Слайд 1Физиология психических функций
Физиология речи. Сознание и мышление.
Слайд 2Понятие о сигнальных системах
Иван Петрович Павлов
1849 – 1936
Слайд 3Первая сигнальная система
Вторая сигнальная система
Ощущение
Слово (устное, письменное)
Вторая сигнальная система представляет
собой чрезвычайную прибавку к высшей нервной деятельности человека, это наше
лишнее, добавочное, социальное и есть человеческое…
И.П. Павлов
Слайд 4Первая сигнальная система
– функция мозга, обуславливающая превращение непосредственного раздражителя
внешней или внутренней среды в соответствующие ощущения организма.
это совокупность
сенсорных систем организма, обеспечивающих формирование непосредственного (конкретно-образного) представления об окружающей действительности.
Сигналами первой сигнальной системы являются условные и безусловные раздражители (предметы, явления и отдельные их свойства – запах, форма и т.п.).
Слайд 5Вторая сигнальная система
– это совокупность структур головного мозга человека
со зрительной и слуховой системами, обеспечивающими формирование обобщенного представления об
окружающей действительности на основе восприятия словесных сигналов.
Сигналами второй сигнальной системы являются элементы языка человека, основной формой которого является устная и письменная речь, а также формулы и символы, рисунки, жесты, мимика.
Слайд 6Основные факторы, необходимые для полноценного развития второй сигнальной системы являются:
Наличие сформированных механизмов первой сигнальной системы;
Полноценное состояние центральной нервной системы;
Социальные
факторы;
Слайд 7Формирование речи у детей
Слово как интегратор первого порядка
Слово как интегратор
второго порядка
Слово как интегратор третьего порядка
Непосредственный раздражитель - непосредственная реакция
Н-Н (первая половина первого года жизни);
Словесный раздражитель - непосредственная реакция С-Н (вторая половина первого года жизни);
Непосредственный раздражитель - словесная реакция Н-С;
Словесный раздражитель - словесная реакция С-С.
Слайд 8Функции речи:
1. Коммуникативная функция;
Речь – средство общения между людьми.
2. Понятийная функция;
Речь - это важнейшее средство познавательной деятельности, именно
посредством речи производится обучение человека и усваивается им новая информация, поступающая от другого человека.
3. Регуляторная функция.
Слайд 9ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕЧИ
Акустическая;
Оптическая;
Кинестетическая.
Импрессивная (сенсорная) речь;
Экспрессивная (моторная) речь.
Слайд 10Центр Вернике (задние отделы верхней височной извилины (поля 22, 37,
42 левого полушария). Задача этого центра – распознавание и хранение
устной речи, как собственной, так и чужой.
Центр Брока (задний отдел третьей лобной извилины (поле 44) чаще всего левого полушария. Задача этого центра – обеспечение двигательного компонента речи.
Центр распознавания музыкальных звуков и их сочетаний (средняя часть верхней височной извилины (поле 22))
Центр чтения письменной речи (на границе височной, теменной и затылочной долей (поле 39)).
Амнестический центр речи (поле 37).
Центры речи:
Слайд 13Структуры мозга, участвующие в речевой функции
Слайд 14ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЧИ
КОММУНИКАТИВНАЯ
РЕГУЛЯТОРНАЯ
ПОНЯТИЙНАЯ
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕЧИ
АКУСТИЧЕСКАЯ
ОПТИЧЕСКАЯ
КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ
Слайд 15Типы речи и их основные нарушения
ЭКСПРЕССИВНАЯ (МОТОРНАЯ) РЕЧЬ
- речевая апраксия
ИМПРЕССИВНАЯ (СЕНСОРНАЯ) РЕЧЬ
- речевая агнозия
АФАЗИЯ - РАСПАД СФОРМИРОВАННОЙ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ
АЛАЛИЯ - НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
ДИЗАРТРИИ - НАРУШЕНИЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЗВУКОВ
Слайд 16Мышление
- процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным
отражением внешнего мира.
- это активная психическая деятельность, направленная на решение
определенной задачи.
Слайд 18Ступени формирования мышления
наглядно-действенное, при котором решение задач осуществляется с помощью
реального манипулирования объектами → стадия длится примерно до трех лет;
наглядно-образное или образное, по своему содержанию приближающееся к воображению благодаря способности комбинировать образы, их свойства и качества → возникает в дошкольном возрасте – 3-7 лет;
вербально-логическое, вначале на уровне простых суждений, а позднее переходящее к операциям с понятиями и абстракциями, позволяющими выйти в мышлении за пределы актуального пространства и времени (например, способность реставрировать прошлое и прогнозировать будущее). Речь в этом контексте начинает играть роль формы выражения содержания мышления.
Зрелая психика располагает всеми тремя видами мышления в их развитой форме.
Слайд 19Мыслительная деятельность может осуществляться посредством различных по сложности и мозговому
обеспечению операционных процедур.
Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установленной
последовательностью элементарных операций, необходимых для решения задач данного класса.
Дискурсивное мышление → носящее рассудочный характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последовательный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим и обусловливает последующее звено.
Эвристическое мышление — творческое, а порой интуитивное решение нестандартных задач, генерация собственных оригинальных идей.
Слайд 20Этапы реализации мыслительной деятельности
Побуждение, связанное с осознанием проблемной ситуации (мотив
познания → побудительная фаза мышления);
Предварительная ориентировка и выдвижение гипотезы;
Формирование
программы, выбор средств;
Собственно мыслительные операции;
Контроль за промежуточными и конечными результатами.
Всякий мыслительный акт, так или иначе, обращается к прошлым энграммам, формирует новые смысловые связи и тем самым образует новые знания.
Слайд 21Структурные основы мышления
Ведущими структурами мыслительной деятельности являются ассоциативные зоны коры
большого мозга (лобная, теменная, височная доли) с ближайшими подкорковыми образованиями
и ретикулярной формацией.
Слайд 22 Мышление - процесс познавательной деятельности человека, характеризую-щийся обобщенным и
опосредован-ным отражением внешнего мира.
Мышление есть познание суще-ственных связей и
отношений вещей, часто недоступных ощущениям и восприятиям.
1-й этап: наглядно-действенное мышление или практический интеллект
2-й этап: построение сенсомоторных схем без свершения какого-либо действия
3-й этап: логические рассуждения, конкретные понятия в пределах реальных событий
4-й этап: способность к абстракциям и оценке гипотез
Слайд 232 СТРАТЕГИИ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ
1. Принятие решения
2. Решения задачи
3 ФАЗЫ РЕШЕНИЯ
ТВОРЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ
1. Фаза возникновения потребности в новизне
2.Фаза интуитивного поиска и
получения интуитивного решения (подсознание, во сне)
3.Фаза вербализации решения