Слайд 1Физиологические основы научения,памяти и мышления
Слайд 2План
Виды научения
Процессы памяти
Виды памяти
Временная организация памяти
Механизмы памяти
Морфологический субстрат памяти
Виды
и структурные основы мышления
Слайд 3Научение
Это выработка новых форм реагирования на
раздражители и закрепление этих форм, которые адекватны потребностям
По критерию активности животного и человека в ходе научения выделяют:
Пассивное (реактивное) научение
Активное (оперантное) научение
Слайд 4Пассивное научение
Привыкание – угасание ориентировочной реакции на повторное действие раздражителя
Сенсибилизация
– усиление реакции на повторный стимул
Классический условный рефлекс
Импринтинг
Слайд 5Импринтинг- запечатление
Это особая форма ассоциативного научения,
основанная на врожденной предрасположенности к определенным сочетаниям раздражителей и возникающей
ответной реакции в ранний период развития организма
Приурочен к ограниченному периоду жизни
Необратим, сохраняется на всю жизнь
Не требует многократного подкрепления
Занимает промежуточное место между безусловными и условными рефлексами
Слайд 6Формы проявления импринтинга
Запечатление образов и объектов
Усвоение поведенческих актов (имитационное поведение)
Реакция
следования (автоматическое следование новорожденного за родителями)
Слайд 7Активное научение
Инструментальный условный рефлекс
Метод проб и ошибок – достижение результата
разными путями
Самораздражение (лежит в основе формирования аддиктивного поведения)
Слайд 8Активное научение
Экстраполяционные рефлексы- способность определять направление перемещения значимого раздражителя (развито
у птиц, хищных млекопитающих, дельфинов)
Научение путем наблюдения:
Простое подражание
Викарное научение –
оценка результата подражания
Слайд 9КОГНИТИВНЫЕ ФОРМЫ НАУЧЕНИЯ
Латентное научение (крысы в лабиринте)
Психомоторные навыки - последовательное
формирование этапов (осознанные приемы, ассоциативная стадия, автономная стадия)
Инсайт и интуиция
(озарение, эврика!)
Научение путем рассуждений:
а) восприятие - образ - гипотеза
б) абстракции - понятия - обобщения
Слайд 11Латентное научение переходит в психомоторные навыки
Слайд 12
Научение путем инсайта (озарение)- следствие объединения опыта с информацией, которой
располагает индивидуум при решении задачи (внезапное нестандартное решение задачи)
Слайд 13Инсайт (озарение)
или «ага - реакция»
Слайд 14
Память – сохранение информации о
раздражители после прекращения его действия.
И.М.Сеченов: «Память –
это краеугольный камень психического развития… Это сила, сплачивающая, склеивающая всякое предыдущее со всяким последующим…Деятельность памяти охватывает все психические процессы. »
Слайд 15Нейрогенная память
Наследуемая (генетитческая) – безусловные рефлексы, инстинкты
Ненаследуемая (приобретенная, индивидуальная) -
основа жизненного опыта- это способность нервной системы воспринимать окружающую нас
действительность, запечатлевать её в нейронах, хранить эту информацию и по мере необходимости воспроизводить.
Слайд 16Процессы памяти
Восприятие и запечатление (фиксация) информации – может быть произвольным
и непроизвольным. Стимулы, имеющее большее биологическое значение, фиксируются эффективнее
Сохранение информации
– центральное звено в системе памяти. По мере поступления новой информации происходит трансформация раннее поступившей.
Воспроизведение - наиболее уязвимый процесс
Забывание
Слайд 17Формы воспроизведения информации
Узнавание – извлечение информации из памяти в
результате сличения одного раздражителя с раннее действующим. Не требует активного
поиска
Припоминание – активный выбор информации, хранящийся в памяти.
Воспроизведение, как и запоминание, может быть произвольным и непроизвольным
Слайд 18Виды памяти по форме проявления
Образная (модально-специфическая):
Зрительная
Слуховая
Тактильная
Моторная
Словесно –
логическая
Эмоциональная – способность запоминать и воспроизводить эмоционально значимые события
Слайд 19Эмоциональная память
Истинная – способность воспроизводить эмоциональное состояние
Абстрагированная – воспроизведение эмоционально
значимого события без чувственной окраски
Черты эмоциональной памяти:
Быстрота формирования
Надмодальность
– независимость от конкретных сенсорных воздействий
Слайд 20
По уровню управления памятью:
Непроизвольная
Произвольная
По способу запоминания:
Неосмысленная (непосредственная, механическая) –
запоминание без использования специальных приемов
Опосредованная – использование вспомогательных средств для
запоминания (элемент логической смысловой памяти)
Слайд 21Произвольная мнестическая деятельность
Включает стадии мотива, программирования, использования
различных способов и приемов запоминания, контроля и коррекцию результата
Слайд 22
Декларативная память – запоминание объектов (лица, предметы), событий, эпизодов. Основана
на ассоциации одновременно действующих раздражителей
Процедурная память – запоминание действий :
моторные навыки, условные рефлексы; формируется медленнее декларативной, без подкрепления склонна к угасанию
Слайд 24Энграмма – след памяти
Это комплекс структурно- функциональных
изменений в ЦНС, обеспечивающих запечатление объектов памяти и субъективного отношения
организма к данным объектам
Слайд 25Временная организация памяти (этапы становления энграммы)
Сенсорная память (мгновенная, иконическая память)
– непосредственный отпечаток сенсорной информации, удерживается в течение 50-500 мсек.,
количество информации избыточно; сенсорная память не воспроизводима, на её основе формируется кратковременная память
Слайд 26
Кратковременная память – способность воспроизводить информацию после однократного предъявления в
объеме 7 +- 2 единицы. Длительность хранения – секунды, минуты
Промежуточная
(оперативная) – хранение в течение минут, часов
Долговременная – хранение на протяжении всей жизни
Слайд 27Консолидация следов памяти
Процесс упрочения и удержания информации
с течением времени при добавлении новой информации
Первичная память – временное
хранение (соответствует кратковременной памяти)
Вторичная - при целенаправленном повторении информации длительное хранение, но возможно забывание в связи с вновь поступающей информацией
Третичная – закрепляется в результате многолетней практики, не происходит забывания
Слайд 28Механизмы памяти
Импульсная теория – объясняет механизм кратковременной памяти, заключается в
циркуляции (реверберации) возбуждения по замкнутым нейронным цепям между таламусом и
корой (нейронные ловушки). Многократное повторение информации приводит к изменению синаптической передачи (явление посттетанической потенциации), что способствует консолидации памяти
Слайд 29
Нейрохимическая теория – закрепление следов памяти связывают с действием определенных
медиаторов и модуляторов (нейропептидов), синтез которых увеличивается под действием глутамата.
Процессы кратковременной памяти связывают с медиатором ацетилхолином, модулирующее действие оказывают норадреналин и дофамин. Серотонин обеспечивает формирование долговременной памяти. Важная роль в долговременной памяти отводится эндогенным опиатам (эндорфины, энкефалины), регулирующим эмоциональную память
Слайд 30
Молекулярная (нейроструктурная) теория- объясняет механизм долговременной памяти: структурные изменения в
нейроне, синтез специфических белков памяти, чувствительных к определенному узору импульсного
потока (узнавание афферентного сигнала). В результате – освобождение медиаторов в синапсах, обеспечивающих передачу информации в системе нейронов, ответственных за фиксацию, хранение и воспроизведение информации
Слайд 31Процесс запоминания- следствие структурных и биохимических изменений
Реверберация возбуждения – облегчение синаптической передачи – консолидация
памяти – синтез РНК и белков – долговременная память
Слайд 32Морфологический субстрат памяти
Процесс запоминания
у человека опирается на целую систему совместно работающих аппаратов мозговой
коры и нижележащих образований, каждый из которых вносит свой специфический вклад в организацию мнестических процессов
Слайд 34
Модулирующие системы мозга (Rf, лимбическая система) – поддерживают тонус коры
(необходимое условие запечатления любых следов)
Вторичные и третичные сенсорные поля (височная
и теменная область)- хранение сенсорной информации
Лобная кора (префронтальная область) – ответственна на актуализацию (воспроизведение) следов памяти
Слайд 35Роль гиппокампа
Фиксирует события, значимые для организма, не допускает фиксации случайных
следов
Оживляет следы памяти , инициирует ориентировочные рефлексы на новый раздражитель
(нейроны новизны и нейроны тождества)
Способствует переходу кратковременной памяти в долговременную – консолидация следов памяти
Правое полушарие связывают с долговременной памятью, левое – с кратковременной
процесс оперирования закодированной с помощью механизмов памяти информацией и приобретение
новой информации
Слайд 37 КОГНИТИВНЫЕ ФОРМЫ НАУЧЕНИЯ
Научение путем рассуждений:
а) восприятие - образ
– гипотеза
б) абстракции - понятия - обобщения
Слайд 38Виды мышления
Образное (конкретно- предметное)
Физиологическая основа – 1-я сигнальная
система
Абстрактное (словесно-логическое) – рассуждение, состоящее из последовательного ряда логических звеньев,
каждое из которых зависит от предыдущего и обусловливает последующее
Физиологическая основа – 2-я сигнальная система
Слайд 39Структурные основы мышления
Ведущие структуры – ассоциативные зоны коры с ближайшей
подкоркой и ретикулярной формацией
Ведущее значение- лобные доли коры