Слайд 1Государственные контракты и контроль за государственным подрядом
Корикова А.М.
СФК3-1 у(с)
Слайд 2Введение
Политика в области государственных закупок направлена на удовлетворение потребностей
при наилучшем соотношении цены-качества.
Эта политика основана на регулировании государственных заказов
в целях защиты интересов общества.
Вот уже несколько лет (приблизительно 5 лет) во французскую систему государственных закупок вводятся значительные элементы модернизации и инновации
Слайд 31.Публично-частное партнерство (ПЧП)
Подобно другим странам Европы, Франция ввела новую новаторскую
правовую категорию договоров, получивших название «публично-частного партнерства (ПЧП)»
- С юридической
точки зрения они представляют собой новую категорию государственного заказа в дополнение к государственным контрактам (по прямым закупкам), делегированию публичных услуг (для управления публичными услугами) и имущественным договорам ( по операциям с недвижимостью и некоторым услугам).
- Договоры ПЧП используются главным образом в отношении инфраструктуры, но могут касаться и услуг. До настоящего времени они использовались особенно в отношении строительства административных зданий, школьных зданий, больниц, тюрем и транспортной инфраструктуры.
- В отличие от остальных давно существующих категорий договоров, договор ПЧП многопрофильный, т.е. частный партнер по договору с администрацией может частично или полностью профинансировать, разработать, построить, обеспечить уход и управление объектами и услугами, предоставляемыми этими объектами.
Слайд 4Публично-частное партнерство (ПЧП)
Договор этого типа является долгосрочным; субъект публичного права
осуществляет платеж в течение 10-30 лет в зависимости от условий
договора.
Договоры ПЧП делятся на три правовые категории, но самой общей является «договор партнерства». Этот тип договора может быть использован всеми категориями лиц публичного права.
Поскольку данный тип договоров преследует важную цель и является долгосрочным, предусмотрена строгая процедура составления договора партнерства:
предварительная оценка проекта
утверждение соответствующим государственным органом, который наделен «миссией поддержки договоров публично-частного партнерства» (что не обязательно для территориальных образований).
отбор на конкурсной основе с помощью процедур, применяемых к сделкам
Слайд 5Публично-частное партнерство (ПЧП)
Для выбора партнера по договору рекомендуемые критерии определяются
следующими взвешенными коэффициентами: 40% - цены, 15% - достижения по
договору, 15% - качество проекта, 10% - учет устойчивого развития.
Договоры ПЧП могут использоваться только при срочной необходимости или по сложным операциям, или если договор ПЧП представляет собой наиболее выгодную форму заказа; на самом деле все эти три критерия дают широкие возможности.
В заключение отметим, что для лица публичного права эта категория договора представляет интерес, так как она дает возможность осуществить операцию глобально: от строительства до управления, а также рассрочить во времени государственное финансирование и соответственно сократить непосредственное давление на расходную часть бюджета.
Слайд 62.Оказание услуг внешними операторами («экстернализация»)
Уже давно часть публичных услуг выполняется
частными предприятиями, например: обеспечение водой в коммунах осуществляется либо самими
этими территориальными образованиями, либо специализированными предприятиями.
Так же обстоит дело и с развитием информационных услуг для органов власти, что осуществляется на широкой подрядной основе специализированными предприятиями.
В последнее время проявляется тенденция к возрастанию экстернализации, т.е. передаче подрядчикам части «административного производства», которая не затрагивает «сути» данной профессии, например, логистики (издательство, услуги, связанные с недвижимостью, охрана, безопасность, аренда автопарка).
Это дает возможность улучшить услуги, сократив численность работающих на государство, а также увеличить объем государственных закупок.
Слайд 73.Централизация закупок: ГСГЗ
Во Франции органы власти уже давно создают
«закупочные объединения» и «закупочные базы» с целью обеспечения эффективности и
экономии.
Примеры:
Закупочные объединения территориальных образований
Закупочные базы больниц
«Генеральный союз по государственным закупкам» (ГСГЗ)
ГСГЗ открыт для всех организаций публичного права (государства, казенных учреждений, территориальных образований). Он предлагает практически «самые распространенные» категории поставок товаров и услуг, покупая их «оптом», отбирая на конкурсной основе и перепродавая «в розницу».
Слайд 83.1 Централизация закупок: ГСГЗ
Организации публичного права видят в этом
преимущество, которое заключается в том, что обычно практикуются выгодные цены,
а когда они покупают у ГСГЗ, им не надо это делать на конкурсной основе и соблюдать соответствующие сроки, так как все уже сделано ГСГЗ.
К ГСГЗ часто прибегают, например, все территориальные образования для закупки машин, которые идут по весьма низкой цене, поскольку они «заранее закупаются» в больших количествах.
Таким образом, это довольно гибкая и экономически выгодная система.
Слайд 93.2 Централизация закупок: от ЦЗА до СГЗ
С 2004 г. в
стране стала осуществляться государственная централизация закупок. На первом этапе 2004
– 2009 гг. ее осуществили в Министерстве финансов, создав «центральное закупочное агентство».
Результаты оказались убедительными: за период в 3 года в среднем удалось получить более 10% экономии, главным образом (но не только), за счет компьютерной техники и телекоммуникаций.
В 2009 г. централизация получила всеобщее распространение благодаря созданию «Службы государственных закупок» (СГЗ)
СГЗ распространяется на все министерства (центральные и местные службы)
Централизацией охвачены почти все закупки товаров и коммунальных услуг (за некоторыми исключениями такими, как «профессиональные закупки» и операции с недвижимостью)
Цель – обеспечить экономию в 10% в «первой очереди» закупок (за несколько лет).
Слайд 103.2 Централизация закупок: от ЦЗА до СГЗ
Способами действий являются:
придание
закупкам массового характера, унификация, частое использование конкурсов
профессионализация закупок: подготовить государственных
закупщиков, специализирующихся на закупках и обеспечить им карьеру в государственном секторе.
Организация
СГЗ находится в ведении Министерства финансов (министерство Бюджета)
Она пользуется помощью Директивного совета и Закупочного комитета
Она имеет сеть корреспондентов в каждом министерстве и в каждой Префектуре регионов
Проведение операций
СГЗ определяет направление политики по закупкам и назначает операторов: ими могут быть по обстоятельствам сама СГЗ или министерство, действующее по поручению остальных министерств или Префектура (на местном уровне)
За несколько лет СГЗ постепенно распространит сферу своих действий на все закупочные секторы
Слайд 114. Использование новых технологий
Заказы on line ; все тендеры государства
доступны на сайте Интернет, предприятия могут передавать свои оферты на
электронных носителях; в 2012 г. это даже стало обязательно относительно всех сделок на сумму, превышающую 90 000 евро.
Электронные торги, в некоторых случаях (электронное оборудование государства)
Дематериализованная площадка для государственных закупок, называемая «межминистерской рыночной площадкой», связывает 10 000 покупателей и предприятий (ежегодный каталог претендентов и передача оферт). Построена по свободной компьютерной программе и на 3 языках, может быть предоставлена в распоряжение другим государствам.
Закупочная карточка (для исполнения некоторых договоров)
Компьютерное управление административным, бюджетным и бухгалтерским исполнением государственных сделок в интегрированном программном продукте, с которым в будущем будет связана площадка закупок.
Слайд 125.1 Политика поддержки мелких и средних предприятий (МСП)
35% сделок (в
суммарном выражении) приносят прибыль МСП, которые составляют 42% добавленной стоимости
государства.
Но ряд положений Кодекса государственных контрактов не направлены на поощрение крупных предприятий:
обязанность комплектовать заказы по партиям (увеличение числа отдельных партий позволяет мелким и средним предприятиям претендовать на небольшую часть заказа)
возможность использования подряда при прямой оплате подрядчика заказчиком
возможность для предприятий объединиться, чтобы претендовать на получение заказа
запрет устанавливать завышенные критерии определения мощностей, которые могут быть препятствием для мелких претендентов
сокращение сроков платежа по счетам-фактурам до 30 дней (это особенно касается мелких и средних предприятий, кассовая наличность которых менее устойчивая)
рекомендация передавать 10% договоров публично-частного партнерства для исполнения мелким и средним предприятиям.
Слайд 135.2 Политика в области окружающей среды
В отношении закупочной политики ее
последствия многочисленны
* Положениями Кодекса государственных контрактов предусматривается следующее:
при разработке
заказов учет функциональных норм или требований, включая характеристики окружающей среды
среди критериев оценки оферт выбор критериев, учитывающих окружающую среду при оценке работ, товаров и услуг, являющихся предметом сделки
* Развитие заказов с целью экономии энергии:
Например: введение категории партнерских договоров, называемых «сберегающими энергию» для улучшения государственных зданий и экономии энергии, так чтобы окупить вложенные средства.
При определении закупок введение «социально и экономически» ответственного отношения:
был составлен национальный план действий для осуществления долгосрочных государственных закупок
чтобы государство могло служить «примером», в недавнем циркуляре Премьер-министра были предусмотрены предписания по экономии и учету окружающей среды при закупке товаров и услуг.
Слайд 145.3 Социальная политика
В соответствии с европейскими директивами в государственные контракты
и сделки могут быть включены «социальные» положения, преследуя разные цели,
но при условии ненарушения конкуренции и равенства всех по отношению к государственному заказу:
борьба с незаконной занятостью (возможность расторжения сделки и уголовные санкции, а также запрещение на будущее выступать претендентом тендера)
использование цехов, где работают инвалиды
сделки, предметом которых является «ресоциализация» или квалификация лиц (предположив, что работа предоставляется лицам, переживающим трудности с занятостью), при менее строгих условиях соблюдения конкурса.
сделки, включающие положения, по которым все претенденты обязуются обеспечить исполнение части сделки лицами, не имеющими работы.
сделки, в которых социальные мероприятия в офертах предприятий могут послужить критерием выбора, при условии, что эти положения соответствуют предмету сделки.
варианты оферт, включающие социальные положения, могут быть предложены предприятиями при условии, что эта возможность была предусмотрена в документах, приглашающих делать оферты.
Слайд 15Административные проверки a priori и a posteriori
Административные проверки осуществляются по
решению уполномоченных органов, имеющих право вмешиваться в процедуры государственных закупок
(делегирование компетенции).
Их осуществляют независимые административные инстанции закупочных служб (виза бюджетного контроля по государственным закупкам; осуществляемая префектом проверка законности закупок для территориальных образований; проверки при оплате сделки).
По закупкам территориальных образований свыше установленных сумм необходимо в обязательно порядке утверждение законодательных собраний.
Слайд 16Использование трех судебных порядков
Все три судебных порядка могут быть задействованы
для проверки и пресечения нарушений, допущенных при заключении государственных
контрактов:
Обращение в административный суд или в гражданский суд допускается после, но также и до подписания договора для пресечения несоблюдения норм, регулирующих государственные контракты, а также чтобы воспрепятствовать их подписанию или исполнению.
Суд по финансовым вопросам, после подписания договора, проверяет и пресекает ненадлежащее использование государственных средств, а также несоблюдение норм транспарентности закупок.
Уголовный суд пресекает несправедливое предоставление льгот в связи с заключением государственных контрактов, но он может также наказывать намерение совершить эти правонарушения, а также помощь в их совершении (сообщничество).
Слайд 17Борьба с коррупцией - постоянное совершенствование средств борьбы с ней
Предупреждение
коррупции основано на четырех типах средств борьбы с ней:
Транспарентность процедур
и вынужденный отбор претендентов покупателями до присвоения тендера
Множественность и доступность средств правовой защиты (обжалования)
Осуществление комплекса приспособленных, соразмерных и сдерживающих мер пресечения
Привлечение внимания служб покупателей и хозяйствующих субъектов мероприятиями по обеспечению коммуникации и информирования.