Слайд 1Ф.О. Шехтель
великий архитектор русского модерна
К уроку МХК презентацию выполнила учитель
истории и МХК Гераскина Е.В. ГБОУ «Школа 1164» Москва, 2015/2016
уч.год
Слайд 2Федор Осипович Шехтель - величайший русский архитектор рубежа XIX-XX столетия,
кавалер орденов св. Анны и св. Станислава, работал в разных
архитектурных стилях и гармонично сочетал их.
Cчитается создателем русского и московского модерна, все направления которого воплотил в своих сооружениях.
Многие из памятников архитектуры созданные Шехтелем в Москве вошли в Золотой фонд отечественной архитектуры и находятся под охраной государства. По его проектам в столице создано более 50-ти зданий, и многие из них сохранились до наших дней.
Слайд 3Биография Ф.О. Шехтеля (1859-1926)
1859 г. - родился 26 июля в
Петербурге
1865 г. – семья переехала в Саратов
1871 г.
– зачислен во второй класс Мужской гимназии в г. Саратове (учился не больше года)
1873-1875 г.г. – училище при Тираспольской римско-католической гимназии (г.Саратов)
1875-1878 г.г. – обучался в училище живописи, ваяния и зодчества,( отчислен за плохую посещаемость)
1880-1890 г.г. – работал в театре с художником К.Ф. Вальцем (Большой театр) и с антрепренером М.В. Лентовским (народный театр “Скоморох”)
1894 г. – получил диплом техника-строителя
Слайд 41896 г. – преподавал композицию в Строгановском художественно- промышленном училище
1899 г .– один из основателей Московского литературного кружка
1900
г. – за участие во Всемирной выставке в Париже награжден серебряной медалью
1901 г. - на Международной выставке в Глазго построил четыре павильона Русского отдела
1901г. – удостоен звания академика Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга
1902-1903 гг. – участник выставки Архитектуры и художественной промышленности Нового стиля в Москве
1906-1922 гг. – председатель Московского архитектурного общества (МАО)
1908 г. – член комитета по устройству международных конгрессов архитекторов. Почетный член общества британских архитекторов и архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Мюнхена, Берлина и Парижа
1914 г. – принял православие, при крещении дано имя Федор
1921-1923 гг. – председатель Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений при НТО ВСНХ, преподавал во ВХУТЕМАСе
7 июля 1926 г. – умер в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Слайд 5В период 1880-1890 г.г., карьера Федора Осиповича Шехтеля была связана
с театром.
Ведущую роль в его творчестве играло театрально –декоративное
искусство. Он был талантливым художником, создавал костюмы, декорации. Работал под руководством художника К.Ф. Вальца (Большой театр), непревзойденного мастера, прославившегося постановками красочных зрелищ. Также он работал и под руководством антрепренера М.В. Лентовского (народный театр "Скоморох"), который начинал свою карьеру в Саратове.
Федор Осипович являлся участником и исполнителем режиссерских идей Лентовского. Работа в театре вплотную переплелась с архитектурой. Самой крупной работой стал открытый театр "Антей" построенный (1883-1886) по проекту Шехтеля в "помпейском" стиле в Москве. Для Лентовского по проектам Шехтеля сооружались в парках галереи, театры, открытые эстрады, павильоны. В Петербурге для него Шехтель построил театр "Ливадия" и ресторан в "китайском" стиле "Кинь-Грусть".
Слайд 6Первые самостоятельные шаги
В 1894 году, чтобы иметь право производства строительных
работ и возможность работать самостоятельно, Шехтель в 35 лет сдал
экзамены на техника-строителя и получил диплом. Пик творчества одного из талантливейших зодчих рубежа 18-19 веков Ф.О. Шехтеля выпал на дореволюционный период (1894-1907). Его трудолюбию не было предела. Он проектировал и строил: особняки, вокзалы, банки, театры, гостиницы, типографии, памятники, церкви, часовни и даже бани, создавал уникальные интерьеры. Но славу и популярность лучшего архитектора Москвы получил за строительство особняков. Одними из лучших работ Шехтеля в Москве за эти 14 лет, считаются особняки: Морозовой на Спиридоновке, Рябушинского, Дерожинской, Перестройка Московского Художественного театра в Камергерском переулке (1902) и Ярославский вокзал.
Слайд 7В 1893 году Шехтель получает свой первый крупный заказ от
мецената Саввы Тимофеевича Морозова на строительство особняка в стиле английской
готики, для своей любимой жены Зинаиды Григорьевны Морозовой, на Спиридоновке 17
В 1893 году Шехтель получает свой первый крупный заказ от мецената Саввы Тимофеевича Морозова на строительство особняка в стиле английской готики, для своей любимой жены Зинаиды Григорьевны Морозовой, на Спиридоновке 17 (20-я минута фильма). Строительство было начато в 1894 году и продолжалось четыре года. Особняк с башнеобразными корпусами, стрельчатыми арками окон и дверей, с зубцами на стенах, напоминал замок. Для совместной работы над интерьером Шехтель привлек еще неизвестного в то время, художника Михаила Врубеля, который украсил особняк скульптурами, панно и витражами. Вместе им удалось создать архитектурный шедевр. Москва получила одно из красивейших зданий, а Шехтель стал популярным московским архитектором. Считается, что особняк Морозова является одним из прообразов особняка булгаковской Маргариты, на втором этаже особняка есть большое окно из которого возможно и "вылетела Маргарита". В этом же особняке Морозов какое-то время укрывал революционера Баумана. В настоящее время здание принадлежит МИДу.
Слайд 8Собственный дом…
Большой вклад в развитие архитектуры Федор Осипович внес и
как талантливый педагог, который с 1896 года преподавал композицию в
Строгановском художественно-промышленном училище. В 1889 году Федор Осипович построил свой первый дом на Петербургском шоссе 20, после женитьбы на Наталье Тимофеевне Жегиной, а позднее продал его главе Театральной дирекции Всеволожскому. В 1896 году в Ермолаевском переулке Шехтель построил себе особняк в романском стиле, в виде небольшого замка с гранеными башнями. Над входом были выложены золотистой мозаикой дата постройки "96", инициалы жены "S" "N" и ирисы.
Слайд 9Павильоны на выставке в Глазго
За участие во Всемирной выставке, проходившей
14 апреля 1900 года в Париже, Шехтель был награжден серебряной
медалью. На Международной выставке в Глазго в 1901 году, Шехтелем были спроектированы в стиле модерн четыре павильона русского отдела. Особенно красив был главный павильон, украшенный изысканной деревянной резьбой и башенками. А над входом в павильон были установлены гербы Москвы, Архангельска и Ярославля. В 1901 году Шехтель был удостоен звания академика Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга.
Слайд 10Одним из лучших проектов Шехтеля считается проект особняка московского миллионера
С.П. Рябушинского, созданный им в 1900 году в национально-романтическом стиле
модерн.
Замечательный светлый особняк со спиралевидными и криволинейными линиями, с кубовидным объемом здания, большими окнами и уникальным интерьером, расположенный на углу Спиридоновки и Малой Никитской, притягивает к себе взгляд и восхищает своей неповторимостью. Произведением искусства была каждая деталь этого дома. Эта работа принесла Шехтелю подлинное признание, и он стал самым востребованным архитектором. С 1931 года в нем проживал Максим Горький, в настоящее время особняк стал мемориальным домом - музеем Горького и открыт для посещения. Сохранился почти весь уникальный интерьер. Очаровательный особняк для А.И. Дерожинской, примы частной оперы, происходившей из семьи староверов, Шехтель построил в1901-1902 году в Кропоткинском переулке. Композиция здания построена на классических соотношениях квадрата и диагонали, присущих для древнерусской архитектуры. Облицовочная плитка, растительный орнамент, античные маски, женские головки и художественный металл придают особняку особый "шехтелевский" стиль.
Слайд 11В 1902 году Ф.О. Шехтель, отложив все заказы, безвозмездно взялся
за перестройку Художественного театра в Камергерском переулке (ныне МХАТ).
Работы
по перестройке театра производились с марта по октябрь. Была произведена полная перепланировка и художественная отделка помещений. Особенно красиво был оформлен зрительный зал, спроектированный на контрасте темного низа и светлого верха. Орнаментальная роспись потолка выполнена в серебристо-сиреневых тонах. Стены зала украшали бледно-розовые фонарики и люстра на потолке была собрана из таких же фонариков, что придавало залу романтический оттенок. Шехтелем в театре было сделано все, от проекта до занавеса со знаменитой белой чайкой - символом Московского Художественного театра, как напоминание о постановке пьесы А.П. Чехова. Красиво оформленные подъезды освещались фонарями-светильниками с дуговыми лампами. Здание МХАТ приобрело свой нынешний, такой знакомый москвичам облик, благодаря Федору Осиповичу Шехтелю.
Слайд 12В 1906-1907 году по проекту Шехтеля было построено новое здание
Ярославского вокзала, в неорусском стиле, в три раза больше прежнего.
С 1902-1904 здание Ярославского вокзала было построено тоже по проекту Шехтеля, интерьер вокзала оформлялся совместно с художником К.А. Коровиным.
Слайд 13Павильоны в стиле модерн построенные в Глазго нашли свое отображение
и в архитектурном решении здания Ярославского вокзала. Главная роль в
форме здания отведена композиции ассиметричных башенных объемов. Глядя на прорезанную аркой главного входа крышу с килевидным козырьком, полукруглые пилоны увенчанные крепостными башенками, металлические решетки явно видятся черты средневекового замка. Обращают на себя внимание и панно, а также фронтон над входом в вестибюль, в нише которого расположены рельефные изображения гербов. Георгий Победоносец – это герб Москвы, Святой Михаил Архангел – Архангельска, а медведь с секирой - Ярославля, все это черты русского Севера. В результате уникального архитектурного решения талантливейшего зодчего Ф.О. Шехтеля Ярославский вокзал стал одним из красивейших вокзалов Москвы, который является украшением столицы и в наше врем
Слайд 14Церковь у Соломенной Сторожки
Не менее талантлив Шехтель был и как
церковный зодчий творивший как для христиан, так и для старообрядцев
и лютеран. В Москве, на углу 1-й Тверской-Ямской и Юлиуса Фучека, им была построена Никольская часовня в память о дне бракосочетания государя Николая Александровича и императрицы Александры Федоровны. До нашего времени эта постройка не сохранилась. В Москве Шехтель строил домовые храмы, усыпальницы, надгробия, но многие его проекты так и не были осуществлены.
Слайд 15Большая Садовая 4
Уже на пятом десятке, Шехтель в 1910 году
строит свой небольшой двухэтажный особняк в стиле неоклассики на Большой
Садовой, 4. Гармония в планировке отражена в композиции фасада. Сам фасад украшен портиком из четырех колонн. Во дворе находился палисадник и флигель-мастерская, в которой работал знаменитый архитектор. У Федора Осиповича Шехтеля с Натальей Тимофеевной было трое детей. Сын Лев стал живописцем и теоретиком искусств, дочь Вера художником оформителем, а Екатерина занималась воспитанием племянников и их детей. В 1914 году Шехтель принял христианство, при крещении ему было дано имя Федор.
Слайд 16Шехтель и советская власть
Революцию 1917 года Шехтель принял, искренне пытался
адаптироваться в новой жизни, но началась Гражданская война и строительство
практически прекратилось. В 1918 году особняк на Большой Садовой 4 был национализирован и Шехтель начал скитаться по разным квартирам. При этом он занимал высокие посты, был председателем Архитектурно – технического совета Главного комитета государственных сооружений (1921-1923), председателем художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ, преподавал во ВХУТЕМАСе. Был членом и председателем целого ряда конкурсных жюри. Хотя в 1920-х годах строительство и стало восстанавливаться, архитектурный стиль нового времени Шехтель принять не мог. Из всех созданных им проектов, строился в 1923 году только павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Нескучном саду. Хотя Шехтель создавал новые проекты: Мавзолея Ленина (1924), Днепрогэса (1925), Болшевского оптического завода и другие, все они были отклонены.
Слайд 17Последние годы жизни
Гениального архитектора и профессора прославившего Россию за рубежом,
Ф.О. Шехтеля, который спроектировал и построил более 80 сооружений в
Москве и по всей стране, человека, который принес много пользы стране и после революции 1917 года, ожидала унизительная старость. Назначенной пенсии по ходатайству А.В. Луначарского катастрофически не хватало даже на лекарства, тыжелобольной великий архитектор голодал и жил в нищете. Шехтель тяжело заболел и уже не вставал. Последние годы прожил в коммуналке у своей дочери Веры (Малая Дмитровка 25).
Умер Федор Осипович Шехтель 7 июля 1926 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Слайд 19Гиперссылки
http://moscowwalks.ru/2014/05/22/ruined-houses/?CatalogId=144&no
http://artmart.su/104-lev_moskovskogo_moderna.html
http://www.moscow.org/moscow_encyclopedia/204_arhitect_shehtel.htm
https://youtu.be/RQG31WR7wvU