Слайд 1Философия эпохи
Возрождения
XIV – XVII вв.
Слайд 2Основные направления философии эпохи Возрождения.
Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии
эпохи Возрождения.
Неоплатонизм.
Социально-политическая философия эпохи Возрождения.
Философия социалистов-утопистов.
Слайд 3Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся
в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная
и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
Слайд 4 Возрождение – это эпоха изменений в социально-экономической и духовной жизни
Западной Европы; это время образования новых монархий, в которых начали
развиваться буржуазные общества.
Социально-экономические изменения были связаны с процессом секуляризации (освобождение от церкви и церковных институтов), происходивших во всех областях культурной и общественной жизни.
Это было время возрождения античной культуры, античного образа жизни, способа мышления.
Отличительная черта мировоззрения эпохи Возрождения – его ориентация на искусство:
если Средневековье – эпоха религиозная, то Возрождение – эпоха художественно-эстетическая, в центре внимания – человек,
в связи с этим философское мышление характеризуется как антропоцентрическое.
Слайд 5Предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения
совершенствование орудий труда и
производственных отношений и кризис феодализма;
развитие ремесла и торговли, усиление городов,
превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;
появление первых парламентов;
Слайд 6отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
повышение уровня
образованности в Европе в целом;
великие географические открытия (Колумба, Васко да
Гамы, Магеллана);
научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).
Слайд 7Основные направления философии эпохи Возрождения
гуманистическое (XIV - XV вв., -
Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в
центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
неоплатоническое (сер. XV - XVI вв., - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацелъс и др.) – развивало учение Платона, пыталось познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
натурфилософское (XVI - нач. XVII вв., - Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др.), - пыталось развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
Слайд 8реформационное (XVI - XVII вв., - Мартин Лютер, Томас Монцер,
Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др.) - стремилось
коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
политическое (XV - XVI вв., - Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., - Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
Слайд 9Характерные черты философии
эпохи Возрождения
антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса
к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
оппозиционность к
Церкви и церковной идеологии (т.е., отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики);
принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);
интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
широкое распространение идеи социального равенства.
Слайд 10Гуманизм (от лат.humanitas – человечность) как философское направление получил распространение
в Европе в XIV – середине XV вв. Его центром
была Италия.
Она понимается как воспитание и образование человека, способствующее его возвышению.
Основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики.
Слайд 11Основные черты гуманизма
антицерковная и антисхоластическая направленность;
стремление уменьшить всемогущество Бога
и доказать самоценность человека;
антропоцентризм – особое внимание к человеку, воспевание
его силы, величия, возможностей;
жизнеутверждающий характер и оптимизм.
К ним, прежде всего, относились Боккаччо, Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла.
Слайд 12Родоначальником гуманизма считается Франческо Петрарка (1304-1374)
Произведения:
«О невежестве собственном и
многих других», «Книга песен», «О презрении к миру»
Взгляды:
отвергает схоластическую ученость;
предлагает
новый подход к оценке античного наследия: стремиться не только подняться до высот античной культуры, но и превзойти ее;
подлинная философия должна стать наукой о человеке;
заложил основы личностного самосознания Возрождения.
Слайд 13Наиболее известные
философы - гуманисты
Данте Алигьери (1265-1321) «Божественная комедия», «Новая
жизнь»;
Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494)
«Речь о достоинстве человека»;
Лоренцо Валла
(1507-1557)
«О наслаждении как истинном благе»;
Эразм Роттердамский (1466-1536)
«Похвала глупости»;
Мишель Монтень (1533-1592)
«Опыты».
Слайд 14Неоплатонизм – идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью
строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его
дальнейшее развитие.
Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в.
Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являлись Николай Кузанский и Джованни Пико делла Мирандола.
Слайд 15Теоретики неоплатонизма:
противопоставляли схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях
Платона;
предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и
усиливалось значение первоначальных по отношению к миру и вещам) идей;
не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;
призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.
Слайд 16Николай Кузанский (1401 - 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался
новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия
и познания, согласно которой:
не существует разницы между Богом и Его творением (т.е., мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная - одно и то же);
«единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;
исходя из этого, Н.Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);
Слайд 17Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет
центра, Земля не является центром Вселенной;
Вселенная – это чувственно изменчивый
Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог – в окружающем мире);
бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом);
бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания;
невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию ("ученому незнанию" - термин Николая Кузанского).
Слайд 18В период Позднего Возрождения (XVI – XVII вв.) в Европе
(особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи.
Представители натурфилософии:
обосновывали материалистический взгляд
на мир;
стремились отделить философию от теологии;
формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;
выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);
считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).
Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.
Слайд 19Андреас Везалий (1514-1564) совершил революцию в философии и медицине. Везалий
материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека. Им
были опровергнуты взгляды, более тысячи лет господствовавшие в медицине со времен Галена (130–200) – древнеримского врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных. А.Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу "О строении человеческого тела", где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном.
Слайд 20Николай Коперник (1473-1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную
картину бытия:
Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);
Солнце является центром
по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;
земля имеет двойное движение: суточное вращение и годовое круговое вращение вокруг Солнца;
все космические тела движутся по собственной траектории;
космос бесконечен;
процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.
Слайд 21Джордано Бруно (1548-1600) развил и углубил философские идеи Коперника:
Солнце является
центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;
Вселенная
не имеет центра и бесконечна;
Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);
звезды - небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;
число миров во Вселенной бесконечно;
все небесные тела - планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения;
не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог - одно целое;
Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.
Слайд 22Галилео Галилей (1564-1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника
и Джордано Бруно:
изобрел телескоп, с помощью которого исследовал небесные тела;
доказал,
что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси;
обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни – «моря») на Луне;
открыл спутники вокруг других планет;
исследовал динамику падения тел;
доказал множественность миров во Вселенной. Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в:
наблюдении и выдвижении гипотезы;
расчетах воплощения гипотезы на практике;
экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.
Слайд 23Социально-политическим концепциям Возрождения относятся реформация, политическая философия Н.Макиавелли, социалистическо-утопическое направление
Реформация
послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви
и католицизма.
Политическая философия Никколо Макиавелли исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы.
Социалистическо-утопическое направление основное внимание сосредоточило на разработке проектов идеального государства, где восторжествовала социальная справедливость, основанная на общественной собственности.
Слайд 24Философия Реформации
Предпосылками возникновения данного направления:
кризис феодализма и зарождение и укрепление
класса торгово-промышленной буржуазии;
ослабление феодальной раздробленности европейских государств;
незаинтересованность руководителей данных
государств в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;
кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;
распространение в Европе идей гуманизма;
рост самосознания личности;
рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.
Слайд 25Два основных течения в Реформации
бюргерско-евангелическое (М. Лютер, У. Цвингли,
Ж. Кальвин)
народное (Т. Мюнцер)
Слайд 26Основоположником Реформации был доктор богословия Мартин Лютер(1483-1546), который 31 октября
1517 г. прибил 95 тезисов против индульгенций
Основные идеи М. Лютера
сводились к следующим положениям:
общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;
между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь;
необходимо упрощение обрядов;
Слайд 27церковь должна стать демократичной, а обряды - понятными людям;
необходимо уменьшение
влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и
католического духовенства;
должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;
дело служения Богу - не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;
необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;
необходимо запретить индульгенции.
Слайд 28Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин (1509-1564). Он
продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.
Согласно Кальвину:
ключевой идеей
протестантизма является идея предопределения;
смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни;
все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;
выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;
профессия – это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;
добросовестное отношение к своему делу – путь к спасению;
успех в работе - признак богоизбранности;
вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.
Слайд 29Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал
идеи Лютера, но и
воплотил протестантизм на практике:
возглавил реформационное движение
в Женеве;
добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище "Женевский Папа");
подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;
провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе.
Слайд 31Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490-1525).
Будучи священником, он
первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520
г., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем.
В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации:
необходимо реформировать не только Церковь, но общество в целом с целью достижения всеобщей справедливости, «Божьего царства» на земле;
главная причина всех зол – неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес;
жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу;
власть и собственность должны принадлежать простому народу – «ремесленникам и пахарям».
Слайд 32В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между
Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления
реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469-1527) – итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель.
Слайд 33Философия Макиавелли
человек обладает изначально злой природой;
движущими мотивами поступков человека
являются эгоизм и стремление к личной выгоде;
совместное существование людей невозможно,
если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;
для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация - государство.
на основании опыта истории и современных ему событий раскрывает как завоевывается власть, как она удерживается и теряется;
Слайд 34правитель должен быть «хитрым как лис, свирепым как лев»;
правитель должен
выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности,
поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна - промотана);
ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;
в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества, за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.
Слайд 35Часть философов основное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального государства,
где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная
справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.
Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли
Томас Мор и Томмазо Кампанелла.
Слайд 36Томас Мор (1478 - 1535) считается основателем утопического социализма. Согласно
Т. Мору в Утопии:
не существует частной собственности;
все граждане участвуют в
производительном труде;
труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;
все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии:
в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня – шесть часов;
Слайд 37от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;
самые
грязные работы выполняют рабы – военнопленные и осужденные преступники;
первичной ячейкой
общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (фактически – трудовой коллектив);
все должностные лица избираются – прямо или косвенно;
мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности);
жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.
Слайд 38Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кампанеллой (1568-1639) в
произведении «Город Солнца».
Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где
его жители – солярии – построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости.
По Кампанелле, в Городе Солнца:
отсутствует частная собственность;
все граждане участвуют в производительном труде;
результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;
труд совмещается с одновременным обучением;
Слайд 39жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода
ко сну;
солярии все делают вместе: ходят с работы и на
работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни;
большое внимание уделяется воспитанию – с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;
во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) – Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями