Слайд 1Философия науки. Биоэтика
Введение
Слайд 2Н. Винер (1894−1964)
Любой организм «скрепляется наличием средств приобретения, использования, хранения
и передачи информации».
Слайд 3Процесс познания - активный творческий процесс приближения мышления к объекту
через его мысленную реконструкцию, моделирование
Слайд 4Субъект познания - носитель сознания – человек как представитель социума
Объект
познания – часть природы, втянутой в процесс целеполагающей преобразующей деятельности
Слайд 5
субъект предметы-
объект
посредники
(орудия труда, знаки
языка, символы,
модели
Слайд 6Культура – объективированная в результатах материальной и духовной деятельности явленность
родовой человеческой сущности.
Культура – возделывание человеческой души в соответствии
с абсолютными ценностями.
Цивилизация – в соответствии с произвольными целями человеческого разума.
Слайд 7А.С. Кармин
«Культура – это мир социальной информации, которая сохраняется и
накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств».
«Культура выступает
как информационное обеспечение общества во всех областях его жизни».
Слайд 8Наука – это сфера человеческой деятельности, главной социальной функцией которой
является выработка и теоретическая систематизация истинных знаний о действительности, а
также выявление внутренне необходимых и устойчивых связей и прогнозирование на этой основе
Слайд 9Наука существует
как система научных знаний
как особая форма деятельности или социальный
институт
Слайд 10Научное знание (логос)
Логическая теория
+
ноумены
Структура
+
Эмпирическая реализация структуры - феномены
Слайд 11Структура - единство трех основных составляющих.
1. Множество элементов структуры.
- экстенсионал
2. Множество
операций (функций),
заданных на элементах структуры.
3. Множество свойств и отношений интенсионал
(предикатов), также заданных
на элементах структуры.
Слайд 12Операции определяются на элементах структуры и дают в результате также
элементы структуры.
1 + 2 = 3 (1, 2, 3
N)
Свойства и отношения определяются
на элементах структуры, результатом
их действия являются либо истина (И),
либо ложь (Л).
Слайд 13Этапы задания
языка логической теории
Алфавит (символы для обозначения элементов (константы,
переменные), операций, предикатов (свойств и отношений)) логические символы для обозначения
логический операций (конъюнкция, дизъюнкция, отрицание и т. д.), технические символы (скобки, точки, запятые)
Синтаксис (правила построения выражений)
Термы - имена элементов (Элементы, функции)
Формулы суждений строятся с помощью логических операций
Логика
Формулы, которые выражают законы - аксиомы
Правила логического вывода истинных формул из посылок.
Слайд 14Теория Арифметики
Аксиомы
m + n = n + m
m(n + p)
= mn + mp
Слайд 15Наука исследует отдельные фрагменты Бытия, акцентируясь на различных конкретных аспектах
существования
Философия делает своим предметом Бытие в целом, акцентируясь на сущности
Богословие
исследует феномены, связанные, прежде всего, со Сверхсистемными основами Бытия, восприятие и познание которых невозможно в формах человеческой логики и доступно лишь вере
Слайд 16М Борн (1882-1970)
«Наука – это не что иное, как попытка
конструировать… инварианты там, где они не очевидны».
«Идея инвариантов является ключом
к рациональному понятию реальности».
Слайд 17И. А. Ильин (1883-1954)
Рациональность – самодостаточная система общезначимых правил, критериев,
эталонов.
«Нет единой общеобязательной «западной культуры», перед которой все остальное –
«темнота» или «варварство»».
Слайд 18Наука как рациональное познание предполагает логическое дискурсивное рассмотрение реальности:
максимальную объективность
рассмотрения объекта исследования
рациональность
критичность
Наука как высшая форма рационального познания отличается от
обыденного
строгой системностью;
специально выработанными способами получения знаний (наличием метода);
спецификой языка (играющего роль инструмента наиболее приспособленного для решения конкретных познавательных задач);
теоретичностью.
Слайд 19Ф. Сонтаг
«Используемая теория позволяет нам сформулировать, что означает истина, а
затем воспользоваться достигнутым восприятием сути. Но ни одна теория не
может гарантировать свою собственную истинность …ни одна теория не может доказать, что с ее помощью можно увидеть и установить всю истину».
Слайд 20Критерии научности
(Е.А. Мамчур)
принцип детерминизма
принцип единства и простоты научного знания
Слайд 21Н.Н. Моисеев (1917–2000)
«Человечество, создавая научные знания, очень часто заранее ничего
не может сказать об их прикладной значимости, об их непосредственной
полезности, не может предсказать дальнейшие пути развития науки, объяснить причины, побудившие ученого заниматься теми или иными проблемами» «даже самые абстрактные дисциплины и исследования, в конечном счете, влияют на стратегические аспекты человеческой активности».
«Даже самые абстрактные дисциплины и исследования, в конечном счете, влияют на стратегические аспекты человеческой активности».
Слайд 23Д.Г. Гачев (1929–2008)
«Природная, общественная и культурная среда не может не
пропитывать своими установками, ориентирами, шкалой ценностей, архетипами мышление ученого, его
деятельность с объектами своей науки».
Слайд 24Мировоззрение – целостное интегративное образование.
В мировоззрении выстраиваются эталонные представления о
должном, то есть идеале Мира и Человека.
Слайд 25Основные области
научного познания
естественные науки, связанные с познанием природы;
математические науки, связанные
с изучением количественного аспекта всеобщих отношений вещей и процессов;
гуманитарные науки,
связанные с человеком как существом социальным;
технические науки, связанные с познанием искусственной среды.
Слайд 26Предмет естествознания –
инвариантное в природе – можно
представить в трех основных
ракурсах:
различные формы движения материи в природе;
иерархия уровней организации (стабильности) материи
и их взаимосвязи;
сущностные внутренне необходимые и устойчиво повторяющиеся связи явлений природы разной степени общности (от универсальных до специфических)
Слайд 27Г. Хакен
«В то время как явления самого разнообразного свойства усилиями
ученых сводятся, наконец, воедино как проявления неких законов природы, исследователи
обнаруживают совершенно новые факты, касающиеся еще более сложных явлений, и порой наука оказывается близка к полному погребению под лавиной добываемых учеными сведений. Отсюда – бесконечная «гонка», борьба между потоком новых фактов и стремлением ученых эти факты систематизировать, понять и соотнести с действием единых законов мироздания».
Слайд 28Науки
1. Опытные
Естественные (физика, астрономия, химия, биология)
Синтетические (экология, теория
систем, синергетика, кибернетика)
Гуманитарные (история, эстетика, этика, поэтика, лингвистика)
2. Структурные
(математика, логика)