Слайд 2«…Образованный человек умеет подводить под точку зрения добра, во всем
выдвигать существенную точку зрения, тот человек, который не имеет в
своем распоряжении хороших оснований для самых дурных дел, недалеко должно быть, ушел в своем образовании; все злые дела, совершенные на свете со времен Адама, опровергаются хорошими основаниями…» Георг Гегель
Слайд 3ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Философия являет собой один из наиболее замечательных результатов человеческой
цивилизации и культуры,
включающей в свой состав богатейшие духовные традиции
многих поколений людей о смыслах бытия и важнейших ценностях таких как: истина, добро, красота, справедливость.
Предназначение философии -
создавать универсальные объяснительные модели сущего в целом и отдельных его элементах.
Слайд 4Предмет, функции и основные
направления философии
ПЛАН
1. Предмет и природа философского знания
2. Структура и функции философии
3. Основной вопрос философии и
основные философские направления
4. Диалектика и метафизика
Слайд 5
ΦΙΛΟЅΟΦΙΑ – «любовь к мудрости»
(от греч. phileo –
любовь и sophia – мудрость)
Предмет философии – наиболее общие
законы развития
Объект философии – природа, общество,
мышление и познание
Слайд 6«Достоинство философии в том и состоит, что она видит проблемы
там, где все кажется простым, и заканчивается тем,
что существовавшую
вначале неясную уверенность заменяет ясным сомнением»
Бертран Рассел
“ Исследование значения и истины”. М., 1999. С- 8.
Слайд 7Философия в своем зарождении
мыслилась не как сбор существующих частных
знаний, а как стремление к истине, добре, красоте и справедливости
на основе
рефлексии (от греч. reflexio – размышляю, оцениваю).
Возникает особый стиль мышления, позволяющий скреплять взгляды высокой культуры миропонимания в устойчивую систему жизненных принципов.
Слайд 8Предмет философии
исторически изменялся в соответствии с изменениями природы, общества
и самого человека.
Первые философы античности главным образом стремились открыть единый
источник многообразных природных явлений.
Натурфилософия явилась первой исторической формой философского мышления.
Пифагор
(вторая пол. VI в. начало V в. до н.э.)
Первый, кто объяснял слово «философ»
Смысл философии по мнению Пифагора
– в поиске истины
Слайд 10Софисты
от (греч. sophistes – мудрый) и обозначало вначале человека,
авторитетного в различных вопросах жизни, но в дальнейшем появились платные
учителя, учившие красноречию и умению доказывать то, что он сам считает правильным и выгодным.
В суждениях софист, сознательно нарушал
логико-понятийную структуру мысли.
Смотри софизмы – «Лысый», «Рогатый», «Куча» и др.
Слайд 11Платон (428-347) полагал, что задача философии в познании вечных и
абсолютных истин, которые открываются только философам, наделенных мудростью от рождения.
Аристотель
(384-322) утверждал, что задача философии – постижении всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия.
У Аристотеля, философия являлась единственной наукой, которая существует ради самой философии.
Слайд 12Понимание предмета философии
связано, не только с пониманием процесса познания
природы, но и с возникновением социальных проблем, согласно которым философия
призвана освободить человека от страха перед будущем и страданий настоящего, способствуя достижению счастья и душевного равновесия
(философия раннего эллинизма) .
Итак, одни философы видели предмет – в поиске истины, другие – в том, чтобы ее утаить, одни обращали внимание на космос и Бога, другие обращались к человеку.
Философия по характеру предмета плюралистическая
(существует многообразие школ и направлений).
Слайд 13 В дальнейшем по мере накопления частных научных знаний происходит
отпочкование от философии – математики, астрономии, медицины и др. наук.
В
18 веке стали говорить, что философия исчезла, растворилась в частных науках
(т.е. уподобилась литературному персонажу – Королю Лир),
но с развитием общества, возникающие проблемы, разрешить без философии, было невозможно.
Слайд 14Философия – наука о наиболее общих (всеобщих) законах и принципах
развития природы, общества, мышления и познания
Мировоззрение – система взглядов
на природу
и общество
и их взаимодействие.
Всякая философия является мировоззрением, но не всякое мировоззрение философично.
Слайд 15ЭВОЛЮЦИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Религиозно-анимистическое
Мифологическое
Философское
Конкретно-научное (картины мира)
Обыденное
Мировоззрение и философия – результат отражения мира.
Отражение
на уровне ощущений, фиксируются только отдельные, внешние свойства предмета.
Отражение на
уровне мировосприятия создается цельная картина мира, но в мировоззрении преобладает чувственный опыт над рассудком.
Слайд 16Отражение на уровне рациональном, понятийном, способствующем открытию закономерностей явлений и
процессов.
Понятийное отражение связано с абстрактным мышлением и теоретическим познанием.
На
этом уровне миропонимания, мировоззрение философично.
Таким образом, философия – это высший уровень, вид мировоззрения, теоретически оформленное и системно рациональное мировоззрение.
Слайд 17Философия – мировоззрение
классового общества.
Появилась почти одновременно
(около VII в. до н.э.) в Греции, Китае и Индии.
Слайд 18
Структура философии
(моменты свойственные философскому знанию вообще)
Различение предмета и объекта
философского знания дает возможность выделить следующие его разделы:
1. Онтология –
теория бытия раздел философии связанный с изучение
всеобщих законов развития природы, объективного мира
Слайд 19
2. Философия общества (социальная философия) – раздел философии, посвященный изучению
наиболее общих законов развития общества.
3. Логика – раздел философии, связанный
с изучением всеобщих законов становления и функционирования мышления.
4. Гносеология – теория познания,
раздел философии, посвященный изучению всеобщих законов познания.
5. Философия антропологии. Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека. Человек является исходным и конечным продуктом философствования.
Слайд 20Основные функции философии
1. Мироззренческая функция –
философия является основой
формирования любого типа
мировоззрения –
а).
религиозного,
б). мифологического,
в). обыденного,
г). конкретно-научного,
д). общенаучного и единого философского.
Слайд 212. Методологическая функция –
философия выступает всеобщей методологией формирования знания,
на всех уровнях (обыденный, научно-теоретический) и во всех конкретных формах
(миф, сказка, досужее рассуждение, гипотеза, теория, концепция и т.п.).
Все конкретные методы познания так или иначе вытекают из общефилософской методологии.
Слайд 223. Прогностическая функция
- формирует общую тенденцию развития материи и сознания,
человека и мира.
Степень вероятности прогноза выше, чем больше философия
опирается на науку.
Слайд 234. Критическая функция
«подвергай все сомнению» говорили античные мудрецы.
В настоящее
время действует принцип «критикуешь предлагай, предлагаешь внедряй».
Положительная критика это когда
присутствует диалектическое отрицание, а не абстрактный нигилизм.
Слайд 245. Аксиологичекая функция
(от греч. axios - ценный)
Философская система содержит
в себе момент оценки исследуемого объекта.
Особенно эта функция проявляется
в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и возникает вопрос, что сохранить, а что отбросить из прошлых ценностей.
Слайд 256. Социальная функция
- объясняет социальное бытие на основе, которого осуществляются
перемены,
то есть прежде чем изменять социальный мир, необходимо предварительно
его хорошо объяснить.
Именно философии отводится роль в разработке концепций интеграции и консолидации человеческого общества.
Слайд 267. Гуманитарная функция
- заключается в формировании гуманистических ценностей и идеалов,
утверждению позитивного смысла и цели жизни.
Актуальность данной функции в периоды
нестабильного состояния общества, когда одни идеалы исчезают, новые еще не сформировались.
Слайд 27Основной вопрос философии
Общефилософские мировоззренческие
и методологические постулаты
определяются,
в свою очередь, тем или иным решением
основного вопроса философии.
В неявном виде он был сформулирован
еще древнегреческим мыслителем
Платоном (V – IV в.в. до н.э).
Однако, в наиболее совершенном виде он представлен Ф. Энгельсом (1820 — 1895)
Слайд 28 Основной вопрос философии – это
вопрос об
отношении сознания к бытию,
духовного к материальному.
материальное идеальное
ЧТО ПЕРВИЧНО? Познаваем ли мир?
а) генетический аспект
б) функциональный аспект ДА НЕТ
y = f (x) (агностицизм)
ИДЕАЛИЗМ (СУБЪЕКТИВНЫЙ)
МАТЕРИАЛИЗМ ИДЕАЛИЗМ (ОБЪЕКТИВНЫЙ)
Слайд 29
ОБЪЕКТИВНОЕ – все, что существует
вне человеческого сознания, не принадлежит последнему.
СУБЪЕКТИВНОЕ
– все, что относится к человеческому сознанию, является его
Фактом.
Слайд 30Структура основного вопроса философии
Слайд 31
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
философская концепция, постулирующая в качестве генетического начала мира,
всей объективной реальности, нечто
сверхъестественное идеальное (бога,
абсолютную идею, мировой
разум, мировую волю, информационную матрицу и т.п.)
Слайд 32СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
философская доктрина, основывающаяся на идеи абсолютной функциональной (а
иногда и генетической) первичности человеческого сознания, желания, воли, концепции, плана
по отношению ко всякому моменту объективной реальности – от социального бытия, до природных явлений и процессов.
Слайд 33
АГНОСТИЦИЗМ
философская доктрина предполагающая
либо абсолютную
невозможность познания объективной реальности,
либо принципиальную ограниченность такого познания.
Слайд 34Философия как методология
Философский метод (от греч. methodos – путь, познание)
есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности.
а также способ построения и обоснования системы самого философского знания.
Ф. Бэкон, философский метод, сравнивал с факелом освещающим путь в познании.
Слайд 35Материализм и идеализм
Два наиболее общих подхода и способа анализа бытия
и познания (см. структуру основного вопроса философии).
Онтология определяет гносеологию
Процесс
познания рассматривается как отражение в сознании объективной действительности это первично (материализм), вторичным познание выступает – как самопознание сознания, абсолютной идеи, анализ наших собственных ощущений (объективный или субъективный идеализм).
Слайд 36Диалектика и метафизика
Термин «диалектика» появился позже,
чем термин “философия”.
Сократ (469-399) и Платон(427-347) понимали диалектику как искусство вести беседу,
обнаружение истины путем столкновения противоположных мнений.
Материалист Гераклит (520-460) обращает внимание на движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей
(объективная диалектика вещей).
«Все течет, все изменяется» говорил Гераклит,
которому позже возразил Кратил «…в одну и ту же реку нельзя вступить и единожды…».
Слайд 37Термин «МЕТАФИЗИКА» имеет искусственное происхождение.
Александрийский
библиотекарь Андроник Родосский (1 в. до н. э.), стремившийся расположить
произведения Аристотеля в соответствии с их внутренней содержательной связью, озаглавил «Metà a tà physiká» («после физики») его книгу о «первых родах сущего».
Сам Аристотель называл науку, изложенную в этих книгах, то «первой философией»,
то «наукой о божестве»,
то просто «мудростью».
Наиболее распространенная современная интерпретация «метафизики» принадлежит
Гегелю (1770 – 1831).
Слайд 38ДИАЛЕКТИКА – метод познания и преобразования действительности, связанный с представлением
обо всех моментах объективной и субъективной реальности как о единой
системе противоположностей (устойчивого и изменчивого, положительного и отрицательного, добра и зла и т.п.), борьба которых является причиной появления, развития и исчезновения всего в мире.
МЕТАФИЗИКА – метод познания и преобразования действительности, противоположный диалектике и заключающийся в мысленном отрыве и абсолютизации отдельных сторон, моментов, элементов единого целого, системы (общего от единичного, случайного от необходимого, устойчивого от изменчивого и т.п.), рассматривает предметы, процессы по одному принципу: либо да, либо нет. Методологическя ошибка возникает, когда предмет исследования вырывается из всеобщей связи и возводится в абсолют.
Слайд 39
Философия и наука
1. Научный характер философии проявляется в логическом развитии
человеческого знания и культуры.
2. Выводы полученные в рамках философии, служат
не только средством научного знания, но и сами входят в содержание науки.
3. Взаимодействие философии и частных наук. Философия позволяет обобщать результаты конкретных наук.
И.В.Гете писал: « От физика нельзя требовать, чтобы он был философом; но… он должен быть знаком с работой философа…» См. Гете И.В. Изб.фил.произв. – М., 1964. – С.369.
-