Слайд 1Горбатов В.В.
НИУ ВШЭ, 2019
vgorbatov@hse.ru
Философия
в олимпиадных задачах и кейсах
Слайд 2Содержание
Разминка
Проверим эрудицию
Работа с понятиями
Угадайте понятие
Объясните понятие
Вопросы и ответы
Притчи
Проблемы
Рефлексия
Мысленные эксперименты
Заключение
Слайд 3Философская головоломка
Тот, кто был ЕМУ не дороже истины, основал свою
школу в саду, посвященном одному мифическому герою (этот герой указал
Диоскурам, где была укрыта их сестра Елена). Кто основал школу? Как она называлась?
А название ЕГО собственной школы много веков спустя стало очень близким великому русскому поэту. Кто основал эту другую школу? Как она называлась? Какой поэт имеется в виду?
Который, кстати, был тезкой другого, не менее Великого человека, также имевшего прямое отношение к этому философу. Кто этот Великий? Как он был связан с тем философом?
Слайд 4Философская головоломка
(с) К.А. Михайлов
То, что придумал ЭТОТ человек, стало
предметом внимания и споров огромного числа философов, логиков и математиков.
Кто этот человек? Что именно он придумал?
Если заменить начальную букву ЕГО имени на две другие, то получится название химического элемента. Какого?
ЕГО менее знаменитый тезка стоял у истоков известной философской школы, давшей название определенному типу поведения (каламбур получился !) Как называлась эта школа?
Даже Пушкин посвятил ЕМУ одно из своих стихотворений, фактически защищая ЕГО рассуждения от несправедливой и поверхностной критики. В этом коротком стихотворении упоминается в качестве аргумента имя еще одного великого ученого. Какого?
Этому ученому принадлежит одно очень известное высказывание про одну необычную книгу. На каком языке написана эта книга?
Слайд 5 Диалектика – движение к истине с помощью понятий
Слайд 6Угадайте понятие
«[…] существует только потому, что оно стремится исчезнуть» (Августин).
«Мудрее
всего […], ибо оно раскрывает все» (Фалес)
«[…] часто убивает тех,
кто старается убить его» (Пьер Буаст)
«Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии […]» (Карл Маркс)
ВРЕМЯ
Государство? Знание? Социальное расслоение?..
Слайд 7Пропущенное понятие должно
Делать осмысленными ВСЕ приведенные высказывания
Придавать им больший смысл,
чем другие понятия (не превращать их в трюизмы)
Проявлять свои различные
аспекты в разных высказывания
Слайд 8Угадайте понятие
«[…] – женщина, и кто хочет с ней сладить,
должен колотить ее и пинать» (Никколо Макиавелли).
«Покорных […] ведет, а
непокорных тащит» (Луций Анней Сенека).
«То, что люди привыкли называть […], является совокупностью учиненных ими глупостей» (Артур Шопенгауэр)
«Несомненно, важнее, как принимает человек […], нежели какова она на самом деле» (Вильгельм фон Гумбольдт).
СУДЬБА, ФОРТУНА
Власть? История? Жизнь?...
Слайд 9Угадайте понятие
«[…] – это уже своего рода революция» (Карл Маркс).
«Хорошему
человеку бывает […]-но даже перед собакой» (А.П. Чехов).
«Ты должен еще
стать ребенком, чтобы […] не мешал тебе» (Фридрих Ницше)
«[…] выделяет человека из прочей природы и противопоставляет другим животным» (В.С. Соловьев)
СТЫД
Разум? Труд?
Слайд 10Письмо ученому другу
К кому вы обращаетесь?
Что ему известно,
а что нет?
Как это понятие связано с другими, известными
ему?
Откуда это понятие взялось?
Что противоположно этому понятию?
В какой контекст, смысловой ряд следует поместить это понятие?
Как работает это понятие? Примеры
Слайд 11 Дорогой друг, можете объяснить мне, что такое «общественный договор»?
Слайд 12 Дорогой друг, можете объяснить мне, что такое «тоталитаризм»?
Слайд 13Вопросы и ответы
Что такое хороший вопрос?
К чему приводит неправильная постановка
вопросов?
Как с помощью вопросов заставить человека задуматься?
Как поставить под вопрос
самого вопрошающего?
Слайд 14 Справедливым ответом на вопросы, которые философия оставляет без ответа, является
указание на то, что они плохо поставлены
Слайд 15Притча
Один эгоцентричный человек, стремящийся к высшему сознанию, прибыл в суфийский
центр и остановился у ворот поговорить со сторожем.
– Я
вот думаю, – сказал он, – немногие из нас знают, сколько в этом мире подлинных искателей Истины ...
– Я стою у этих ворот полвека и могу кое-что поведать вам на этот счет, – сказал сторож.
– В самом деле? И сколько же их?
– На одного меньше, чем вы думаете
Слайд 16Притча
Разгадыватель слов пришел повидать суфия и рассказал ему о своих
поисках. Суфий сказал: «Иди и размышляй над ЭБНИНЗ». Человек ушел.
Когда он вернулся назад, суфий был уже мертв. «Ну, теперь я уже никогда не узнаю истины!» – застонал разгадыватель. В этот момент появился старший ученик суфия. Он сказал: «Если ты горюешь над секретом значения ЭБНИНЗ, я скажу тебе его. Это …».
«Но почему же мне было дано такое задание?!» – вскричал озадаченный человек. «Потому, что если к тебе приходит осел, то ты даешь ему капусту. Это его питание вне зависимости от того, как он называет это. Ослы, вероятно, считают, что они делают что-то намного более значительное, чем поедание капусты».
Слайд 17Притча
Разгадыватель слов пришел повидать суфия и рассказал ему о своих
поисках. Суфий сказал: «Иди и размышляй над ЭБНИНЗ». Человек ушел.
Когда он вернулся назад, суфий был уже мертв. «Ну, теперь я уже никогда не узнаю истины!» – застонал разгадыватель. В этот момент появился старший ученик суфия. Он сказал: «Если ты горюешь над секретом значения ЭБНИНЗ, я скажу тебе его. Это …».
ЭТИ БУКВЫ НЕ ИМЕЮТ НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ
«Но почему же мне было дано такое задание?!» – вскричал озадаченный человек. «Потому, что если к тебе приходит осел, то ты даешь ему капусту. Это его питание вне зависимости от того, как он называет это. Ослы, вероятно, считают, что они делают что-то намного более значительное, чем поедание капусты».
Слайд 18Сформулируйте проблему
— Сорок два! — взвизгнул Лунккуоол. — И это всё, что
ты можешь сказать после семи с половиной миллионов лет работы?
— Я всё очень тщательно проверил, — сказал компьютер, — и со всей определённостью заявляю, что это и есть ответ. Мне кажется, если уж быть с вами абсолютно честным, то всё дело в том, что вы сами не знали, в чём вопрос.
— Но это же великий вопрос! Окончательный вопрос жизни, Вселенной и всего такого! — почти завыл Лунккуоол.
— Да, — сказал компьютер голосом страдальца, просвещающего круглого дурака. — И что же это за вопрос?
Слайд 19Проблемы
Проблема – это вопрос, не имеющий готового решения в рамках
общепринятой модели
Общая рамка формулировки проблемы:
Учитывая, что ………………….,
и вместе
с тем, ………………….,
почему ………………….?
- Как возможно?
- На каком основании?
- Каким образом?
- По какому праву?
Внутреннее противоречие
Слайд 20Потренируемся
Проблема свободы воли
Слайд 21Потренируемся
Проблема бессмертия
Слайд 22Потренируемся
Проблема справедливости
Слайд 25Теперь помыслите того, кто мыслит этот экран
Слайд 26Вы не забыли, что надо продолжать мыслить экран, иначе тот,
кого вы мыслите, не будет человеком, мыслящим экран?
Слайд 27Пример
— Доктор, помогите мне. Я несчастный человек — никогда ни
в чем не уверен...
— Ни в чем?
— Ни
в чем!
— Никогда?
— Никогда...
— Вы уверены в этом?
— Абсолютно!
Слайд 28Чек-лист рефлексии высказывания
Что сказано?
Как сказано?
Кому сказано?
С какой целью сказано?
Почему сказано именно это?
Что не
сказано?
Почему не сказано?
При каких условиях это вообще могло быть сказано?
Слайд 30Рефлексия решения
Почему я пришел именно к этому решению? Что сделало
его возможным? Из какой позиции я принимал это решение? Все
ли в порядке с этой позицией?
Слайд 34Заключение
Итак, я закончил свое эссе о философском зомби…