Слайд 1Философия Средневековья
V - XV вв. н.э.
Слайд 2Конец эпохи Античности
В конце IV в. н.э. практически перестаёт существовать
Александрийский мусейон, научный центр эпохи эллинизма.
476 г. – падение
Рима над натиском варваров;
В 529 г. н.э. император Юстиниан закрывает последнюю в империи философскую школу Платона в Афинах (Академия).
Слайд 3Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране,
то они бесполезны. Если же в них говорится что-то другое,
то они вредны
По легендам, в 646 г. халиф Омар приказал сжечь все оставшиеся александрийские книги, обосновав это так.
Слайд 4Особенности Средневековья
1. Теоцентризм (греч. theos — Бог) – понимание Бога
как центра культуры; креационизм – идея творения мира Богом.
2. Поиск
откровения - путь познания, где Бог открывает истину избранным.
3. Акцент не на создание новых форм культуры, а на толкование уже созданного, особенно Библии, Корана, учений отцов церкви.
5. Формируется христианская философия истории – согласно ей, в истории лишь три важных события – творение мира, 1-е и 2-е пришествие Христа, после которого земная часть истории закончится Страшным судом.
6. Особое внимание к способам доказательства бытия Бога.
7. «Философия – служанка теологии».
8. Провиденциализм - (лат. «провидение»), система взглядов, в которой мировыми событиями управляет Бог.
Слайд 5Лунное затмение в Средневековье
Вера в чудеса, знамения – неотъемлемый атрибут
средневековья. Человек опасается происков нечистой силы, ищет небесные знаки, философский
камень, освящает воду и изгоняет духов.
Слайд 6Искушение Христа в пустыне
Иисус Христос («иешуа» и «христос» - мессия,
избранный) поначалу выступал в роли мессии, ожидавшегося евреями как предсказанный
их верой избавитель от римского гнёта.
Слайд 7Периодизация Средневековья
Патристика (II-VI вв.):
а) апостольский период (до середины II
века н. э.), апостолы – непосредственные ученики Христа;
б) апологетика (II
в. н. э. - IV в. н.э.), апологеты — это защитники христианства от римского государства, еврейской критики и философии.
в) зрелая патристика (IV—VI в. н.э.), попытки синтеза теологических догм и античной философии.
Схоластика – с VII в.
Слайд 8Верую, ибо абсурдно
Так Тертуллиан отвечал своим оппонентам, указывавшим на абсурдность
библейских чудес, таких как воскрешение Христа («И Сын Божий умер:
это бесспорно, ибо нелепо. И, погребённый, воскрес: это несомненно, ибо невозможно». Иначе говоря, достойно веры то, что действительно является противоразумным, невозможным.
Тертуллиан, апологет христианства, II-III в. н.э, о религиозных догмах христианства
Слайд 9Тертуллиан о Св. Писании и философии
Тертуллиан отвергал мнения о том,
что наиболее сомнительные места Библии нужно толковать иносказательно (аллегорически) и
требовал веры в буквальное толкование.
Философия отвергалась Тертуллианом как устаревший метод мышления, непригодный для понимания вопросов божественного.
Философия связывалась с язычеством и объявлялась созданной демонами,
Проблески истины в философии случайны и заимствованы из Священного Писания.
Слайд 10Многия знания – многия печали
Библейское изречение царя Соломона
Во многой мудрости
много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь. (Екк. 1:18)
Слайд 11No money - no honey
Английская пословица
Слайд 12Авре́лий Августи́н (354-430), патристика
Главные труды – «Исповедь», «О граде Божьем»
Единый
Бог имеет три лица (тринитарная проблема).
Проблема теодицеи - Бог,
по Августину, есть безусловное благо, а всё зло на земле от человека и его свободной воли
Идея пресуществления - все люди грешны от рождения, в том числе, и младенцы, т.к. они наследники греха Адама и Евы, поэтому их страдания – расплата за первородный грех.
«Два града», или два царства – мир праведников и мир грешников.
Слайд 13Схоластика (лат. «учёный», «школьный») – этап средневековья с VII по
XIV вв.
Одна из основных проблем схоластической философии — это
проблема универсалий, т.е. природы общих имен или понятий.
Реалисты (Ансельм Кентерберийский, Аврелий Августин) - понятия, или идеи, и обладают подлинным существованием. Универсалии существуют до вещей, но не в мире идей, как у Платона, а в божественном разуме.
Номиналисты же предполагали, что понятия лишь имена для обозначения единичных вещей (Росцелин, Пьер Абеляр).
Концептуалисты отказывались сделать выбор; они считали, что понятия есть лишь в человеческом уме, но их статус неясен.
Слайд 14У. Оккам, XIII в., номиналист, схоласт, логик
Теория «двойственной истины»
- истины откровения и истины разума не противоречат друг другу,
а являются двумя равноправными формами постижения божественной сущности мира.
В одном из своих трактатов впервые за многие века не использовал ссылок на Библию, обходясь философскими рассуждениями с позиций логики и здравого смысла.
Известен методологический принцип Оккама – т.н. «Бритва Оккама»: «Не нужно множить сущности без необходимости» - «Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem».
В более поздние времена сформулирована и юмористическая «Бритва Хэнлона» (Hanlon's Razor), полагающая, что не нужно усложнять объяснения человеческого поведения: «Никогда не приписывайте злонамеренности тому, что вполне может быть объяснено глупостью».
Слайд 16Фома́ Акви́нский XIII в., богослов-теолог, схоласт
Ф. Аквинский - основатель томизма,
католической христианской философии.
Считал, что христианская вера уже знает истину, а
разум же её только ищет, постоянно ошибаясь.
Он выдвинул пять доказательств бытия Бога, сводящихся к тому, что Бог есть, т.к. у каждого движения есть причина, а цепь причин не может быть бесконечной, у каждого следствия есть причина, человек не может быть высшим совершенством, необходимо высшее совершенство и т.д.
Переводил работы Аристотеля на латинский язык.
Учился в Парижском университете, ведущем свою историю с XII века. Среди его выпускников так же имена Альберта Великого, Раймунда Луллия, Роджера Бэкона, Дунса Скота, Уильяма Оккама.
Слайд 17«Купол знаний» в Парижском университете (Сорбонна)
Слайд 18Болонский университет, Италия
— старейший непрерывно существующий университет Европы, ведущий свою
историю с 1088 г. Основан он был как университет права.
С XIV в. наряду с правовым отделением появились два других: 1) медицины и философии и 2) теологии. Среди выпускников – Н. Коперник, Л. Альберти.
Слайд 19University College - старейший колледж Оксфордского университета
Основан в 1249 году,
изучалось богословие