Слайд 1Физиология высшей нервной деятельности
Ассоциативное обучение у человека. Поведенческая психотерапия.
2012-13
Слайд 2Исследования ассоциативного обучения у человека
Слайд 3Возникшие у человека условные рефлексы остаются за пределами его сознания,
однако сильно влияют на его поведение.
С одной стороны, они помогают
в определенное время засыпать, просыпаться, принимать пищу, сосредоточиваться на учебе или работе и т.п. Они обеспечивают заблаговременную подготовку всех систем организма к различным видам деятельности. Условные рефлексы помогают автоматически совершать массу необходимых действий, не загружая при этом сознание излишней работой - чистить зубы, вести машину, идти знакомым маршрутом на работу и домой, выполнять какую-либо привычную работу и т.п.)
Слайд 6Скиннер создал вариант камеры для своей второй дочери Дебби, которую
описал в статье «"Baby in a Box» в журнале «The
Ladies Home Journal» в 1945
Слайд 7Закономерности выработки условных рефлексов у человека не имеют принципиальных отличий
от закономерностей их выработки у животных.
Однако человек более склонен анализировать
ситуацию с помощью своего разума, что сказывается на скорости обучения.
В определенных условиях у человека возможно даже снижение скорости обучения в задачах на обучение методом проб и ошибок по сравнению с животными (это происходит в тех случаях, когда задача не имеет логически обоснованного решения).
Слайд 8Условнорефлекторные причины возникновения фобий у человека.
Принципы поведенческой психотерапии.
Слайд 9С другой стороны, в жизни человека при определенных условиях могут
образовываться условные рефлексы, оказывающие разрушительное воздействие на его личность.
Возникновением
неадекватных или патологических условных рефлексов можно объяснить фобии, неврозы, алкоголизм, наркоманию, склонность к азартным играм, а также такие аномалии поведения, как склонность ко лжи, воровство, асоциальное поведение и др.
Слайд 10Джон Уотсон (John B. Watson )
1878-1958
Один из основоположников бихевиоризма. Настаивал
на том, что предмет психологии - это только такое поведение,
которое можно зарегистрировать и измерить количественно.
Слайд 11Эксперименты Джона Уотсона по формированию страха у 11-месячного ребенка
Слайд 12Уотсон выработал у малыша по имени Альберт страх перед крысой,
сочетая предъявление этого животного с громким звуком (вверху). Этот «условный
страх» в результате генерализации вскоре распространился на все предметы с белым мехом, включая Деда Мороза (внизу).
Слайд 13М.К.Джонс (Jones, 1924), в своей работе с другим ребенком -
его звали Петер - попыталась устранить уже возникший у Петера
страх белых кроликов. Простого ежедневного предъявления белого кролика для этого оказалось недостаточно - страх сам собой не угасал. Успех был достигнут тогда, когда кролика вносили в помещение в момент, когда Петер был абсолютно спокоен и кушал, причем подносили его на такое расстояние, при котором Петер оставался спокойным. С каждым днем это расстояние удавалось понемногу уменьшать, причем каждый раз - когда Петер пребывал в спокойном состоянии. Постепенно Петер привык к кролику и даже начал трогать его и играть с ним.
Позже эту процедуру в поведенческой психотерапии стали называть систематической десенсибилизацией.
Слайд 14Примеры применения законов классического обучения в поведенческой психотерапии и клинической
психологии для избавления от вредных привычек и фобий:
Угашение – предъявление
УС без подкрепления
Контробусловливание – сочетание УС с БС, отличающимся от изначального. Пример: препарат, вызывающий тошноту при приеме алкоголя или курении
Погружение – принудительное угашение в форсированном режиме (есть риск развития сильного стресса, нервного срыва)
Систематическая десенсибилизация – постепенное и осторожное введение стимулов, вызывающих страх, неприязнь или тревогу