Слайд 1ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Учитель-дефектолог
Тазиева А.А.
ОГКОУ «Школа-интернат для
обучающихся с ОВЗ №92» г. Ульяновск
Слайд 2Физическое воспитание детей с нарушенным слухом – это одно из
самых важных направлений коррекционно-педагогической работы и находится в тесной связи
с другими сторонами воспитания и обучения.
Слайд 3Правильное физическое воспитание создает фундамент для укрепления здоровья детей, а
так же развивает их активность и повышает работоспособность, что служит
базой для успешного проведения воспитательной и коррекционно-образовательной работы.
Слайд 4Физическое развитие дошкольников с нарушениями слуха имеет своеобразие. У таких
детей отмечается более низкие показатели роста, массы тела и окружности
грудной клетки.
Слайд 5 У слабослышащих и глухих детей с рано приобретенными или врожденными
недостатками слуха статические и локомоторные функции отстают в своем развитии.
На первом году у них отмечается отставание в сроках удержания головы, позднее овладение ходьбой.
Слайд 7Очень часто дети с нарушенным слухом не умеют бегать, прыгать,
лазать, подражать простейшим движениям взрослых.
Многим детям присущи нарушения моторики, шаркающая
и шаткая походка, излишний шум при выполнении действий.
Для дошкольников характерным является: мышечная слабость, снижение тонуса мышц, вегетативные расстройства.
Слайд 8Сформированные движения характеризуются нарушением координации, ориентировки в пространстве, боязни высоты,
замедленности движений.
Слайд 9В процессе работы по физическому воспитанию, помимо общих задач, реализуются
специфические, обусловленные наличием своеобразия в физическом и моторном развитии детей
с нарушенным слухом.
Слайд 10Оздоровительные задачи:
Укрепление здоровья детей
Содействие их физическому развитию
Закаливание
Чередование разных видов деятельности
Слайд 11Формирование движений и двигательных качеств — одна из важных и
главных задач физического воспитания детей с нарушениями слуха, так как
овладение основными движениями создает основу для нормализации жизнедеятельности ребенка.
Слайд 12Обучение детей правильной ходьбе, бегу, лазанью, прыжкам, метанию оказывает эффективное
воздействие на развитие всего организма.
Слайд 13Для формирования основных движений используются подводящие упражнения, упрощаются некоторые условия
их выполнения.
Слайд 14В единстве с формированием основных движений развиваются двигательные качества: скоростные,
скоростно-силовые, совершенствуются пространственно-временные ориентировки, равновесие, воспитываются ловкость, выносливость.
Слайд 15Решение коррекционных задач связано с развитием и тренировкой функции равновесия,
формированием правильной осанки, коррекцией и профилактикой плоскостопия, развитием дыхания, координации
движений.
Слайд 16Одной из важных коррекционных задач физического воспитания глухих и слабослышащих
детей является развитие их ориентирования в пространстве.
Для этого используются
упражнения, связанные с изменением местонахождения детей и размещения инвентаря в зале, изменением направления и условий движения.
Слайд 17В процессе физического воспитания у детей развивается речь и произвольное
внимание, умение действовать по подражанию взрослому и по наглядному образцу,
самостоятельно выполнять упражнения, ориентируясь на словесные инструкции.
Слайд 19Основными формами физического воспитания являются:
утренняя гимнастика,
подвижные игры на
прогулках и в перерыве между занятиями,
физкультминутки,
фонетическая ритмика,
музыкальные
занятия,
занятия по физическому воспитанию.
Слайд 20Утренняя гимнастика способствует переходу организма ребенка от сна к бодрствованию,
готовит к активной деятельности в течение дня, создает необходимый тонус.
Утренняя гимнастика проводится во всех возрастных группах под руководством воспитателя.
Комплекс упражнений соответствует возрасту, индивидуальным возможностям детей и включает знакомые детям, отработанные упражнения на развитие и координацию основных движений, развитие равновесия, формирование правильной осанки.
Зарядка проводится в хорошо проветренном помещении, где заранее подготавливаются необходимые атрибуты (мячи, кегли, обручи и др.).
Слайд 21Обычно при проведении утренней гимнастики соблюдается следующая последовательность: ходьба, бег,
улучшающие кровообращение и усиливающие дыхание, общеразвивающие упражнения, прыжки, подскоки, дыхательные
упражнения.
Слайд 22Подвижные игры проводятся на прогулках и в перерывах между занятиями.
Это позволяет детям сменить вид деятельности, отдохнуть после активной работы
на занятиях. На прогулках можно обучать детей катанию на велосипеде, зимой — на санках, лыжах, коньках. На прогулках организуются спортивные развлечения, проводятся спортивные праздники.
Слайд 23В содержание прогулок могут включаться также и различные упражнения на
развитие движений и двигательных качеств, закрепление разученных на занятиях упражнений.
Слайд 24Физминутки обеспечивают смену деятельности детей на занятиях, создают возможности для
кратковременного отдыха.
Физкультминутки проводятся в середине занятия, после появления признаков
утомления.
Длительность физкультминутки — 3—5 минут, в нее включаются несколько упражнений, которые обычно носят игровой характер, или подвижная игра.
Слайд 25Взамен физкультминутки может быть проведена фонетическая ритмика, в которой движения
сочетаются с произнесением речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз), отработкой
ритмико-интонационной стороны речи.
Слайд 26Музыкальные занятия — одна из форм физического воспитания дошкольников с
нарушениями слуха. В содержание таких занятий включаются простые движения (ходьба,
бег, прыжки, хлопки, притопы) и более сложные (элементы танца). В процессе музыкальных занятий у детей формируется чувство ритма, которое положительно влияет на движения детей, делает их более координированными, ритмичными. В процессе танцев, пения нормализуется дыхание и связанная с этим слитность речи.
Слайд 27Структура занятий по физическому воспитанию в специальных садах, как и
в массовых включает три части: вводную, основную и заключительную. Во
вводной части важно подготовить детей к основной физической нагрузке. В основную часть входят обще-развивающие упражнения, развитие основных движений и подвижная игра. Комплекс общеразвивающих упражнений состоит из упражнений для разных групп мышц: упражнения для мышц шеи, плечевого пояса и рук; для мышц туловища; для ног. В заключительной части предлагается легкий бег, спокойная ходьба, упражнения на внимание, координацию движений, подводятся итоги.
Слайд 28Методы физического воспитания:
Показ - в процессе показа детям дается образ
движения в его целостном виде, без акцентирования внимания на отдельных
элементах.
Помощь - В работе с дошкольниками, имеющими нарушения равновесия и пространственной ориентировки, важна помощь взрослого. Выполняя различные движения, взрослый поддерживает ребенка
Действия по словесной инструкции выполняется после того, как дети усвоили движения. В ясельной и младшей группах названия предметов, действий, побуждения предъявляются устно и для лучшего восприятия и усвоения фиксируются письменно (на табличках). По мере усвоения слов они предъявляются устно, к табличкам воспитатель обращается при предъявлении новых слов или же недостаточно усвоенных детьми. В детских садах для глухих в средней группе новые слова могут предъявляться устно-дактильно, а после их усвоения — устно.
Слайд 29При проведении физкультурно-оздоровительных занятий необходимо соблюдать ряд методических требований:
1)
подбирать упражнения, адекватные состоянию психофизических и двигательных способностей ребенка;
2)
специальные коррекционные упражнения чередовать с общеразвивающими и профилактическими;
3) упражнения с изменением положения головы в пространстве выполнять с постепенно возрастающей амплитудой;
4) упражнения на статическое и динамическое равновесие усложнять на основе индивидуальных особенностей статокинетической устойчивости детей с обеспечением страховки;
5) упражнения с закрытыми глазами выполнять только после их освоения с открытыми глазами;
6) в процессе всего занятия активизировать мышление, познавательную деятельность, эмоции, мимику, понимание речи
Слайд 30Методика скоростно-силовой направленности учебного процесса опирается на принцип сопряженного развития
координационных и кондиционных физических способностей.
Для усиления коррекционного воздействия методика
включает упражнения для развития равновесия, активизации психических процессов и нарушенной слуховой функции упражнения выполняются под ритмичные удары барабана, бубна.
Сначала звук воспринимается детьми слухо-зрительно, а потом только на слух. Средствами развития скоростно-силовых качеств в коррекционном процессе на физкультурном занятии являются различные виды бега, прыжки, метания, упражнения с мячами (набивными, волейбольными, теннисными).
Основные методы — игровой и соревновательный — включают эстафеты, подвижные игры, повторные задания, сюжетные игровые композиции, круговую форму организации занятий. Каждое занятие обязательно содержит элементы обучения программным видам физических упражнений.
Слайд 32Литература
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями
слуха: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений.- М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2001.-304 с. - (Коррекционная педагогика)
Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб.; под ред. Е. Г. Речицкой. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 655 с. - (Коррекционная педагогика).
Сурдопедагогика: Учебник для студ. высш. учеб.заведений / Людмила Витальевна Андреева; Под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т.Г.Богдановой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.