Слайд 1Философия нового времени.
Ф.Бэкон
Р.Декарт.
Б.Спиноза.
Дж. Локк.
Г.В.Лейбниц
Слайд 2Ф.Бэкон
проблемы и возможности познавания
Ф.Бэкон. (1561-1626) Эмпирический метод. «Новый
органон».
Идолы познания:
«Идолы рода»; «Идолы пещеры»; «Идолы площади»; «Идолы театра».
Слайд 3Р.Декарт. (1596-1650)
Сомнение
наиболее достоверным для познающего субъекта является его собственное
мышление, в котором признак осознаваемости может выступать критерием различения психических
процессов от непсихических. На этом основании - отрицание души у животных, которые являются лишь "рефлекторными автоматами".
Слайд 4Априоризм. Мыслю – существую.
В основу решения психофизической проблемы Декарт
положил идею взаимодействия: душа, имеющая одним из основных своих атрибутов
мышление, и тело (природа), характеризующееся протяжением, могут соединиться в человеке лишь с помощью третьей субстанции, которая локализована в шишковидной железе. Здесь механические воздействия, передаваемые по нервам посредством животных духов, достигают души и действуют на нее.
Слайд 5Судьба Декарта. В 1650 приглашён ко двору шведской королевы Христины,
умер по дороге в Швецию
Слайд 6Б.Спиноза. (1632-1677)
Единство мышления и протяжения = субстанция (причина самой себя).
Единый порядок вещей и идей. «Дух познаёт самого себя, лишь
поскольку он воспринимает идеи состояний тела.»
Слайд 7Мы страдательны и несвободны, лишь поскольку мы ведём себя как
часть.
Истина и заблуждение
Слайд 8Смерть Б.Спинозы – мистическим образом связана с его доктриной (субстанция
– единое куда всё движется чтобы навсегда в нём исчезнуть
– чахотка (Schwindtsuht) означает буквально стремление к исчезновению )
Слайд 9Дж. Локк. (1632-1704)
От восприятия к понятию.
Разработал эмпирическую теорию познания
и идейно-политическую доктрину либерализма.
Слайд 10теория познания в традициях английского эмпиризма и материализма Ф. Бэкона.
Главное сочинение - "Опыт о человеческом разуме" (1690), посвящено рассмотрению
происхождения, видов и возможностей человеческого познания.
Слайд 11не существует врождённых идей и принципов - ни теоретических, ни
практических (нравственных), включая и идею бога, а всё человеческое знание
проистекает из опыта.
Слайд 12В основе знания лежат простые идеи. Посредством соединения, сопоставления и
абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи
(модусы, субстанции и отношения). Познание делит на интуитивное (самоочевидных истин, нашего собственного существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия бога) и сенситивное (существования единичных вещей).
.
Слайд 13Г.В.Лейбниц (1646- 1716)
представил психический мир в виде бесконечной градации
нечленимых, замкнутых в себе нематериальных целостностей - монад.
понятие о
бессознательной психике, полагая, что в сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий ("малых перцепций").
Слайд 14Разум животным заменяют ассоциации, которые являются единственным способом организации знания
не только для животных, но и для людей, когда они
ограничиваются данными органов чувств. Только людям свойственно ясное рациональное понимание природы вещей и постижение вечных истин. Распространив на человеческое сознание идею непрерывной градации психических образов, разделил перцепцию и апперцепцию, понимая под первой презентацию (представленность) какого-либо содержания, под второй - его отчетливое осознание, которое включает обостренное внимание и активную работу памяти.
Слайд 15указывал, что разум не является "чистой доской", в нем имеются
только задатки, предрасположенность к познанию, реализуемая активной деятельностью разума. Объясняя
связь между психическим и физическим выдвинул положение о том, что между ними существует не взаимодействие, а соответствие в виде созданной благодаря божественной мудрости «предустановленной гармонии».
Слайд 16Душа и тело совершают свои действия самостоятельно, независимо друг от
друга, но поскольку они (подобно паре часов, показывающих одно и
то же время) запущены в ход и движутся с величайшей точностью, складывается впечатление об их зависимости. Л.- родоначальник теорий, отстаивающих приоритет активности психики и строящихся на представлении о бессознательном.