Слайд 1Информационные технологии в экономике Лекция 02
Разработка баз данных
Слайд 2Пример нормализации
Рассмотрим некую организацию, выполняющую некоторые проекты. Модель предметной области
опишем неформальным текстом:
Сотрудники организации выполняют проекты.
Проекты состоят из нескольких
заданий.
Каждый сотрудник может участвовать в одном или нескольких проектах, или временно не участвовать ни в каких проектах.
Слайд 3Пример нормализации
(продолжение):
Над каждым проектом может работать несколько сотрудников, или временно
проект может быть приостановлен, тогда над ним не работает ни
один сотрудник.
Над каждым заданием в проекте работает ровно один сотрудник.
Каждый сотрудник числится в одном отделе.
Каждый сотрудник имеет телефон, находящийся в отделе сотрудника.
Слайд 4Пример нормализации
В ходе дополнительного уточнения того, какие данные необходимо учитывать,
выяснилось следующее:
О каждом сотруднике необходимо хранить табельный номер и фамилию.
Табельный номер является уникальным для каждого сотрудника.
Каждый отдел имеет уникальный номер.
Каждый проект имеет номер и наименование. Номер проекта является уникальным.
Каждая работа из проекта имеет номер, уникальный в пределах проекта. Работы в разных проектах могут иметь одинаковые номера.
Слайд 5Пример нормализации
Всю информацию можно свести в единую таблицу: Сот_Отд_Про (таб_ном,
фам_сот, ном_отд, тел_отд, ном_про, наим_про, ном_зад)
или:
Слайд 6Пример нормализации
Зависимости атрибутов:
таб_ном → фам_сот
таб_ном → ном_отд
ном_отд → тел_отд
ном_про →
наим_про
(ном_про, ном_зад) → таб_ном_сот
Ключом может быть пара атрибутов:
(ном_про, ном_зад)
Слайд 7Пример нормализации
Аномалии:
зависимость не от полного ключа:
ном_про → наим_про
транзитивная зависимость:
таб_ном
→ ном_отд → тел_отд
Слайд 8Пример нормализации
Таблица находится только в 1NF
Слайд 9Шаги нормализации
(Приведение к 1НФ). На первом шаге задается одно или
несколько отношений, отображающих понятия предметной области. По модели предметной области
(не по внешнему виду полученных отношений!) выписываются обнаруженные функциональные зависимости. Все отношения автоматически находятся в 1НФ.
Слайд 10Шаги нормализации
(Приведение к 2НФ). Если в некоторых отношениях обнаружена зависимость
атрибутов от части сложного ключа, то проводим разделение этих отношений
на несколько отношений следующим образом: те атрибуты, которые зависят от части сложного ключа выносятся в отдельное отношение вместе с этой частью ключа.
Слайд 12Шаги нормализации
(Приведение к 3НФ). Если в некоторых отношениях обнаружена зависимость
некоторых неключевых атрибутов от других неключевых атрибутов, то проводим разделение
этих отношений следующим образом: те неключевые атрибуты, которые зависят других неключевых атрибутов выносятся в отдельное отношение. В новом отношении ключом становится детерминант функциональной зависимости:
Слайд 14Выводы и замечания
Полезность указанных шагов:
Во-первых, этот алгоритм показывает, какие проблемы
возникают при разработке слабо нормализованных отношений.
Во-вторых, как правило, модель
предметной области никогда не бывает правильно разработана с первого шага.
Слайд 15Выводы и замечания
Замечание. На практике, при создании логической модели данных,
как правило, не следуют прямо приведенному алгоритму нормализации. Опытные разработчики
обычно сразу строят отношения в 3НФ. Кроме того, основным средством разработки логических моделей данных являются различные варианты ER-диаграмм. Особенность этих диаграмм в том, что они сразу позволяют создавать отношения в 3НФ.
Слайд 17
Информация
ИНФОРМАЦИЯ = сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах
и т. д.), уменьшающие имеющуюся степень неопределенности, отчужденные от их
создателя и ставшие сообщениями, которые можно воспроизводить путем передачи людьми устным, письменным или другим способом.
В этом определении важно выделить следующее:
информация — это не любые сведения, а нечто новое, уменьшающее имеющуюся неопределенность;
информация существует отдельно от ее создателя;
информация является сообщением, так как она выражена на определенном языке в виде знаков;
сообщение может быть сохранено в виде записи на материальном носителе информации.
Слайд 18Информационные ресурсы
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ = отдельные документы и отдельные массивы документов
в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных
системах).
В зависимости от носителей информации информационные ресурсы разбивают на три основных класса:
персонал, который обладает знаниями и квалификацией;
документы всех видов и их собрания на любых видах носителей;
коллекции объектов неживой и живой природы (промышленные образцы, рецептуры и технологии, стандартные образцы и др.).
Слайд 19Информатизация
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ = организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий
для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной
власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Слайд 20Информатизация
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ = это широкомасштабное применение методов и средств сбора, хранения
и распространения информации, обеспечивающей систематизацию имеющихся и формирование новых знаний,
и их использование обществом для текущего управления и дальнейшего совершенствования и развития (ЮНЕСКО).
Слайд 21Информационное общество
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО = общество, в котором большинство работающих занято
производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы
— знаний.
Некоторые характерные черты информационного общества:
решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
главной формой развития станет информационная экономика;
Слайд 22Информационное общество
(продолжение)
в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка
и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;
информационные
технологии охватывают все сферы социальной деятельности человека;
с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации.
Слайд 23Периодизация
Технический период («железный век», аппаратная фаза), 1947-1970
Программный период («бронзовый век»,
программная фаза), 1954-1970
Информационный период («серебряный век», информационная фаза), 1970-1990
Гуманитарный период
(«золотой век»), 1990-…
Слайд 24Информатизация в СССР и РФ
Программа ОГАС - Общегосударственная автоматизированная система
учёта и обработки информации, 1950-1980
ФЦП «Электронная Россия», 2002-2010
[http://www.gridnev.info/,
http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2008/134]
ФЦП «Информационное
общество», 2011-2020
[http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/369]
Слайд 25Экономическая информация
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ = информация, характеризующая производственные отношения в обществе.
К ней относятся сведения экономического характера о процессах производства, материальных
ресурсах, процессах управления производством, финансовых процессах, которые циркулируют в экономической системе.
Слайд 26Виды экономической информации
По функциям управления экономическая информация разделяется на:
плановую,
учетную,
нормативную,
отчетно-статистическую.
Слайд 27Виды экономической информации
Классификация экономической информации по уровням управления (месту
возникновения) включает в себя:
входную информацию,
выходную информацию.
Слайд 28Информационные технологии
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ = процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки,
предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ = программные и аппаратные способы реализации процессов получения (сбора), хранения, обработки, предоставления, распространения и защиты информации.
Слайд 29Информационные технологии
Структура ИТ по уровням детализации
Слайд 30Информационные технологии
Различают три уровня описания ИТ-технологии:
концептуальный (или содержательный), на
котором описываются содержание и структура предметной области;
логический, на котором проводится
формализация модели;
физический, определяющий способ реализации информационной модели в техническом устройстве.
Слайд 32Логический уровень
Логический уровень описания ИТ