Слайд 1
Финансовая система и финансовая политика
Дубынина Анна Валерьевна,
к.э.н., доцент кафедры
«Экономика
и финансы»
Слайд 2План темы
Финансовые отношения и финансовая система
Гос. бюджет, его функции и
структура
Налоги, их функции и виды. Кривая Лаффера
Дефицит и профицит
гос. бюджета
Гос. долг, его виды и последствия
Фискальная политика государства и ее инструменты
Слайд 31.ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
Слайд 4Финансы
Система экономических отношений, которые возникают между государством, физическими и юридическими
лицами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств
Слайд 5Функции финансов согласно
Р. Масгрейву
аллокационная
перераспределительная
стабилизационная
Слайд 6Аллокационная функция
Связана с предоставлением обществу (за счет финансовых ресурсов)
общественных благ
Слайд 7Перераспределительная функция
Заключается в перераспределении доходов между отраслями, видами деятельности,
экономическими субъектами с целью достижения большего социального равенства в экономике
Слайд 8Стабилизационная функция
Заключается в реализации целевых установок экономической политики (стабильный
экономический рост, высокий уровень занятости, низкий уровень инфляции)
Слайд 10Элементы финансовой системы
централизованные финансы
децентрализованные финансы
финансы домашних хозяйств
Слайд 112. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ЕГО ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА
Слайд 12
Государственный бюджет- финансовый план доходов и расходов государства на определенный
период
Слайд 13Построение бюджета основано на теории общественного договора: домашние хозяйства и
фирмы платят государству, региональным и местным органам власти налоги, взамен
которых последние обязуются предоставлять обществу определенный набор товаров и услуг (общественных благ)
Слайд 14Принцип «скользящей трехлетки» - каждый год 3-х летний период бюджетного
планирования сдвигается на 1 год вперед, т.е. корректируются ранее утвержденные
параметры 1 и 2-го года и добавляются параметры 3-го года
Слайд 15Функции государственного бюджета
перераспределение национального дохода
государственное регулирование и стимулирование
экономики
стимулирование НТП
финансовое обеспечение социальной политики
контроль
за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств
Слайд 17Расходы бюджета – затраты, возникающие в связи с выполнением органами
государственной власти своих функций
Слайд 19
Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной
власти
Налоговые доходы - поступления от уплаты налогов, предусмотренных Налоговым кодексом
РФ
Неналоговые
доходы – иные доходы, предусмотренные законодательством РФ
налог на прибыль
НДС
налог на добычу полезных ископаемых
акцизы
таможенные пошлины
доходы от использования гос. имущества
Доходы от предпринимательской деятельности
доходы от внешнеэкономической деятельности
Слайд 21Фонд национального благосостояния
Слайд 223. НАЛОГИ, ИХ ФУНКЦИИ И ВИДЫ. КРИВАЯ ЛАФФЕРА
Слайд 23Экономическая сущность налогов
Конституция РФ (ст. 57)
Каждый обязан платить
законно установленные налоги и сборы
Налоговый кодекс (ст. 8)
Налог - обязательный
индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований
Слайд 24Принципы, вытекающие из понятия «Налог»
Уплата налога – обязанность налогоплательщика
Налог взыскивается на условиях безвозмездности
Целью взимания налогом является обеспечение
расходных обязательств государства
Слайд 26Классические принципы налогообложения
Слайд 27Принципы налогообложения в РФ (ст. 3 НК РФ)
Слайд 28Принципы налогообложения в РФ (ст. 3 НК РФ)
Слайд 29Классификация налогов по видам налоговых ставок
твердые
пропорциональные
прогрессивные
регрессивные
Слайд 30Твердые налоги
Устанавливаются в абсолютной сумме и не зависят от доходов
налогоплательщика (налог с владельца автотранспорта)
Слайд 31Пропорциональные налоги
Ставка не меняется при изменении дохода (НДС, налог на
прибыль, социальные налоги)
Слайд 34Налог на доходы физических лиц
Россия – 13%
Белоруссия –
12%
Казахстан – 10%
Слайд 35Прогрессивные налоги
Ставка растет с ростом дохода (в развитых странах подоходный
налог с физических лиц)
Слайд 38Регрессивные налоги
Ставка снижается с ростом дохода (косвенные налоги: акцизы)
Слайд 40Классификация налогов по способу платежа
прямые
косвенные
Слайд 41Прямые налоги
Взимаются непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика (подоходный налог,
налог на землю)
Слайд 42Косвенные налоги
Устанавливаются в виде надбавки к цене товаров и услуг
и выплачиваются потребителями этих товаров и услуг (акцизы, НДС)
Слайд 43Классификация налогов по месту, куда поступает налог
Федеральные налоги устанавливаются
НК и обязательны к уплате на всей территории РФ:
Налог на
добавленную стоимость
Акцизы
Налог на доходы физических лиц
Налог на прибыль организаций
Налог на добычу полезных ископаемых
Слайд 44Классификация налогов по месту, куда поступает налог
Региональные налоги устанавливаются
НК и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на
территории соответствующих субъектов РФ:
Налог на имущество организаций
Налог на игорный бизнес
Транспортный налог
Слайд 45Классификация налогов по месту, куда поступает налог
Местные налоги устанавливаются
НК и нормативными актами органов местного самоуправления и обязательны к
уплате на территории соответствующего муниципального образования:
Земельный налог
Налог на имущество физических лиц
Слайд 46Налоги, уплачиваемые физическими лицами
Налог на доходы физических лиц (федеральный
налог)
Налог на имущество физических лиц (местный налог)
Земельный налог
(местный налог)
Транспортный налог (региональный налог)
Слайд 47Эффект Лаффера
Закономерность, согласно которой превышение налоговой ставкой определенного уровня
ведет к уменьшению поступлений в бюджет
Причины – снижение деловой
активности, сокрытие доходов
Слайд 49Кривая Лаффера
T
t
сумма налоговых платежей
уровень налоговой ставки
100
t0
T0
t1
T1
Слайд 504. ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Слайд 52Дефицит бюджета
Превышение государственных расходов над доходами
Слайд 53Виды бюджетного дефицита
Фактический дефицит – величина превышения расходов государства
над его доходами
Структурный дефицит – разница между государственными расходами и
доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов
Циклический дефицит – разность между фактическим и структурным дефицитами
Слайд 54Профицит бюджета
Превышение государственных доходов над расходами
Слайд 55Причины дефицита государственного бюджета
необходимость осуществления крупных государственных вложений в развитие
экономики
чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия и т. д.)
кризисные
явления в экономике, ее несбалансированность, неэффективность финансово-кредитной системы
Слайд 58Для покрытия дефицита госбюджета Центробанк выпускает в обращение дополнительные деньги
Эмиссионный способ финансирования дефицита
Достоинства
Меру можно осуществить быстро
2. Деньги становятся дешевле,
поэтому цена кредита снижается
Слайд 59Финансирование за счет
внутреннего долга
Продажа
Государство
выпускает
ценные бумаги
ДОМОХОЗЯЙСТВА
ФИРМЫ
Дефицит
Госбюджета
Полученные
средства
Финансирование
Слайд 60Финансирование за счет
внешнего долга
Государство берет займы
у других стран
или
международных
финансовых организаций
Дефицит
Госбюджета
Финансирование
Слайд 61Концепции балансирования государственного бюджета
концепция ежегодного балансирования
концепция финансирования бюджета
в течение экономического цикла
концепция функциональных финансов
Слайд 62Концепция ежегодного балансирования бюджета
независимо от фазы экономического цикла (подъема или
спада) каждый год расходы госбюджета должны быть равны его доходам
Слайд 63Концепция балансирования бюджета в течение экономического цикла
равенство доходов и расходов
бюджета в течение экономического цикла, который включает как фазу спада,
так и фазу подъема
Слайд 64Концепция функциональных финансов
целью экономики должна быть не сбалансированность бюджета, а
стабильность экономики и повышение ее эффективности
Слайд 655. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ЕГО ВИДЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Слайд 66Государственный долг
Сумма накопленных за определенное время дефицитов бюджета за минусом
положительных сальдо бюджета, если они имели место за тот же
самый период
Слайд 68Внутренний государственный долг
Задолженность государства перед своими собственными гражданами, организациями
Слайд 69Внешний государственный долг
Задолженность государства иностранным государствам, организациям
Слайд 70Последствия внутреннего гос. долга
денежные средства из реального сектора
экономики переходят в фиктивный сектор гос. ценных бумаг, т.к. банки
предпочитают вместо кредитования бизнеса вкладывать деньги в высокодоходные гос. ценные бумаги
снижение частных инвестиций в экономику в результате роста ключевой ставки
увеличение расходной статьи госбюджета «выплата процентов по гос. долгу»
повышение налоговых ставок
Слайд 71Последствия внешнего гос. долга
страна попадает в экономическую и политическую
зависимость перед иностранными кредиторами
снижается международный авторитет страны
передача части
созданного национального богатства иностранным государствам
повышение курса иностранной валюты за счет ее скупки ЦБ для выполнения государственных обязательств перед иностранными кредиторами
Слайд 726. Фискальная политика государства и ее инструменты
Слайд 73Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
Политика государства по изменению государственных расходов и налогов,
направленная на обеспечение стабильных темпов экономического роста, высокого уровня занятости,
низких темпов инфляции
Слайд 74Какие задачи может преследовать правительство, изменяя параметры бюджета?
Воздействие на
уровень экономической активности
Перераспределение доходов, снижение уровня неравенства
Перераспределение ресурсов между секторами
экономики, стимулирование развитие некоторых отраслей
Обеспечение производства общественных благ
Регулирование производства благ с внешними эффектами
Слайд 76
Государственные расходы — элемент совокупного спроса, оказывают прямое воздействие
на совокупный спрос
Налоги — не являются элементом совокупного спроса,
оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос
Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос
Слайд 77E
AD1 = C + I
45°
E1
E2
Y1
Y2
AD2 = C + I +
Слайд 79Схема мультипликатора государственных расходов
Слайд 80Мультипликатор государственных расходов
Слайд 81E
AD1 = C + I
45°
E1
E2
Y1
Y2
AD2 = C + I +
ΔC;
ΔC = ΔT · MPC
Слайд 85Дискреционная фискальная политика
Меры дискреционной фискальной политики объявляются явным образом
и связаны с изменением параметров бюджета.
Бюджет – это
закон, поэтому меры фискальной политики (увеличение или сокращение расходной или доходной части бюджета) требуют согласования законодательного органа власти и время
Слайд 86Недискреционная фискальная политика
Не требует прямого одобрительного решения законодательного органа
власти
Основана на действии автоматических стабилизаторов (фиксированных налоговых ставок, государственных
расходов), не зависящих от фазы цикла
ВАЖНО! Автоматические стабилизаторы работают достаточно слабо и дискреционная политика необходима
Слайд 88Альтернативные подходы к фискальной политике
Кейнсианский подход
Неоклассический подход
Слайд 89Кейнсианский подход
Фискальная политика – наиболее эффективное средство государственного регулирования
Фискальная политика должна быть дискреционной
Слайд 90Неоклассический подход
Дискреционная фискальная политика обладает существенными недостатками, сводящими на
«нет» ее эффективность
Фискальная политика должна быть автоматической
Слайд 91Недостатки дискреционной фискальной политики
Действие мер фискальной политики может существенно
замедляться, т.к. требуется время: на осознание возникшей в экономике проблемы,
ее природы, глубины: на обсуждение, принятие пакета антикризисных мер, т.е. антикризисные меры начинают действовать с большим запаздыванием.
Ухудшается состояние государственных финансов в период реализации антикризисных мер (растет дефицита бюджета)
Слайд 92Недостатки дискреционной фискальной политики
Эффект вытеснения, когда государство активно стимулирует
экономическое развитие, что ведет к появлению дефицита бюджета. Для покрытия
дефицита государство обращается к финансовому рынку и денежные средства из банков перетекают не в частный сектор, а к государству. Т.о. государственная активность вытесняет государственных инвесторов
Повышенные однажды выплаты пенсионерам, работникам бюджетной сферы и др. невозможно вернуть к исходному уровню (для стабилизации государственных финансов), т.к. это мера крайне непопулярна и вызовет недовольство населения, массовые протесты
Слайд 93Недостатки дискреционной фискальной политики
Подталкивание к инфляции - стимулирующая фискальная
политика ведет к росту совокупных расходов, что может вызывать инфляцию
спроса