Разделы презентаций


Философия Средних веков

Содержание

Философия Средних вековНазвание дали итальянские гуманисты конца XV в.:medium aevum, «Средние века». Периодизация:раннее Средневековье (V-IX вв.); 2) классическое (высокое) Средневековье (X-XIV вв.); 3) позднее Средневековье (XV — середина XVII вв.) (?)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Философия Средних веков

Философия Средних веков

Слайд 2Философия Средних веков
Название дали итальянские гуманисты конца XV в.:
medium aevum,

«Средние века».

Периодизация:
раннее Средневековье (V-IX вв.);

2) классическое (высокое) Средневековье


(X-XIV вв.);

3) позднее Средневековье
(XV — середина XVII вв.) (?)
Философия Средних вековНазвание дали итальянские гуманисты конца XV в.:medium aevum, «Средние века». Периодизация:раннее Средневековье (V-IX вв.); 2)

Слайд 3Особенности средневековой философии
1) теоцентризм;
2) креационизм;
3) провиденциализм;
4) идея Откровения;
5) традиционализм.

Особенности средневековой философии1) теоцентризм;2) креационизм;3) провиденциализм;4) идея Откровения;5) традиционализм.

Слайд 4Периодизация развития средневековой философии
1 этап – патристика
II-VIII вв.
(от греч. πατήρ,

или лат. pater, «отец»)
«Учение отцов церкви»


2 этап – схоластика
IX- XV

вв.
(лат. scholastica
от греч. σχολαστικός – школьный)



Периодизация развития  средневековой философии1 этап – патристикаII-VIII вв.(от греч. πατήρ, или лат. pater, «отец»)«Учение отцов церкви»2

Слайд 5Патристика (II-VIII вв.)
«Патристика – это христианская Античность»
С.Аверинцев
Ранний период патристики –

апологетика
(от греч. «защищаюсь», «оправдываюсь»)
325 г. – Никейский собор,
принимается

Символ веры.

Основные проблемы:
1) Троичность Бога
2) Природа Христа
3) Свобода воли (и теодицея)
4) Вера и разум в познании

Патристика (II-VIII вв.)«Патристика – это христианская Античность»С.АверинцевРанний период патристики – апологетика (от греч. «защищаюсь», «оправдываюсь»)325 г. –

Слайд 6Патристика (II-VIII вв.)

Теоцентризм и фатализм

Главные темы – Бог и человеческая

душа











Аврелий Августин
или Блаженный Августин
(354 – 430)




Идея непрерывного

творения

Провиденциализм


Основные функции души – мысль, память, воля

Время – единство прошлого, будущего и настоящего, удерживаемое сознанием

Свобода воли:
Грех – часть природы человека, поэтому
без помощи Бога человек не может не грешить.
Т.е. свобода воли есть источник зла.

Патристика (II-VIII вв.)Теоцентризм и фатализмГлавные темы – Бог и человеческая душа Аврелий Августин или Блаженный Августин (354

Слайд 7Проблема веры и разума в познании
Путь веры
(принятие за истину

без доказательств)

Путь разума
«Верую, ибо нелепо» Тертуллиан (160-220)
«Верую, чтобы понимать»
Ансельм

Кентерберийский (1033—1109)

«Понимаю, чтобы веровать»
П.Абеляр (1079-1142)

Проблема веры и разума  в познанииПуть веры (принятие за истину без доказательств)Путь разума «Верую, ибо нелепо»

Слайд 8Схоластика (IX- XV вв.)
Рационализация положений христианского вероучения.











Важные проблемы:
1. Вера

и разум в познании
2. Доказательства бытия Бога
3. Проблема универсалий
Суть: любой

вопрос можно решить
с помощью логики.

Опиралась на Аристотеля

Схоластика (IX- XV вв.)Рационализация положений христианского вероучения. Важные проблемы:1. Вера и разум в познании2. Доказательства бытия Бога3.

Слайд 9Схоластика (IX- XV вв.)
Фома Аквинский (1225/1226—1274)
В 1879 учение Фомы Аквинского

(томизм) было признано официальной философской доктриной католицизма.
«Концепции двойственной истины»
Доказательства

бытия Бога:
1. Бог как перводвигатель;
2. как первопричина;
3. как абсолютно необходимая причина;
4. высшее совершенство;
5. Бог «есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе».

Идея однократного творения



Человек – это единство души и тела

Опирался на Аристотеля

Схоластика (IX- XV вв.)Фома Аквинский (1225/1226—1274)В 1879 учение Фомы Аквинского (томизм) было признано официальной философской доктриной католицизма.

Слайд 10Схоластика (IX- XV вв.)
Спор об универсалиях
Универсалии (лат. universalis, общий)

– слова (термины), обозначающие всё то, что может говориться о

единичных вещах (их свойства, отношения).

Универсалии – общие понятия.

Т.е. виды и роды.

Реализм (лат. realis, действительный) – философское учение, утверждающее, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.

Номинализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь единичные вещи, а универсалии сами по себе (вне мышления и речи) не существуют.

Концептуализм (лат. сonceptus, понятие) – философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, утверждает, что они воспроизводят сходные (общие) признаки единичных вещей.

Схоластика (IX- XV вв.)Спор об универсалиях Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что

Слайд 11Схоластика (IX- XV вв.)
Спор об универсалиях
Универсалии (лат. universalis, общий)

– слова (термины), обозначающие всё то, что может говориться о

единичных вещах (их свойства, отношения).

Универсалии – общие понятия.

Т.е. виды и роды.

Реализм: универсалии есть
реальные сущности

Номинализм:
универсалии есть
имена, т.е. слова

Концептуализм:
универсалии есть
понятия разума

Схоластика (IX- XV вв.)Спор об универсалиях Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что

Слайд 12Схоластика (IX- XV вв.)
Спор об универсалиях
Универсалии (лат. universalis, общий)

– слова (термины), обозначающие всё то, что может говориться о

единичных вещах (их свойства, отношения).

Универсалии – общие понятия.

Т.е. виды и роды.

Фома Аквинский признавал
троякое существование универсалий:
1) до конкретных вещей— в уме Бога;
2) в конкретных вещах;
3) после конкретных вещей — в уме человека (как впечатления от них).

Роджер Бэкон
(ок. 1214 - 1292)

Номинализм
(есть только единичные вещи)

Эмпиризм

Схоластика (IX- XV вв.)Спор об универсалиях Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что

Слайд 13Философия эпохи Возрождения
XIV – XVI вв.
(зависит от страны)

Началось

в Италии
(Флоренция).
1459г. – основание во Флоренции Платоновской Академии
(гл.представители


Марсилио Фичино

Джованни Пико дела Мирандола)
Философия  эпохи ВозрожденияXIV – XVI вв. (зависит от страны) Началось в Италии (Флоренция).1459г. – основание во

Слайд 14Философия эпохи Возрождения
Основные черты философии
1. Гуманизм
2. Антропоцентризм
от «studia humanitatis» (грамматика,

риторика, поэзия, история, этика)
или
выведение на первый план проблемы человека,

утверждение самоценности человеческой личности

Ф.Петрарка «О монашеском досуге»:
“На что следует надеяться в божественных делах, этот вопрос предоставим ангелам, из которых даже наивысшие пали под его тяжестью. Конечно, небожители должны обсуждать небесное, мы же – человеческое”.

Франческо Петрарка
(1304—1374)

Философия  эпохи ВозрожденияОсновные черты философии1. Гуманизм2. Антропоцентризмот «studia humanitatis» (грамматика, риторика, поэзия, история, этика)или выведение на

Слайд 15Философия эпохи Возрождения
Пантеизм – это философское учение,
сближающее (вплоть до

отождествления) природу и Бога.
Николай Кузанский
(1401 – 1464)
Основные идеи:

1. «Ученое

незнание»

2. Принцип совпадения противоположностей
Философия  эпохи ВозрожденияПантеизм – это философское учение, сближающее (вплоть до отождествления) природу и Бога.Николай Кузанский (1401

Слайд 16Философия эпохи Возрождения
Натурфилософия
Николай Коперник (1473–1543)
Гелиоцентрическая
модель
Галилео Галилей
(1564–1642)
"Книга природы"

написана на языке математики.

Философия  эпохи ВозрожденияНатурфилософияНиколай Коперник (1473–1543)Гелиоцентрическая модель Галилео Галилей (1564–1642)

Слайд 17Философия эпохи Возрождения
Натурфилософия
Пантеизм
Джордано Бруно
(1548– 1600)
Основные идеи:

1) «Природа есть Бог

в вещах»
2) Вселенная бесконечна

3) Есть бесконечное множество миров, подобных нашему

Философия  эпохи ВозрожденияНатурфилософияПантеизмДжордано Бруно (1548– 1600)Основные идеи:1) «Природа есть Бог в вещах»2) Вселенная бесконечна3) Есть бесконечное

Слайд 18Философия эпохи Возрождения
Социальная философия
Никколо Макиавелли
(1469 – 1527)
Утописты
Томас Мор
(1478 –

1535)
Трактат «Государь»
Томмазо Кампанелла
(1568 – 1639)
«Город Солнца»

Философия  эпохи ВозрожденияСоциальная философияНикколо Макиавелли (1469 – 1527)УтопистыТомас Мор(1478 – 1535) Трактат «Государь»Томмазо Кампанелла (1568 –

Слайд 19Философия Нового времени
3. Формирование первой научной картины мира – механистической.
Особенности

периода:
1. Бурное развитие науки.
«Точная наука – это философия Нового времени».
2.

Развитие техники.
Философия  Нового времени3. Формирование первой научной картины мира – механистической.Особенности периода:1. Бурное развитие науки.«Точная наука –

Слайд 20Механистическая картина мира
1) Материя — это вещество, состоящее из атомов;
2)

все движение - механическое;
3) пространство и время существуют независимо от

материи;
4) Вселенная есть механизм, существующий по строгим законам;
5) у живого нет особой специфики.

Исаак Ньютон
(1643-1727)

В философии на первый план выходят проблемы гносеологии.

Механистическая картина мира1) Материя — это вещество, состоящее из атомов;2) все движение - механическое;3) пространство и время

Слайд 21Гносеологические проблемы периода Нового времени:
достоверность результатов познания;

2. универсальный научный метод.

Рационализм
Эмпиризм

Гносеологические проблемы периода Нового времени:достоверность результатов познания;2. универсальный научный метод.РационализмЭмпиризм

Слайд 22Эмпиризм
Фрэнсис Бэкон (1561—1626)
Среди указаний, или признаков, нет более верного и

заслуживающего внимания, чем принесенные плоды. Ибо плоды и практические изобретения

суть как бы поручители и свидетели истинности философий.
«Новый Органон»

«Знание – сила!»

ЭмпиризмФрэнсис Бэкон (1561—1626)Среди указаний, или признаков, нет более верного и заслуживающего внимания, чем принесенные плоды. Ибо плоды

Слайд 23Эмпиризм
Фрэнсис Бэкон (1561—1626)
Проблема достоверности знания
Учение об «идолах» («призраках») разума

ЭмпиризмФрэнсис Бэкон (1561—1626)Проблема достоверности знанияУчение об «идолах» («призраках») разума

Слайд 24Эмпиризм
Фрэнсис Бэкон (1561—1626)
Проблема универсального метода
научного познания
Опыт
Теория
!
Универсальный метод – индукция!

ЭмпиризмФрэнсис Бэкон (1561—1626)Проблема универсального метода научного познанияОпытТеория!Универсальный метод – индукция!

Слайд 25Рационализм
Рене Декарт (1596-1650)
1. Cogito ergo sum (мышление, разум)
2. Бог

существует (доказательство – само наличие представления о нем)
3. Бог дает

человеку врожденные идеи

Универсальный метод - дедукция

Аксиоматический метод:
истина – то, что воспринимается ясно и отчетливо.

Системе знаний нужен надежный фундамент

РационализмРене Декарт (1596-1650)1. Cogito ergo sum (мышление, разум) 2. Бог существует (доказательство – само наличие представления о

Слайд 26Рационализм
Рене Декарт (1596-1650)
Cogito ergo sum

РационализмРене Декарт (1596-1650)Cogito ergo sum

Слайд 27Проблема познания
Сенсуализм
(форма эмпиризма)
Рационализм
Джон Локк (1632—1704)
Готфрид Вильгельм Лейбниц
(1646-1716)

Проблема познанияСенсуализм(форма эмпиризма)РационализмДжон Локк (1632—1704)Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)

Слайд 28Проблема познания
1. Сенсуализм
Джон Локк (1632—1704)
Врожденных идей не существует
«Нет ничего в

разуме,
чего не было бы
в ощущениях»
Разум новорожденного - tabula

rasa (лат. чистая доска)
Проблема познания1. СенсуализмДжон Локк (1632—1704)Врожденных идей не существует«Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях»Разум

Слайд 29Проблема познания
2. Рационализм
«Нет ничего в разуме,
чего не было бы


в ощущениях,
кроме самого разума»
Готфрид Вильгельм Лейбниц
(1646-1716)
Врожденные идеи –

не в готовом виде, они скорее в виде предрасположений, актуализируемых опытом.

Опыт не может дать необходимого знания и
правил умозаключений.

Продолжает линию Р.Декарта

Проблема познания2. Рационализм«Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях, кроме самого разума»Готфрид Вильгельм Лейбниц

Слайд 30Проблема познания
2. Рационализм
«Нет ничего в разуме,
чего не было бы


в ощущениях,
кроме самого разума»
Готфрид Вильгельм Лейбниц
(1646-1716)
Существуют
Истины факта
(случайны,

противоположное возможно)

Истины разума
(необходимы, противоположное невозможно)

Проблема познания2. Рационализм«Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях, кроме самого разума»Готфрид Вильгельм Лейбниц

Слайд 31Проблема субстанции
Они соединяются только в человеке
Их две:
протяженная (материальная);
мыслящая

(духовная).
Р.Декарт
Барух (Бенедикт) Спиноза
(1632 - 1677)
Монизм
Плюрализм
Г.В.Лейбниц
Дуализм
Субстанция =

Бог = природа
Пантеизм

Субстанций множество
Это монады

Проблема субстанцииОни соединяются только в человекеИх две: протяженная (материальная); мыслящая (духовная).Р.Декарт Барух (Бенедикт) Спиноза (1632 - 1677)МонизмПлюрализмГ.В.Лейбниц

Слайд 32Философия эпохи Просвещения
18 век, Просвещение
(франц. Lumière,
нем. Aufklärung,
англ.

Enlightenment)
Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия,

в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого…
Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения.
И.Кант
Философия  эпохи Просвещения18 век, Просвещение (франц. Lumière, нем. Aufklärung, англ. Enlightenment) Просвещение — это выход человека

Слайд 33Философия эпохи Просвещения
18 век, Просвещение
(франц. Lumière,
нем. Aufklärung,
англ.

Enlightenment)
Важнейшие идеи:
1) Разум - единственное средство и способ познания

человека и общества.

2) Разум один и тот же для всех мыслящих субъектов, для всех наций, эпох и культур.

3) разум – это ключ к решению не только научных и философских, но и социальных проблем.
Философия  эпохи Просвещения18 век, Просвещение (франц. Lumière, нем. Aufklärung, англ. Enlightenment) Важнейшие идеи:1) Разум - единственное

Слайд 34Философия эпохи Просвещения
«Энциклопедия, или
Толковый словарь наук, искусств и ремесел»


(1751–1780)
Жан Лерон Д'Аламбер
(1717–1783)
Дени Дидро
(1713-1784)
Вольтер
(Мари Франсуа Аруэ)
(1694-1778)
Клод Адриан

Гельвеций
(1715-1771)

Жан-Жак Руссо 
(1712-1778) 

Философия  эпохи Просвещения«Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (1751–1780) Жан Лерон Д'Аламбер (1717–1783) Дени

Слайд 35Философия эпохи Просвещения
Важнейшие понятия:
разум
природа
воспитание
суверенная личность
- здравый смысл
Учение

о природе
Социальные теории

Философия  эпохи ПросвещенияВажнейшие понятия:разум природа воспитание суверенная личность- здравый смыслУчение о природеСоциальные теории

Слайд 36Философия эпохи Просвещения
1. Учение о природе
Материализм
Атеизм
Поль Гольбах
(1723 –

1789)
Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь

материю и движение. Ее совокупность раскрывает перед нами лишь необъятную и непрерывную цепь причин и следствий.
П.Гольбах «Система природы»

Жюльен Офре
де Ламетри
(1709-1751) 

Деизм

Философия  эпохи Просвещения1. Учение о природеМатериализм АтеизмПоль Гольбах (1723 – 1789)Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего,

Слайд 37Философия эпохи Просвещения
2. Социальные теории
1) Человек – естественное, природное существо,

все его свойства определены природой;

2) им движет «любовь к себе»,

забота о себе;

3) разум позволяет понять, что нужно ограничить себя, учесть интересы других людей для собственной же выгоды.

Теория разумного эгоизма

Клод Адриан Гельвеций
(1715-1771)

Философия  эпохи Просвещения2. Социальные теории1) Человек – естественное, природное существо, все его свойства определены природой;2) им

Слайд 38Философия эпохи Просвещения
2. Социальные теории
Теория общественного договора


естественное состояние

государство
Джон

Локк (1632—1704)

Томас Гоббс
(1588 – 1679)

Жан-Жак Руссо 
(1712-1778) 

- часть свободы

Философия  эпохи Просвещения2. Социальные теорииТеория общественного договораестественное состояние

Слайд 39Философия эпохи Просвещения
2. Социальные теории
Теория общественного договора


естественное состояние

государство
Томас

Гоббс
(1588 – 1679)

- часть свободы

Философия  эпохи Просвещения2. Социальные теорииТеория общественного договораестественное состояние

Слайд 40Философия эпохи Просвещения
2. Социальные теории
Теория общественного договора


естественное состояние

государство
Джон

Локк (1632—1704)

- часть свободы

Полная свобода
+
риск

Частичная свобода
+
гарантия соблюдения естественных прав

Философия  эпохи Просвещения2. Социальные теорииТеория общественного договораестественное состояние

Слайд 41Философия эпохи Просвещения
2. Социальные теории
Жан-Жак Руссо 
(1712-1778) 

«Нетипичный» просветитель
«Золотой век»


Появление частной собственности



Возникновение

государства



Несправедливость, злоба, неравенство

Философия  эпохи Просвещения2. Социальные теорииЖан-Жак Руссо (1712-1778) «Нетипичный» просветитель«Золотой век»Появление частной собственностиВозникновение государстваНесправедливость, злоба, неравенство

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика