Слайд 1Е.А. Филимонова
ТГПУ
2020 г.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С НОДА
973 группа
2020
Слайд 2Специфика диагностики развития детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (дети с
НОДА)
28.04.2020 г.
Занятие № 12
Слайд 3I. Популяция детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ОДА (НОДА)
ОДА- опорно-двигательный
аппарат;
дети с НОДА 5- 7 % от популяции детей
с ОВЗ
НОДА – нарушения опорно-двигательного аппарата
среди детей с НОДА 89 %- это дети с ДЦП
ДЦП – внутриутробная и интранатальная патология ЦНС и двигательных зон мозга
при НОДА страдают самые важные для человека функции: движение, психика, речь
- врождённая патология: заболевания ЦНС, ДЦП, полиомиелит, вывих бедра, кривошея, аномалии позвоночника, косолапость, деформации стоп, недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии пальцев кисти
- приобретённые: травматические повреждения спинного и головного мозга, грыжа, горб, «ампутанты», полиартрит, туберкулёз костей и др.
ДЦП – органическое поражение ЦНС, которое возникает в результате недоразвития или повреждения двигательных зон мозга и коры головного мозга, в раннем онтогенезе
Слайд 4Классификация ДЦП и формы
ДЦП (Ксения Александровна Семёнова, врач-невролог, д.мед.н.
(1974) - 5 форм ДЦП):
1. Спастическая диплегия ( > 50
%) поражены и верхние, и нижние конечности; повышение мышечного тонуса в конечностях, ограничение силы и объема движений.
2. Двойная гемиплегия ( самая тяжелая форма ДЦП); тотальное поражение мозга; установочные выпрямительные рефлексы почти или совсем не развиты; произвольная моторика отсутствует или резко ограничена.
3. Гемипаретическая форма - повреждение конечностей тела {руки и ноги) только с одной стороны тела.
4. Гиперкинетическая форма - поражение подкорковых отделов мозга; двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений - гиперкинезов
5. Атонически-астатическая форма - поражение
мозжечка; низкий мышечный тонус, нарушение
равновесия тела в покое и при ходьбе.
Интеллектуальные нарушения проявляются
в различной степени.
Слайд 52. Особенности психофизического развития детей с НОДА
недоразвитие или повреждение двигательных
зон коры головного мозга в раннем онтогенезе
двигательные расстройства сочетаются с
психическими и речевыми нарушениями
страдает предметно-практическая деятельность
отмечаются нарастающая спастичность мышц губ, языка, плечевого пояса, рук, мышц ног
ограничены объём знаний и представлений об окружающем мире
ошибки воспитания (опёка) провоцируют развитие патологических черт характера;
нет потребности в речевой деятельности и общении;
страдает речь и чтение, так как это двигательные процессы
патологические рефлексы тормозят мышечный тонус мускулатуры и артикуляц. аппарата; тонус языка (гипотонус), затрудняет дыхание, , открывание рта голосообразование, дв-я языка вперёд, вверх; гиперсоливация
уровень работоспособности снижен
грубое недоразвитие интеллекта ( в 1 половине беремен-ти); у/о, олигофрения
мозаичные, неравномерные нарушения интеллекта (во 2 половине беремен-ти); ЗПР
низкая познавательная активность (отсутствие интереса к занятиям, урокам)
нарушения речи: страдает звукопроизношение , ЗРР, дизартрия, алалия, нарушения письменной речи
ЭВ сф: раздражительность, расторможенность; заторможенность, робость, застенчивость; колебания настроения; плаксивость; эйфория, дисфория
= поведение: агрессия, протесты; состояние полного безразличия, равнодушия (апатия)
Слайд 6Цель и содержание ППД детей с НОДА
создание условий для диагностики
и перспективного обучения и воспитания детей с моторными нарушениями (нарушениями
ОДА);
коррекция отклонений в развитии детей с НОДА средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологическая реабилитация для перспективной интеграции в общество
метод наблюдения
комплексное изучение различными специалистами
знакомство с медицинскими данными
уметь разбираться в мед. терминологии
собрать сведения об истории жизни ребенка (посещал ли д/с, наличие резких переломов в семье: смерть близких, развод родителей и др.)
эксперимент /экспериментальный метод
патопсихологический эксперимент для установления диагноза
Слайд 7
ППД детей с НОДА решает задачи:
1) дифференциальная диагностика ЗПР и
легкой У/О у дошкольников с ДЦП
2) дифференц диагн. у/о детей
с двигат нарушениями по степени интеллектуального недоразвития
3) выявить у детей с ДЦП потенциально сохранные предпосылки к развитию высших форм мышления, определить множественные нарушения (движений, слуха, речи и т.д.), выраженность астенических проявлений, низкий запас знаний вследствие социальной и двигательной депривации (всё это маскирует их возможности, что ведет к гипердиагностике У/О)
4) выявление особенностей развития ПД с оценкой потенциальных возможностей интеллектуального развития и определения основных направлений коррекционно-пед воздействия
5) изучается состояние сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), понимание речи, особенности мышления, ЭВ сферы и психической деятельности ребенка (эти функции исследуются и оцениваются с учетом поэтапности их формирования в нормальном онтогенезе, во взаимосвязи с уровнем двигательного развития ребенка и с его хронологическим возрастом)
6) выявление наиболее дефектных систем
7) определение максимально сохранных систем, с опорой на которые строятся лечебно-педагогические мероприятия
8) проведение эффективной реабилитации с опорой на наиболее сохранные структуры
Т.о, у детей с НОДА, особенно при ДЦП нарушаются системы зрительного, слухового и кинестетического восприятия, а также речевая функция могут неравномерно участвовать в развитии ПД
ППД представляет собой качественное описание особенностей психического развития ребенка с НОДА
Слайд 8Ведущие методы ППД детей с НОДА
1) свободное наблюдение
2) обучающий эксперимент
Свободное наблюдение позволяет выявить:
= возможности спонтанного развития ребенка;
= особенности психической
деятельности: приспособляемость ребенка к своему двигательному дефекту, активность, самостоятельность и настойчивость, стремление к максимальному использованию имеющихся двигательных возможностей;
= определяется возможность взаимодействия ребенка с окружающими, наличие познавательной потребности, эмоционально-личностные реакции, уровень мотивации.
Обучающий эксперимент позволяет выявить:
* испытуемый вначале получает разъяснение о цели задания и способе его выполнения. Затем ему представляется возможность самостоятельно выполнить это задание и оценить его результат. После этого необходимо выполнить аналогичное по цели и способу действия задание, но на другом материале.
Слайд 9
учет двигательных нарушений ребенка в процессе ППД
1) нарушение мышечного тонуса
(спастичность - мышцы напряжены; гипотония (низкий мышечный тонус);
2) ограничение или
невозможность произвольных движений (парезы и параличи);
3) насильственные движения (гиперкинезы и треморы);
4) нарушение равновесия и координации движений (атаксия) (неустойчивость при сидении, стоянии, ходьбе; трудности в манипулятивной деятельности при письме);
5) нарушение ощущений движений (кинестезии)- чувство положения собственного тела, позы в пространстве, тонкая координация;
6) синкинезии – содружественные движения;
7) наличие патологических рефлексов.
Слайд 10Диагностический инструментарий
Диагностические методики описаны в работах: С.Д. Забрамной, О.Г. Приходько,
Е.А. Стребелевой, М.В. Ипполитовой, И.Ю. Левченко, О.В. Баженовой, Е.Ф. Архиповой
методика Л.А. Даниловой (система психолого-логопедических упражнений) на развитие сенсорных процессов и реабилитацию детей с ДЦП от 0-1 года;
методика Е.М. Мастюковой на диагностику и коррекцию движений у детей раннего и дошкольного возраста с ДЦП;
методика обследования детей 1-го года жизни (1-3): Е.А. Стребелева, Е.М. Мастюкова, О.В. Баженова, Е.Ф. Архипова;
методика Калижнюк Э. С., Левченко И.Ю., Мамайчук И.И. на изучение пространственных и временных представлений
методика И.И. Панченко на обследование речи детей с ДЦП (фонетико-неврологическое обследование: анализ состояния подвижности речевых мышц, выполнение артикуляционных укладов, ритмико-мелодических свойств речи, звукопроизношения; + психолого- лингвистическое обследование: ФВ, речевой слух, речевая коммуникация (мотивация к общению, использование и понимание лексических и грамматических средств языка, речевой контроль)
методы дифференциальной диагностики дошкольников с ДЦП, легкой У/О, ЗПР; дифференциальная диагностика у/о детей (для детей 3-4- лет) Шаповал И.А.;
дифференциальная диагностика ЗПР, лёгкой у/о у дошкольников с ДЦП (для детей 3-6 лет) Левченко И. Ю., Приходько О. Г.
Тест Эдуарда Сегена (с 2-х лет применяется) для диагностики интеллектуального развития с органическими поражениями ЦНС;
Тест Бурдона (от 7 лет) для определения концентрации и устойчивости внимания;
многоаспектные универсальные тестовые анкеты: MMPI-2, CPI, МЦВ Люшера;
16 F Кеттела для экспресс-теста одновременно всех личностных качеств;
Данные методики относятся к группе основных инструментов ППД детей с ДЦП
Слайд 11При составлении заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования ребенка
с ДЦП следует отразить следующие особенности
Орг-я коррекционной работы по следующей
схеме: 1. Нарушения двигательной сферы:
— удерживает вертикальное положение (сидя, стоя);
— передвигается (в коляске, с костылями, с опорой на трость, самостоятельно в пределах помещения, самостоятельно на значительные расстояния); — ведущая рука (правая, левая);
— развитие манипулятивной функции (резко ограничена; частично ограничена; не ограничена);
— участие пораженной руки в игре и процессах самообслуживания (функция отсутствует; выполняет поддерживающую роль; принимает участие в выполнении простых двигательных актов; принимает участие в выполнении сложных двигательных актов)
2. Уровень развития навыков самообслуживания:
— навыки личной гигиены: умывание, чистка зубов, расчесывание волос (не владеет; частично владеет; полностью владеет);— самообслуживание в одевании и раздевании:
а) раздевание (не владеет; частично владеет; полностью владеет);
б) одевание (не одевается; одевается с помощью; одевается сам, кроме застегивания пуговиц и шнуровки обуви; одевается полностью); — самообслуживание при приеме пищи (сам не ест; сам ест твердую пищу — хлеб, пряник; сам пьет из кружки; сам ест ложкой; полностью пользуется столовыми приборами).
3. Нарушения зрения (близорукость, аномалии рефракции, косоглазие, нистагм, ограничение взора вверх, ограничение полей зрения).
4. Нарушения слуха (степени снижения слуха). Данные о нарушениях зрения и слуха специалист может получить из медицинской документации. 5. Степень разборчивости речи:
— из-за грубых нарушений звукопроизношения непонятна окружающим;
— понятна только близким людям; — разборчивость речи несколько снижена; — дефекты звукопроизношения не мешают пониманию речи ребенка
Слайд 12Рекомендации по работе с ребенком с ДЦП
На занятиях необходимо соблюдать
двигательный режим:
фиксировать ребенка в специальном стуле, удерживающем вертикальное положение сидя
или стоя;
применять для детей с размашистыми гиперкинезами (насильственными движениями), осложняющими захват предмета (ручки, книги или др.) утяжелители, или др. учебную деятельность (например, чтение, т.к. гиперкинезы мешают фиксации взгляда и прослеживанию строки);
делать перерыв в занятии на физкультминутку
в каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату в календаре и т.д.)
для детей с усиленным слюнотечением (саливацией/гиперсаливацией) требуется контролирующая помощь со стороны учителя с напоминанием проглотить слюну для формирования у ребенка устойчивой привычки контролировать слюнотечение
обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы (Эвсф) ребенка и учитывать его во время занятий (детям с ДЦП свойственны: повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; гиперкинезы и спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания или попытке его выполнить).
для детей с тяжелыми нарушениями моторики рук (практически всегда они связаны с ТНР) необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ.
требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.
Слайд 13Воспитание детей с НОДА
Трудовое воспитание осуществляется:
- в процессе повседневной жизни;
-
на специальных занятиях по трудотерапии.
Цель профориентации: подготовка к будущей профессии
детей с ДЦП в соответствии с их психофизическими возможностями, интересами.
- в школах-интернатах имеются трудовые мастерские: швейные, столярные, слесарные, обувное дело, керамика;
- детей с ДЦП обучают делопроизводству, машинописи, фотоделу, садоводству и др. специальностям;
- юношам и девушкам с ДЦП обеспечено льготное поступление в профессионально-технические училища, техникумы, ВУЗы;
- функционирует сеть специализированных профтехучилищ Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
проводится экспертиза трудоспособности;
при трудоустройстве инвалидов строго следуют рекомендациям врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК// МСЭК);
дети с ДЦП (при сохранном интеллекте) могут овладеть профессиями: программиста, экономиста, бухгалтера, библиотекаря, переводчика и др.
Современная зарубежная концепция нормализации включает комплексные программы развития личности детей с НОДА, основанные на полноценном восстановлении мышц; обучении и воспитании; социальной реабилитации.
Слайд 14Инклюзивная практика для детей с НОДА
Включение ребенка с нарушениями функций
ОДА в совместное обучение со сверстниками:
совместное обучение со сверстниками (необходимо
установить с ними контакт);
стимулировать участие обучающихся к участию в жизни ДОУ и СОШ: праздниках, концертах и др. мероприятиях
на занятиях и уроках широко используются приемы, исключающие необходимость письма: разрезная азбука, схемы, модели слов
особое внимание следует уделять различению букв, схожих по написанию, работе с геометрическими фигурами: графическими умениями в решении задач, упражнениям для формирования двигательных навыков письма (рисование прямых, вертикальных, наклонных, замкнутых круговых линий, раскраска контурных изображений, рисование предмета по опорным точкам)
для успешной реализации и орган-и интегративного (инклюзивного) образования ОУ необходимо разработать индивидуальные программы, ввести в штатные расписания специалистов (дефектологов, логопедов и др.), заключить договоры со спец ресурсными центрами, с родителями на введение образовательных услуг
Слайд 15
Детский центр абилитации «РОДНИК»
проводит комплексную восстановительную абилитацию и реабилитацию детей
с ДЦП.
Специалисты восстанавливают утраченные навыки, обучают первичным навыкам, которыми
изначально ребенок не обладал.
Слайд 21Задание по теме
1. Изучить лекционный и презентационный материал.
2. Продолжить заполнение
таблицы «Особенности психолого-педагогического обследования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» с
указанием методов, приемов, методик.
3. Ознакомиться с АООП для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Материал выставить в эиос .
Слайд 22
ЛИТЕРАТУРА
Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учеб,
пособие. — М., 2007.
Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми
с церебральным параличом: учеб, пособие. — М., 1989.
Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. — М., 1977.
Ипполитова М.В, Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М., 1993
Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. — Киев, 1987.
Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2001.
Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб., 2001.
Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985.
Шипицына Л.Н. Психология детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. – М., 2005