Разделы презентаций


Философия ХХ века

Содержание

Основные особенности философии ХХ века Отсутствие четкой границы философии ХХ в. Антропологизм. Идея изучения отдельного человека и важности ее анализа. Приоритетность одного человека над массами. Философия обратила внимание на такие качества

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Философия ХХ века

Философия ХХ века

Слайд 2Основные особенности философии ХХ века
Отсутствие четкой границы философии ХХ

в.
Антропологизм. Идея изучения отдельного человека и важности ее анализа.

Приоритетность одного человека над массами.
Философия обратила внимание на такие качества человека, как интуиция, чувства, подсознание, а не только разум. Мистицизм.
Исторический пессимизм, утрата веры в общественный прогресс, апокалипсические настроения.
Возникновение множества философских школ, противоречащих друг другу, но соседствующих в одно время. Нет господствующих школ.
Отказ от онтологической проблематики.


Основные особенности философии ХХ века Отсутствие четкой границы философии ХХ в. Антропологизм. Идея изучения отдельного человека и

Слайд 3Основные школы философии ХХ века
Сциентистские: неопозитивизм и постпозитивизм, прагматизм, аналитическая

философия и пр.
Антисциентистские: психоанализ, феноменология, философия жизни, герменевтика, феноменология,

экзистенциализм и пр.
Основные школы философии ХХ векаСциентистские: неопозитивизм и постпозитивизм, прагматизм, аналитическая философия и пр. Антисциентистские: психоанализ, феноменология, философия

Слайд 4Экзистенциализм
Настроение кризиса и краха иллюзий, вызванные катаклизмами нач. ХХ в.

Э. – философия кризиса, отчаяния.
Основная идея – одинокий человек

с его крайним индивидуализмом и раздвоенным сознанием.
Центральная идея – отчуждения личности от общества. Он связан с обезличиванием, деперсонализацией общества. Э. предлагает мысленно возвыситься над своим положением путем «религиозного или философского порыва»

ЭкзистенциализмНастроение кризиса и краха иллюзий, вызванные катаклизмами нач. ХХ в. Э. – философия кризиса, отчаяния. Основная идея

Слайд 5Существование – чистая субъективность, то, чем я являюсь для себя.

Субъект рассматривается как чувствующий, переживающий. Переживание субъектом своего «бытия в

мире» и есть существование, экзистенция.
Именно в пограничных состояниях – смерти, катастрофы открывается бытие.
Типичные чувства человека – обреченность, страх, тревога. Но это неопределенный, беспричинный страх. Эти чувства обнаруживают человеческую индивидуальность, т.е. свободу. Свободным может быть и раб, т.к. никакие внешние силы не могут лишить его свободы.

Существование – чистая субъективность, то, чем я являюсь для себя. Субъект рассматривается как чувствующий, переживающий. Переживание субъектом

Слайд 6Свобода – это акт, осуществляемый вопреки объективным обстоятельствам, рациональным соображениям,

расчету. Свобода – акт протеста, бунта, восстания.
Подлинная свобода –

«свобода для» начинается по ту сторону от социальной сферы, в мире духовной жизни личности. В обществе же может быть только «свобода от».
Свобода – это акт, осуществляемый вопреки объективным обстоятельствам, рациональным соображениям, расчету. Свобода – акт протеста, бунта, восстания.

Слайд 7Феноменология
Эдмунд Гуссерль –
(1859-1938),
немецкий философ, основатель феноменологии как философского

движения.

Феноменология Эдмунд Гуссерль –(1859-1938), немецкий философ, основатель феноменологии как философского движения.

Слайд 8Феноменология
Имеет два направления: идеалистическое (Э. Гуссерль, реалистическое М. Шелер)
Критика

позитивизма за «подвешенные в воздухе конструкции и случайные находки, поверхностно

поставленные проблемы, передаваемые из поколения в поколение как истинные проблемы» (М. Хайдеггер).
М. Хайдеггер: «Выражение «феноменология» означает прежде всего концепцию метода…: назад к вещам!».
Это философия реальности. В ее основе – неопровержимые факты, очевидное (стабильные очевидности).
Эти очевидности находятся в сознании.
Феноменология Имеет два направления: идеалистическое (Э. Гуссерль, реалистическое М. Шелер)Критика позитивизма за «подвешенные в воздухе конструкции и

Слайд 9Феноменолога интересуют не частности, а всеобщие вещи. Его не интересует

вопрос «Почему?», его интересует вопрос «Что?», т.е. сущность вещи.
Феноменологический

анализ вникает в состояние стыда, любви, справедливости, угрызений совести, но всегда с позиций сущности.
Познание начинается с опыта, существующих вещей или фактов. Факт – это то, что происходит здесь и сейчас. Но сознание вместе с фактом улавливает и сущность. Например, в разных ситуациях слушая то кларнет, то виолончель, мы говорим о сущности – музыке.
Феноменолога интересуют не частности, а всеобщие вещи. Его не интересует вопрос «Почему?», его интересует вопрос «Что?», т.е.

Слайд 10Реальны лишь единичные факты.
В сознании есть модусы типологизирующие вещи.
Сознание

обладает таким качеством как интенциональность – направленность на объект. Я

не вижу ощущения цвета, но вижу окрашенный объект.
Интуиция – начало всех начал.
Важнейшее понятие феноменологии – «жизненный мир».
Реальны лишь единичные факты.В сознании есть модусы типологизирующие вещи. Сознание обладает таким качеством как интенциональность – направленность

Слайд 11Герменевтика
ХАЙДЕГГЕР, МАРТИН (Heidegger, Martin) (1889-1976)

Герменевтика ХАЙДЕГГЕР, МАРТИН (Heidegger, Martin) (1889-1976)

Слайд 12Герменевтика
Герменевтика – способ философствования, главным центром которого является истолкование,

понимание текстов.
Представители г. озабочены жестким противостоянием субъекта и объекта,

науки и искусства.
Духовная целостность – жизнь, должна постигаться непосредственно. Понимание собственного мира достигается путем самопознания, понимание чужого мира – путем вживания, сопереживания, вчувствования.
Понимание – есть постижение смыслов, оно достигается в результате анализа феноменов.
Герменевтика Герменевтика – способ философствования, главным центром которого является истолкование, понимание текстов. Представители г. озабочены жестким противостоянием

Слайд 13М. Хайдеггер считал, что бытие открывается в языке. Язык –

это обиталище человека. Именно в стихии языка осуществляется понимание людьми

и окружающего мира, себя и других.
Важнейшей особенностью понимания является герменевтический круг – для понимания целого необходимо понять отдельные части, но для понимания отдельных частей нужно иметь представления о целом. Например, в науке г.к. образуют факты и теория. Факты отбираются на основе теории, а теория строится на основе фактов.
Человек всегда находится в круге понимания – г.к. Понимание – это само бытие. Человек – это понимающее бытие.
М. Хайдеггер считал, что бытие открывается в языке. Язык – это обиталище человека. Именно в стихии языка

Слайд 14Психоанализ

Психоанализ

Слайд 15Психоанализ З. Фрейда

Психоанализ З. Фрейда

Слайд 16Психоанализ К. Г. Юнга

Психоанализ К. Г. Юнга

Слайд 17Аналитическая философия
Цель – создать новую логику, формализованный язык, который

стал бы достойной заменой естественного языка.
Б. Рассел: философия – логика,

т.к. ее цель – установление истинности или ложности. Знание дано нам непосредственно в чувствах. Предметное содержание следует сводить к изначальным сущностям, неопределимым в других терминах.
Витгенштейн: мысль выражается в языке, а значит именно язык есть граница мышления.
Есть только один мир – фактов, событий, который описывается совокупностью всех естественных наук.
Предложение – это картина мира, она имеет с последним одну и ту же форму. Если бы мир был нелогичным, его нельзя было бы выразить в предложении. Смысл предложений выражают факты.
Правомерность старых философских систем ставится под сомнение. Философия понимается как наука (Рассел) или как деятельность по прояснению мыслей (Витгенштейн).
Аналитическая философия Цель – создать новую логику, формализованный язык, который стал бы достойной заменой естественного языка.Б. Рассел:

Слайд 18Неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, К. Гёдель)
Отрицание метафизики. Каждая область

действительности определяется определенной наукой для метафизики нет поля приложения.
Разделение

на аналитические и синтетические предложения. Аналитические предложения определяют истинность через собственное содержание («В квадрате все углы прямые»), истинность синтетических устанавливается эмпирически («На столе лежит книга»). Поэтому и науки можно разделить на экспериментальные и теоретические. Философские предложения бессмысленны.
Верифицируемость (проверяемость). Любое предложение должно быть проверено и сведено к элементарным предложениям.
Физикализм – убеждение, что в эмпирических науках все предложения должны сводиться к предложениям физики.
Эмотивизм в этике. Моральные суждения не поддаются верификации.
Неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, К. Гёдель)Отрицание метафизики. Каждая область действительности определяется определенной наукой для метафизики нет

Слайд 19Постпозитивизм (Поппер, Лакатос, Кун)
Поппер: задача эпистемологии (философии научного познания) –

не поиск теории, а разрешение проблемы роста знания. Рост знания

приводит к критике существующего знания – критический рационализм.
Изучал логику научного открытия, считал, что ученые пользуются гипотетико-дедуктивным методом. Ни одна теория не подтверждена окончаиельно, ее образуют не законы, а правдоподобные утверждения. Теория подтверждена ошибками (принцип фаллиболизма). Окончательно подтвердить теорию нельзя, но можно опровергнуть (принцип фальсификации).
В мире науки выживают самые непротиворечивые концепции. Старая теория отвергается полностью.
Постпозитивизм (Поппер, Лакатос, Кун)Поппер: задача эпистемологии (философии научного познания) – не поиск теории, а разрешение проблемы роста

Слайд 20Лакатос выдвинул методологию научно-исследовательских программ. Каждая из них в ядре

содержит несколько теорий.
«Твердое ядро» переходит из одной программы в

другую. Когда оно будут разрушено, нужно будут переходить от одной программы к другой.
Фейерабенд сторонник несоизмеримости теорий. Они дедуктивно не связаны друг с другом, для них характерны разные тезисы и понятия. Возможность универсального знания им отрицается.
Лакатос выдвинул методологию научно-исследовательских программ. Каждая из них в ядре содержит несколько теорий. «Твердое ядро» переходит из

Слайд 21Постмодернизм (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Бодрийар, Ж. Делез, Ф.

Гваттари)
Постмодернизм – сложное, достаточно эклектичное и неоднородное явление, возникшее в

западноевропейской культуре последней четверти XX века.
В буквальном смысле слова «постмодернизм» - это то, что следует за современной эпохой, за модернизмом, и связано с осмыслением стилевых изменений в европейской художественной культуре. Но только в 80-х годах термин «постмодернизм» укореняется и приобретает статус общеупотребимого понятия.
В строгом смысле философии постмодернизма не существует. Постмодернизм принципиально не претендует на создание философской универсальной теории, уделяя пристальное внимание не прояснению Всеобщего, а описанию игры Частностями.
Для него характерен пессимизм, игра со стилями и смыслами предшествующих эпох, стирание любых границ между определенностями, структурами, институтами, формами.
Постмодернизм (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Бодрийар, Ж. Делез, Ф. Гваттари)Постмодернизм – сложное, достаточно эклектичное и неоднородное

Слайд 22Отказ от познания мира и его преобразования ведет к игнорированию

значимости истины, к утверждению множественности и субъективности истин, к тезису

о значении «понимания», а не знания.
Убежденность в том, что «события всегда опережают теорию», ведет к отрицанию всех претензий науки и философии на полноту и целостность выстраиваемых ими картин мира.
Отсюда требование соединения науки и искусства, философии и филологии, философии и религии
На первый план выходят проблемы, требующие прояснения роли знака, символа, языка и структуропорождающей деятельности.
Для постмодернизма характерно ощущение исчерпанности самой истории, «проговоренности» всех смыслов, идей и ценностей. История поэтому предстает лишенной всякого смысла и направления .
Постмодернизм нацелен на асистемнocть, адогматичность, вариативность.
Отказ от познания мира и его преобразования ведет к игнорированию значимости истины, к утверждению множественности и субъективности

Слайд 23Реальность выступает как единый бесконечный «текст», содержащий в себе метафоры,

аллюзии, цитаты, проигранные смыслы На этом базируется требование множественности стилей

философствования
Разработки нового методологического подхода «деконструкции» (Деррида) - разрушения уверенности в том, что текст обладает единственным и фиксированным значением. Итогом стал разрыв связи между значением и текстом.
Важное понятие – «симулякр» (Лиетар). Эволюционируя, знак утрачивает всякую связь с реальностью и переходит в ряд симуляции.
Делез и Гваттари ввели понятие «шизоанализ». Он нацелен на разрушение единообразия, на утверждение множественности и поливариантности.
Реальность выступает как единый бесконечный «текст», содержащий в себе метафоры, аллюзии, цитаты, проигранные смыслы На этом базируется

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика