Разделы презентаций


Формирование государственности у восточных славян

Содержание

Теории возникновения государства у восточных славян.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Формирование государственности у восточных славян

Формирование государственности у восточных славян

Слайд 2Теории возникновения государства у восточных славян.

Теории возникновения государства у восточных славян.

Слайд 3Норманская теория государственности
Образование центров государственности (первая половина IX в.)
Освобождение от

выплаты дани Хазарскому каганату (середина IX в.)
Проникновение варягов
Олег (879-912)
Убийство киевских

князей (Аскольд и Дир)

Киев - столица

Титул «великий князь»

Рюрик (ум. 879)

Объединение восточнославянских племен

Древнерусское государство
(Киевская Русь)
862 — 1139/1240

Норманская теория государственностиОбразование центров государственности (первая половина IX в.)Освобождение от выплаты дани Хазарскому каганату (середина IX в.)Проникновение

Слайд 4Древнерусское государство в IX-XI вв.

Древнерусское государство в IX-XI вв.

Слайд 6ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Слайд 7Рюрик
По русским летописным преданиям, один из трех братьев, предводителей варяжских

дружин, призванных «из‑за моря» новгородцами с целью прекращения междоусобиц в

Новгороде. Согласно этой версии, Рюрик стал княжить в Новгороде. После смерти своих братьев Синеуса и Трувора Рюрик сделался полноправным правителем Новгородской земли.
РюрикПо русским летописным преданиям, один из трех братьев, предводителей варяжских дружин, призванных «из‑за моря» новгородцами с целью

Слайд 8Олег
Древнерусский князь. По летописным сообщениям, родственник Рюрика, ставший после его

смерти новгородским князем. В 882 г. Олег захватил Киев и сделал

его столицей своего государства. Присоединил земли древлян, северян, радимичей, вятичей, хорватов и тиверцев. Покоренные племена обложил данью. Успешно воевал с хазарами. В 907 г. осадил столицу Византии Константинополь и наложил на империю контрибуцию. В 911 г. заключил выгодный торговый договор с Византией. По преданию, умер от укуса змеи.
ОлегДревнерусский князь. По летописным сообщениям, родственник Рюрика, ставший после его смерти новгородским князем. В 882 г. Олег захватил

Слайд 9Правление Олега Вещего (879-912).
Внутренняя политика
Правил при малолетнем Игоре(сыне Рюрика).
882- захватил

Смоленск, Любеч, Киев.
882- образование единого Древнерусского государства. Олегу принадлежит фраза:

«Киев матерь городов русских».



Правление Олега Вещего (879-912).Внутренняя политикаПравил при малолетнем Игоре(сыне Рюрика).882- захватил Смоленск, Любеч, Киев.882- образование единого Древнерусского государства.

Слайд 10«Повесть временных лет»
Олег показывает Игоря
И увидел Олег, что Аскольд и

Дир княжат, и отправил посла к ним со словами: «Купцы

мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам». Аскольд и Дир пришли… Олег, спрятал одних воинов в ладьях, а других за собой оставил, а сам пошёл вперёд, и нёс на руках юного Княжича Игоря, и объявил им: «Вы не княжеского рода, а я княжеского». Предъявив им наследника Рюрика, малолетнего Игоря, Олег сказал: «А, он сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира.
«Повесть временных лет»Олег показывает ИгоряИ увидел Олег, что Аскольд и Дир княжат, и отправил посла к ним

Слайд 11Внутренняя политика Олега.
883 – покоряет древлян.
884 - покоряет северян.
885 –

радимичей.
Упорядочил сбор дани.
Назначал на места посадников.
Защитил границы от кочевников.
Основал города

и крепости.
Внутренняя политика Олега.883 – покоряет древлян.884 - покоряет северян.885 – радимичей.Упорядочил сбор дани.Назначал на места посадников.Защитил границы

Слайд 12Древнерусское государство в IX-XI вв.

Древнерусское государство в IX-XI вв.

Слайд 13Скандинавия
Новгород - север
Киев - юг
Византия
Центры государственности восточных славян
«Из варяг в

греки»

СкандинавияНовгород - северКиев - югВизантияЦентры государственности восточных славян«Из варяг в греки»

Слайд 15Внешняя политика. 907 –поход на Византию.
Снарядив 2000 ладей по 40 воинов

в каждой (Повесть временных лет), Олег выступил в поход на

Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. В знак победы Олег прибил свой щит на вратах Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.
Внешняя политика. 907 –поход на Византию.Снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (Повесть временных лет), Олег

Слайд 16907 – поход на Византию.

907 – поход на Византию.

Слайд 17Олег Вещий ведёт армию к стенам Царьграда. Миниатюра из Радзивилловской

летописи

Олег Вещий ведёт армию к стенам Царьграда. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Слайд 18Олег прибивает щит к воротам Константинополя.

Олег прибивает щит к воротам Константинополя.

Слайд 19В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило

«многолетний» мир и заключило новый договор.

В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор.

Слайд 20Проанализируйте текст договора русов с Византией.
Кто выиграл от принятия этого

договора? Откуда это видно?
Договор Руси с Византией
1) Олег же,

немного отойдя от Царьграда, начал переговоры о мире с греческими царями Лесном и Александром, послав к ним в город Карла, Фарлафа, Вермуда, Рула и Стемида со словами «Платите мне дань». И сказали греки: «Что хочешь дадим тебе».
2) И указал Олег дать (своим) воинам на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину^ и потом давать содержание прибывающим из русских городов: прежде всего из Киева, а также из Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча и прочих городов, ибо по тем городам сидят подвластные Олегу князья.
3) Когда приходят русские, пусть взимают содержание, сколько хотят, а если придут купцы, то пусть взимают месячное в течение 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню, как только за-хотят. Когда же русские отправятся к себе домой, пусть занимают у вашего царя на дорогу еду, якори, снасти, паруса и что им нужно.

Далекие походы Русов.

Проанализируйте текст договора русов с Византией.Кто выиграл от принятия этого договора? Откуда это видно?Договор Руси с Византией

Слайд 21Васнецов. Встреча Олега с кудесником.

Васнецов. Встреча Олега с кудесником.

Слайд 22912- смерть Олега согласно легенде от укуса змеи.

912- смерть Олега согласно легенде от укуса змеи.

Слайд 23Укрепление Древнерусского государства
Игорь (912-945)
Ольга (945-969)
Укрепление авторитета княжеской власти
Святослав (945-972)
Владимир Святославович

(980-1015)
Практическое уничтожение каганата
Разорение Волжской Булгарии
Освобождение племен от дани
Поход против Хазарии
Открытие

для русских купцов Волжского торгового пути

Крещение Руси

Поход на Херсонес

Успешная борьба с печенегами

Древнерусское государство – крупнейшая держава Европы

Укрепление Древнерусского государстваИгорь (912-945)Ольга (945-969)Укрепление авторитета княжеской властиСвятослав (945-972)Владимир Святославович (980-1015)Практическое уничтожение каганатаРазорение Волжской БулгарииОсвобождение племен от

Слайд 24Игорь

Князь киевский с

912 г., фактический родоначальник династии Рюриковичей. Игорь продолжал деятельность своего предшественника

Олега, подчинил своей власти восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем. Совершал походы на Константинополь. В 944 г. между греками и русскими был заключен договор. Игорь первым из русских князей столкнулся с печенегами. Был убит древлянами при попытке собрать с них дань вторично.
Игорь       Князь киевский с 912 г., фактический родоначальник династии Рюриковичей. Игорь продолжал

Слайд 25Игорь Рюрикович(912-945)
Внутренняя политика:
Усмирил восстания ряда славянских племён.
945- восстание древлян.
«Поразмыслив, сказал

своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и

похожу еще". И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит" [...] и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало.
Игорь Рюрикович(912-945)Внутренняя политика:Усмирил восстания ряда славянских племён.945- восстание древлян.«Поразмыслив, сказал своей дружине:

Слайд 26Игорь берёт дань от древлян.

Игорь берёт дань от древлян.

Слайд 27Князь Игорь собирает дань с древлян в 945. Художник К.

В. Лебедев

Князь Игорь собирает дань с древлян в 945. Художник К. В. Лебедев

Слайд 28До принятия Христианства князья или совер шали походы, или собирали

дань (полюдье) с подвластных племен.
В 945 г. Игорь Старый отправился

к древля
нам в Искоростень.Но по возвращении дружина потребовала возвратиться за новой данью.

Полюдье.

До принятия Христианства князья или совер шали походы, или собирали дань (полюдье) с подвластных племен.В 945 г.

Слайд 29Древляне предложили Игорю дождаться утра, а ночью его и всю

его дружину перебили.
Ольга узнала о смерти мужа от послов. Она

собрала новую дружину и, взяв малолетнего сына - Святослава, двинулась в землю древлян.

Полюдье.

Княгиня Ольга
сжигает Искоростень.

Древляне предложили Игорю дождаться утра, а ночью его и всю его дружину перебили.Ольга узнала о смерти мужа

Слайд 30Попробуйте на основании описанного эпизода и текста узнать какие-либо черты

жизни славян того времени
Месть состояла в том, что осадив поселение

древлян, она потребовала с каждого двора трех голубей и трех воробьев, как цену за увод своего войска. Обрадованные древляне выполнили это требование. И далее летопись сообщает: «Ольга же, раздав своим воинам—кому по голубю, кому по воробью, приказала привязать каждому голубю и воробью зажженный трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждой птице. И когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьев Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда; голуби в голубятни, а воробьи под крыши, и так загорелись-где голубятни, где клети, где сараи л сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы».

Полюдье.

Попробуйте на основании описанного эпизода и текста узнать какие-либо черты жизни славян того времениМесть состояла в том,

Слайд 31Выбегавших из-за пылающей крепостной стены жителей Искоростеня добивали дружинники.
Но Ольга

была вынуждена, несмотря на свою победу, установить четкий порядок сбора

дани - один раз в год, в определенном месте в заранее оговоренном размере.

Полюдье.

Выбегавших из-за пылающей крепостной стены жителей Искоростеня добивали дружинники.Но Ольга была вынуждена, несмотря на свою победу, установить

Слайд 32"Казнь князя Игоря"


Слайд 33Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря. В. Суриков

Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря. В. Суриков

Слайд 34Внешняя политика Игоря.
Русско-византийская война 941—944 годов — неудачный поход князя

Игоря на Византию в 941 и повторный поход в 943,

закончившийся мирным договором в 944.
11 июня 941 флот Игоря был рассеян у входа в Босфор византийской эскадрой, применившей греческий огонь, после чего боевые действия продолжались ещё 3 месяца на черноморском побережье Малой Азии. 15 сентября 941 русский флот был окончательно разгромлен у берегов Фракии при попытке прорваться на Русь. В 943 князь Игорь собрал новое войско с участием печенегов и повёл в поход на Дунай к северным границам Византийской империи. До военных столкновений дело на этот раз не дошло, Византия заключила мирный договор с Игорем, выплатив дань.
Внешняя политика Игоря.Русско-византийская война 941—944 годов — неудачный поход князя Игоря на Византию в 941 и повторный

Слайд 35Греческий огонь -горючая смесь, применявшаяся в военных целях. Впервые была

употреблена византийцами в морских битвах.

Греческий огонь -горючая смесь, применявшаяся в военных целях. Впервые была употреблена византийцами в морских битвах.

Слайд 36Ольга

Великая княгиня киевская, жена Игоря. После убийства мужа древлянами в

945 г. жестоко подавила их восстание, установила размеры дани для древлян

и новгородцев, организовала административные центры – погосты. Значительно расширила земельные владения Киевского великокняжеского дома. Посетила Константинополь, где приняла христианство. В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов. Канонизирована русской православной церковью.
ОльгаВеликая княгиня киевская, жена Игоря. После убийства мужа древлянами в 945 г. жестоко подавила их восстание, установила размеры

Слайд 37Ольга (945-957,962,969)
Существуют разные точки зрения о том, когда начал княжить

Святослав.
Согласно самой ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет», Ольга была

родом из Пскова.
Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были незнатного рода, «от языка варяжска».
Ольга (945-957,962,969)Существуют разные точки зрения о том, когда начал княжить Святослав.Согласно самой ранней древнерусской летописи «Повесть временных

Слайд 38Начало правления
В 945 году Игорь погиб от древлян при взятии

у них дани. Святославу было всего три года и Ольга

с этого времени стала признанным правителем Руси.
Ольга правила государством с 945-957 гг.
Начало правленияВ 945 году Игорь погиб от древлян при взятии у них дани. Святославу было всего три

Слайд 39Внутренняя политика Ольги
Расправилась после убийства Игоря с древлянами.
Древляне после убийства

Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж

за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа.
Внутренняя политика ОльгиРасправилась после убийства Игоря с древлянами.Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов

Слайд 40Внутренняя политика Ольги
В 947 Ольга установила уроки (своеобразная мера дани).
«Погосты» —

центры торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор

податей;
Внутренняя политика ОльгиВ 947 Ольга установила уроки (своеобразная мера дани).«Погосты» — центры торговли и обмена, в которых более

Слайд 41Внутренняя политика Ольги.
Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси

(первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги).
В

957 посетила Византию, где приняла христианство. Первая русская святая.
Внутренняя политика Ольги.Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и

Слайд 42Месть древлянам
После смерти Игоря , Ольга

мстила древлянам, по требованию языческих обычаев.
1-я месть княгини Ольги: сваты,

20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.




Месть древлянам   После смерти Игоря , Ольга мстила древлянам, по требованию языческих обычаев.1-я месть княгини

Слайд 43Месть Древлянам
2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней

новых послов из лучших мужей, что и было с охотой

исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.

Месть Древлянам2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и

Слайд 44Месть древлянам
4-я месть: В 946 году  Ольга вышла с войском в

поход на древлян. Безуспешно пыталась осадить город в течение лета,

и победила в бою при помощи птиц, к которым велела привязать зажигательные средства. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.
Месть древлянам4-я месть: В 946 году  Ольга вышла с войском в поход на древлян. Безуспешно пыталась осадить город

Слайд 45Правление Ольги
В 947 году Ольга установила на своей земле

оброки и дани, сделала систему погостов - центров торговли и

обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Она установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани. 
Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор
Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси. 
Правление ОльгиВ 947 году Ольга установила на своей  земле оброки и дани, сделала систему погостов -

Слайд 46Крещение Ольги
По ПВЛ в Константинополе, в 955 году

было проведено крещение Ольги.
По византийским летописям Ольга была крещена во

время второго визита Константинополь, 18 сентября 957 Романом II.
В 969 году Ольгу похоронили по христианскому обычаю в земле .
В годы княжения Владимира, ее внука, Ольга стала почитаться как святая , а в 1547 году причислена к лику святой равноапостольной.
Крещение  Ольги По ПВЛ в Константинополе, в 955 году было проведено крещение Ольги.По византийским летописям Ольга

Слайд 47Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь Святою, История Мудрою. Отомстив древлянам,

она умела соблюсти тишину в стране своей и с деятельностью

великого мужа учреждала порядок в государстве обширном и новом; не писала, может быть, законов, но давала уставы, самые простые и самые нужные. Создала налоговую систему. Великие князья до времен Ольгиных воевали, она правила государством. Уверенный в ее мудрости, Святослав и в мужеских летах своих оставлял ей, кажется, внутреннее правление, беспрестанно занимаясь войнами, которые удаляли его от столицы. - При Ольге Россия стала известной и в самых отдаленных странах Европы. Сделавшись ревностною христианкою, Ольга - по выражению Нестора, денница и луна спасения - служила убедительным примером для внука своего Владимира и предуготовила торжество истинной веры в нашем Отечестве.

Итоги правления

Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь Святою, История Мудрою. Отомстив древлянам, она умела соблюсти тишину в стране своей

Слайд 48Святослав Игоревич


Великий князь

киевский, полководец. Почти всю жизнь провел в походах. Стремился приблизить

Русь к крупнейшим державам того времени. Занимался планомерным укреплением границ Киевской Руси. Освободил вятичей от власти хазар и подчинил их Киеву; разгромил Хазарский каганат и взял его столицу – город Итиль; воевал с волжско‑камскими болгарами. Около 971 г. в союзе с болгарами и венграми начал воевать с Византией, но потерпел неудачу и был вынужден заключить мир с византийским императором. На обратном пути в Киев Святослав погиб в бою с печенегами у днепровских порогов.
Святослав Игоревич       Великий князь киевский, полководец. Почти всю жизнь провел в

Слайд 49В к.50-х г. X века власть от Ольги перешла к

ее сыну Святославу.
Нестор прославляет его как бесстрашного полководца.
Прочитайте отрывок из

летописи, и определите,
Что восхищало летописца в Святославе?

Князь Святослав.

В к.50-х г. X века власть от Ольги перешла к ее сыну Святославу.Нестор прославляет его как бесстрашного

Слайд 50В год 6472 (964). Когда Святослав вырос и возмужал, стал

он собирать много воинов храбрых, и быстрым был словно пар-

дус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни во-зов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти»...
И пошел Святослав на греков, и вышли те против русских. Когда же русские увидели их — сильно испугались такого великого множества воинов, но сказал Святослав: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим - должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвым не ведом позор. Если же побежим — позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о себе сами позаботьтесь».

Князь Святослав.

В год 6472 (964). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым

Слайд 51Рассмотрите схему и определите,
-Какие изменения в организации дружины произошли при

Святославе?
-Как вы думаете, почему?
Князь Святослав.

Рассмотрите схему и определите,-Какие изменения в организации дружины произошли при Святославе? -Как вы думаете, почему?Князь Святослав.

Слайд 52Восточный поход Святослава.
В 964 г. Святослав пошел на вятичей.
Подчинив

их он отправился на Волгу и разгромил царс-тво Волжских Булгар.


Спустившись вниз по Волге Святослав обрушился на хазар и разбил их.

Пройдя через Северный Кав каз русы основали Тьму-тараканское княжество

Узнав о том,что вятичи вновь взбунтовались Свя-тослав двинулся на них

Заставив вятичей возобновить выплату полюдья, он вернулся в Киев.

Восточный поход Святослава.В 964 г. Святослав пошел на вятичей. Подчинив их он отправился на Волгу и разгромил

Слайд 53В 967 г. Святослав двинулся на Византию, вмешавшись в ее

борьбу с Болгарией.
Борьба Святослава с Византией.

В 967 г. Святослав двинулся на Византию, вмешавшись в ее борьбу с Болгарией.Борьба Святослава с Византией.

Слайд 54В результате упорной борьбы Святослав завоевал г.Переяславль-на-Дунае, куда он хотел

перенести столицу. Однако в это же время на Киев неоднократно

нападали печенеги.
Ольга и киевляне обратились к князю с укорами он на время возвратился, разбил кочевников и вновь ушел на Балканы.

Борьба Святослава с Византией.

И.Акимов.Великий
князь Святослав,
целующий мать
и детей своих,
по возвращении
с Дуная в Киев

В результате упорной борьбы Святослав завоевал г.Переяславль-на-Дунае, куда он хотел перенести столицу. Однако в это же время

Слайд 55В 971 г. Святослав встретился с войсками императора Цимисхия. После

ряда взаимных успехов стороны заключили договор.
3.Борьба Святослава с Византией.

В 971 г. Святослав встретился с войсками императора Цимисхия. После ряда взаимных успехов стороны заключили договор.3.Борьба Святослава

Слайд 56Проанализируйте текст договора .
В чьих интересах он принят? Почему?
Святослав

отпускал пленных, отдавал византийцам Доростол, а византийцы обязались пропустить дружины

к морю, выдав каждому дружиннику на дорогу по две меры хлеба. Хлеб получили 22 тысячи воинов, из них половина— раненых и больных. Были выданы также деньги для семей убитых дружинников. Важным условием договора было обязательство византийцев пропускать к себе купцов Руси.

3.Борьба Святослава с Византией.

Проанализируйте текст договора .В чьих интересах он принят? Почему? Святослав отпускал пленных, отдавал византийцам Доростол, а византийцы

Слайд 57В 972 г.при возвращении в Киев,Святослав под-вергся нападению печенегов,которых подго-ворили

византийцы.Святослав погиб,а из его черепа печенежский хан сделал себе чашу

для вина окованную золотом.

3.Борьба Святослава с Византией.

В.Васнецов.
Бой славян
со скифами.

В 972 г.при возвращении в Киев,Святослав под-вергся нападению печенегов,которых подго-ворили византийцы.Святослав погиб,а из его черепа печенежский хан

Слайд 58Владимир Святославович


Киевский

князь примерно с 980 г., сын князя Святослава Игоревича, с 969 г. –

князь в Новгороде. Совершил походы на вятичей, литовцев, радимичей, болгар, успешно боролся с печенегами, укрепил владения Киевской Руси. В народном эпосе получил имя Владимира Красное Солнышко.
Для укрепления княжеской власти Владимир предпринял попытку превратить народные языческие верования в государственную религию и для этого установил в Киеве и Новгороде культ главного славянского дружинного бога Перуна. Но языческая реформа не смогла вытеснить местных верований. Поэтому он обратился к христианству, проникновение которого на Русь началось еще при его бабке, княгине Ольге. В 988 г. Владимир объявил христианство единственной общерусской религией. Принятие христианства не только уравняло Киевскую Русь с европейскими государствами, но и оказало огромное влияние на культуру, быт и нравы Древней Руси.
Время княжения Владимира Святославича является периодом подъема Киевского государства. После смерти князя между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть.
Владимир Святославович       Киевский князь примерно с 980 г., сын князя Святослава Игоревича,

Слайд 59Русь и Византия
Борьба за контроль над Северным Причерноморьем и южным

участком пути «из варяг в греки»
Желание обогатиться за счет торговли

с византийцами

Стремление восточнохристианской церкви распространить свое влияние на язычников-славян

Попытки императоров использовать воинские силы Руси в собственных интересах

Содержание взаимоотношений Древней Руси с Византией в IX и X вв.

Проникновение на Русь из Византии христианства

Русь и ВизантияБорьба за контроль над Северным Причерноморьем и южным участком пути «из варяг в греки»Желание обогатиться

Слайд 60Крещение Руси
Интенсивные военные и торгово-экономические отношения Византии и Руси
Крещение Ольги
Избрание

для Руси новой веры
Византийские купцы, славяне-наемники, служившие в византийской гвардии

и принявшие христианство

Константинопольский патриарх прислал на Русь епископа-пастыря

Православное христианство

Язычество

Двоеверие

Крещение РусиИнтенсивные военные и торгово-экономические отношения Византии и РусиКрещение ОльгиИзбрание для Руси новой верыВизантийские купцы, славяне-наемники, служившие

Слайд 61С.В.Иванов Христианство и язычество

До принятия христианства у

славян была языческая религия, которая не удовлетворяла князя. Придя к

власти, Владимир попытался укрепить языческую веру. По его приказу на холме у княжеского дворца в Киеве были поставлены идолы Перуна, Дажьбога, Стрибога, Хорса и Мокоши.

Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, т. е. вера в единого Бога. В Византии господствовало христианство, в Хазарии — иудаизм, в Волжской Булгарии — ислам. Однако наиболее тесные связи существовали у Руси с христианской Византией.
Киевские князья должны были решать задачу поддержания единства своего государства, противостоять сепаратизму племён. Военные методы решения этой задачи себя исчерпали. Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской.

С.В.Иванов Христианство и язычество   До принятия христианства у славян была языческая религия, которая не удовлетворяла

Слайд 623. Каковы были цели похода на Корсунь?
4. Когда и кем

совершено крещение князя?

1. Кто побудил князя креститься?
2. Каковы были цели

отправленных Владимиром посольств?

Великий князь Владимир избирает религию И.Е.Эггинк

3. Каковы были цели похода на Корсунь?4. Когда и кем совершено крещение князя?1. Кто побудил князя креститься?2.

Слайд 63- приход послов к Владимиру; В 986г. в Киеве появились

представители трёх стран – Византии, Хазарии, Волжской Булгарии, предлагая Владимиру

принять веру.
- Владимир отправляет послов для выбора веры (цель); как поклоняются Богу в разных странах.
- взятие Корсуни(цель); Чтобы заставить византийского императора выполнить договор о женитьбе на принцессе Анне, который он вернул в качестве выкупа за невесту.
- крещение князя в Корсуни(Когда? Кто?). В лето 988 епископ корсунский с царицыными попами крестил Владимира.

«Повесть временных лет» рассказывает о событиях, которые происходили на Руси до XII века.

В легенде можно выделить основные положения:

"Повесть временных лет"

«…Се повести времянных лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве первее нача княжити и откуда земля стала есть…»

- приход послов к Владимиру; В 986г. в Киеве появились представители трёх стран – Византии, Хазарии, Волжской

Слайд 64Владимир отправляет послов для выбора веры (цель); Послы не приходили

к Владимиру, он сам направил послов.
взятие Корсуни(цель); Завоевание Владимиром

веры у греков посредством взятия их города Корсуни.
крещение князя в Корсуни(Когда? Кто?). Владимир крестился до похода на Корсунь, в Киеве в 987г

приход послов к Владимиру; Владимир решился принять христианство сам, без чьего-нибудь посредства и содействия.

"Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона,
"Житие блаженного Володимира" монаха Иакова.

Владимир отправляет послов для выбора веры (цель); Послы не приходили к Владимиру, он сам направил послов. взятие

Слайд 65приход послов к Владимиру; Варяги-христиане расположили принять христианство Ольгу, они

же обратили в христианство и Владимира.
Владимир отправляет послов для

выбора веры (цель); Послов не было, Владимир не принимал и не отправлял послов.
взятие Корсуни(цель); Отправился войной на греческий город и только в качестве победителя завязал с греками сношения
- крещение князя в Киеве. Владимир крестился в 987г.

"История русской церкви" Голубинского Е.Е.

приход послов к Владимиру; Варяги-христиане расположили принять христианство Ольгу, они же обратили в христианство и Владимира. Владимир

Слайд 66приход послов к Владимиру; Принятие Владимиром и Русью в целом

христианства совершилось не в силу воздействия со стороны Византии (как

было во многих землях, подчинявшихся ей), но по собственной воле Руси
- взятие Корсуни(цель); Военную помощь киевского князя византийским императорам. Византийский император обратился к князю Владимиру с просьбой помочь в борьбе против мятежников, Херсонес примкнул к мятежу Фоки
- крещение князя в Корсуни(Когда? Кто?). Владимир был крещен в Киеве греческими послами (во главе посольства стоял епископ) 6 января 988г.

А.Поппэ "О причинах похода Владимира
Святославовича на Корсунь"

приход послов к Владимиру; Принятие Владимиром и Русью в целом христианства совершилось не в силу воздействия со

Слайд 69Вывод:
Таким образом, согласно общепринятому мнению, князь
Владимир принял крещение

в988 году в Корсуни (греческий
Херсонес в Крыму); по второй

версии князь Владимир
крестился в 987 году в Киеве, а по третьей в 987 году в
Василеве (недалеко от Киева, теперь г. Васильков).
Наиболее достоверной я считаю, стоит признать вторую, так
как монах Иаков и преподобный Нестор согласно
указывают на 987 год. Монах Иаков говорит, что князь
Владимир после крещения жил 28 лет (1015-28=987), а
также что на третий год после крещения (т. е. в 989 году)
совершил поход на Корсунь и взял его. Летописец
преподобный Нестор говорит, что князь Владимир
крестился в лето 6495-е от сотворения мира, что
соответствует 987 году от Рождества Христова (6695-
5508=987).
Вывод: Таким образом, согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в988 году в Корсуни (греческий Херсонес в

Слайд 70Итак, мы можем выделить то общее, что содержится во всех

источниках, во всех версиях:


1. Принятие христианства было национальной и государственной

задачей.
2. Владимир установил контакты с греками (отправляя послов и/или принимая их).
З. Крещение князя предшествовало крещению его подданных.
4. Взятие Корсуни было необходимо для давления на императора или для выполнения союзнических обязательств.
5. Женитьба князя Владимира на принцессе Анне стала следствием и признаком новой политической ориентации Русского государства.
6. Крещение киевлян, а впоследствии и всех подвластных Владимиру славянских племен было закономерным результатом политики князя.

Итак, мы можем выделить то общее, что содержится во всех источниках, во всех версиях:1. Принятие христианства было

Слайд 71В 988 году после принятия князем христианства, Владимир приказал креститься

жителям Киева и повелел уничтожить идолов языческих богов. Идолы были

повсеместно повержены и изрублены или сожжены. Киевский идол Перуна, которому еще вчера усердно поклонялись, привязали к конским хвостам и поволокли к реке, причем двенадцать княжеских дружинников крепко колотили его палками и громко поносили последними словами. Потом его столкнули в воду и сплавляли по Днепру, подталкивая баграми, вплоть до самых днепровских порогов, ниже которых его выбросило волнами на берег.

Крещение киевлян

КРЕЩЕНИЕ РУСИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

В 988 году после принятия князем христианства, Владимир приказал креститься жителям Киева и повелел уничтожить идолов языческих

Слайд 72Тут же великий князь приказал начать строительство церквей. Первую из

них - церковь святого Василия - он указал поставить на

холме, где прежде возвышалась изображение Перуна. В Киеве до сих пор в память крещения главную улицу называют Крещатиком.

Окрестив киевлян, Владимир приступил к крещению населения других княжеств Руси. Ходили миссионеры и приводили людей к Новой вере. Делать это было нелегко, возникали трудности, трения и конфликты. Процесс обращения в христианство занял на Руси около 100 лет.

Памятник Владимиру
В Киеве.

Тут же великий князь приказал начать строительство церквей. Первую из них - церковь святого Василия - он

Слайд 73В течение немалого времени, преодолевая серьёзное сопротивление, проходила христианизация обширного

Киевского государства. Так, когда Добрыня и другой воевода Владимира, Путята,

явились в Новгород, собираясь крестить его жителей, те встретили их с оружием в руках, заявляя: "Лучше нам помрети, неже боги наша дати на поругание". Заставить упорных язычников покориться удалось, лишь когда киевская рать подожгла несколько домов, грозя превратить весь деревянный город в огромный костёр. Новгородцы запросили мира. После этого Добрыня сокрушил языческих идолов и заставил их приверженцев креститься в Волхове. Сопротивлявшихся волокли к реке силой. Память о насильственном крещении новгородцев сохранилась в поговорке: "Путята крести мечом, а Добрыня огнём".
В течение немалого времени, преодолевая серьёзное сопротивление, проходила христианизация обширного Киевского государства. Так, когда Добрыня и другой

Слайд 74Прибытие в Киев епископа. Гравюра Ф.А. Бруни, 1839

Прибытие в Киев епископа. Гравюра Ф.А. Бруни, 1839

Слайд 76Крещение Ольги в Царьграде

Крещение Ольги в Царьграде

Слайд 77Фреска «Крещение князя Владимира». В. М. Васнецов

Фреска «Крещение князя Владимира». В. М. Васнецов

Слайд 78Последствия принятия христианства на Руси
Укрепление государства и единоличной власти князя
Объединение

народа в единую общность
Развитие церковнославянской письменности и языка
Приобщение Руси к

византийской культуре и создание на ее основе русской национальной культуры

Повышение международного авторитета Руси

Появляются письменность, иконопись, каменное зодчество, музыка, литература, живопись, фрески.

Последствия принятия христианства на РусиУкрепление государства и единоличной власти князяОбъединение народа в единую общностьРазвитие церковнославянской письменности и

Слайд 79ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА
Значение перехода к христианству было огромно и

проявлялось во всём - от повседневного пищевого рациона и приёмов

земледелия до международного положения страны.
Принятие христианства повлияло на развитие ремесла. Приёмы кладки стен и возведения куполов, камнерезного дела, а также мозаика, которые использовались при возведении и украшении церквей, были греками переданы русским мастерам.
Каменное зодчество, иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству. Через посредничество Византии Русь прикоснулась к традициям античного мира.
Сразу после крещения Русь получила письменность на славянском языке, что способствовало распространению грамотности. В XI в. на Руси стали появляться первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Книги создавались и переписывались в монастырях, превращавшихся в культурные центры.

Принятие христианства вело к значительному смягчению царивших на Руси нравов. Церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства жён и рабов на тризнах, упорно боролась против работорговли и многоженства.

Христианство способствовало укреплению княжеской власти. Духовенство внушало населению и самим князьям, что на престол их сажает сам Бог. Божественное происхождение княжеской власти, по учению церкви, требовало от подданных беспрекословного повиновения, а от князя - осознания своей высокой ответственности.

Наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси. Вчерашняя варварская держава вошла теперь на равных в семью европейских христианских народов, что проявилось в многочисленных династических браках, которые заключали русские князья в XI в. с королевскими домами Западной Европы.

Вне христианства невозможно представить себе и объединение различных восточнославянских племён в единый русский народ. До принятия христианства человек осознавал себя древлянином, тиверцем, кривичем. Став христианином, православным, он ощутил себя русским.
ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА Значение перехода к христианству было огромно и проявлялось во всём - от повседневного пищевого

Слайд 80ПОЧИТАНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА
почитается в Православной и Католической церкви
прославлен не позднее XIV века

в лике равноапостольного
день памяти 15 июля
покровитель России, Украины

ПОЧИТАНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРАпочитается	в Православной и Католической церквипрославлен	не позднее XIV века в лике равноапостольногодень памяти	15 июля покровитель	России, Украины

Слайд 81В 1782 году императрица Екатерина II учредила Императорский орден Святого

Равноапостольного Князя Владимира в 4 степенях для награждения за безупречную

службу Отечеству. Среди награжденных одним из первых был Александр Васильевич Суворов.
В 1782 году императрица Екатерина II учредила Императорский орден Святого Равноапостольного Князя Владимира в 4 степенях для

Слайд 82В 1957 году Русская православная церковь учредила орден Святого равноапостольного

великого князя Владимира в 3 степенях. Среди награжденных этим орденом

- Патриарх Алексий.
В 1957 году Русская православная церковь учредила орден Святого равноапостольного великого князя Владимира в 3 степенях. Среди

Слайд 83Владимир приказал рубить церкви и ставить их по тем местам,

где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя Святого

Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие… И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное… Когда отданы, были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен, будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по Божьему устроению и по милости своей помиловал их Бог. Как сказал пророк: «Помилую, кого хочу».

Киев. Софийский собор

Распространение христианства на Руси

После крещения Руси.

Владимир приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь

Слайд 84ЗНАЧЕНИЕ крещения РУСИ.

Крещение Руси явление прогрессивное. Об этом

свидетельствуют:
1. Укрепление международного авторитета Руси и установление равноправных

  отношений с другими государствами. 2. Укрепление государственной власти и порядка в стране. 3. Распространение славянской письменности, грамотности на Руси. 4. Приобщение к греческой(византийской) культуре, способствовавшее развитию  архитектуры, живописи, иконописи. 5.  Изживание грубых языческих обычаев: кровной мести, человеческих жертвоприношений, многоженства и т.д. 6.   Укрепление семьи и нравственных основ жизни. 7.   Подъем духовности Руси, появление монастырей.
ЗНАЧЕНИЕ крещения РУСИ.  Крещение Руси явление прогрессивное. Об этом свидетельствуют:  1. Укрепление международного авторитета Руси

Слайд 85Итоги:
Образование Древнерусского государства явилось итогом длительного процесса социально-политической и территориальной

консолидации восточнославянских племен.
Принятие восточного варианта христианства сделало Русь частью православного

мира.

Итоги:Образование Древнерусского государства явилось итогом длительного процесса социально-политической и территориальной консолидации восточнославянских племен.Принятие восточного варианта христианства сделало

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика