Разделы презентаций


Философия Древней Индии

Содержание

План:1 ведический период (1500—500 до н. э.), 2 классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) 3 период послеклассический, или индуистский (с 1000).

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Философия
Древней Индии

Философия Древней Индии

Слайд 2План:
1 ведический период (1500—500 до н. э.),

2

классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н.

э.)

3 период послеклассический, или индуистский (с 1000).

План:1  ведический период (1500—500 до н. э.), 2  классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э.

Слайд 3Ведический период
Веды – сборники гимнов, молитв, заклинаний, песнопений в честь

богов. Веды называют «Первым памятником мысли древних индийцев».
боги, люди,

животные, растения, элементы, времена года, страны света, жертвоприношения, качества, части тела, духовные способности и т. д. — все являются наделенными жизнью субстанциями

характеризуется господством брахманизма, основанного на племенных верованиях и обычаях, которые были изложены в четырех Ведах

Ведический периодВеды – сборники гимнов, молитв, заклинаний, песнопений в честь богов. Веды называют «Первым памятником мысли древних

Слайд 4Веды
Санхиты
Брахманы
Араньяки
Упанишады

ВедыСанхитыБрахманыАраньякиУпанишады

Слайд 5Ведический период

Ведический период

Слайд 6Мантра - священный гимн в индуизме и буддизме, требующий точного

воспроизведения звуков, его составляющих.
Мантра «ОМ»

Мантра - священный гимн в индуизме и буддизме, требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих.Мантра «ОМ»

Слайд 7Брахман
все живое
сансара
карма
высшее познание
аскетизм

Брахманвсе живоесансаракармавысшее познаниеаскетизм

Слайд 8Пуруша (санскр. puruṣa, «человек, мужчина, дух») — согласно индийской мифологии, существо,

из тела которого была создана Вселенная и люди.
брахманы
вайшьи
кшатрии
шудры
учителя, священники
1
2
воины, правители
3
крестьяне,

купцы, ремесленники

4

слуги

Происхожде-ние 4-х варн

Пуруша (санскр. puruṣa, «человек, мужчина, дух») — согласно индийской мифологии, существо, из тела которого была создана Вселенная и

Слайд 9Брахмано - буддийский период:
В течение этого периода проявляется интерес к

этическим проблемам. Агностики, материалисты и фаталисты выступают против брахманов и

реформистов. Наряду с брахманизмом выступают вероучения:

буддизм
джайнизм
локаята

санкхья
йога
миманса
веданта
ньяя
вайшешика

Неортодоксальные

Ортодоксальные

Брахмано - буддийский период:В течение этого периода проявляется интерес к этическим проблемам. Агностики, материалисты и фаталисты выступают

Слайд 10Буддизм ( «Учение Пробуждённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном

пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в

юго-восточной Азии на основе идей Будды Шакьямуни

В миру Будду звали Сиддхартха, а фамильное прозвище Гаутама.

Буддизм

Буддизм ( «Учение Пробуждённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до

Слайд 11Буддизм
Отец Гаутамы был царём Капилаваттху в Магадхе, и Гаутама родился

царевичем, которому была предначертана жизнь в роскоши. Говорится, что, прежде

чем родиться, Гаутама посетил свою мать в сновидении в виде белого слона. В ходе празднования рождения провидец Асита объявил, что этот младенец или станет великим царём, или великим святым человеком.
БуддизмОтец Гаутамы был царём Капилаваттху в Магадхе, и Гаутама родился царевичем, которому была предначертана жизнь в роскоши.

Слайд 12Буддизм
Однажды, Гаутама выезжал за пределы дворца. Там он увидел «четыре

зрелища»: старого калеку, больного человека, разлагающийся труп и отшельника. Понял

– смерть, болезнь, старение и мучение неизбежны, что бедных больше, чем богатых, и удовольствия богатых в конечном счёте превращаются в прах. Это подвигло его в возрасте 29 лет оставить свой дом, семью и имущество, чтобы стать монахом. Отказавшись от наследства, он посвятил жизнь изучению того, как преодолеть страдание.
БуддизмОднажды, Гаутама выезжал за пределы дворца. Там он увидел «четыре зрелища»: старого калеку, больного человека, разлагающийся труп

Слайд 13Буддизм
Четыре благородные истины:
Мир полон страданий. Рождение — страдание, болезнь —

страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение

с приятным — страдание.
Причина страдания – в жажде (танха), которая приводит к круговороту рождения и смерти (сансаре). Источник страдания — привязанность и ненависть.
Можно избавиться от страданий. Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости) — это и есть истина о состоянии за пределами страдания и причин.
Предложен так называемый срединный или Восьмеричный Путь достижения нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.
БуддизмЧетыре благородные истины:Мир полон страданий. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным

Слайд 14Буддизм
Восьмеричный Путь
МУДРОСТЬ
1. истинное понимание (воззрение)
2. истинное стремление (решимость)


НРАВСТВЕННОСТЬ
3. истинная речь
4. истинная деятельность
5. истинные средства к

существованию (истинный образ жизни)
КОНЦЕНТРАЦИЯ
6. истинное усилие
7. истинная осознанность (истинное направление мысли)
8. истинная концентрация (истинное сосредоточение)
БуддизмВосьмеричный Путь МУДРОСТЬ 1. истинное понимание (воззрение)2. истинное стремление (решимость) НРАВСТВЕННОСТЬ3. истинная речь 4. истинная деятельность 5.

Слайд 15Истинное воззрение
Это истинное понимание четырех благородных истин. Только познание

этих истин, а не какие-либо теоретические размышления о природе и

самом себе, помогает, согласно учению Будды, нравственному совершенствованию, ведя нас к цели нашей жизни — нирване.

Восьмеричный путь

Истинное воззрение Это истинное понимание четырех благородных истин. Только познание этих истин, а не какие-либо теоретические размышления

Слайд 16Восьмеричный путь
2. Истинная решимость
Одно знание истин было бы бесполезно без

решимости преобразовать жизнь в соответствии с ними. От морально совершенствующегося

человека требуется отрешение от всего земного (привязанности к миру), отказ от плохих намерений и вражды к ближним. Эти три условия и представляют собой основу истинной решимости.
Восьмеричный путь2. Истинная решимостьОдно знание истин было бы бесполезно без решимости преобразовать жизнь в соответствии с ними.

Слайд 173. Истинная речь
Истинная решимость не должна оставаться лишь религиозным желанием,

а должна воплощаться в действие. Истинная решимость, прежде всего, должна

иметь возможность направлять и контролировать нашу речь. Результатом будет истинная речь — воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов и фривольных разговоров.

Восьмеричный путь

3. Истинная речьИстинная решимость не должна оставаться лишь религиозным желанием, а должна воплощаться в действие. Истинная решимость,

Слайд 184. Истинное поведение (деятельность)
Истинная решимость, не ограничиваясь выработкой истинной речи,

должна наконец воплотиться в истинное действие, хорошее поведение. Истинное поведение

заключается поэтому в отказе от неистинных действий — уничтожения живых существ, воровства, удовлетворения дурных желаний.

Восьмеричный путь

4. Истинное поведение (деятельность)Истинная решимость, не ограничиваясь выработкой истинной речи, должна наконец воплотиться в истинное действие, хорошее

Слайд 195. Истинный образ жизни
Заключается в том, что следует зарабатывать средства

на жизнь честным путем. Человек должен воздерживаться, например, от торговли

живыми существами, от торговли оружием (но буддизм не запрещает мирянам служить в армии, т.к. армия – средство защиты живых существ в случае агрессии), от распространения алкоголя и наркотиков, от занятий проституцией и любыми профессиями, связанными с обманом .

Восьмеричный путь

5. Истинный образ жизниЗаключается в том, что следует зарабатывать средства на жизнь честным путем. Человек должен воздерживаться,

Слайд 206. Истинное усилие
Когда человек пытается изменить свою жизнь, его постоянно

совращают с истинного пути как старые вредные идеи, так и

постоянно приобретаемые новые идеи. Совершенствование невозможно без постоянного стремления к освобождению от груза старых дурных мыслей и без борьбы против их появления. Поскольку ум не может оставаться пустым, его надо постоянно стремиться заполнять хорошими идеями, стараясь закрепить их в уме.

Восьмеричный путь

6. Истинное усилиеКогда человек пытается изменить свою жизнь, его постоянно совращают с истинного пути как старые вредные

Слайд 217. Истинное направление мысли
Ищущий должен постоянно помнить о том, что

уже изучено. Он постоянно должен рассматривать тело — как тело,

ощущение — как ощущение, ум — как ум, состояние сознания — как состояние сознания. Если мы неистинно направляем свои мысли, то мы ведем себя так, как будто тело, ум, ощущения и умственные состояния — это нечто постоянное и всегда ценное.

Восьмеричный путь

7. Истинное направление мыслиИщущий должен постоянно помнить о том, что уже изучено. Он постоянно должен рассматривать тело

Слайд 22Появляется чувство привязанности к ним, сожаление об их утрате, и

мы становимся зависимыми от них и несчастными. Но размышление о

бренной, преходящей и отвратительной природе нашего чувства привязанности помогает нам освободиться от этого чувства, а также от сожаления по поводу утраты земных вещей. Это освобождение необходимо для сосредоточения мысли на истине.

Восьмеричный путь

Появляется чувство привязанности к ним, сожаление об их утрате, и мы становимся зависимыми от них и несчастными.

Слайд 238. Истинное сосредоточение
Тот, кто успешно ведет свою жизнь согласно указанным

правилам и с их помощью освобождает себя от всех страстей

и злобных мыслей, достоин пройти шаг за шагом четыре стадии все более и более глубокого сосредоточения, которые постепенно ведут его к конечной цели длинного и трудного пути — к прекращению страданий.
1) Ищущий сосредоточивает свой чистый и успокоенный ум на осмыслении и исследовании истин. На этой первой ступени глубокого созерцания он наслаждается радостью чистого мышления и покоем отрешенности от земного.

Восьмеричный путь

8. Истинное сосредоточениеТот, кто успешно ведет свою жизнь согласно указанным правилам и с их помощью освобождает себя

Слайд 242) Когда достигается такое сосредоточение, вера в четырехстороннюю истину рассеивает

все сомнения, и необходимость в рассуждениях и исследованиях отпадает. Так

возникает вторая стадия сосредоточения, которая представляет собой радость, покой и внутреннее спокойствие, порожденные усиленным невозмутимым размышлением. Это — стадия сознания, радости и покоя.

Восьмеричный путь

2) Когда достигается такое сосредоточение, вера в четырехстороннюю истину рассеивает все сомнения, и необходимость в рассуждениях и

Слайд 253) На следующей ступени делается попытка перейти к состоянию безразличия,

то есть способности отрешиться даже от радости сосредоточения. Так возникает

третья, более высокая ступень сосредоточения, когда ищущий испытывает совершенную невозмутимость и освобождается от ощущения телесности. Но он еще сознает это освобождение и невозмутимость, хотя и безразличен к радости сосредоточения.

Восьмеричный путь

3) На следующей ступени делается попытка перейти к состоянию безразличия, то есть способности отрешиться даже от радости

Слайд 264) Наконец, ищущий пытается избавиться даже от этого сознания освобождения

и невозмутимости и от всех чувств радости и вдохновения, которые

он ранее испытывал. Тем самым он поднимается на четвертую ступень сосредоточения — в состояние совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания, без страдания и без освобождения. Таким образом, он достигает желанной цели — прекращения всякого страдания. На этой ступени ищущий достигает архатства, или нирваны


Восьмеричный путь

4) Наконец, ищущий пытается избавиться даже от этого сознания освобождения и невозмутимости и от всех чувств радости

Слайд 27Нирвана
Согласно учению Будды, несмотря на страдание, пронизывающее все уровни сансарического

существования, существует состояние, в котором страдания больше нет, и это

состояние достижимо. Это и есть состояние нирваны.
НирванаСогласно учению Будды, несмотря на страдание, пронизывающее все уровни сансарического существования, существует состояние, в котором страдания больше

Слайд 28Джайнизм ( «победитель») — религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно

в VI веке до н. э., которое отрицает авторитет вед

и превосходство наследственной касты священников.

Джино Махавира (V век до н. э.) — основатель джайнизма и джайнской философии, проповедник.

Джайнизм

Джайнизм ( «победитель») — религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно в VI веке до н. э., которое

Слайд 29Джайнизм
Основой философии джайнизма, является вера в череду перерождений, возможность освобождения

от сансары, строгий аскетизм, неизменная ценность каждой жизни (в каждой

форме её проявления), и, как следствие, непричинение им вреда — ненасилие.
ДжайнизмОсновой философии джайнизма, является вера в череду перерождений, возможность освобождения от сансары, строгий аскетизм, неизменная ценность каждой

Слайд 30Джайнизм
карма

Джайнизмкарма

Слайд 31Джайнизм
Живым существам (джива) свойственны 2 вида бытия.
1)Несовершенное бытие. Джива,

сущность которого заключается в вечной, обладающей сознанием душе, находится в соединении с «материей»,

образующей тело дживы. Тело, оплетая душу, повергает дживу в состояние страдания. В зависимости от соотношения духовного и телесного элементов эти дживы образуют иерархию: неорганические вещества, растения, животные, люди, боги.
2) Совершенное бытие. Вверху иерархии джив находятся «освобождённые» дживы, для которых не существует материальных уз и даже духовных условий, ограничивающих их существование, и они способны полностью управлять собственным бытием. Освобождения могут достичь только дживы, получившие форму человеческого существа.

ДжайнизмЖивым существам (джива) свойственны 2 вида бытия. 1)Несовершенное бытие. Джива, сущность которого заключается в вечной, обладающей сознанием душе,

Слайд 32Джайнизм
Основной путь к «освобождению» - аскетизм. Аскетические принципы предусматривают активное истребление

телесного элемента (конкретные правила джайнского аскетизма включают в себя, помимо отказа

от одежды, строгого поста и прочее, всевозможные мучения и истязания). Наряду с подавлением телесного начала правила джайнского поведения требуют неуклонного соблюдения принципа ахимсы, заключающегося в отказе от причинения малейшего вреда любому живому существу.
ДжайнизмОсновной путь к «освобождению» - аскетизм. Аскетические принципы предусматривают активное истребление телесного элемента (конкретные правила джайнского аскетизма включают

Слайд 33Джайнизм
Религиозное наследие
Ядром литературы джайнизма является канон шветамбаров («облачённые в белые

одежды»), одного из направлений джайнизма, составленный в конце IV века

до н. э. и приобретший окончательную форму в X — XI веках.
Более ортодоксальные дигамбары («одетые в воздух») признают аутентичными только древнейшие части этого канона.
ДжайнизмРелигиозное наследиеЯдром литературы джайнизма является канон шветамбаров («облачённые в белые одежды»), одного из направлений джайнизма, составленный в

Слайд 34 признает вечные духовные монады и материальные сущности

отрицает бытие неизменной субстанции
Джайнизм
Буддизм
монада
- Символ мудрости

признает вечные духовные монады и материальные сущности   отрицает бытие неизменной субстанции ДжайнизмБуддизммонада- Символ

Слайд 356 «даршан»
миманса
веданта
санкхья
йога
ньяя
вайшешика

6 «даршан»мимансаведантасанкхьяйоганьяявайшешика

Слайд 36Пурва-мимамса
Основной целью школы пурва-мимамсы было установление авторитета Вед. Как следствие

этого, наиболее ценным вкладом данной школы в развитие индуизма было

формулирование правил интерпретации ведического знания. Последователи мимамсы полагают, что индивид должен обладать непоколебимой верой в Веды и регулярно проводить ведические — огненные жертвоприношения. Они верят в то, что сила ведических мантр и огненных жертвоприношений поддерживает деятельность во Вселенной. Приверженцы мимамсы придают большое значение дхарме, которая заключается для них в совершении ведических ритуалов.
Школа мимамсы принимала логические и философские учения других школ, но считала, что они не уделяли достаточного внимания правильной деятельности. Последователи мимамсы полагали, что другие философские школы, основной целью которых являлась мокша, не предоставляли возможность полного освобождения от материальных желаний и ложного эго, по причине того, что стремились к освобождению просто основываясь на одном желании его достижения. Согласно мимамсе, мокши можно достичь только посредством деятельности в соответствии с предписаниями Вед.
Позднее школа мимамсы изменила свои взгляды и стала проповедовать доктрины Брахмана и свободы. Её последователи утверждали возможность освобождения души от оков материального существования посредством чистой, духовной деятельности.
Пурва-мимамсаОсновной целью школы пурва-мимамсы было установление авторитета Вед. Как следствие этого, наиболее ценным вкладом данной школы в

Слайд 37Веданта
Веданта, или поздняя, уттара-мимамса, сосредоточена не на ритуальных предписаниях Брахман,

а на философии, изложенной в Упанишадах.
В то время как традиционные

ведические ритуалы продолжали практиковаться, также начало развиваться понимание, более сориентированное на знание. Это были мистические аспекты ведической религии, которые основывались на медитации, самодисциплине, и духовном развитии, а не на ритуальных практиках.
Более философски сложная система веданты отражает основную сущность Вед, изложенную в Упанишадах. Одна из древнейших Упанишад, «Брихад-араньяка-упанишада», датируется приблизительно Х веком до н. э. Существует канон Упанишад, называемый муктика, состоящий из 108 Упанишад, из которых 11 составляют канон мукхья и рассматриваются как наиболее древние и значимые. Одним из основных вкладов ведантической мысли можно считать идею неотличности индивидуального сознания от сознания Верховного Брахмана.
Афоризмы «Веданта-сутр» представлены в загадочном, поэтическом стиле, который позволил самую различную их интерпретацию. Как следствие этого, веданта разделилась на шесть школ, каждая из которых дала своё толкование текстов и создала к ним свои собственные комментарии.
Веданта Веданта, или поздняя, уттара-мимамса, сосредоточена не на ритуальных предписаниях Брахман, а на философии, изложенной в Упанишадах.В

Слайд 38Ньяя
Философская школа ньяя базируется на «Ньяя-сутрах», которые были составлены Акшападой

Гаутамой предположительно во II веке до н. э. Наиболее важным вкладом

данной школы в развитие философии индуизма была её методология, которая основывалась на системе логики, впоследствии принятой большинством индийских философских школ.
Своими приверженцами, ньяя рассматривалась как нечто гораздо большее чем просто логика. Последователи ньяи верили в то, что обретение истинного знания было единственным путём для освобождения от страданий, и предприняли все усилия для определения источников этого истинного знания, учась отличать его от ложных предположений и взглядов. В ньяе существуют четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение, и слово авторитета. Знание, обретаемое из одного из этих источников может быть истинным или неистинным. Ньяя определяет несколько критериев истинности. В этом смысле, ньяя представляет собой наиболее близкий индийский эквивалент аналитической философии.
НьяяФилософская школа ньяя базируется на «Ньяя-сутрах», которые были составлены Акшападой Гаутамой предположительно во II веке до н. э.

Слайд 39Вайшешика
Школа вайшешики была основана риши Канадой и её отличал атомический

плюрализм. Все объекты в материальной вселенной сводятся к определённым типам

атомов, а Брахман рассматривается как изначальная сила, дающая этим атомам сознание.
Несмотря на то, что школа вайшешики вначале развивалась независимо от ньяи, из-за схожести своих метафизических концепций они впоследствии слились в одну. В своей классической форме, однако, школа вайшешики имеет одно значительное отличие от ньяи: там где ньяя принимает четыре источника истинного знания, вайшешика принимает только два — восприятие и умозаключение.
ВайшешикаШкола вайшешики была основана риши Канадой и её отличал атомический плюрализм. Все объекты в материальной вселенной сводятся

Слайд 40Санкхья
Санкхью принято считать древнейшей из ортодоксальных философских систем в индуизме.


Всё на самом деле происходит от взаимодействия пуруши (духа или

души) и пракрити (материи, творческой потенции, энергии). Существует бесконечное количество душ, обладающих индивидуальным сознанием. Пракрити или материи, присущи три основных качества:
1 устойчивость (саттва),
2 действие (раджас),
3 бездействие (тамас),
которые известны как три гуны материальной природы. Взаимодействие душ и гун природы является причиной деятельности в материальном мире. Освобождение (мокша) достигается после того, как душа освобождается от влияния гун материальной природы. Принято считать, что изначально санкхья была атеистической философией, которая позднее испытала влияние йоги и развилась в теистическое направление индийской философии.
Санкхья Санкхью принято считать древнейшей из ортодоксальных философских систем в индуизме. Всё на самом деле происходит от

Слайд 41Йога

Философская система йоги очень близко связана со школой санкхья. Основоположником

школы йоги был Патанджали. Принимая психологию и метафизику санкхьи, йога

является более теистической школой нежели санкхья, о чём свидетельствует добавление Божественного Существа к двадцати-пяти элементам санкхьи. Йога и санкхья очень близки друг к другу, по этому поводу Макс Мюллер говорил, что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога….»
ЙогаФилософская система йоги очень близко связана со школой санкхья. Основоположником школы йоги был Патанджали. Принимая психологию и

Слайд 42Индуистский период
Буддизм в Индии угасает, джайнизм теряет свое значение.

Веданта и ньяя-вайшешика ещё продолжают развиваться.

Индуистский период Буддизм в Индии угасает, джайнизм теряет свое значение. Веданта и ньяя-вайшешика ещё продолжают развиваться.

Слайд 43возникновение новых систем
вишнуитской
шиваистской
БРАХМАН

возникновение новых системвишнуитскойшиваистской  БРАХМАН

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика