Слайд 2Основные особенности философии ХХ века
Отсутствие четкой границы философии ХХ
в.
Антропологизм. Идея изучения отдельного человека и важности ее анализа.
Приоритетность одного человека над массами.
Философия обратила внимание на такие качества человека, как интуиция, чувства, подсознание, а не только разум. Мистицизм.
Исторический пессимизм, утрата веры в общественный прогресс, апокалипсические настроения.
Возникновение множества философских школ, противоречащих друг другу, но соседствующих в одно время. Нет господствующих школ.
Отказ от онтологической проблематики.
Слайд 3Основные школы философии ХХ века
Сциентистские: неопозитивизм и постпозитивизм, прагматизм, аналитическая
философия и пр.
Антисциентистские: психоанализ, феноменология, философия жизни, герменевтика, феноменология,
экзистенциализм и пр.
Слайд 4Экзистенциализм
Настроение кризиса и краха иллюзий, вызванные катаклизмами нач. ХХ в.
Э. – философия кризиса, отчаяния.
Основная идея – одинокий человек
с его крайним индивидуализмом и раздвоенным сознанием.
Центральная идея – отчуждения личности от общества. Он связан с обезличиванием, деперсонализацией общества. Э. предлагает мысленно возвыситься над своим положением путем «религиозного или философского порыва»
Слайд 5Существование – чистая субъективность, то, чем я являюсь для себя.
Субъект рассматривается как чувствующий, переживающий. Переживание субъектом своего «бытия в
мире» и есть существование, экзистенция.
Именно в пограничных состояниях – смерти, катастрофы открывается бытие.
Типичные чувства человека – обреченность, страх, тревога. Но это неопределенный, беспричинный страх. Эти чувства обнаруживают человеческую индивидуальность, т.е. свободу. Свободным может быть и раб, т.к. никакие внешние силы не могут лишить его свободы.
Слайд 6Свобода – это акт, осуществляемый вопреки объективным обстоятельствам, рациональным соображениям,
расчету. Свобода – акт протеста, бунта, восстания.
Подлинная свобода –
«свобода для» начинается по ту сторону от социальной сферы, в мире духовной жизни личности. В обществе же может быть только «свобода от».
Слайд 7Феноменология
Эдмунд Гуссерль –
(1859-1938),
немецкий философ, основатель феноменологии как философского
движения.
Слайд 8Феноменология
Имеет два направления: идеалистическое (Э. Гуссерль, реалистическое М. Шелер)
Критика
позитивизма за «подвешенные в воздухе конструкции и случайные находки, поверхностно
поставленные проблемы, передаваемые из поколения в поколение как истинные проблемы» (М. Хайдеггер).
М. Хайдеггер: «Выражение «феноменология» означает прежде всего концепцию метода…: назад к вещам!».
Это философия реальности. В ее основе – неопровержимые факты, очевидное (стабильные очевидности).
Эти очевидности находятся в сознании.
Слайд 9Феноменолога интересуют не частности, а всеобщие вещи. Его не интересует
вопрос «Почему?», его интересует вопрос «Что?», т.е. сущность вещи.
Феноменологический
анализ вникает в состояние стыда, любви, справедливости, угрызений совести, но всегда с позиций сущности.
Познание начинается с опыта, существующих вещей или фактов. Факт – это то, что происходит здесь и сейчас. Но сознание вместе с фактом улавливает и сущность. Например, в разных ситуациях слушая то кларнет, то виолончель, мы говорим о сущности – музыке.
Слайд 10Реальны лишь единичные факты.
В сознании есть модусы типологизирующие вещи.
Сознание
обладает таким качеством как интенциональность – направленность на объект. Я
не вижу ощущения цвета, но вижу окрашенный объект.
Интуиция – начало всех начал.
Важнейшее понятие феноменологии – «жизненный мир».
Слайд 11Герменевтика
ХАЙДЕГГЕР, МАРТИН (Heidegger, Martin) (1889-1976)
Слайд 12Герменевтика
Герменевтика – способ философствования, главным центром которого является истолкование,
понимание текстов.
Представители г. озабочены жестким противостоянием субъекта и объекта,
науки и искусства.
Духовная целостность – жизнь, должна постигаться непосредственно. Понимание собственного мира достигается путем самопознания, понимание чужого мира – путем вживания, сопереживания, вчувствования.
Понимание – есть постижение смыслов, оно достигается в результате анализа феноменов.
Слайд 13М. Хайдеггер считал, что бытие открывается в языке. Язык –
это обиталище человека. Именно в стихии языка осуществляется понимание людьми
и окружающего мира, себя и других.
Важнейшей особенностью понимания является герменевтический круг – для понимания целого необходимо понять отдельные части, но для понимания отдельных частей нужно иметь представления о целом. Например, в науке г.к. образуют факты и теория. Факты отбираются на основе теории, а теория строится на основе фактов.
Человек всегда находится в круге понимания – г.к. Понимание – это само бытие. Человек – это понимающее бытие.
Слайд 17Аналитическая философия
Цель – создать новую логику, формализованный язык, который
стал бы достойной заменой естественного языка.
Б. Рассел: философия – логика,
т.к. ее цель – установление истинности или ложности. Знание дано нам непосредственно в чувствах. Предметное содержание следует сводить к изначальным сущностям, неопределимым в других терминах.
Витгенштейн: мысль выражается в языке, а значит именно язык есть граница мышления.
Есть только один мир – фактов, событий, который описывается совокупностью всех естественных наук.
Предложение – это картина мира, она имеет с последним одну и ту же форму. Если бы мир был нелогичным, его нельзя было бы выразить в предложении. Смысл предложений выражают факты.
Правомерность старых философских систем ставится под сомнение. Философия понимается как наука (Рассел) или как деятельность по прояснению мыслей (Витгенштейн).
Слайд 18Неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, К. Гёдель)
Отрицание метафизики. Каждая область
действительности определяется определенной наукой для метафизики нет поля приложения.
Разделение
на аналитические и синтетические предложения. Аналитические предложения определяют истинность через собственное содержание («В квадрате все углы прямые»), истинность синтетических устанавливается эмпирически («На столе лежит книга»). Поэтому и науки можно разделить на экспериментальные и теоретические. Философские предложения бессмысленны.
Верифицируемость (проверяемость). Любое предложение должно быть проверено и сведено к элементарным предложениям.
Физикализм – убеждение, что в эмпирических науках все предложения должны сводиться к предложениям физики.
Эмотивизм в этике. Моральные суждения не поддаются верификации.
Слайд 19Постпозитивизм (Поппер, Лакатос, Кун)
Поппер: задача эпистемологии (философии научного познания) –
не поиск теории, а разрешение проблемы роста знания. Рост знания
приводит к критике существующего знания – критический рационализм.
Изучал логику научного открытия, считал, что ученые пользуются гипотетико-дедуктивным методом. Ни одна теория не подтверждена окончаиельно, ее образуют не законы, а правдоподобные утверждения. Теория подтверждена ошибками (принцип фаллиболизма). Окончательно подтвердить теорию нельзя, но можно опровергнуть (принцип фальсификации).
В мире науки выживают самые непротиворечивые концепции. Старая теория отвергается полностью.
Слайд 20Лакатос выдвинул методологию научно-исследовательских программ. Каждая из них в ядре
содержит несколько теорий.
«Твердое ядро» переходит из одной программы в
другую. Когда оно будут разрушено, нужно будут переходить от одной программы к другой.
Фейерабенд сторонник несоизмеримости теорий. Они дедуктивно не связаны друг с другом, для них характерны разные тезисы и понятия. Возможность универсального знания им отрицается.
Слайд 21Постмодернизм (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Бодрийар, Ж. Делез, Ф.
Гваттари)
Постмодернизм – сложное, достаточно эклектичное и неоднородное явление, возникшее в
западноевропейской культуре последней четверти XX века.
В буквальном смысле слова «постмодернизм» - это то, что следует за современной эпохой, за модернизмом, и связано с осмыслением стилевых изменений в европейской художественной культуре. Но только в 80-х годах термин «постмодернизм» укореняется и приобретает статус общеупотребимого понятия.
В строгом смысле философии постмодернизма не существует. Постмодернизм принципиально не претендует на создание философской универсальной теории, уделяя пристальное внимание не прояснению Всеобщего, а описанию игры Частностями.
Для него характерен пессимизм, игра со стилями и смыслами предшествующих эпох, стирание любых границ между определенностями, структурами, институтами, формами.
Слайд 22Отказ от познания мира и его преобразования ведет к игнорированию
значимости истины, к утверждению множественности и субъективности истин, к тезису
о значении «понимания», а не знания.
Убежденность в том, что «события всегда опережают теорию», ведет к отрицанию всех претензий науки и философии на полноту и целостность выстраиваемых ими картин мира.
Отсюда требование соединения науки и искусства, философии и филологии, философии и религии
На первый план выходят проблемы, требующие прояснения роли знака, символа, языка и структуропорождающей деятельности.
Для постмодернизма характерно ощущение исчерпанности самой истории, «проговоренности» всех смыслов, идей и ценностей. История поэтому предстает лишенной всякого смысла и направления .
Постмодернизм нацелен на асистемнocть, адогматичность, вариативность.
Слайд 23Реальность выступает как единый бесконечный «текст», содержащий в себе метафоры,
аллюзии, цитаты, проигранные смыслы На этом базируется требование множественности стилей
философствования
Разработки нового методологического подхода «деконструкции» (Деррида) - разрушения уверенности в том, что текст обладает единственным и фиксированным значением. Итогом стал разрыв связи между значением и текстом.
Важное понятие – «симулякр» (Лиетар). Эволюционируя, знак утрачивает всякую связь с реальностью и переходит в ряд симуляции.
Делез и Гваттари ввели понятие «шизоанализ». Он нацелен на разрушение единообразия, на утверждение множественности и поливариантности.