Слайд 1Финансы
Направление подготовки (специальность):
38.05.02 «Таможенное дело»
Слайд 2
Тема 6. Финансы таможенных органов
Слайд 3
Основная учебная литература
1. Финансы: учебник/ под редакцией А.М.Ковалева, 6-е изд.,
пер. и доп. – М.: Юрайт, 2016 (ЭБС Юрайт -
https://www.biblio-online.ru/)
Дополнительная учебная литература
1. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник/ Романовский М.В. - Отв. ред., Врублевская О.В. - Отв. ред., Иванова Н.Г. - Отв. ред., 3-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2016 (ЭБС Юрайт - https://www.biblio-online.ru/)
2. Нешитой А. С. Финансы и кредит: учебник, 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2013 (ЭБС Университетская библиотека онлайн - http://biblioclub.ru/)
3. Шуляк П. Н. , Белотелова Н. П. , Белотелова Ж. С. Финансы: учебник для бакалавров - М.: Дашков и Ко, 2012 (ЭБС Университетская библиотека онлайн - http://biblioclub.ru/)
Слайд 4Нормативно-правовая база финансов ФТС России
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от
31.07.1998 N 145-ФЗ
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)
от 05.08.2000 N 117-ФЗ
3.Таможенный кодекс ЕАЭС 01.01.2018 г
4. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» от 02.12.2019 N 380-ФЗ
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 320 (ред. от 25.04.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков
7. Приказ Минфина России от 20.06.2018 №141н «О Порядке составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений»
8. Приказ Минфина России от 14.11.2019 № 1031 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению мониторинга качества финансового менеджмента».
9. Приказ Минфина России от 18.06.2020 № 112н «Об утверждении Порядка проведения Министерством финансов Российской Федерации мониторинга качества финансового менеджмента»
10. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 19.04.2019) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18023)
11. Приказ ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 2135 «Об утверждении Порядка реализации Единой государственной учетной политики в Федеральной таможенной службе»
Слайд 5Вопросы по теме:
1.Содержание и специфика финансов в таможенных органах.
2.Анализ финансовых
ресурсов таможенных органов.
3.Бюджетное финансирование.
4.Формы предоставления бюджетных средств.
5.Основные
направления расходования бюджетных средств в таможенных органах.
6.Порядок планирования и прогнозирования в таможенных органах.
7. Программно-целевое бюджетирование (БОР).
8.Содержание комплексного анализа эффективности использования финансовых ресурсов в таможенных органах. Показатели оценки эффективности расходования бюджетных средств.
Слайд 6Современная классификация государственных учреждений
Слайд 7Структура таможенных органов
Слайд 8
Финансовая деятельность таможенных органов является составной частью финансовой деятельности государства
в целом.
Финансовая деятельность таможенных органов рассматривается как деятельность в
процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства при осуществлении таможенными органами фискальной функции в целях формирования доходной части бюджетной системы и содействия развитию внешней торговли.
Основные стороны финансовой деятельности таможенных органов отражают их нацеленность на решение важнейших государственных задач, поскольку важнейшей функцией российских таможенных органов выступает взимание таможенных платежей как составляющей группы доходов федерального бюджета.
Слайд 9Особенности финансов и учета в казенных учреждениях
-Учредитель принимает участие в
управлении финансами.
-Счета открываются в казначействе.
- Финансирование осуществляется в пределах сметы.
-
Доходы от работы направлены в бюджет.
- Учреждение не имеет прав собственности на имущественное владение.
- Операции с ценными бумагами не производятся.
Структура не имеет возможности на использование упрощенной системы налогообложения.
Слайд 10
База финансового обеспечения казенного учреждения - это бюджетная смета, а
именно документ, который устанавливает объёмы бюджетных обязательств казённого учреждения.
Казённое
учреждение, контролируя доходы и расходы, осуществляет деятельность, направленную на:
- правильность и обоснованность всех показателей, которые составляют содержание основного финансового плана доходов, обусловленных видом его деятельности, который определен в его учредительных документах;
- эффективность и законность направления ресурсов на расходы учреждения, планируемые и производимые;
- обоснованность расчётов по конкретным видам расходов и доходов и соответствие этих показателей установленному лимиту бюджетным ассигнованиям и бюджетных обязательств;
- своевременность направления необходимых расчетов и заявок на утверждение изменений объемов бюджетных обязательств распорядителем бюджетных средств;
- соответствие расходов и доходов Бюджетной классификации РФ;
- анализ отклонений (и их причин) от плановых показателей бюджетной сметы казенного учреждения.
Слайд 12Уровни управления средствами федерального бюджета
Слайд 13Процесс финансирования таможенных органов
Слайд 14
Схема процедуры подготовки бюджетной заявки
Слайд 15
В ходе составления бюджетной заявки ФТС России производит расчеты необходимых
объемов бюджетных ассигнований в соответствии с формами, утвержденными приказом ФТС
России. Данные расчеты включают:
- расчеты фонда оплаты труда;
- расходы, рассчитанные нормативным методом;
- расчет командировочных расходов;
- расчет расходов на вещевое обеспечение;
- расчеты налогов, сборов, иных обязательных платежей;
- расходы на коммунальные услуги;
- возмещение проездов служащих таможенных органов и др.
Слайд 18Структура доходов федерального бюджета, администрируемых ФТС России за 2017-2019 гг.,
млрд. руб.
Слайд 19Динамика перечислений таможенных и иных платежей ФТС России в доход
федерального бюджета за 2017-2019 гг., млрд. рублей
Слайд 21Объем финансовых ресурсов, выделяемые из федерального бюджета на 2017-2020 гг.
, млрд.руб.
Слайд 22
Средства, выделенные из государственного бюджета
в 2019-2020 г., млрд. руб.
Структура
расходов ФТС России в 2020 г., млрд. руб
Структура расходов ФТС
России
в 2019 г., млрд. руб.
Слайд 23
Финансовые ресурсы, использованные при конкурентных закупках в разрезе основных направлений
деятельности за 2017-2019 гг.
Слайд 24Расходы на реализацию государственных программ в 2017-2019 гг. , млрд.руб.
Слайд 25Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя
Слайд 26Исполнение бюджета на период с 2016 по 2019 гг.,%
Слайд 27Расходы таможенных органов финансируются за счет средств федерального бюджета, поэтому
их содержание следует рассматривать с точки зрения принятой классификации расходов
бюджетов Российской Федерации:
Функциональной
Экономической
Ведомственной
Слайд 281. Функциональная классификация:
-Обеспечение личного состава войск (сил);
-Боевая подготовка и материально-техническое
обеспечение войск;
-Страховые гарантии военнослужащим;
-Пенсии, пособия, компенсации военнослужащим и членам их
семей, а также лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению.
Слайд 29Динамика финансовых ресурсов ФТС России по функциональной классификации расходов федерального
бюджета за 2017-2019 гг., тыс.руб.
Слайд 302. Экономическая классификация:
А) текущие:
- на оплату труда в соответствии с
заключенными контрактами и трудовыми договорами;
- начисления на оплату труда;
- на
командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;
- на трансферты населению;
на оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами
Б) капитальные ( отражают расчетную потребность таможенных органов на капитальные вложения в основные средства и приобретение нематериальных активов):
-капитальное строительство;
-капитальный ремонт;
-приобретение земли, нематериальных активов и других активов
Слайд 31Реализация социальной программы в 2019 г.
Слайд 323) ведомственная классификация:
Разработка сметы расходов ведется по принципу
«снизу -
вверх»; от таможенных постов и таможен к РТУ, от РТУ
- к ФТС России.
Структура расходов таможен и таможенных постов неодинакова. Это обусловлено различиями в структуре управления, составе кадров по выслуге лет, территории зоны обслуживания; уровнем технического оснащения, категорией таможенного органа, уровнем региональных цен на коммунальные услуги, услуги связи, транспортные тарифы, топливо и другие товары.
Слайд 33Методы финансово-бюджетного планирования
в таможенных органах
нормативный (основан на технико-экономических расчетах
с использованием норм табеля, необходимого для ФТС России по материально
техническим ресурсам, норм Трудового кодекса Российской Федерации, норм Таможенного кодекса ЕАЭС, постановлений Правительства Российской Федерации.);
метод индексации расходов. Он базируется на методике определения расходов по статье на основании индексации расходов прошлого финансового периода. Таким методом рассчитывают расходы на оплату коммунальных услуг, транспортных услуг, услуг связи.
экономико-математическое моделирование (метод базируется на достигнутых величинах финансовых показателей);
метод экстраполяции (заключается в определении бюджетных показателей на основе определенной устойчивой динамики их развития);
программно-целевой метод (заключается в создании бюджета по программам на основе результатов, подходах стратегического планирования, увеличении обязанностей по осуществлению программ, обоснованности и анализе принятых бюджетных решений и прозрачности в расходах бюджета.)
Слайд 34Часть нормативов обеспечения функций ФТС России и таможенных органов при
расчете затрат на приобретение предметов вооружения и средств защиты
Слайд 35
ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
— общее (планирование долгосрочное основополагающее, концепция развития);
— стратегическое
(планирование долгосрочного развития в рамках концепции развития);
— тактическое (планирование условий
развития, преимущественно на среднесрочную перспективу в целях достижения стратегических целей);
— оперативное (планирование конкретных действий на краткосрочный период).
Слайд 37
БОР (бюджетирование, ориентированное на результат) – это метод управления доходами
и расходами бюджета, который обеспечивает их планирование, формирование и распределение
в соответствии с целями, задачами и функциями с учетом ожидаемых непосредственных, общественно значимых результатов.
Основной целью системы БОР является повышение результативности и эффективности использования средств бюджета и оказания государственных услуг.
Выделяют два базовых подхода, осуществляемых в рамках БОР:
-повышение эффективности и результативности предоставляемых услуг;
-расстановка приоритетов в распределение средств на расходы.
Слайд 38
Сравнительная характеристика традиционной системы и системы бюджетирования, ориентированного на результат
Слайд 39
Мониторинг качества финансового менеджмента
Приказ Министерства Финансов РФ от 14 ноября
2019 года N 1031
«Об утверждении Методических рекомендаций по проведению мониторинга
качества финансового менеджмента»
Мониторинг качества финансового менеджмента- проводимый субъектом мониторинга анализ и оценка исполнения объектом мониторинга бюджетных полномочий, в том числе результатов выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, а также управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
Цели:
-определения качества финансового менеджмента объектов мониторинга;
-предупреждения, выявления и пресечения бюджетных нарушений, определенных статьей 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 30, ст.4101);
-выявления объектами мониторинга бюджетных рисков;
-подготовки и реализации объектами мониторинга мер, направленных на минимизацию (устранение) бюджетных рисков, повышение качества финансового менеджмента, в том числе на достижение целевых значений показателей качества финансового менеджмента.
Слайд 40
Отчет о результатах мониторинга качества финансового менеджмента содержит следующие сведения:
а)
целевые значения показателей качества финансового менеджмента;
б) значения итоговой оценки качества
финансового менеджмента по объектам мониторинга и значения показателей качества финансового менеджмента, используемых для ее расчета;
в) перечень показателей качества финансового менеджмента, значения оценок по которым отклоняются от их целевых значений в отрицательную сторону, по каждому объекту мониторинга; При составлении сведений о качестве финансового менеджмента рекомендуется указывать причины недостижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента (например, если значение показателя качества финансового менеджмента отклоняется от целевого значения в отрицательную сторону более чем на 25%), а также данные о планируемых (исполняемых) мероприятиях, направленных на обеспечение достижения целевого значения соответствующего показателя.
г) рейтинг качества финансового менеджмента объектов мониторинга (например, сформированный по четырем группам: высокое, хорошее, удовлетворительное и неудовлетворительное качество финансового менеджмента).
Слайд 41
Бюджетный учет ведется в электронном виде с использованием информационных программных
средств АИС ФХД ТО, ИИС ФХД и иных программных средств
Направления
мониторинга качества финансового менеджмента
Слайд 42Годовой отчет Министерства Финансов РФ по мониторингу качества финансового за
2019 гг. менеджмента
ФТС оценка баллов на 2020 г –
91,31
ААА (максимальная оценка качества)
Управление расходами -89,5
Управление доходами – 84,8
Учет и отчетность- 98,3
Внутренний контроль и аудит- 97,5
Управление активами-100