Слайд 1ФИПИ
Открытый банк заданий ГИА – 9
Русский язык
2014 г.
Слайд 3В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
– Только,(1) народ,(2) чтобы всем коллективом! –
предупредил нас
Витёк Носков.
Все двинулись к дверям,(3) в классе оставался
только Петруха Васильев,(4) который спокойно,(5)ни
на кого не обращая внимания,(6)что-то писáл в
тетради.
–Василёк,(7) ты чего присох?! –крикнул Носков. –
Времени,(8) понимаешь,(9) в обрез: весь класс когти
рвёт...
Слайд 4Среди предложений 54–61 найдите сложное предложение с последовательным подчинениемпридаточных. Напишите номер этого предложения.
–(54)Нехорошо
как, – сказал художник, когда Алиса и
шофёр вышли вместе со
двора. – (55)Ведь он вам
жизнь спас.
–(56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? –
ответила Сергеева.(57)И тут старый сторож вдруг
закричал:(58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид,
что кричит на мальчишек, которые тихонько
пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на
Сергееву.
Слайд 5В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
– А что ж,(1) Поликарповна,(2) неужто всё
только на деньги считать? Я вот тебе поправлю,(3) а ты потом вспомнишь обо мне добрым словом,(4) вот мы,(5) как говорится,(6) и квиты,(7) –сказал он и засмеялся.
Слайд 6В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Когда мы шли
к магазину,(1)мне было
страшно: а вдруг книга уже продана?
Нет,(2)книга лежала на месте.
Мы сели в вагон дачного поезда,(3) и
все,(4) разумеется,(5) сразу заметили, какую
книгу я везу.
Слайд 7Среди предложений 12–16 найдите бессоюзные сложные предложения. Напишите номера этих предложений.
(12)Мне никогда
до войны не приходилось
возвращаться домой после долгой разлуки.
(13)И
уезжать надолго не приходилось.
(14)Первый раз я уезжал из дома в пионерский
лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. (15)Но
и тот, кто до войны возвращался домой после
долгой разлуки, не испытывал тогда того, что
испытываем мы сейчас. (16)Они возвращались
соскучившиеся –мы возвращаемся живые...
Слайд 8
Среди предложений 32–37 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите
номер этого предложения.
(32)На большой перемене мы с директором в
опустевшем
классе стали пробиваться к голубкинской
совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы,
появился Ваня Белов и сказал:
– (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!
(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но
директор согласился с версией Вани. (36)После уроков
шестеро учеников, работы которых исчезли,
переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил
тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене
свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.
Слайд 9Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого
предложения
(1)Солнце садилось. (2)Вокруг пахло вечерней
прохладой. (3)Птицы замолчали, уступив место
нашему герою. (4)Он вскарабкался на остатки
трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел.
(5)Это был светлячок – маленькая букашечка, и
пел он свою незатейливую песенку о том, что
видел: прекрасную картину заката, красивое
небо, зелёное море травы, серебряные слёзы
росы и любовь. (6)Он пел о любви к жизни. (7)Он
во всём видел любовь.
Слайд 10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Она,(1) казалось,(2) готова была
благодарить его ещё
час,(3) но он повернулся и убежал.
И на первой перемене оказалось,(4) что никто из
мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни
один. Только перед Леной Поповой лежали нежные
веточки мимозы.
– Откуда у тебя цветы? – спросила учительница.
– Это мне Витя подарил,(5) – спокойно сказала Лена. Все
сразу зашушукались,(6) посмотрев на Витю,(7) а Витя
низко опустил голову.
Слайд 11В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Мать,(1) однако,(2) стояла в
сторонке в своей облысевшей
шубёнке,(3) в смешном капоре,(4) под которым висели седые
волосики,(5) и с заметным волнением,(6) как-то ещё более
усиливавшим её жалкую внешность,(7) беспомощно вглядывалась
в бегущую мимо ораву гимназистов,(8) которые,(9) смеясь,(10) на неё
оглядывались и что-то друг другу говорили.
Приблизившись,(11) я приостановился,(12) а затем хотел было
незаметно проскочить,(13) но мать,(14) завидев меня и сразу
засветясь ласковой улыбкой,(15) помахала рукой,(16) и я,(17) хоть
мне и было ужасно стыдно перед товарищами,(18) подошёл к
ней.
Слайд 12Среди предложений 17–21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого
предложения
(7)Я взял её в руки, на каждой странице книги
были большие картинки. (8)Я
очень хотел, чтобы отец купил мне эту книгу, но он посмотрел на цену и сказал:
«В другой раз купим». (9)Книга была дорогой.
(10)Дома я целый вечер говорил только о книге. (11)И вот через две недели отец
дал мне деньги.
(12)Когда мы шли к магазину, мне было страшно: а вдруг книга уже продана?
(13)Нет, книга лежала на месте.
(14)Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую
книгу я везу. (15)Многие пассажиры садились рядом, чтобы посмотреть
картинки. (16)Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром
внимания.
(17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое
окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (18)И
вдруг – о ужас! (19)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (20)Ещё не
понимая серьёзности положения, я замер и испуганно смотрел на отца, на
соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (21)Через минуту уже весь вагон
помогал нам.
Слайд 14В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Цветы были такие
жёлтые и свежие, как
первый тёплый день!
2) А на перемене, когда
Витя как ни в чём не
бывало подошёл к ребятам, хотя уже
чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться,
глядя на него.
3) Здоро во, юный жених!
4) Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них
отражается солнце, что они такие красивые, такие
особенные...
Слайд 15Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Решив немедленно идти
спасать свою любимицу,
Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери
и тихо,
чтобы не произвести шума, выходит на террасу.
2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса
зовёт:
–Жучка, Жучка!
3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами
собаку, затем поспешно карабкается наверх.
4) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и
мысли роем теснятся в его голове.
Слайд 16Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Потом отправили по
распределению в среднюю школу
посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский
язык и литературу.
2) Какое это было счастье –
полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь
Пушкиным, Толстым, Герценом...
3) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные
ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим
до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и
мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?
4) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать.
Слайд 17В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление?
1) Алиса могла свободно войти
в театральный
двор, который охранял строгий сторож, а другие дети
не
могли попасть в этот интересный мир.
2) Сергеева – артистка театра, молодая и
красивая женщина.
3) – Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.
4) Она спасала парня, спасала его от позора и
неблагодарности. А когда спасают, то долго не
думают…
Слайд 18Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Он уже думал о
солдате как о своём отце, и
в его детской душе родилось
новое для него
чувство сыновней любви и нежности.
2) И действительно, солдат на экране был очень
похож на отца на той старой военной
фотографии, которая висела у них дома.
3) Это моего отца убили... –закричал Авалбёк,
желая, чтобы люди гордились его отцом так же,
как он.
4) Он был рад, что мать не видит его слёз.
Слайд 19Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора
1) Этих реплик хватило
для того, чтобы
суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока
вспыхнула молнией.
2) Все двинулись к дверям, в классе оставался
только Петруха Васильев, который спокойно, ни
на кого не обращая внимания, что-то писáл в
тетради.
3) Петруха беспокойно посмотрел на хмуро
насупившегося Носкова, но ничего не ответил.
4) Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.
Слайд 20Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Дворец пионеров был
помечен на гитлеровских картах как военный объект.
2) До войны Аничков дворец
был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
3) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки –
Нюра и Рая Ивановы.
4) Впереди было ещё почти два года блокады...
Слайд 21Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Мы стояли у
окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно
пух, падал редкий снег.
2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.
3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
Слайд 22Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Он сидел всё
в одном и том же месте, около ножки кровати, и,
когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.
2) На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.
3) Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.
4) Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк.
Слайд 23Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) После уроков шестеро
учеников, работы которых исчезли, переписали диктант.
2) Ему казалось, что любые удачи
приходят к людям как бы за его счёт.
3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.
4) Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки.
Слайд 25Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «свободно» (предложение 3).
1) бесцеремонно
2) беспрепятственно
3) непринуждённо
4) не скрывая
(3)Алиса могла свободно войти
в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не
могли попасть в этот интересный мир.
Слайд 26Замените разговорное слово «незатейливую» из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(5)Это
был светлячок –маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о
том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь.
Слайд 27Укажите, какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении
2.
1) необыкновенной
2) причудливой
3) странной
4) небольшой
(2)Из-за этой (…) коллекции и отправился Валерка Снегирёв к своему
однокласснику в гости.
Слайд 28Замените книжное слово «питомцы» из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(9)Как
и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из
госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев.
Слайд 29Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «история» (предложение 1).
1) летопись
2) скандал
3) случай
4) хроника
(1)Я хочу поведать вам
историю, которая во многом определила моё отношение к миру.
Слайд 30Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «сурово» (предложение 13).
1) грубо
2) угрюмо
3) трудно
4) больно
(13)Увидев Бабушкина, все сурово
умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами,
никто даже не взглянул на него.
Слайд 31Замените разговорное слово «поколотили» из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(13)Первый
раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на
большой перемене.
Слайд 32Замените просторечное слово «неужто» из предложения 39 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(39)Неужто
и прежде годы были такие длинные?
Слайд 33Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «земля» (предложение 32).
1) мир
2) суша
3) почва
4) чернозём
(32)Словно и нет войны
на земле.
Слайд 34Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «горькая» (предложение 36).
1) печальная
2) неприятная
3) обидная
4) несчастная
(36)Но киномеханик молчал: взрослые
не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии.
Слайд 35
Фонетика
Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ДВОРЦУ все согласные звуки имеют пару по мягкости.
2) В
слове ПОДВИГ последний звук – [к].
3) В слове МАЯ 4 звука.
4) В слове ШКОЛЬНИКОВ
мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .
Слайд 36Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ПОМОЛЧАВ последний звук – [ф].
2) В слове РЕШИВ все согласные звуки
имеют пару по твёрдости –мягкости.
3) В слове БОЯТЬСЯ 3 слога.
4) В слове РАДОСТНО
7 звуков.
Слайд 37Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ПРОВАЛИТЬСЯ 11 букв и 9 звуков.
2) В слове ЩЕНКОМ все согласные звуки твёрдые.
3) В
слове ВЫХОДКИ буква Д обозначает звук [т].
4) В слове OХОТНИК 3 слога.
Слайд 38Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ВДРУГ последний согласный звук – [к].
2) В слове ВОЗЬМИ
звуков меньше, чем букв.
3) В слове ГРУБОЙ все согласные звуки твёрдые.
4) В
слове СОЛНЦЕ 5 звуков.
Слайд 39Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ИЮНЯ 3 слога.
2) В слове БАБУШКА все согласные звуки
твёрдые.
3) В слове СДАЁТ количество букв и звуков совпадает.
4) В слове ГОРЕСТНО
7 звуков.
Слайд 40Укажите ошибочное суждение.
1) В слове СПАТЬ все согласные звуки имеют пару по звонкости.
2) В
слове СВЯЗИСТОВ последний звук – [ф].
3) В слове ЧУВСТВО количество звуков и букв
совпадает.
4) В слове ТЕПЕРЬ все согласные звуки мягкие.
Слайд 41Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ДОРОЖЕ все согласные звуки твёрдые.
2) В слове ВЫХОДКА происходит
оглушение согласного звука перед [к].
3) В слове ВЫЛЬЕТСЯ количество букв и
звуков совпадает.
4) В слове КЛЯУЗА 3 слога.
Слайд 42Укажите ошибочное суждение.
1) В слове СТАЯ 2 слога.
2) В слове УЧЕБНИКИ все согласные звуки
имеют пару по твёрдости –мягкости.
3) В слове СЪЁЖИТЬСЯ 9 букв и 7
звуков.
4) В слове СОСЕДКЕ происходит оглушение согласного перед [к’].
Слайд 43Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ПОЛУЧАЛ все согласные звуки твёрдые.
2) В слове ПОДОШЁЛ буква
Ё обозначает один звук.
3) В слове ИЗВЕСТНЫХ 8 звуков.
4) В слове ПЯТЁРКУ
количество звуков и букв совпадает.
Слайд 44Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ШУБЁНКЕ буква Ё обозначает один звук.
2) В слове ЖАЛКУЮ
все согласные звуки имеют пару по глухости –звонкости.
3) В слове СВОЮ 2
слога.
4) В слове ГОРЕСТНО 7 звуков.