Слайд 1Философия 20 веков
Характерные черты и основные направления философии XXвв.
Философия науки
Марксистская
философия
Неклассическая философия XIX века
Основные направления философии современности
Слайд 2Западная философия XX века
Окончание Нового времени
На рубеже XIX-XX вв. появились
коренные перемены в образе жизни и мировоззрении людей
Слайд 3Изменения в обществе в XX веке
Наука
Занимает огромное место в
жизни общества
Превратилась в непосредственную производительную силу общества
Слайд 4Роль науки нельзя оценить однозначно
Наука
Разрешает проблемы общества
Порождает проблемы
Нарастающий экологический
кризис
Слайд 5Наука стала меньше претендовать на окончательность и абсолютность суждений
Альберт Эйнштейн
1879-1955
Автор
общей теории относительности
Макс Планк
1858-1947
Основоположник квантовой физики
Разработка теории относительности, квантовой
теории заставили пересмотреть классическую модель Ньютона
Слайд 6Бернхард Риман
1826-1866
Немецкий математик
Николай Иванович
Лобачевский
1792-1856
Русский математик, создатель неевклидовой геометрии
Геометрия Евклида
дополняется неевклидовыми геометриями Римана, Лобачевского и др.
Слайд 7Изменения в экономической жизни западных стран
С конца XIX века экономика
всё меньше внимания обращает на национальные и государственные границы
В XX
– XXI вв. экономика приобретает глобальный характер
Изменения в одной сфере, одном регионе приводят к изменениям во всех остальных сферах и регионах мира
Слайд 8Изменения в религиозной сфере
Заметнее становятся модернистские, то есть изменяющие, реформирующие
привычные религиозные взгляды и положения течения
Традиционные религии начинают занимать всё
меньшее место в общественной жизни
Слайд 9Человечество пережило в новейшей истории две мировые войны, изменившие мировоззрение
современного человека
Горе и страдания, принесённые этими войнами, заставили осознать хрупкость
привычного мира, по-новому поставили вопрос о предназначении и судьбах человечества
Пошатнулась вера в неодолимость прогресса, стало очевидным, что прогресс в одной области сопровождается регрессом в других областях
Слайд 10Изменения в самой философии XX века
В философии общей установкой становится
плюрализм (множественность)
Разные философские течения и школы сосуществуют, спорят, ведут диалог
друг с другом, не претендуя на абсолютные и окончательные истины
Слайд 11Западная философия второй половины XIX-XXвв.
Характерные черты:
плюрализм в философском мышлении;
возникновение двух
противоположных школ: сциентизм и антисциентизм;
толерантность современной философии;
интегративность как утверждение принципов
синергетики, математизации, универсального эволюционизма и др.
антропоцентризм и гуманизм, т.е. направленность к человеку.
Слайд 12Основные направления западной философии
XX века
Экзистенциализм
Позитивизм и неопозитивизм
Структурализм
Неотомизм
Герменевтика
Психоанализ
Марксизм
Прагматизм
Слайд 13Основатели философии марксизма Карл Маркс и Фридрих Энгельс
Основные труды К.Маркса:
«Тезисы о Фейербахе», «Капитал». Ф.Энгельса: «Диалектика природы», «Роль труда в
процессе превращения обезьяны в человека», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» , «Манифест коммунистической партии».
Теоретическими источниками стали: диалектика Гегеля, материализм Фейербаха, учения французских социалистических-утопистов.
Составными частями являются: диалектический и исторический материализм, научный коммунизм.
К. Маркс разработал теорию об общественно-экономических формациях.
Основными положениями экономической теории являются раскрытия способа производства при капитализме, процесс отчуждения труда от средств производства и от результатов труда, теория прибавочной стоимости.
Основное значение диалектико – материалистической философии в том, что она стала теоретической основой для научно – философского анализа действительности.
Слайд 14Карл Маркс
Исторический материализм
Экономическо-философские рукописи 1844 года (1844)
Святое семейство (1845)
Немецкая идеология
(1845-1846)
Нищета философии (1847)
Манифест Коммунистической партии (1848)
К критике политической экономии (1859)
Капитал
(1867 и сл.)
Основные сочинения
Слайд 15Антропология Маркса
Понятие отчуждения
Отчуждение
(нем. Entfremdung, англ. и франц. alienation) –
философско-социологическая категория,
выражающая
объективное превращение
деятельности человека и её результатов
в самостоятельную силу, господствующую
над ним
самим и враждебную ему,
и связанное с этим
превращение человека из активного субъекта
в объект общественного процесса.
Слайд 16Труд непосредственно ради
потребностей
(капитал и труд ещё объединены)
Меновая торговля
(труд отчасти становится
источником
дохода)
Разделение труда и деньги
(труд целиком превращается
в труд ради заработка)
Аграрный труд
и рента
(капитал и труд выступают ещё
в специфических формах)
Антропология К. Маркса
Буржуазное общество как общество тотального отчуждения
Свободный капитал
стирает всякую природную и
общественную определённость
Этапы развития
отчуждённого труда
Слайд 17Иррационализм
Артура Шопенгауэра
Основной труд: «Мир как воля и представление»,
освобождение от воли к жизни – путь к свободе, высшее
благо.
Философский пессимизм повлиял на сознание людей возросло количество самоубийств в среде средней интеллигенции.
в качестве главного принципа жизни и познания рассматривает слепую волю, которая является сущностью всякой вещи;
окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;
В учении о человеке заложил основы пессимизма. Добра в мире не существует, это лишь краткий миг отсутствия страдания
Слайд 18Философия жизни Фридриха Ницше
Основные труды: «Так говорил Заратустра», «По
сторону добра и зла» ; «Веселая наука.
Является предшественником ряда западных
концепция, в основе философии которых лежат проблемы человека.
Ввел понятия «воля к жизни», «воля к власти»;
Учение о сверхчеловеке основано на отрицании христианских ценностей, провозглашении смерти Бога.
Сверхчеловек – это человек будущего, поставивший себя на место Бога, у него врожденная аристократичность, благородство и доброжелательность по отношению к равным себе и превосходство и презрение к «серой массе».
Слайд 19Основоположник позитивизма
Огюст Конт (1798-1857) – французский мыслитель, основоположник позитивизма.
«Знать –
чтобы предвидеть, предвидеть – чтобы обладать силой».
О.Конт.
Слайд 20Позитивизм
Философское направление – позитивизм выступало за то, чтобы философия
Опиралась
только на достоверное научное знание
Исследовала лишь факты, а не их
внутреннюю сущность
Опиралась на научный метод в исследованиях
Слайд 21Философия науки – направление в философии, изучающее характеристики и особенности
научной деятельности.
Позитивизм (О.Конт) – считали, что научной ценностью обладают только
такое познание, которое опирается на опыт, и только эмпирически путем полученные знания могут представить интерес для науки; Эмпиризм выступает основным критерием демаркации между метафизикой и наукой.
Эмпириокритицизм (Э.Мах и Р.Авенариус) – считали, что философия должна стать интегративной наукой, имеющей всеобщий язык.
Неопозитивизм (Р.Карнап, О.Нейрат, Б.Рассел Л.Витгенштейн) – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, основным принцип – принцип верификации.
Постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун) – исследование развития науки, основной принцип – принцип фальсификации.
Слайд 22
Философское направление
Отказывающееся рассматривать проблемы, которые нельзя доказать с помощью
эксперимента
Позитивизм
Слайд 23Неопозитивизм
Философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем
Единственно
возможное знание
Специально-научное знание
Задача философии
Деятельность по анализу языковых форм знания
Слайд 24Неопозитивизм
Главная идея
Изучение и анализ языка науки
Язык
Главное средство,
через которое человек позитивно, достоверно и научно воспринимает мир
Слайд 25ПРАГМАТИЗМ:
практически ориентированная философия
Чарльз Пирс (1839 - 1914) - американский
философ, физик и математик. Его отец вызвал у него интерес
не только к естественным наукам, но и к философии.
Слайд 26Что такое прагматизм?
Направление в философии, отсекающая познавательную роль понятий и
ставящая в центр внимания их значение и способы их установления,
подтверждающая принципы синехизма и рассматривающая действие как центрального и определяющего свойства человеческой сущности.
Принцип пирса: Установление истинности и полноценности понятия путем рассмотрение его значений и следствий.
Слайд 27Логика Пирса и его учение о знаках
Логика – это лишь
другое название семиотики.
Установление того, что должно быть путем абстрагирующего наблюдения
свойств знаков.
Знак соотносится с
Основа
Объект
Интерпретанта
Слайд 28Скептицизм
Скептицизм – сомнение в надежности истины.
Истина через термины «сомнения» и
«веры».
«Твёрдое мнение» > «истина»
Слайд 30Инструментализм Д. Дьюи
Джон Дьюи (1859-1952) - американский педагог, психолог, автор
первого американского учебника по психологии, создатель школы инструментализма. Родился близ
Берлингтона (штат Вермонт). Преподавал в Мичиганском, Чикагском, Колумбийском университетах.
Слайд 31Практика и инструментализм
Инструментализм - логическая версия прагматизма. Определяя традиционную философию
как "натурализм", а собственную ее версию как "инструментализм", Дьюи стремился,
с одной стороны, отграничить принадлежащую ему трактовку опыта от некоторых подходов классического эмпиризма.
Слайд 32Дьюи отвергал детерминистский подход. Детерминизм - учение классической философии о
закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений. Приравнивание форм - основа
применения принципа инструментализма - принципа непрерывности. Он отрицает какие-либо существенные различия между теорией и практикой.
Выдвижение на первый план ценностной проблематики.
Слайд 33Эпистемология Д. Дьюи и его отношение к науке
Эпистемология - это
теория, рассматривающая вопрос о том, как можно получить знания об
объекте и составить о нем истинное представление.
Наука первоначально не имеет дело с какими-либо определенными объектами, объекты науки - это не начало познания, а его результат. Познание постепенно формирует те или иные объекты. Согласно его концепции в познавательном опыте нам вообще ничего не дано.
Слайд 34Психоанализ Зигмунда Фрейда
(1856-1939) представлял собой метод лечения психических заболеваний
и теорию, объясняющую роль бессознательных явлений и процессов в жизни
человека.
Основные труды: «Тотем и табу», «По ту сторону принципа удовольствия», «Сны и сновидения», «Я и Оно» и др.
Обнаружил огромную роль бессознательного в поведении человека;
Психика человека имеет сложную структуру, включающую сознание (Сверх-Я), подсознание (Я) и бессознательное (Оно).
Бессознательное – эта сфера инстинктов, где проявляются сексуальные влечения (либидо). Выделяет 3 комплекса: Эдипа, Электры, Нарцисса.
Вся культура есть результат сублимации.
Разработал учение об Эросе и Танатосе. Жизнь человека – постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.
Слайд 35Модель психической структуры личности
Сверх-Я (Супер-Эго) – сверхсознание
Ценности, нравственность, духовность, самоконтроль
Я
(Эго) – сознание
Разум, рассудок, принцип реальности, внешний контроль
Оно (Ид) –
подсознание = бессознательное
Инстинкты, принцип удовольствия, нет контроля
Слайд 36Главные труды З.Фрейда
«Я и Оно»
«Тотем и табу»
«Толкование сновидений»
«Неудовлетворённость культурой»
«Психопатология обыденной
жизни»
Слайд 37Эдипов комплекс
Древнегреческий миф о Эдипе: когда у царя Фив родился
сын, оракул предсказал, что, когда он вырастет, он убьёт своего
отца и женится на матери. В ужасе царь приказал убить младенца, но слуга пожалел его и увёз на другой остров. Эдип вырос, вернулся в Фивы, в окрестностях Дельф случайно встретил своего отца, которого не узнал, и в ссоре убил его. Потом он совершил несколько подвигов, освободил город от Сфинкса, и в благодарность за это его мать Иокаста согласилась выйти за него замуж, не зная, что он её сын. Боги сурово наказали Эдипа: когда он узнал правду, он в отчаянии выколол себе глаза, а его мать покончила с собой.
Жан Энгр
«Эдип и Сфинкс»
1808 год
Слайд 38Эдип и Сфинкс
Эдип и Сфинкс.
Гюстав Моро
1864
Сфинкс – монстр с
женской головой, львиным телом, змеиным хвостом, огромными крыльями. Всякому путнику,
направлявшемуся в Фивы, Сфинкс задавал загадку: «Что ходит на четырёх ногах, на двух и на трёх, и чем больше ног, тем оно слабее?» Тех, кто не смог разгадать загадку, Сфинкс пожирал. Эдип уничтожил Сфинкса, дав правильный ответ: «Человек. Рождаясь, он ползает на четвереньках, а в старости опирается на палку». Чудовище бросилось со скалы, монстр был побеждён, город был освобождён.
Слайд 39Эдипов комплекс
Сюжет древнегреческого мифа оказался весьма привлекательным для древнегреческой и
современной европейской литературы – было написано много пьес и романов
на эту тему. По мнению Фрейда, этот интерес был вызван тем, что Эдипов комплекс глубоко укоренён в психике любого человека – она так работает. Каждый ребёнок в раннем возрасте бессознательно ревнует отца к матери и даже желает его смерти, конечно, не осознавая этого. По мере взросления этот странный комплекс почти у всех людей проходит, хотя у некоторых он принимает странные патологические формы.
Гюстав Моро
«Странник Эдип» 1888 г.
Слайд 40Учение З.Фрейда о бессознательном
Исследуя сферу бессознательного, Зигмунд Фрейд создал модель
психической структуры личности.
Слайд 41Структура психики человека
(по З.Фрейду)
Первый, верхний этаж – сверхсознание, сверх-Я
То,
что даётся индивиду обществом: правила поведения, родительские запреты, моральная цензура
и т.п.
Второй, средний этаж – сознание, Я
Некоторая промежуточная часть психики
Третий, нижний этаж – бессознательное, Оно
Бездонный резервуар нашей биологической по своей природе энергии: комплексы, страхи, неврозы, инстинкты
Слайд 42Сознание
Страсти и инстинкты
Требования общества
Поддаться своим инстинктам (половой инстинкт, страсть
к насилию, агрессивность и др.) нельзя: общество не потерпит
Подавить инстинкты
тоже нельзя – это приводит к нервным срывам, к неврозам, к психическим заболеваниям
Слайд 43Психика человека – арена постоянной борьбы высших (духовных принципов) и
низших (животных инстинктов) бессознательных сил
Победа инстинктов ведёт к потере человеком
своего человеческого облика, к подчинению сознания бессознательным влечениям
Победа духовных принципов ведёт к ограничению инстинктов, к торжеству сознания над низшим бессознательным
Человек должен стремиться к расширению контроля сознания над сферой низшего бессознательного
Слайд 44Главный вывод Фрейда
Человек никогда не может сам себя знать до
конца
Психоанализ
Помогает человеку разобраться в самом себе
Слайд 45Карл Густав Юнг
Юнг отмечал, что помимо сексуального у человека
есть целый комплекс влечений. Юнг обнаружил ещё более глубокую область
– коллективное бессознательное, которое появляется вместе с человеком. Это коллективная память человечества. Сфера коллективного бессознательного обращена не только в прошлое, она предвидит будущее.
Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Архетип – это схема инстинктивного поведения человека. Они выполняют роль организаторов психики. Это априорные идеи, дремлющие мыслемифы. В каждом из нас живёт архетип великого отца и великой матери.
Момент врачебного вмешательства – борьба воль врача и пациента. Для успешного лечения они должны быть одного психологического типа (интро- или экстраверты).
Слайд 46Карл Густав Юнг
Различные архетипы:
Анима и анимус – женское
и мужское. Если у мужчины преобладает анимус, он агрессивен, если
анима – инфантилен; а женщине анимус придаёт мужиковатость.
Персона и тень. Персона – совокупность наших социальных ролей; тень – наши страхи и комплексы. Тень заставляет нас проецировать наши комплексы на других. Необходимо научить сосуществовать со своей тенью, а для этого необходимо с ней встречаться.
Самость – образ Бога в нас. Этот архетип обеспечивает целостность человека как индивидуальности.
Архетипы проявляются через символы – в религии и искусстве. В наше время мы редко обращаемся к коллективному бессознательному. Оно прорывается в виде агрессивных нарушений, в этом причина глобальных катастроф ХХ века.
Слайд 47Герменевтика
Термин «герменевтика»
С греческого – разъясняю, истолковываю
Искусство и теория интерпретации текстов
Бог
Гермес в греческой мифологии – посредник между богами и людьми
Слайд 48Основоположники герменевтики
Фридрих Шлегель
1772-1829
Немецкий философ
Фридрих Шлейермахер
1768-1834
Немецкий философ
Как философская проблема герменевтика
была поставлена и разработана немецкими философами Ф.Шлегелем и Ф.Шлейермахером
Слайд 49Основатель современной герменевтики
Ханс Георг Гадамер 1900-2002
Немецкий философ
Х.Гадамер превратил герменевтику
в самостоятельную науку, придал ей самостоятельный статус, рассматривал её как
метод гуманистических наук и как учение о человеческом бытии. Одна из привлекательных черт герменевтики – близость к практике. По Гадамеру, вещи не существуют, пока не получат названия с помощью языковых средств.
Слайд 50Герменевтика
Герменевтика как философское знание
Анализ самого процесса понимания движения
к истине
Герменевтика
Это путь к знанию, сама практика получения истины
Слайд 51Герменевтика
Герменевтика признаёт единственно доступным и ценным мир человеческого общения
Мир
культурных ценностей внутри общения составляет язык, с помощью которого должны
быть поняты и истолкованы все составляющие культуры
Слайд 52Герменевтика (от греч. Germeneutikos –разъясняющий, истолковывающий) означает теорию и практику
истолкования текстов, языковых выражений и символов; философское направление, исследующее проблему
понимания и связанные с ней вопросы языка.
Основы были заложены Ф.Шлейермахером как искусство понимания индивидуальности другого автора.
Предметом герменевтики является не содержание и не объяснение, а выражение и понимание.
Понимание человеком мира осуществляется в языке и через язык.
И потому истина раскрывается через произведения искусства, тексты философии и истории.
Герменевтический круг: чтобы понять целое, следует понять его части, но для адекватного понимания частей необходимо понять смысл целого.
Языковая среда в качестве традиции является одновременно и условием человеческого понимания и вместе с тем его предметом.
Смысл герменевтики не в окончательных выводах, а в поддержании диалога с целью постижения «чудо понимания».
Слайд 53Неотомизм
Это философское направление – наиболее авторитетное течение современной католической
церкви
Конец
XIX века
Возникновение неотомизма
Основа неотомизма
Учение средневекового философа Фомы
Аквинского
Слайд 54Представители неотомизма
Жак Маритен
1882-1973
Этьен Анри Жильсон
1884-1978
Юзеф Мария Бохенский
1902-1995
Слайд 55Неотомизм
Центральный принцип
Гармония разума и веры, науки и религии, возвышение
значения Бога и отдельной человеческой личности
Центральная проблема
Проблема Бога
Бог постигается
как бесконечная, вечная, несотворённая, совершенная реальность, сотворившая всё, что существует вне его
Слайд 56Основная идея неотомизма
Утверждение о необходимости доказательства бытия Божия с помощью
средств науки, в том числе философии
Для доказательства бытия Бога используются
Традиционные
доказательства
Современные достижения науки
+
Слайд 57Неотомизм
Неотомизм провозглашает высокое значение человеческой личности
Жак Маритен
Французский философ,
основатель неотомизма
Личность является наиболее совершенным и благородным проявлением природы
Бог, создав
человека, не придал ему совершенный, конечный вид. Личность рождается свободной и сама развивается
Слайд 58Экзистенциализм или философия существования характеризуется антисциентистской направленностью и ориентирована на
проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире.
Серен
Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его проблемам. Он выделил неподлинное и подлинное существование человека, а также три стадии восхождения к подлинному существованию: эстетическую, этическую, религиозную.
По Ясперсу, человек обычно живет «заброшенной» жизнью, но в пограничных ситуациях скрытые качества выходят наружу. Он осознает себя через «шифры» трансцендентального.
Основными понятиями философии Сартра становятся: «для-себя-бытие», «свобода», «выбор», «ответственность».
«Жизнь человека – абсурд», - считает Камю. Смысл жизни в самом существовании человека.
Хайдеггер исследует «бытие человека в мире», которая состоит из «бытия с другими» и «бытия самого себя».
Слайд 59Экзистенциализм Мартина Хайдеггера
Основные труды: «Бытие и время», «Время и бытие»,
«Письмо о гуманизме», «Разговор на проселочной дороге» и др.
Средством описания
и толкования бытия являются экзистенциалы – эмоционально окрашенные понятия.
Человеческое бытие – Dasein – всегда эмоционально. Переживание «бытия-к-смерти» приводят к страху и тревоге.
Положил начало онтологическому направлению в рамках герменевтики. Герменевтика – онтология понимания.
Язык – это «дом бытия» и именно язык определяет судьбу бытия.
Слайд 60Постмодернизм («постсовременность») обозначает ситуацию в культурном самосознании стран Запада, сложившуюся
в конце ХХ столетия.
Понятие «постмодерна» стало употребляться в связи с
работами Ж.Ф. Лиотара. Историческое становление связано с представителями философского направления, связанным с анализом языка с Ф. де Соссюром, Л. Витгнештейном, М. Хайдеггером, М. Фуко.
Ярким представителем является Ж. Деррида, который ввел новый способ прочтения и осмысления текстов – деконструкцией.
В эпоху постмодерна не существует объективной истины, все что было до этого определенным становится неопределенным и несостоятельным.
Характерные черты: пессимизм, отчаяние, недоверие к действительности, самокритичность сознания.
Слайд 61Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение, интеллектуальный стиль. Как тип ментальности
постмодернизм — это гиперрефлексия, возникшая в условиях религиозно-философского вакуума, дискредитации
идеологических концептов, тотального релятивизма, перепроизводства предметов сиюминутного потребления. Как творческая установка постмодернизм являет максимум интеллектуально-игрового, эвристического, рефлексивного, деструктивного и минимум смыслообразующего, этического, эстетического, конструктивного.
Слайд 62 Основные трактовки понятия
постмодернизм:
Юрген Хабермас, Дениел Белл и Зигмунт Бауман
трактуют постмодернизм как итог политики и идеологии неоконсерватизма, для которого характерен эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные черты постиндустриального общества.
В трактовке Умберто Эко постмодернизм в широком понимании — это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену авангардизму (модернизму)
Постмодернизм — общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса — «постмодернистская чувствительность» (В. Вельш, И. Хассан, Ж.-Ф. Лиотар).
Слайд 63 Основные трактовки понятия
постмодернизм:
Постмодернизм — самостоятельное направление в искусстве (художественный
стиль), означающий радикальный разрыв с парадигмой модернизма (Г. Хоффман, Р. Кунов).
По мнению же X. Летена и С. Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф.
Слайд 64 Постмодернизм означает «после модернизма», т. е. показывает преемственность и вполне
определенное отношение к модернистским тенденциям в культуре. Течение постмодернизма складывалось
в конце 60-х г., в эпоху культурного кризиса в США.
В целом, постмодернизм — это выражение мировоззрения, переход к новому витку в развитии культуры, размывание границ, рамок между формами культурной деятельности. В эпоху постмодернизма происходит эклектическая интеграция не видов искусства, а искусства и науки, философии, религии. Все это напоминает возврат к синкретизму, но на более высоком мировоззренческом уровне. Постмодернизм лишен стремления к исследованию глубинных проблем и процессов бытия, он стремится к простоте и ясности, к совмещению культурных эпох. Окончательное свое слово постмодернизм еще не сказал.
Слайд 65Постмодернизм в философии
В философии постмодернизма отмечается сближение
ее не с наукой, а с искусством. Таким образом философская
мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делезом хаосмосом, первоначальное состояние не упорядоченности, состояние не скованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка. При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура.
Слайд 66Постмодернизм в искусстве
В настоящее время уже
можно говорить о постмодернизме как о сложившемся стиле искусства со
своими типологическими признаками.
Использование готовых форм - основополагающий признак такого искусства. Происхождение этих готовых форм не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства. По сути дела, постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания.
Маргинальность-любая бытовая или художественная форма, в первую очередь, есть «…для него только источник стройматериала» (В. Брайнин-Пассек).
Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность.
Ирония — вот следующий типологический признак культуры постмодерна.
Постмодерн наследует синтетичность как типологический признак. В постмодернизме можно видеть сплав, буквальное сращение различных признаков, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму. Это очень характерно для постмодернизма: его новизна — это
Сплав старого, прежнего, уже бывшего в употреблении, использованного в новом маргинальном контексте.
Слайд 67 заключение
Постмодернизм был первым (и последним)
направлением ХХ века, которое открыто призналось в том, что текст
не отображает реальность, а творит новую реальность, вернее даже, много реальностей, часто вовсе не зависимых друг от друга.
Ведь любая история, в соответствии с пониманием постмодернизма, - это история создания и интерпретации текста. Откуда же тогда взяться реальности? Реальности просто нет. Если угодно, есть различные виртуальные реальности - недаром постмодернизм расцвел в эпоху персональных компьютеров, массового видео, Интернета, с помощью которого ныне переписываются и проводят научные конференции.
Поскольку реальности больше нет, постмодернизм тем самым разрушил самую главную оппозицию классического модернизма - неомифологическую оппозицию между текстом и реальностью, сделав ненужным поиск, и, как правило, мучительный поиск границ между ними. Теперь поиск прекращен: реальность окончательно не обнаружена, имеется только текст. Впрочем,
кое-кто утверждает, что эпоха постмодернизма уже закончилась и мы живем в новой культурной эпохе, но в чем состоит ее суть, мы пока сформулировать не можем.