Слайд 2Предпосылки возникновения
европейской философии
средних веков (V – XV вв.)
Борьба
с ересями и языческой философией
Распространение христианского вероучения и рационально-логическое обоснование
его истинности
Утверждение христианства в качестве государственной религии Римской империи (325 г.)
Слайд 3Неоплатонизм (Плотин, Прокл)
Философская картина абсолютного бытия:
Единое Благо – (подлинное первосущее)>
Мировой
Ум (числа и идеи – первооснова всех вещей) >
Мировая Душа
(все одушевленное) >
Материя (низшая форма бытия)
Слайд 4Филон Александрийский
Предшественник ранней христианской философии
Отождествление Бога и Логоса
Логос – высшая
идея
и наместник Божий
Человек – интеллектуальное существо, следующее Логосу и
уподобляющееся Богу
Слайд 5«Философия – служанка богословия» (Ф. Аквинский)
Зависимость философии от религии
Цель философии
- богопознание
Теоцентризм – принцип построения философской картины мира, где единоначалом
выступает Бог
Монотеизм - единобожие
Слайд 6Основные понятия философии
средних веков
Бог – сверхчувственная сущность, Абсолютный Дух,
Творец
и единое начало мира.
Теодицея – доказательство бытия Божьего
Креационизм –
принцип творения мира Богом из ничего
Провиденциализм – понимание истории как проявления воли Бога, осуществление предусмотренного Богом плана
Эсхатологизм – христианский догмат о конечности мира и человека, о втором пришествии Христа на землю, о судном дне
«Универсалии» (лат. universales — общий) — общие понятия
Слайд 7Этапы становления и развития европейской христианской философии
Апостольский период (первая половина
II в.)
Апологетика (II - III вв.)
Патристика (IV – VII вв.)
Схоластика (IX – XV вв.) -
Слайд 8Апостольский период
Деятельность апостолов-евангелистов (Варнава, Климент
Римский, Герма и др.) обращавшихся к христианской аудитории:
Защита христианства от
ересей и язычества
Разработка догматов христианского вероучения (догмат - положение, принимаемое на веру без доказательств)
Слайд 9Апологетика (от греч. apologeomai – защищающие)
Деятельность раннехристианских писателей-философов (Тертуллиан, Ориген,
Аристид и др.), обращавшихся к языческой аудитории и защищавших в
своих сочинениях принципы христианства от критики языческих правителей и ученых
Основные положения трудов апологетов:
Языческие верования нелепы и предосудительны
Эллинская философия утонула в противоречиях
Христианство – единственная истинная философия
Лучшие умы античности (Платон, Сократ, стоики) близки к христианству
Слайд 10«Верую потому, что абсурдно» - Тертуллиан
Вера – мировоззренческая и психологическая
установка принятия какого-либо положения без доказательств, не допускающая сомнений
Откровение –
знание, полученное иррациональным путем, имеющее божественный источник
Отрицание необходимости рационального объяснения откровения
Слайд 11Патристика
Деятельность первых христианских богословов- «отцов церкви» (Аврелий Августин, Григорий Нисский,
Иоанн Дамаскин)
Основные проблемы:
Сущность Бога и его тройственность (тринитарная проблема)
Свобода воли
человека и возможность спасения его души
История - осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека
Слайд 12Августин Аврелий (Блаженный) (354 — 430)
Град Божий и Град Земной
в мире и в человеческой душе
Творец зовется творцом по отношению
к своим тварям подобно тому, как господин зовется господином по отношению к своим слугам
Вера и разум едины, но вера превосходит разум
Слайд 13Схоластика
Схоластика (от греч. scholasticа, школьный, учёный) – тип религиозной философии,
рационально-логическое обоснование истинности христианского вероучения (Ф. Аквинский,
И. Росцелин, П.
Абеляр, У. Оккам и др.)
Схоластика - «школьная философия» - исходила из того, что истина заключена в текстах, и человек может постичь ее, разобравшись в Священном Писании
Основные проблемы:
Доказательства бытия Божьего
Соотношение веры и разума
Проблема универсалий
Слайд 14Фома Аквинский (1225 — 1274)
Основатель томизма – официальной философии католицизма
(соединение философии Аристотеля с христианским мировоззрением)
Два пути к Богу
– вера и разум, которые не исключают, а взаимодополняют друг друга
Философия и религия имеют ряд общих положений, которые открываются и разумом, и верой
Слайд 15Теодицея Ф. Аквинского
Доказательства бытия Бога:
Бог - исток всего, перводвигатель
(космология);
Бог – причина возникновения мира (космология);
Бог – высшее идеальное бытие,
совершенная сущность (онтология);
Бог – первообраз, исходная основа, «форма всех форм» (онтология);
Бог – высший источник целесообразности, Творец, осуществляющий цель творения (телеология)
Слайд 16ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ
В ЕВРОПЕЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Течения в схоластике:
Реализм
(от лат. realis – вещественный, действительный
Номинализм (от лат.
nomen –
имя, наименование)
Слайд 17Реализм
Общие понятия (универсалии) реальны, первичны, порождают вещи
(Ф. Аквинский, А.
Кентенберийский)
Истинное знание возможно лишь в богословии – «истины веры»
Слайд 18Номинализм
Реальны лишь единичные вещи, а общие понятия (универсалии) - это
имена вещей, существующие в мышлении
( И. Дунс Скотт, У.
Оккам)
Истинное знание возможно и вне богословия – «истины разума»
Слайд 19Уильям Оккам (1281 — 1349)
«Идеи не существуют в божественном
уме как прообразы сущности, Бог творит вещи при помощи воли,
а идеи возникают в его уме уже после того, как мир был сотворен»
«Сущности не следует умножать без необходимости» - реально лишь то, что можно проверить опытом или объяснить уже известным, проверенным
Слайд 20
Пьер Абеляр (1079 —1142)
Концептуализм
В единичных предметах существует нечто общее,
на основе чего возникает концепт, выраженный словом - концепция двойственной
истины
«Понимаю, чтобы веровать»
Слайд 21Основные черты философии
средних веков
Теоцентризм
Креационизм (онтология)
Сочетание мистицизма и рационализма (гносеология)
Богоуподобление (антропология)
Провиденциализм
и эсхатология (история)
Аскетизм и смирение (этика)
Слайд 22Задание
1. Специфика средневекового философского знания (3-5 примеров).
2. Проблема разума и
веры в средневековой философии
(2-3 концепции по выбору).
3. Внести записи
в таблицу по теме: «Философия Средних веков».