.
Слайд 5 Давным – давно, помогая себе при
счёте камушками, люди обращали внимание на правильные фигуры, которые можно
выложить из камушков. Можно просто класть камушки в ряд: один, два, три. Если класть их в два ряда, чтобы получались прямоугольники, мы обнаружим, что получаются все чётные числа. Можно выкладывать камни в три ряда: получатся числа, делящиеся на три. Всякое число, которое на что–нибудь делится, можно представить таким прямоугольником, и только простые числа не могут быть «прямоугольными».
Слайд 6Фигурные числа были известны ещё в глубокой древности. Предполагают, что
впервые они появились в школе Пифагора. Числа древними греками, а
вместе с ним Пифагором и пифагорейцами мыслились зримо, в виде камешков, расположенных на песке или на счётной доске – абаке. По этой причине греки не знали нуля, т. к. его невозможно было «увидеть». Но и единица ещё не была полноправным числом, а представлялась как некий «числовой атом», из которого образовывались все числа. Пифагорейцы называли единицу «границей между числом и частями», т. е. между целыми числами и дробями, но в то же время видели в ней «семя и вечный корень».
Слайд 7 Фигурные числа, по мнению пифагорейцев, играют
важную роль в структуре мироздания. О них много говорится в
пифагорейских учебниках арифметики, созданных Никомахом Геразским и Теоном Смирнским. Изучением фигурных чисел занимались многие математики античности: Эратосфен, Гипсикл и другие. Диофант Александрийский написал большое исследование о свойствах многоугольных чисел, фрагменты которого дошли до наших дней.
Слайд 8Счёт на камушках оставил глубокий след в истории математики. Древние
греки, когда им приходилось умножать числа, рисовали прямоугольники; результатом умножения
трёх на пять был прямоугольник со сторонами три и пять. Это – развитие счёта на камушках.
Слайд 9 В дальнейшем многие математики интересовались этими числами. Про
них доказано много важных и трудных теорем. В Новое время
фигурными числами занимались Ферма, Эйлер, Лагранж, Гаусс и другие. Ферма сформулировал в 1670 году так называемую «золотую теорему»:
Слайд 10Числа- камушки раскладывались в виде правильных геометрических фигур, эти фигуры
классифицировались. Так возникли числа, сегодня именуемые фигурными.
Определение и виды фигурных
чисел.
Слайд 11Линейные числа (простые) – числа, которые делятся на единицу и
на самих себя, представимы в виде последовательности точек, выстроенных в
линию.
Плоские числа – числа, представимые в виде произведения двух сомножителей (плоское число 6=2∙3).
Телесные числа, выражаемые произведением трёх сомножителей (телесное число 8=2∙2∙2).
Треугольные числа (3, 6, 10).
Слайд 12Квадратные числа (4,9,16).
Пятиугольные числа (5, 12, 22)
Именно от фигурных чисел
пошло выражение: «Возвести в квадрат или куб».
Слайд 13(пятиугольные числа 12, 5)
Очень интересны кубические числа, возникающие при
складывании кубиков: 1, 2*2*2=8(два этажа из квадратов 2*2). 3*3*3=27 (три
этажа из квадратов 3*3) 4*4*4=64 (четыре этажа из квадратов 4*4) 5*5*5=125, 6*6*6=216, 7*7*7=343, 8*8*8=512, 9*9*9=729, 10*10*10= 1000
и так далее. Теперь понятно, почему про такие числа говорят:
"два в кубе", "три в кубе", "десять в кубе"?
Кубические числа
Слайд 14Пирамидальные числа возникают при складывании круглых камушков горкой так, чтобы
они не раскатывались. Получается пирамида. Каждый слой в такой пирамиде
- треугольное число. Наверху один камушек, под ним - 3, под теми - 6 и т.д.: 1, 1+3=4, 1+3+6=10, 1+3+6+10=20, …
Слайд 15Фигурное представление чисел помогало пифагорейцам открывать законы арифметических операций, а
также легко переходить к числовой характеристике геометрических объектов - измерению
площадей и объемов. Так, представляя число 10 в двух формах:
5*2=2*5, легко "увидеть" переместительный закон умножения: a*b=b*a.
Слайд 16Хочу отметить, считается, что именно от фигурных чисел пошло выражение
«Возведение в квадрат или куб». Посмотрите:
1+3=4 (т.е.22), 3+6=9 (т.е. 32),
6+10=16 (т.е. 42) и т.д.
Слайд 17Выводы
Итак, работая по данной теме, я пришла к следующим выводам:
Фигурные
числа, действительно, существуют: они выкладываются в виде геометрических фигур;
Выделяются несколько
видов данных чисел;
Фигурное представление чисел помогло «открыть» ряд математических законов
Фигурные числа – это интересно!
Слайд 22Список использованной литературы:
Ван-дер-Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука. Математика Древнего Египта, Вавилона
и Греции.
Бендукидзе А. Фигурные числа. Физико-математический журнал, Квант,, 1974г., №6.
Детская
энциклопедия: Я познаю мир. Математика. Сост. А.П. Савин, В. В. Станцо, А. Ю. Котова
Энзенбергер Х.М. Дух числа. Математические приключения. Харьков. 2005