Слайд 1Физиологические особенности ребёнка грудного возраста.
Слайд 2Общие закономерности развития
Организм ребенка на разных этапах развития отличается разными
анатомо-физиологическими особенностями.
При организации жизни детей и проведении оздоровительно-воспитательной работы необходимо
знать как общие закономерности процесса развития детского организма, так и конкретные особенности каждого возрастного периода. В педиатрии принято деление на периоды по схеме Н. П. Гундобина.
Слайд 3В раннем детстве различают следующие возрастные периоды:
Период внутриутробного развития. Продолжается
он 10 лунных месяцев — 270 дней и проходит две
фазы: а) фазу эмбрионального развития (первые 1 1/2 — 2 мес от периода зачатия), б) фазу плацентарного развития (с 3-го по 10-й месяц) — формирование плода.
Период новорожденности. Начинается с момента отделения плода от матери и длится 3 — 4 нед, в течение которых организм ребенка приспосабливается к условиям внутриутробного существования.
Период грудного возраста, заканчивающийся к концу 1-го года жизни.
Период молочных зубов. Охватывает возраст от 1 года до 7 лет и делится в свою очередь на два периода: преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет) и дошкольный (от 3 до 7 лет).
Слайд 4Грудной ребёнок — ребенок в возрасте до одного года. Выделяют период
новорожденности, продолжающийся 4 нед. после рождения и грудной возраст (от 4 нед.
до 1 года). В грудном возрасте ребенок растет и развивается очень интенсивно; в этом возрасте во многом определяется его дальнейшее умственное и физическое развитие. Организм Г. р. очень восприимчив к различным внешним воздействиям и заболеваниям, поэтому ребенок нуждается в особенно тщательном уходе.
Слайд 5Рост и масса тела:
Рост и масса тела ребенка увеличиваются в течение
всего первого года жизни, но интенсивность нарастания постепенно снижается. В
возрасте 1—3 мес. рост увеличивается каждый месяц на 3 см, в 4—6 мес. — на 2,5 см, в 7—9 мес. — на 1,5—2 см, в 10—12 мес. — на 1 см. В среднем за первый гор жизни длина тела ребенка увеличивается на 25 см, достигая 75 см. Масса тела, постепенно нарастая, в 4—5 мес. удваивается, к 1 году утраивается и в среднем достигает 10 кг.
Слайд 6Кожа у грудных детей:
Кожа: очень нежна, легко ранима. В связи с
несовершенной теплорегуляцией легко наступают перегревание или переохлаждение организма.
Слайд 7Подкожно-жировой слой:
Подкожно-жировой слой. Масса его нарастает, что может явиться причиной
крайне нежелательного ожирения.
Слайд 8Костная система у грудных детей:
Костная ткань новорождённого и детей в
первые месяцы жизни имеет порозно-грубоволокнисто-сетчатое строение. Она содержит много воды
и мало плотных веществ, в связи с чем кости детей, особенно раннего возраста, более мягкие и эластичные, легко изгибаются и деформируются, но зато менее ломки, чем у взрослых.
Слайд 9Костная система у грудных детей:
Плоские кости черепа у новорождённого и
детей грудного возраста также относительно мягкие, и между ними в
первые месяцы жизни остаются открытыми не-сросшиеся швы и так называемые роднички. Закрытие швов происходит к 2—3 месяцам жизни, малого родничка (между теменными и затылочной костями) — к 3 месяцам, большого (между теменными и лобными костями) — к 12—18 месяцам.
Слайд 10Зубы:
О ходе процессов окостенения в определённой степени можно судить по
срокам прорезывания зубов. Ребёнок обычно рождается без зубов. Иногда (очень
редко) ещё до рождения прорезываются 1—2 передних зуба. Они могут мешать ребёнку сосать грудь матери, и их рекомендуется удалить. Первые зубы (средние резцы) в норме прорезываются в 6—8 месяцев, боковые резцы — в 8—12, первые малые коренные — в 12—16, клыки — в 16—20, вторые малые коренные в 20— 30 месяцев.
Слайд 11Мышечная система:
Мышечная система у новорождённых и детей раннего возраста развита
слабо и составляет примерно 25 % от массы тела (у
взрослого человека не менее 40—43 %). У детей значительно меньше длина и тол-шина мышечных волокон. С возрастом длина мышечных волокон нарастает, количество ядер в них уменьшается.
Слайд 12Мышечная система:
По мере развития нервной и мышечной систем ребёнок в
2,5—3 месяца хорошо удерживает голову, в 3,5—4 месяца поворачивается со
спины на живот и в положении лёжа поднимает верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья, в 5 месяцев сидит при поддержке, в 6 — сидит самостоятельно, в 7—8 — ползает, в 9 — стоит при поддержке, в 10 — переступает, держась обеими руками за подвижную опору, к 1 году начинает ходить самостоятельно. Хорошая координация движений при ходьбе устанавливается к 1,5—2 годам.
Слайд 13Органы дыхания:
У растущего организма ребёнка вследствие исключительно активных процессов обмена
веществ потребность в кислороде в расчёте на килограмм массы тела
в 2,5—3 раза выше, чем у взрослого человека. Однако органы дыхания ребёнка раннего возраста, особенно на первом году жизни, отличаются значительной незавершённостью своей структуры и функциональной незрелостью.
Слайд 14Органы дыхания:
Нос ребёнка малый, короткий, носовые ходы узкие, нижний носовой
ход почти отсутствует. Воздух, проходя через носовую полость ребёнка, почти
не согревается и плохо очищается. Слизистая оболочка носа богата кровеносными и лимфатическими капиллярами и легко набухает при переохлаждении, что затрудняет дыхание и сосание.
Слайд 15Органы дыхания:
Глотка, гортань, бронхи у детей раннего возраста также отличаются
малыми размерами и узостью проходов, которые ещё больше уменьшаются при
набухании слизистой оболочки. Во всех этих органах и в ткани лёгкого мало эластичных волокон, что, наряду с недостаточностью выработки жироподобной плёнки (сурфактанта), выстилающей изнутри альвеолы, при воспалительных процессах легко приводит к развитию спадений отдельных участков лёгких (ателектазов) или, наоборот, к чрезмерному раздуванию лёгких (эмфиземе).
Слайд 16Органы дыхания:
Грудная клетка ребёнка имеет форму цилиндра или усечённого конуса.
Это связано с тем, что у ребёнка рёбра отходят от
позвоночника под прямым углом, в результате глубина дыхания у него резко ограничена.
Необходимый приток кислорода в кровь обеспечивается повышенной в 2—2,5 раза частотой дыхания и увеличенной в 1,5—2 раза частотой сердечных сокращений.
Слайд 17Сердечно-сосудистая система:
Сердечно-сосудистая система детей работает с большой нагрузкой, обеспечивая интенсивное
кровоснабжение всех быстро растущих и развивающихся органов и тканей. Поэтому
относительная масса сердца у ребёнка больше, чем у взрослого, и составляет 0,8 % массы тела (у взрослого — 0,5%).
Слайд 18Сердечно-сосудистая система:
У новорождённых желудочки сердца менее развиты, а размеры предсердий
относительно большие. При рождении толщина стенок правого и левого желудочков
одинакова. В дальнейшем по мере нарастания нагрузки на левую половину сердца в связи с необходимостью перекачки крови в большой круг кровообращения мышечная стенка левого желудочка быстро увеличивается и уже к 5—6 годам становится в 2 раза толще мышечной стенки правого желудочка. С возрастом совершенствуется и структура мышечных волокон сердца. Кровоснабжение самой мышцы сердца у ребёнка обильное, поэтому дети практически не болеют стенокардией и инфарктами. На протяжении всего детского возраста просветы главных сердечных артерий непрерывно увеличиваются.
Слайд 19Сердечно-сосудистая система:
Сердце ребёнка раннего возраста более возбудимо, тормозящее влияние нервной
системы на силу и частоту сокращений нарастает постепенно, с возрастом.
Частота сокращений сердца и пульс у новорождённого составляет 135—140 ударов в минуту, у годовалого ребёнка — 125—130
Слайд 20Сердечно-сосудистая система:
Особенностью сосудистой системы ребёнка является относительно большая ширина крупных
сосудов и обилие мелких сосудов и капилляров на периферии. Это
создаёт дополнительную нагрузку для сердечной мышцы и особенно осложняет её работу в случаях заболеваний, когда сама мышца сердца страдает от интоксикации, а сосуды по этой же причине теряют свой тонус. В таких случаях могут развиваться застойные явления на периферии и появляться признаки сердечно-сосудистой недостаточности.
Слайд 21Органы пищеварения:
Для полости рта ребёнка характерно отсутствие зубов и появление
полного состава (20) молочных зубов только к 2-летнему возрасту. Слизистые
оболочки полости рта нежные, в первые 3—4 месяца они суховаты из-за недостаточного выделения слюны. Позднее, по мере прорезывания зубов, слюна начинает выделяться обильно, и ребёнок не всегда успевает её проглатывать. В результате она может свободно вытекать наружу через нижнюю губу.
Слайд 22Органы пищеварения:
Язык ребёнка на первом году жизни относительно велик, на
нём хорошо развиты сосочки, в результате чего дети уже в
раннем возрасте хорошо различают вкус горького, сладкого, кислого и др. Сложному акту сосания у детей грудного возраста способствует большой язык и поперечная складчатость на губах, а также плотные жировые комочки на щеках ребёнка. У всех здоровых доношенных детей хорошо выражен сосательный рефлекс.
Слайд 23Органы пищеварения:
Желудок ребёнка раннего возраста относительно мал, поэтому его переполнение
быстро приводит к срыгиваниям и рвоте. Этому способствует и то,
что мышечная стенка входной (кардиальной) части желудка у детей первого года жизни развита слабо, а выходной (пилорической) части нередко гипертрофирована.
Слайд 24Органы пищеварения:
Слизистая оболочка желудка имеет те же пищеварительные железы, что
и у взрослого человека, однако они во многом недоразвиты. В
слизистой оболочке много кровеносных сосудов и мало эластичной ткани. Положение желудка ребёнка постепенно меняется с горизонтального на вертикальное.
Слайд 25Органы пищеварения:
В желудке под влиянием ферментов желудочного сока происходит створаживание
молока и разложение его белков и жиров на более простые
составные части. Активность основного фермента желудочного сока пепсина, который расщепляет белок, в 2—3 раза ниже, чем у взрослых. Относительно меньше вырабатывается соляной кислоты, необходимой для создания среды, в которой работают ферменты, и для набухания белков.
Слайд 26Нервная система:
Нервная система активно развивается на протяжении всего периода детства.
Хотя после рождения ребёнка количество нервных клеток не возрастает, масса
головного и спинного мозга увеличивается и продолжается его развитие. У новорождённого ребёнка масса головного мозга составляет 350—380 г, то есть около 10 % общей массы тела.
Слайд 27Нервная система:
С ростом ребёнка увеличивается количество и длина отростков нервных
клеток, дифференцируются извилины головного мозга. Особенно активно процессы роста мозга
и совершенствования его структуры происходят в первые 6—8 лет жизни. В зависимости от созревания структур нервной системы ребёнок начинает сидеть, стоять, бегать, говорить и т. д.
Слайд 28Нервная система:
Развитие центральной нервной системы идёт снизу вверх: спинной мозг
— нижние отделы головного мозга (ствол) — подкорка — кора.
Это соответствует физиологическим потребностям организма, обеспечивая жизненно необходимые функции: дыхание, сосание, глотание, деятельность сердечно-сосудистой системы и др.
Слайд 29.
У новорождённого доношенного ребёнка хорошо выражены сосательный, глотательный, оборонительный безусловные
рефлексы. На их основе в дальнейшем вырабатываются условные рефлексы на
положение тела, звуки, зрительные образы, на время и т. д.
Слайд 30Библиография:
Любимова З.В., Маринова К.В К.В.,Никитина А.А. Возрастная физиология :Учеб. для
студ. высш. учеб. заведений :.- М.: Гуманит. Изд. центр Владос,2003,-
Ч.1.-304с. Безруких М.М., Дубровинская Н.В.,Фарбер Д.А. Психофизиология ребёнка: Учебное пособие – 2-е изд., доп. –М.: Издательство Московского психолдого - социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК»,2005.-496с.