Разделы презентаций


Философия 20 веков

Содержание

Западная философия XX векаОкончание Нового времениНа рубеже XIX-XX вв. появились коренные перемены в образе жизни и мировоззрении людей

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Философия 20 веков
Характерные черты и основные направления философии XXвв.
Философия науки
Марксистская

философия
Неклассическая философия XIX века
Основные направления философии современности

Философия 20 вековХарактерные черты и основные направления философии XXвв.Философия наукиМарксистская философияНеклассическая философия XIX векаОсновные направления философии современности

Слайд 2Западная философия XX века
Окончание Нового времени
На рубеже XIX-XX вв. появились

коренные перемены в образе жизни и мировоззрении людей

Западная философия XX векаОкончание Нового времениНа рубеже XIX-XX вв. появились коренные перемены в образе жизни и мировоззрении

Слайд 3Изменения в обществе в XX веке
Наука
Занимает огромное место в

жизни общества
Превратилась в непосредственную производительную силу общества

Изменения в обществе в XX векеНаука Занимает огромное место в жизни обществаПревратилась в непосредственную производительную силу общества

Слайд 4Роль науки нельзя оценить однозначно
Наука
Разрешает проблемы общества
Порождает проблемы
Нарастающий экологический

кризис

Роль науки нельзя оценить однозначноНаука Разрешает проблемы обществаПорождает проблемыНарастающий экологический кризис

Слайд 5Наука стала меньше претендовать на окончательность и абсолютность суждений
Альберт Эйнштейн
1879-1955
Автор

общей теории относительности
Макс Планк
1858-1947
Основоположник квантовой физики

Разработка теории относительности, квантовой

теории заставили пересмотреть классическую модель Ньютона
Наука стала меньше претендовать на окончательность и абсолютность сужденийАльберт Эйнштейн1879-1955Автор общей теории относительностиМакс Планк 1858-1947Основоположник квантовой физикиРазработка

Слайд 6Бернхард Риман
1826-1866
Немецкий математик
Николай Иванович
Лобачевский
1792-1856
Русский математик, создатель неевклидовой геометрии

Геометрия Евклида

дополняется неевклидовыми геометриями Римана, Лобачевского и др.

Бернхард Риман1826-1866Немецкий математикНиколай Иванович Лобачевский1792-1856Русский математик, создатель неевклидовой геометрииГеометрия Евклида дополняется неевклидовыми геометриями Римана, Лобачевского и др.

Слайд 7Изменения в экономической жизни западных стран
С конца XIX века экономика

всё меньше внимания обращает на национальные и государственные границы
В XX

– XXI вв. экономика приобретает глобальный характер

Изменения в одной сфере, одном регионе приводят к изменениям во всех остальных сферах и регионах мира

Изменения в экономической жизни западных странС конца XIX века экономика всё меньше внимания обращает на национальные и

Слайд 8Изменения в религиозной сфере
Заметнее становятся модернистские, то есть изменяющие, реформирующие

привычные религиозные взгляды и положения течения
Традиционные религии начинают занимать всё

меньшее место в общественной жизни
Изменения в религиозной сфереЗаметнее становятся модернистские, то есть изменяющие, реформирующие привычные религиозные взгляды и положения теченияТрадиционные религии

Слайд 9Человечество пережило в новейшей истории две мировые войны, изменившие мировоззрение

современного человека
Горе и страдания, принесённые этими войнами, заставили осознать хрупкость

привычного мира, по-новому поставили вопрос о предназначении и судьбах человечества

Пошатнулась вера в неодолимость прогресса, стало очевидным, что прогресс в одной области сопровождается регрессом в других областях

Человечество пережило в новейшей истории две мировые войны, изменившие мировоззрение современного человекаГоре и страдания, принесённые этими войнами,

Слайд 10Изменения в самой философии XX века
В философии общей установкой становится

плюрализм (множественность)
Разные философские течения и школы сосуществуют, спорят, ведут диалог

друг с другом, не претендуя на абсолютные и окончательные истины
Изменения в самой философии XX векаВ философии общей установкой становится плюрализм (множественность)Разные философские течения и школы сосуществуют,

Слайд 11Западная философия второй половины XIX-XXвв.
Характерные черты:
плюрализм в философском мышлении;
возникновение двух

противоположных школ: сциентизм и антисциентизм;
толерантность современной философии;
интегративность как утверждение принципов

синергетики, математизации, универсального эволюционизма и др.
антропоцентризм и гуманизм, т.е. направленность к человеку.
Западная философия второй половины XIX-XXвв.Характерные черты:плюрализм в философском мышлении;возникновение двух противоположных школ: сциентизм и антисциентизм;толерантность современной философии;интегративность

Слайд 12Основные направления западной философии
XX века
Экзистенциализм
Позитивизм и неопозитивизм
Структурализм
Неотомизм


Герменевтика
Психоанализ
Марксизм
Прагматизм

Основные направления западной философии XX векаЭкзистенциализм Позитивизм и неопозитивизмСтруктурализм Неотомизм Герменевтика Психоанализ МарксизмПрагматизм

Слайд 13Основатели философии марксизма Карл Маркс и Фридрих Энгельс
Основные труды К.Маркса:

«Тезисы о Фейербахе», «Капитал». Ф.Энгельса: «Диалектика природы», «Роль труда в

процессе превращения обезьяны в человека», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» , «Манифест коммунистической партии».
Теоретическими источниками стали: диалектика Гегеля, материализм Фейербаха, учения французских социалистических-утопистов.
Составными частями являются: диалектический и исторический материализм, научный коммунизм.
К. Маркс разработал теорию об общественно-экономических формациях.
Основными положениями экономической теории являются раскрытия способа производства при капитализме, процесс отчуждения труда от средств производства и от результатов труда, теория прибавочной стоимости.
Основное значение диалектико – материалистической философии в том, что она стала теоретической основой для научно – философского анализа действительности.




Основатели философии марксизма Карл Маркс и Фридрих ЭнгельсОсновные труды К.Маркса: «Тезисы о Фейербахе», «Капитал». Ф.Энгельса: «Диалектика природы»,

Слайд 14Карл Маркс Исторический материализм
Экономическо-философские рукописи 1844 года (1844)
Святое семейство (1845)
Немецкая идеология

(1845-1846)
Нищета философии (1847)
Манифест Коммунистической партии (1848)
К критике политической экономии (1859)
Капитал

(1867 и сл.)

Основные сочинения

Карл Маркс Исторический материализмЭкономическо-философские рукописи 1844 года (1844)Святое семейство (1845)Немецкая идеология (1845-1846)Нищета философии (1847)Манифест Коммунистической партии (1848)К

Слайд 15Антропология Маркса Понятие отчуждения
Отчуждение (нем. Entfremdung, англ. и франц. alienation) – философско-социологическая категория, выражающая

объективное превращение деятельности человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним

самим и враждебную ему, и связанное с этим превращение человека из активного субъекта в объект общественного процесса.
Антропология Маркса  Понятие отчужденияОтчуждение (нем. Entfremdung, англ. и франц. alienation) – философско-социологическая категория, выражающая объективное превращение

Слайд 16Труд непосредственно ради потребностей (капитал и труд ещё объединены)
Меновая торговля (труд отчасти становится источником

дохода)
Разделение труда и деньги (труд целиком превращается в труд ради заработка)
Аграрный труд

и рента (капитал и труд выступают ещё в специфических формах)

Антропология К. Маркса Буржуазное общество как общество тотального отчуждения

Свободный капитал стирает всякую природную и общественную определённость

Этапы развития отчуждённого труда

Труд непосредственно ради потребностей (капитал и труд ещё объединены)Меновая торговля (труд отчасти становится источником дохода)Разделение труда и

Слайд 17Иррационализм Артура Шопенгауэра
Основной труд: «Мир как воля и представление»,

освобождение от воли к жизни – путь к свободе, высшее

благо.
Философский пессимизм повлиял на сознание людей возросло количество самоубийств в среде средней интеллигенции.
в качестве главного принципа жизни и познания рассматривает слепую волю, которая является сущностью всякой вещи;
окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;
В учении о человеке заложил основы пессимизма. Добра в мире не существует, это лишь краткий миг отсутствия страдания
Иррационализм  Артура Шопенгауэра Основной труд: «Мир как воля и представление», освобождение от воли к жизни –

Слайд 18Философия жизни Фридриха Ницше
Основные труды: «Так говорил Заратустра», «По

сторону добра и зла» ; «Веселая наука.
Является предшественником ряда западных

концепция, в основе философии которых лежат проблемы человека.
Ввел понятия «воля к жизни», «воля к власти»;
Учение о сверхчеловеке основано на отрицании христианских ценностей, провозглашении смерти Бога.
Сверхчеловек – это человек будущего, поставивший себя на место Бога, у него врожденная аристократичность, благородство и доброжелательность по отношению к равным себе и превосходство и презрение к «серой массе».
Философия жизни Фридриха Ницше Основные труды: «Так говорил Заратустра», «По сторону добра и зла» ; «Веселая наука.Является

Слайд 19Основоположник позитивизма
Огюст Конт (1798-1857) – французский мыслитель, основоположник позитивизма.
«Знать –

чтобы предвидеть, предвидеть – чтобы обладать силой».
О.Конт.

Основоположник позитивизмаОгюст Конт (1798-1857) – французский мыслитель, основоположник позитивизма.«Знать – чтобы предвидеть, предвидеть – чтобы обладать силой».О.Конт.

Слайд 20Позитивизм
Философское направление – позитивизм выступало за то, чтобы философия
Опиралась

только на достоверное научное знание
Исследовала лишь факты, а не их

внутреннюю сущность

Опиралась на научный метод в исследованиях

Позитивизм Философское направление – позитивизм выступало за то, чтобы философияОпиралась только на достоверное научное знаниеИсследовала лишь факты,

Слайд 21Философия науки – направление в философии, изучающее характеристики и особенности

научной деятельности.
Позитивизм (О.Конт) – считали, что научной ценностью обладают только

такое познание, которое опирается на опыт, и только эмпирически путем полученные знания могут представить интерес для науки; Эмпиризм выступает основным критерием демаркации между метафизикой и наукой.
Эмпириокритицизм (Э.Мах и Р.Авенариус) – считали, что философия должна стать интегративной наукой, имеющей всеобщий язык.
Неопозитивизм (Р.Карнап, О.Нейрат, Б.Рассел Л.Витгенштейн) – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, основным принцип – принцип верификации.
Постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун) – исследование развития науки, основной принцип – принцип фальсификации.
Философия науки – направление в философии, изучающее характеристики и особенности научной деятельности.Позитивизм (О.Конт) – считали, что научной

Слайд 22
Философское направление
Отказывающееся рассматривать проблемы, которые нельзя доказать с помощью

эксперимента
Позитивизм

Философское направлениеОтказывающееся рассматривать проблемы, которые нельзя доказать с помощью экспериментаПозитивизм

Слайд 23Неопозитивизм
Философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем
Единственно

возможное знание
Специально-научное знание
Задача философии
Деятельность по анализу языковых форм знания

НеопозитивизмФилософское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблемЕдинственно возможное знание Специально-научное знаниеЗадача философииДеятельность по анализу

Слайд 24Неопозитивизм
Главная идея
Изучение и анализ языка науки
Язык
Главное средство,

через которое человек позитивно, достоверно и научно воспринимает мир

Неопозитивизм Главная идея Изучение и анализ языка наукиЯзык Главное средство, через которое человек позитивно, достоверно и научно

Слайд 25ПРАГМАТИЗМ: практически ориентированная философия
Чарльз Пирс (1839 - 1914) - американский

философ, физик и математик. Его отец вызвал у него интерес

не только к естественным наукам, но и к философии.
ПРАГМАТИЗМ:  практически ориентированная философияЧарльз Пирс (1839 - 1914) - американский философ, физик и математик. Его отец

Слайд 26Что такое прагматизм?
Направление в философии, отсекающая познавательную роль понятий и

ставящая в центр внимания их значение и способы их установления,

подтверждающая принципы синехизма и рассматривающая действие как центрального и определяющего свойства человеческой сущности.

Принцип пирса: Установление истинности и полноценности понятия путем рассмотрение его значений и следствий.
Что такое прагматизм?Направление в философии, отсекающая познавательную роль понятий и ставящая в центр внимания их значение и

Слайд 27Логика Пирса и его учение о знаках
Логика – это лишь

другое название семиотики.

Установление того, что должно быть путем абстрагирующего наблюдения

свойств знаков.

Знак соотносится с
Основа
Объект
Интерпретанта

Логика Пирса и его учение о знакахЛогика – это лишь другое название семиотики.Установление того, что должно быть

Слайд 28Скептицизм
Скептицизм – сомнение в надежности истины.

Истина через термины «сомнения» и

«веры».
«Твёрдое мнение» > «истина»

СкептицизмСкептицизм – сомнение в надежности истины.Истина через термины «сомнения» и «веры».«Твёрдое мнение» > «истина»

Слайд 29Три научные стадии исследования

Три научные стадии исследования

Слайд 30Инструментализм Д. Дьюи
Джон Дьюи (1859-1952) - американский педагог, психолог, автор

первого американского учебника по психологии, создатель школы инструментализма. Родился близ

Берлингтона (штат Вермонт). Преподавал в Мичиганском, Чикагском, Колумбийском университетах.
Инструментализм Д. ДьюиДжон Дьюи (1859-1952) - американский педагог, психолог, автор первого американского учебника по психологии, создатель школы

Слайд 31Практика и инструментализм
Инструментализм - логическая версия прагматизма. Определяя традиционную философию

как "натурализм", а собственную ее версию как "инструментализм", Дьюи стремился,

с одной стороны, отграничить принадлежащую ему трактовку опыта от некоторых подходов классического эмпиризма.
Практика и инструментализмИнструментализм - логическая версия прагматизма. Определяя традиционную философию как

Слайд 32Дьюи отвергал детерминистский подход. Детерминизм - учение классической философии о

закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений. Приравнивание форм - основа

применения принципа инструментализма - принципа непрерывности. Он отрицает какие-либо существенные различия между теорией и практикой.
Выдвижение на первый план ценностной проблематики.
Дьюи отвергал детерминистский подход. Детерминизм - учение классической философии о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений. Приравнивание

Слайд 33Эпистемология Д. Дьюи и его отношение к науке
Эпистемология - это

теория, рассматривающая вопрос о том, как можно получить знания об

объекте и составить о нем истинное представление.

Наука первоначально не имеет дело с какими-либо определенными объектами, объекты науки - это не начало познания, а его результат. Познание постепенно формирует те или иные объекты. Согласно его концепции в познавательном опыте нам вообще ничего не дано.

Эпистемология Д. Дьюи и его отношение к наукеЭпистемология - это теория, рассматривающая вопрос о том, как можно

Слайд 34Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856-1939) представлял собой метод лечения психических заболеваний

и теорию, объясняющую роль бессознательных явлений и процессов в жизни

человека.

Основные труды: «Тотем и табу», «По ту сторону принципа удовольствия», «Сны и сновидения», «Я и Оно» и др.
Обнаружил огромную роль бессознательного в поведении человека;
Психика человека имеет сложную структуру, включающую сознание (Сверх-Я), подсознание (Я) и бессознательное (Оно).
Бессознательное – эта сфера инстинктов, где проявляются сексуальные влечения (либидо). Выделяет 3 комплекса: Эдипа, Электры, Нарцисса.
Вся культура есть результат сублимации.
Разработал учение об Эросе и Танатосе. Жизнь человека – постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.


Психоанализ Зигмунда Фрейда  (1856-1939) представлял собой метод лечения психических заболеваний и теорию, объясняющую роль бессознательных явлений

Слайд 35Модель психической структуры личности
Сверх-Я (Супер-Эго) – сверхсознание
Ценности, нравственность, духовность, самоконтроль
Я

(Эго) – сознание
Разум, рассудок, принцип реальности, внешний контроль
Оно (Ид) –

подсознание = бессознательное
Инстинкты, принцип удовольствия, нет контроля
Модель психической структуры личностиСверх-Я (Супер-Эго) – сверхсознаниеЦенности, нравственность, духовность, самоконтрольЯ (Эго) – сознаниеРазум, рассудок, принцип реальности, внешний

Слайд 36Главные труды З.Фрейда
«Я и Оно»
«Тотем и табу»
«Толкование сновидений»
«Неудовлетворённость культурой»
«Психопатология обыденной

жизни»

Главные труды З.Фрейда«Я и Оно»«Тотем и табу»«Толкование сновидений»«Неудовлетворённость культурой»«Психопатология обыденной жизни»

Слайд 37Эдипов комплекс
Древнегреческий миф о Эдипе: когда у царя Фив родился

сын, оракул предсказал, что, когда он вырастет, он убьёт своего

отца и женится на матери. В ужасе царь приказал убить младенца, но слуга пожалел его и увёз на другой остров. Эдип вырос, вернулся в Фивы, в окрестностях Дельф случайно встретил своего отца, которого не узнал, и в ссоре убил его. Потом он совершил несколько подвигов, освободил город от Сфинкса, и в благодарность за это его мать Иокаста согласилась выйти за него замуж, не зная, что он её сын. Боги сурово наказали Эдипа: когда он узнал правду, он в отчаянии выколол себе глаза, а его мать покончила с собой.

Жан Энгр
«Эдип и Сфинкс»
1808 год

Эдипов комплексДревнегреческий миф о Эдипе: когда у царя Фив родился сын, оракул предсказал, что, когда он вырастет,

Слайд 38Эдип и Сфинкс
Эдип и Сфинкс.
Гюстав Моро
1864
Сфинкс – монстр с

женской головой, львиным телом, змеиным хвостом, огромными крыльями. Всякому путнику,

направлявшемуся в Фивы, Сфинкс задавал загадку: «Что ходит на четырёх ногах, на двух и на трёх, и чем больше ног, тем оно слабее?» Тех, кто не смог разгадать загадку, Сфинкс пожирал. Эдип уничтожил Сфинкса, дав правильный ответ: «Человек. Рождаясь, он ползает на четвереньках, а в старости опирается на палку». Чудовище бросилось со скалы, монстр был побеждён, город был освобождён.
Эдип и СфинксЭдип и Сфинкс.Гюстав Моро 1864Сфинкс – монстр с женской головой, львиным телом, змеиным хвостом, огромными

Слайд 39Эдипов комплекс
Сюжет древнегреческого мифа оказался весьма привлекательным для древнегреческой и

современной европейской литературы – было написано много пьес и романов

на эту тему. По мнению Фрейда, этот интерес был вызван тем, что Эдипов комплекс глубоко укоренён в психике любого человека – она так работает. Каждый ребёнок в раннем возрасте бессознательно ревнует отца к матери и даже желает его смерти, конечно, не осознавая этого. По мере взросления этот странный комплекс почти у всех людей проходит, хотя у некоторых он принимает странные патологические формы.

Гюстав Моро
«Странник Эдип» 1888 г.

Эдипов комплексСюжет древнегреческого мифа оказался весьма привлекательным для древнегреческой и современной европейской литературы – было написано много

Слайд 40Учение З.Фрейда о бессознательном
Исследуя сферу бессознательного, Зигмунд Фрейд создал модель

психической структуры личности.

Учение З.Фрейда о бессознательномИсследуя сферу бессознательного, Зигмунд Фрейд создал модель психической структуры личности.

Слайд 41Структура психики человека (по З.Фрейду)
Первый, верхний этаж – сверхсознание, сверх-Я
То,

что даётся индивиду обществом: правила поведения, родительские запреты, моральная цензура

и т.п.

Второй, средний этаж – сознание, Я

Некоторая промежуточная часть психики

Третий, нижний этаж – бессознательное, Оно

Бездонный резервуар нашей биологической по своей природе энергии: комплексы, страхи, неврозы, инстинкты

Структура психики человека  (по З.Фрейду)Первый, верхний этаж – сверхсознание, сверх-ЯТо, что даётся индивиду обществом: правила поведения,

Слайд 42Сознание
Страсти и инстинкты
Требования общества
Поддаться своим инстинктам (половой инстинкт, страсть

к насилию, агрессивность и др.) нельзя: общество не потерпит
Подавить инстинкты

тоже нельзя – это приводит к нервным срывам, к неврозам, к психическим заболеваниям
Сознание Страсти и инстинктыТребования обществаПоддаться своим инстинктам (половой инстинкт, страсть к насилию, агрессивность и др.) нельзя: общество

Слайд 43Психика человека – арена постоянной борьбы высших (духовных принципов) и

низших (животных инстинктов) бессознательных сил
Победа инстинктов ведёт к потере человеком

своего человеческого облика, к подчинению сознания бессознательным влечениям

Победа духовных принципов ведёт к ограничению инстинктов, к торжеству сознания над низшим бессознательным

Человек должен стремиться к расширению контроля сознания над сферой низшего бессознательного

Психика человека – арена постоянной борьбы высших (духовных принципов) и низших (животных инстинктов) бессознательных силПобеда инстинктов ведёт

Слайд 44Главный вывод Фрейда
Человек никогда не может сам себя знать до

конца
Психоанализ
Помогает человеку разобраться в самом себе

Главный вывод ФрейдаЧеловек никогда не может сам себя знать до концаПсихоанализ Помогает человеку разобраться в самом себе

Слайд 45Карл Густав Юнг
Юнг отмечал, что помимо сексуального у человека

есть целый комплекс влечений. Юнг обнаружил ещё более глубокую область

– коллективное бессознательное, которое появляется вместе с человеком. Это коллективная память человечества. Сфера коллективного бессознательного обращена не только в прошлое, она предвидит будущее.
Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Архетип – это схема инстинктивного поведения человека. Они выполняют роль организаторов психики. Это априорные идеи, дремлющие мыслемифы. В каждом из нас живёт архетип великого отца и великой матери.
Момент врачебного вмешательства – борьба воль врача и пациента. Для успешного лечения они должны быть одного психологического типа (интро- или экстраверты).
Карл Густав Юнг Юнг отмечал, что помимо сексуального у человека есть целый комплекс влечений. Юнг обнаружил ещё

Слайд 46Карл Густав Юнг
Различные архетипы:
Анима и анимус – женское

и мужское. Если у мужчины преобладает анимус, он агрессивен, если

анима – инфантилен; а женщине анимус придаёт мужиковатость.
Персона и тень. Персона – совокупность наших социальных ролей; тень – наши страхи и комплексы. Тень заставляет нас проецировать наши комплексы на других. Необходимо научить сосуществовать со своей тенью, а для этого необходимо с ней встречаться.
Самость – образ Бога в нас. Этот архетип обеспечивает целостность человека как индивидуальности.
Архетипы проявляются через символы – в религии и искусстве. В наше время мы редко обращаемся к коллективному бессознательному. Оно прорывается в виде агрессивных нарушений, в этом причина глобальных катастроф ХХ века.
Карл Густав Юнг Различные архетипы: 	Анима и анимус – женское и мужское. Если у мужчины преобладает анимус,

Слайд 47Герменевтика
Термин «герменевтика»
С греческого – разъясняю, истолковываю
Искусство и теория интерпретации текстов
Бог

Гермес в греческой мифологии – посредник между богами и людьми

ГерменевтикаТермин «герменевтика»С греческого – разъясняю, истолковываюИскусство и теория интерпретации текстовБог Гермес в греческой мифологии – посредник между

Слайд 48Основоположники герменевтики
Фридрих Шлегель
1772-1829
Немецкий философ
Фридрих Шлейермахер
1768-1834
Немецкий философ
Как философская проблема герменевтика

была поставлена и разработана немецкими философами Ф.Шлегелем и Ф.Шлейермахером

Основоположники герменевтикиФридрих Шлегель1772-1829Немецкий философФридрих Шлейермахер1768-1834 Немецкий философКак философская проблема герменевтика была поставлена и разработана немецкими философами Ф.Шлегелем

Слайд 49Основатель современной герменевтики
Ханс Георг Гадамер 1900-2002
Немецкий философ
Х.Гадамер превратил герменевтику

в самостоятельную науку, придал ей самостоятельный статус, рассматривал её как

метод гуманистических наук и как учение о человеческом бытии. Одна из привлекательных черт герменевтики – близость к практике. По Гадамеру, вещи не существуют, пока не получат названия с помощью языковых средств.
Основатель современной герменевтики Ханс Георг Гадамер 1900-2002Немецкий философХ.Гадамер превратил герменевтику в самостоятельную науку, придал ей самостоятельный статус,

Слайд 50Герменевтика
Герменевтика как философское знание
Анализ самого процесса понимания движения

к истине
Герменевтика
Это путь к знанию, сама практика получения истины

Герменевтика Герменевтика как философское знание Анализ самого процесса понимания движения к истинеГерменевтика Это путь к знанию, сама

Слайд 51Герменевтика
Герменевтика признаёт единственно доступным и ценным мир человеческого общения
Мир

культурных ценностей внутри общения составляет язык, с помощью которого должны

быть поняты и истолкованы все составляющие культуры
Герменевтика Герменевтика признаёт единственно доступным и ценным мир человеческого общенияМир культурных ценностей внутри общения составляет язык, с

Слайд 52Герменевтика (от греч. Germeneutikos –разъясняющий, истолковывающий) означает теорию и практику

истолкования текстов, языковых выражений и символов; философское направление, исследующее проблему

понимания и связанные с ней вопросы языка.

Основы были заложены Ф.Шлейермахером как искусство понимания индивидуальности другого автора.
Предметом герменевтики является не содержание и не объяснение, а выражение и понимание.
Понимание человеком мира осуществляется в языке и через язык.
И потому истина раскрывается через произведения искусства, тексты философии и истории.
Герменевтический круг: чтобы понять целое, следует понять его части, но для адекватного понимания частей необходимо понять смысл целого.
Языковая среда в качестве традиции является одновременно и условием человеческого понимания и вместе с тем его предметом.
Смысл герменевтики не в окончательных выводах, а в поддержании диалога с целью постижения «чудо понимания».

Герменевтика (от греч. Germeneutikos –разъясняющий, истолковывающий) означает теорию и практику истолкования текстов, языковых выражений и символов; философское

Слайд 53Неотомизм
Это философское направление – наиболее авторитетное течение современной католической

церкви
Конец
XIX века
Возникновение неотомизма
Основа неотомизма
Учение средневекового философа Фомы

Аквинского
Неотомизм Это философское направление – наиболее авторитетное течение современной католической церквиКонец XIX векаВозникновение неотомизма Основа неотомизма Учение

Слайд 54Представители неотомизма
Жак Маритен
1882-1973
Этьен Анри Жильсон
1884-1978
Юзеф Мария Бохенский
1902-1995

Представители неотомизмаЖак Маритен1882-1973Этьен Анри Жильсон1884-1978Юзеф Мария Бохенский1902-1995

Слайд 55Неотомизм
Центральный принцип
Гармония разума и веры, науки и религии, возвышение

значения Бога и отдельной человеческой личности
Центральная проблема
Проблема Бога
Бог постигается

как бесконечная, вечная, несотворённая, совершенная реальность, сотворившая всё, что существует вне его
Неотомизм Центральный принципГармония разума и веры, науки и религии, возвышение значения Бога и отдельной человеческой личностиЦентральная проблема

Слайд 56Основная идея неотомизма
Утверждение о необходимости доказательства бытия Божия с помощью

средств науки, в том числе философии
Для доказательства бытия Бога используются
Традиционные

доказательства

Современные достижения науки

+

Основная идея неотомизмаУтверждение о необходимости доказательства бытия Божия с помощью средств науки, в том числе философииДля доказательства

Слайд 57Неотомизм
Неотомизм провозглашает высокое значение человеческой личности
Жак Маритен
Французский философ,

основатель неотомизма
Личность является наиболее совершенным и благородным проявлением природы
Бог, создав

человека, не придал ему совершенный, конечный вид. Личность рождается свободной и сама развивается
Неотомизм Неотомизм провозглашает высокое значение человеческой личностиЖак Маритен Французский философ, основатель неотомизмаЛичность является наиболее совершенным и благородным

Слайд 58Экзистенциализм или философия существования характеризуется антисциентистской направленностью и ориентирована на

проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире.
Серен

Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его проблемам. Он выделил неподлинное и подлинное существование человека, а также три стадии восхождения к подлинному существованию: эстетическую, этическую, религиозную.
По Ясперсу, человек обычно живет «заброшенной» жизнью, но в пограничных ситуациях скрытые качества выходят наружу. Он осознает себя через «шифры» трансцендентального.
Основными понятиями философии Сартра становятся: «для-себя-бытие», «свобода», «выбор», «ответственность».
«Жизнь человека – абсурд», - считает Камю. Смысл жизни в самом существовании человека.
Хайдеггер исследует «бытие человека в мире», которая состоит из «бытия с другими» и «бытия самого себя».


Экзистенциализм или философия существования характеризуется антисциентистской направленностью и ориентирована на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия

Слайд 59Экзистенциализм Мартина Хайдеггера
Основные труды: «Бытие и время», «Время и бытие»,

«Письмо о гуманизме», «Разговор на проселочной дороге» и др.
Средством описания

и толкования бытия являются экзистенциалы – эмоционально окрашенные понятия.
Человеческое бытие – Dasein – всегда эмоционально. Переживание «бытия-к-смерти» приводят к страху и тревоге.
Положил начало онтологическому направлению в рамках герменевтики. Герменевтика – онтология понимания.
Язык – это «дом бытия» и именно язык определяет судьбу бытия.
Экзистенциализм Мартина ХайдеггераОсновные труды: «Бытие и время», «Время и бытие», «Письмо о гуманизме», «Разговор на проселочной дороге»

Слайд 60Постмодернизм («постсовременность») обозначает ситуацию в культурном самосознании стран Запада, сложившуюся

в конце ХХ столетия.
Понятие «постмодерна» стало употребляться в связи с

работами Ж.Ф. Лиотара. Историческое становление связано с представителями философского направления, связанным с анализом языка с Ф. де Соссюром, Л. Витгнештейном, М. Хайдеггером, М. Фуко.
Ярким представителем является Ж. Деррида, который ввел новый способ прочтения и осмысления текстов – деконструкцией.
В эпоху постмодерна не существует объективной истины, все что было до этого определенным становится неопределенным и несостоятельным.
Характерные черты: пессимизм, отчаяние, недоверие к действительности, самокритичность сознания.

Постмодернизм («постсовременность») обозначает ситуацию в культурном самосознании стран Запада, сложившуюся в конце ХХ столетия.Понятие «постмодерна» стало употребляться

Слайд 61Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение, интеллектуальный стиль. Как тип ментальности

постмодернизм — это гиперрефлексия, возникшая в условиях религиозно-философского вакуума, дискредитации

идеологических концептов, тотального релятивизма, перепроизводства предметов сиюминутного потребления. Как творческая установка постмодернизм являет максимум интеллектуально-игрового, эвристического, рефлексивного, деструктивного и минимум смыслообразующего, этического, эстетического, конструктивного.
Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение, интеллектуальный стиль. Как тип ментальности постмодернизм — это гиперрефлексия, возникшая в условиях

Слайд 62 Основные трактовки понятия

постмодернизм:
Юрген Хабермас, Дениел Белл и Зигмунт Бауман

трактуют постмодернизм как итог политики и идеологии неоконсерватизма, для которого характерен эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные черты постиндустриального общества.
В трактовке Умберто Эко постмодернизм в широком понимании — это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену авангардизму (модернизму)
Постмодернизм — общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса — «постмодернистская чувствительность» (В. Вельш, И. Хассан, Ж.-Ф. Лиотар).
Основные трактовки понятия           постмодернизм:Юрген Хабермас, Дениел

Слайд 63 Основные трактовки понятия

постмодернизм:
Постмодернизм — самостоятельное направление в искусстве (художественный

стиль), означающий радикальный разрыв с парадигмой модернизма (Г. Хоффман, Р. Кунов).
По мнению же X. Летена и С. Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф.

Основные трактовки понятия           постмодернизм:Постмодернизм — самостоятельное

Слайд 64 Постмодернизм означает «после модернизма», т. е. показывает преемственность и вполне

определенное отношение к модернистским тенденциям в культуре. Течение постмодернизма складывалось

в конце 60-х г., в эпоху культурного кризиса в США.
В целом, постмодернизм — это выражение мировоззрения, переход к новому витку в развитии культуры, размывание границ, рамок между формами культурной деятельности. В эпоху постмодернизма происходит эклектическая интеграция не видов искусства, а искусства и науки, философии, религии. Все это напоминает возврат к синкретизму, но на более высоком мировоззренческом уровне. Постмодернизм лишен стремления к исследованию глубинных проблем и процессов бытия, он стремится к простоте и ясности, к совмещению культурных эпох. Окончательное свое слово постмодернизм еще не сказал.
Постмодернизм означает «после модернизма», т. е. показывает преемственность и вполне определенное отношение к модернистским тенденциям в культуре.

Слайд 65Постмодернизм в философии
В философии постмодернизма отмечается сближение

ее не с наукой, а с искусством. Таким образом философская

мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делезом хаосмосом, первоначальное состояние не упорядоченности, состояние не скованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка. При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура.
Постмодернизм в философии   В философии постмодернизма отмечается сближение ее не с наукой, а с искусством.

Слайд 66Постмодернизм в искусстве
В настоящее время уже

можно говорить о постмодернизме как о сложившемся стиле искусства со

своими типологическими признаками.
Использование готовых форм - основополагающий признак такого искусства. Происхождение этих готовых форм не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства. По сути дела, постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания.
Маргинальность-любая бытовая или художественная форма, в первую очередь, есть «…для него только источник стройматериала» (В. Брайнин-Пассек).
Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность.
Ирония — вот следующий типологический признак культуры постмодерна.
Постмодерн наследует синтетичность как типологический признак. В постмодернизме можно видеть сплав, буквальное сращение различных признаков, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму. Это очень характерно для постмодернизма: его новизна — это
Сплав старого, прежнего, уже бывшего в употреблении, использованного в новом маргинальном контексте.
Постмодернизм в искусстве    В настоящее время уже можно говорить о постмодернизме как о сложившемся

Слайд 67 заключение
Постмодернизм был первым (и последним)

направлением ХХ века, которое открыто призналось в том, что текст

не отображает реальность, а творит новую реальность, вернее даже, много реальностей, часто вовсе не зависимых друг от друга.
Ведь любая история, в соответствии с пониманием постмодернизма, - это история создания и интерпретации текста. Откуда же тогда взяться реальности? Реальности просто нет. Если угодно, есть различные виртуальные реальности - недаром постмодернизм расцвел в эпоху персональных компьютеров, массового видео, Интернета, с помощью которого ныне переписываются и проводят научные конференции.
Поскольку реальности больше нет, постмодернизм тем самым разрушил самую главную оппозицию классического модернизма - неомифологическую оппозицию между текстом и реальностью, сделав ненужным поиск, и, как правило, мучительный поиск границ между ними. Теперь поиск прекращен: реальность окончательно не обнаружена, имеется только текст. Впрочем,
кое-кто утверждает, что эпоха постмодернизма уже закончилась и мы живем в новой культурной эпохе, но в чем состоит ее суть, мы пока сформулировать не можем.
заключение   Постмодернизм был первым (и последним) направлением ХХ века, которое открыто призналось в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика