Слайд 1 Введение в дисциплину «Физиологические основы здоровья».
Слайд 2План
Физиологические основы здоровья. Валеология – наука о здоровье. ЗОЖ.
Здоровье. Критерии
здоровья. Понятие «норма»
Факторы, влияющие на здоровье человека.
Биология индивидуального развития.
Акселерации и ретардация.
Развитие управляющих систем организма
Слайд 3
Физиологические основы здоровья - это научное направление знаний о
здоровье человека и путях его обеспечения, формирования и сохранения в
конкретных условиях жизнедеятельности.
Слайд 4Валеология(лат. valeo - здравствовать, быть здоровым; logos - наука).
наука,
которая изучает сущность, механизмы и проявления индивидуального здоровья, методы его
диагностики и прогнозирования, а также коррекции путем оптимизации механизмов здоровья с целью повышения его уровня, улучшения качества жизни и социальной адаптации индивида (И.И.Брехман)
Слайд 5Основные задачи валеологии:
Разработка и реализация представлений о
сущности индивидуального здоровья, поиск моделей его изучения, методов оценки и прогнозирования.
На основе количественной оценки здоровья индивида разработка систем скрининга и мониторинга за состоянием здоровья населения.
Формирование "психологии здоровья".
Разработка методологии и методов формирования, сохранения и укрепления индивидуального здоровья.
Обеспечение первичной и вторичной профилактики заболеваний путем повышения уровня здоровья.
Разработка программ повышения уровня здоровья популяций через индивидуальное здоровье.
Слайд 6Здоровый образ жизни (ЗОЖ)
оптимальный двигательный режим;
тренировка иммунитета и
закаливание;
рациональное питание;
психофизиологическая регуляция;
психосексуальная и половая культура;
рациональный
режим жизни;
отсутствие вредных привычек;
валеологическое самообразование.
Слайд 7Здоровье
«Здоровье - это состояние полного физического, духовного и
социального благополучия»(устав ВОЗ,1968 )
Такая динамика гомеостатических и адаптивных процессов
в организме человека и его психики, которая обеспечивает ему возможность длительно жить и активно трудиться в различных условиях окружающей среды и противостоять её неблагоприятным факторам
Слайд 8Организм-
Это саморегулирующаяся система
Это система, которая существует лишь при взаимодействии с
окружающей средой
Это система, которая реагирует как единое целое на различные
изменения внешней среды
Это система, которая в процессе взаимодействия с внешней средой способна самообновляться
Слайд 9ОБЩАЯ СХЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Слайд 10Функциональные состояния организма
1. здоровья – состояние с достаточным функциональным резервом;
2. риска– донозологическое состояние, при котором неблагоприятные сдвиги компенсируются за
счёт более высокого, чем в норме, напряжения регуляторных систем;
3. предболезни или напряжения - преморбидное состояние, которое характеризуется снижением функциональных резервов организма;
4. болезни – состояния срыва адаптации, декомпенсации, развития заболеваний
Слайд 11Критерии здоровья
Норма - среднестатистическая величина параметра, полученная в состоянии
покоя организма.
Индивидуальная норма – это тот оптимум функционирования организма,
который обеспечивает его гомеостаз с учетом возраста, пола, биологического (конституционального) типа, климатогеографической зоны проживания, экологических факторов среды.
Слайд 12Критерии здоровья
- «норма покоя» оценивается в состоянии физиологического покоя организма
при оптимальных условиях.
- «норма реагирования» - нагрузочные пробы, позволяющие
определить степень реактивности организма и его систем и их резервные возможности. По величине сдвига и длительности его сохранения можно судить о степени снижения резервов организма, т. е. уменьшении уровня здоровья.
Слайд 14Факторы, влияющие на здоровье человека
Слайд 15Факторы, влияющие на здоровье человека
Слайд 16Факторы, влияющие на здоровье человека
Слайд 17Факторы, влияющие на здоровье человека
Слайд 18Онтогенез
индивидуальное развитие организмаиндивидуальное развитие организма с моментаиндивидуальное развитие организма с
момента образования зиготыиндивидуальное развитие организма с момента образования зиготы до
смерти. В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей
Слайд 19Периоды онтогенеза
Пренатальный: 1-эмбриональный
2-фетальный
Постнатальный (новорожденности, грудной
, ясельный, дошкольный,
младший школьный, подростковый)
Слайд 20Факторы, влияющие на развитие плода:
- физические (температура, газовый состав воздуха,
ионизирующая радиация и др.).
- химические (вещества, применяемые в промышленности, в
быту, проходящие через плацентарный барьер, лекарственные вещества, наркотические препараты, избыток витаминов А, Д, С, алкоголь, никотин и т.д.);
- алиментарные (неполноценное питание в 3-4 раза увеличивает пороки развития плода);
- хроническое кислородное голодание (хроническая гипоксия приводит к гипотрофии);
- экстрагенитальная патология (инфекционная патология, вирусная инфекция, перенесенная беременной).
Слайд 21Повреждающие факторы оказывают:
Эмбриотоксическое действие характерно для эмбрионального критического периода,
чаще всего результатом является формирование грубых пороков развития, что приводит
к прерыванию беременности.
Тератогенное (teratos - урод) действие характерно для фетального периода и приводит к развитию врождённых аномалий у плода.
Слайд 22Критические и сензитивные периоды развития:
Критический – временной отрезок формирования органа,
когда внешнее воздействие могло необратимо нарушить процесс его развития
Сензитивный
– временной отрезок, в течение которого происходит наиболее эффективное освоение воздействий и приобретение навыков
Критический период – «теперь или никогда»
Сензитивный – «можно и в другое время, но лучше теперь» - это период повышенной пластичности
Слайд 23Критические периоды
Имплантация оплодотворенной яйцеклетки (7-8 сутки)
Эмбриональный (3-4 – 8
недели): органогенез, формирование плаценты. Первые 60 суток - критический период
для организма в целом.
Мозг и скелет с 3 недели чувствительны к вредным факторам до конца беременности и после рождения ребёнка.
Фетальный (с 9 недели): усиленный рост головного мозга на 15-20 неделях; формирование основных функциональных систем на 20-24 неделях. Наиболее информативным каналом в системе «мать-плод» является гуморальный.
Постнатальный период:
1. 1-й месяц жизни 2. 3-й год 3. 7-й год 4. 12-16 лет
Слайд 24 Классификация сенситивных периодов
Сенситивные периоды освоения языка
Сенситивные периоды порядка с 6 месяцев
достигает пика к трем годам
Сенситивный период движения. С 2 до 5 лет —период контроля и оттачивания
движений
Сенситивные периоды зрительного восприятия
Сенситивный период восприятия музыки и ритма. 3- 7 лет
другие
Слайд 25
Темп развития:
Рост – увеличение размеров тела и его частей
Развитие –
функциональные изменения, происходящие вследствие роста и совершенствования строения организма. Формирование
организма заканчивается к 22-25 годам.
Рост организма, органов и систем протекает гетерохронно: периоды ускорения роста чередуются с замедлением. Быстрее растут и развиваются органы и системы, необходимые на данном этапе развития, происходит индивидуальная адаптация к условиям окружающей среды.
Слайд 26Возраст человека
биологический возраст человека- возраст развития -отражает рост, развитие,
созревание, старение. Определяется совокупностью структурных, функциональных и приспособительных особенностей.
Хронологический (календарный)возраст
- возраст, определяемый по паспортным данным.
Слайд 27Критерии биологического возраста
Морфологические: степень развития вторичных половых признаков, сроки окостенения
скелета, прорезывания молочных и постоянных зубов.
Физиологические: показатели сердечнососудистой, дыхательной, нейроэндокринной
систем, уровней основного и других видов обмена.
Уровень психического развития.
Слайд 28Акселерация и ретардация развития
Акселерация – ускорения физического развития- характерны более
высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У
них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15—17 годам) и несколько быстрее, как полагают большинство ученых, осуществляется психическое развитие.
Эпохальная – присуща всем детям и подросткам в сравнении с предыдущим поколениям (60-70-е гг ХХ в.).
Внутригрупповая (индивидуальная) – ускоренное развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах (13-20%).
Децелерация развития – замедление физического созревания детей и подростков (с начала 90-х ХХ века)
Ретардация развития – задержка физического развития (13-20% детей внутри разных возрастных групп).
Скорость роста и развития зависят от конституции и гормонального статуса.
Слайд 29Причины акселерации
Эффект гетерозиса, связанного с широкой миграцией современного
населения и увеличением количества смешанных браков. При этом потомство первого
поколения обладает временным преимуществом в физическом развитии.
Урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.
Увеличение уровня радиации на Земле, величина которого вследствие широкого применения ионизирующих излучений и радиоактивных веществ в военных и мирных целях существенно возросла по сравнению с существовавшим ранее естественным радиоактивным фоном нашей планеты.
Улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения промышленно развитых стран.
Слайд 30Ретардация развития проявляется в:
физической сфере -нередко является вариантом нормального развития,
например конституциональное замедление развития, обусловленное наследственностью и проявляющееся в отставании
развития, в том числе и полового, на 2 – 3 года.
психической сфере. В результате психического отставания в развитии, детей приходится, например, позже отправлять в школу.
Слайд 32Три оси созревания мозга
Вертикальная – от подкорковых структур к КПБМ
Горизонтальная
– от задних к передним отделам КПБМ
Латеральная – созревание правого
и левого полушарий КПБМ
Кортиколизация функций – постепенный перенос основных центров, регулирующих поведение и психику ребёнка в созревающую КПБМ.
Слайд 33Пластичность ЦНС в онтогенезе
Пластичность – способность изменять морфофункциональные характеристики под
влиянием опыта.
Окружающая среда может влиять на
морфофункциональные характеристики ЦНС (эффекты обогащения и обеднения среды).
Обогащение – наличие большого количества постоянно меняющихся разномодальных стимулов (зрительных, слуховых, вестибулярных); устройств (мостиков, лесенок); игрушек, что требует повышенной двигательной активности и исследовательской деятельности.
Обеднение – лишение разнообразия внешней обстановки.
Слайд 34Функциональные блоки мозга
1. Энергетический (блок модулирующих систем): представлен лимбико-ретикулярным комплексом
2.
Блок приема, переработки и хранения информации (сенсорные системы)
3. Блок
программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности (двигательная система мозга)
Слайд 35Созревание функциональных блоков
Раньше всего созревают структуры ствола мозга, обеспечивающие гомеостатическую
регуляцию жизнедеятельности организма, тонизирующее и модулирующее влияние на разные уровни
ЦНС, формирование биологических потребностей и эмоций.
Раньше формируются эволюционно более древние функциональные системы, позднее- более молодые, опосредованные социальными воздействиями.
Слайд 36Созревание коры полушарий головного мозга
Созревание: от первичных зон КПБМ ко
вторичным, а от них – к третичным (ассоциативным).
Скорость роста КПБМ
наиболее высока в первый год жизни, затем замедляется, прекращаясь в проекционных зонах к 3 годам, а в ассоциативных – к 7.
Созревание идет от задних (сенсорно-перцептивные функции) к передним отделам.
Созревание лобных зон морфологически завершается в подростковом возрасте (способность к произвольной регуляции поведения и абстрактному мышлению).
Правое полушарие созревает более быстрыми темпами, однако отдельные зоны каждого полушария имеют собственную динамику созревания: одни раньше созревают в левом, другие – в правом полушарии.
Слайд 37Стадии созревания мозга и умственное развитие
Формирование блока глубоких структур,
ответственных за активацию КПБМ – 1-й год жизни.
Созревание первичных проекционных
зон КПБМ (зрительных, слуховых, соматосенсорных, моторных): морфологически – к моменту рождения, функционально – в течение 1-го года жизни.
Созревание вторичных зон КПБМ (2-5 лет).
Созревание третичных ассоциативных зон задних отделов КПБМ (блок приема, хранения и переработки информации).
Зрелость третичных фронтальных зон (6-8 лет).
Слайд 38Критерии созревания мозга:
Морфологические (миелинизация нервных волокон, избыточный интенсивный синаптогенез). К
7-му году количество синапсов уменьшается, доходя до уровня взрослых.
Функциональные: показатели
ЭЭГ (частота, амплитуда спектра ЭЭГ, устойчивость ритма, средняя частота доминирующих волн, особенности ЭЭГ в разных зонах мозга, особенности генерализованной и вызванной активности, особенности пространственно-временной организации биопотенциалов). Изменения ЭЭГ происходят от рождения до юношеского возраста.
Рефлекторные
Локомоторные
Слайд 39Стадии рефлекторной деятельности плода
Локальные ответы отдельных частей тела (7,5- 8
недель)
Обобщенные (генерализованные) ответные реакции (8,5-9,5 недель)
Специализированные рефлекторные акты (с
6 месяцев)
До 6 месяцев-замыкание рефлексов на уровне спинного и продолговатого мозга, с 6-7 месяцев- на уровне стволовых и подкорковых отделов головного мозга
Слайд 40Рефлексы новорожденного
Пищевые (сосательный , глотательный)
Защитные (мигательный,зрачковый)
Двигательные
Тонические
Ориентировочный
1 Стойкие,
пожизненные автоматизмы
2 Транзиторные рудиментарные рефлексы
3 Рефлексы,
которые появляются после рождения, но не всегда выявляются
Слайд 41 Исследование рефлексов
Понижение (гипорефлексия) или исчезновение (арефлексия) рефлексов являются
признаками нарушения проводимости или анатомической целости рефлекторной дуги в любом
из ее отделов
Повышение сухожильных рефлексов (гиперрефлексия) признак поражения пирамидных путей, общая гиперрефлексия может наблюдаться при интоксикации, неврозах, гипертиреозе и других патологических состояниях.
Патологическими являются рефлексы, которые у взрослого здорового человека не вызываются, а появляются лишь при поражениях нервной системы, связанных со снижением тормозного влияния головного мозга на сегментарный аппарат спинного мозга или двигательные ядра черепно-мозговых нервов.
Несимметричность, неравномерность (анизорефлексия) рефлексов в сочетании с патологическими рефлексами всегда свидетельствует об органическом поражении нервной системы.
При хроническом утомлении отмечается снижение сухожильных рефлексов, а при неврозах — усиление.
Слайд 42Развитие двигательных навыков
от 2 – х до 5 мес. Движение
руки к предмету, захват предмета; в 3 мес – навык
ползания; в 4 – 5 мес. – переворачивание со спины на живот и обратно.
5 – 9 мес. С 5 мес. ребёнок при поддержке начинает переступать; 6 – 7 мес - садится, встаёт на четвереньки; 7 – 8 мес. может встать и держаться за опору.
9 – 12 мес. Улучшается координация движений. Дети пьют из чашки, пытаются есть ложкой, надевают кольца на стержень. К концу первого года ребёнок начинает ходить.
На 2 году - бегает, перешагивает через предмет.
На 3 году – подпрыгивает, самостоятельно одевается, застёгивает пуговицы, завязывает шнурки.
3 – 5 лет. Появляется игровая деятельность. Начинает рисовать. Ему уже доступен бег, катание на коньках, гимнастические и акробатические движения, игра на музыкальном инструменте.
6 – 7 лет. Низкое качество движений, ребёнок быстро устаёт,
9 – 10 лет – движения стабильные и быстрые, но низкие по качеству.
В дальнейшем наращивается количество и качество двигательных движений
20 – 25 лет – устанавливается оптимальный режим работы двигательного аппарата