Литература
2
Начало XX века – поведение потребителя (Ирвинг Фишер).
Убывание предельной полезности, в том числе, денег.
Получить премию 5000 > получить премию 10000 + потерять 5000.
Получить премию 5000 + потерять 10000 > потерять 5000.
ХОРОШАЯ + плохая – одновременно, ПЛОХАЯ + хорошая – порознь.
1940е – поведение в условиях риска (Морис Алле – Нобелевская’1988).
100% – 1 млн. > 10% – 5 млн., 89% – 1 млн., 1% – 0.
10% – 5 млн., 90% – 0 > 11% – 1 млн., 89% – 0.
1950е – моделирование рынков (Эдвард Чемберлин).
1960е – двусторонние торги, аукционы (Вернон Смит – Нобелевская’2002).
1970-80е – методология (Амос Тверски; Дэниэл Канеман – Нобелевская’2002).
1990-2010е – мэйнстрим (Ричард Талер – Нобелевская’2017).
Экспериментальная экономика:
истоки и примеры
3
Эксперимент 1. «Турция»
Вопрос 1. Население Турции больше 35 млн. человек?
Вопрос 2. Оцените население Турции.
Ловушки ума и их учет
при принятии экономических решений
Вопрос 1. Население Турции больше 115 млн. человек?
Вопрос 2. Оцените население Турции.
4
5
Если оба механизма действуют медленно, то рациональное адаптивное пове-дение изменяется на аффективное.
## Поведение фирм перед банкротством
## Поведение трейдеров на бирже
## Постановка квартир на охрану после кражи
## Покупка шуб в интернет-магазинах в холодные дни
Если результаты деятельности неудовлетворительны:
Поиск новых альтернатив.
Коррекция целевых показателей.
6
Эксперимент 2. «Спасение больных»
Программа А Программа B Программа C Программа D
Спасено 200 чел. 1/3 – спасено 600 чел. Погибнут 400 чел. 1/3 – никто не погибнет
2/3 – никто не спасен 2/3 - погибнут все
Внутреннее обоснование выбора
Эксперимент 3. «Париж и Лондон»
Туристическая компания предлагает туры в Париж и Лондон одинаковой стои-мости и различной длительности: (7,4), (4,7), (6,3).
(7,4) > (6,3) – внутреннее обоснование выбора!
72% : 28% 22% : 78%
В терминах выгод у большинства отрицательное отношение к риску; в тер-минах издержек – положительное!!!
7
Близорукие инвесторы склонны к проектам с низким риском!
Инвестор рассматривает возможность инвестирования в проект, требующий вложе-ний в размере 100 млн руб. По его оценке с вероятностью 50% проект принесет чистую прибыль 120 млн руб. (уже с учетом возврата инвестиций), однако с вероятностью 50% инвестор не вернет даже вложенные средства. При этом инвестор боится убытков и оценивает их в 1,5 раза выше такой же по абсолютной величине прибыли (например, убытки в размере 1 млн руб. столь же неприятны для него, насколько приятна прибыль в размере 1,5 млн руб.) Станет ли инвестор вкладывать деньги в этот проект? Изме-нится ли ситуация, если у него есть возможность инвестирования в 2 таких проекта? При каком количестве аналогичных проектов они могут стать интересны инвестору?
8
Зависимость от ориентира
Пример 1. «Кружки»
Половине участников эксперимента подарили кружки. Они были готовы их продать остальным по медианной цене $5,75. Лишенные кружек готовы были их купить по медианной цене $2,25.
Аналогичный эксперимент «Кружки и ручки».
Еще примеры:
## Продажа квартир в кризис (ориентир – цена покупки)
## Удовлетворенность зарплатой (ориентир – зарплата коллег)
## Формирование цены покупки компании (ориентир – max цена за год)
9
10
Странные временные предпочтения.
Гиперболическое дисконтирование
Стандартное дисконтирование:
U = ut + ut+1 + 2ut+2 + 3ut+3 + …
1,01365 = 37,8, 1,001365 = 1,44, 1,0001365 = 1,037
Гиперболическое дисконтирование (David Laibson’ 1997):
U = ut + (ut+1 + 2ut+2 + 3ut+3 + …)
11
Странные временные предпочтения.
Гиперболическое дисконтирование
2 типа людей:
«Наивные» – выделяют сегодняшний день как особый, но говорят, что это в последний раз. Не понимают, что завтра всё повторится!
«Умные» – так же, как и «наивные», не могут себя контролировать, выделяя сегодняшний день. Однако понимают, что завтра всё будет аналогично!
Пример 3. «Кино»
Неделя 1 – обычный фильм (полезность 3).
Неделя 2 – хороший фильм (полезность 5).
Неделя 3 – отличный фильм (полезность 8).
Неделя 4 – шедевр (полезность 13).
Денег хватает на три, один нужно пропустить. Сегодня хочется вдвое больше!
12
Странные временные предпочтения.
Гиперболическое дисконтирование
Иногда лучше быть «наивным» (если денег только на один фильм)
«Наивный» «Умный»
Неделя 3: 2•8 > 13 – не пропустит 3. 2•8 > 13 – не пропустит 3.
Неделя 2: 2•5 < 13 – пропустит 2. 2•5 > 8 – не пропустит 2.
Неделя 1: 2•3 < 13 – пропустит 1. 2•3 > 5 – не пропустит 1.
Сходит на «отличный фильм»! Сходит на «обычный фильм»!
«Умный»:
Неделя 3: 2•8 > 13 – не пропустит неделю 3
Неделя 2: 2•5+8 < 8+13 – пропустит неделю 2, зная, что не пропустит 3.
Неделя 1: 2•3+8+13 > 5+8+13 – не пропустит неделю 1, зная, что пропустит 2.
В итоге пропустит «хороший фильм» на 2-й неделе!
13
Странные временные предпочтения.
Прокрастинация
Пример 4. «Настройка компа»
Настройка компа – 120 мин., ежедневная экономия 10 мин., =0,999.
=1 =0,9
Сегодня: –120 + 0,999•10/0,001=9870 –120 + 0,9•0,999•10/0,001=8871
Завтра: 0,999•(–120+0,999•10/0,001)=9861 0,9•0,999•(–120+0,999•10/0,001)=8874
Послезавтра: 0,9992•(–120+0,999•10/0,001)=9852 0,9•0,9992 •(–120+0,999•10/0,001)=8867
Никогда: 0 0
Если предполагаем стандартное дисконтирование:
12/13, 365 0, 000 000 000 002 (!!!)
14
При наличии 3 опций: «починить», «быстро починить» или «не чинить»:
U (быстро починить сегодня) = –1 + 0,9•0,999•9,5/0,001= 8540.
U (быстро починить завтра) = 0,9•0,999•(–1+0,999•9,5/0,001) = 8532.
U (полностью починить сегодня) = –120 + 0,9•0,999•10/0,001 = 8871.
U (полностью починить завтра) = 0,9•0,999•(–120+0,999•10/0,001) = 8874.
U (не чинить) = 0.
Вывод: не будет чинить никогда!!!
15
Странные временные предпочтения.
Кумулятивная прокрастинация
Рациональный экономический агент ( =1, =1):
ежедневно h=1, p=1, H = 30.
Экономический агент с гиперболическим дисконтированием ( =1, =0,5):
«Наивный»:
День 1:
0,259 часа = 15,5 мин.
День 2: 16 мин.
День 3: 17 мин.
День 10: 22 мин.
День 24: 72 мин.
День 30: 23 часа 45 мин.
Всего: 58 часов. «Умный» после долгих подсчетов получит 39 > 30 часов.
16
Связывающее обязательство
(коммитмент)
Пример 7. «Потребление, сбережения и займы»
Периоды 1 и 2 – потребление товара в количестве q1 и q2, q1+q2 = 2.
Полезность в каждом периоде u(q) = ln q.
Стандартное дисконтирование, =1:
U = ln q1 + ln (2 – q1) max, q1 = q2 = 1.
Гиперболическое дисконтирование, =1/2:
U = ln q1 + 0,5ln (2 – q1) max, q1 = 4/3, q2 = 2/3.
Имеется возможность в нулевом периоде сберегать по ставке r:
Сумма s недоступна в первом периоде и доступна во втором:
q1 2 – s, q2 = 2 + rs – q1.
При минимальной положительной ставке s = q1 = q2 = 1
17
Связывающее обязательство
(коммитмент)
При возможности займа b в первом периоде по ставке R > r.
Пример: R = 1 = 100%, r = 0,5 = 50%.
q1 = 2 – s + b, q2 = 1,5s – 2b
Стандартное дисконтирование, = *=1:
s=1, b=0, q1=1, q2=1,5, U = ln 1,5.
Гиперболическое дисконтирование («умный»), = *=1/2 :
s=0,8, b=0, q1=1,2, q2=1,2, U = ln 1,44.
Гиперболическое дисконтирование («наивный»), =1/2, *=1 :
s=1, b=0,17(!!!), q1=1,17, q2=1,17, U = ln 1,37.
18
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть