Разделы презентаций


Фольклор Киевской Руси

Содержание

Истоки и факторы образования и развития фольклораДостояние современностиВиды фольклораПлан

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Работу подготовил студент группы ПМ-17 Сур Евгений
Фольклор Киевской Руси

Работу подготовил студент группы ПМ-17 Сур ЕвгенийФольклор Киевской Руси

Слайд 2Истоки и факторы образования и развития фольклора
Достояние современности
Виды фольклора
План

Истоки и факторы образования и развития фольклораДостояние современностиВиды фольклораПлан

Слайд 3В период складывания и расцвета феодализма на Руси (X -

XVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских

племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и региона имела свои особые черты и взаимодействовала с культурой соседних государств и земель.
В период складывания и расцвета феодализма на Руси (X - XVII вв.) искусство формировалось на основе достижений

Слайд 4Особенно ощутимым было влияние Византии с момента принятия Русью христианства.

Однако эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои

специфические, глубоко национальные формы. "Мы взяли из Византии евангелие и традицию" - писал А.С. Пушкин. Важно отметить, что русское искусство периода средневековья формировалось в борьбе двух укладов - патриархального и феодального, и двух религий - язычества и христианства.
Особенно ощутимым было влияние Византии с момента принятия Русью христианства. Однако эти основы были переработаны и приобрели

Слайд 5В деревнях, особенно на севере России, сказители древних былин до

сих пор в большом почете. Только в самое последнее время

источники фольклора начали пересыхать под воздействием индустриализированной и механизированной цивилизации.
В деревнях, особенно на севере России, сказители древних былин до сих пор в большом почете. Только в

Слайд 6Письменные памятники донесли до нас множество преданий и легенд о

родоначальниках племен и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе

с чужеземцами. Народные сказания отразилась в «Слове о полку Игореве»(II - VI вв.), «времени Бусовом» (IV в.). О движении славян на Балканы в VI в. и о борьбе славян с аварами в VII в. сохранила «Повесть временных лет».
Письменные памятники донесли до нас множество преданий и легенд о родоначальниках племен и княжеских династий, об основателях

Слайд 7На данный момент большинство нам известных произведений русского фольклора, в

том числе народной прозы, такой как волшебные сказки, зафиксированы письменно

или, в последнее время, в звуковом варианте в течение восемнадцатого, девятнадцатого и двадцатого веков. Таким образом, нет формальных свидетельств, для датирования этих материалов, кроме даты записи, которая в большинстве случаев сравнительно свежа. Для некоторых эпических песен самую раннюю дату создания можно установить по контексту. Так, песня о гибели воеводы Скопина-Шуйского, безусловно, не могла появиться раньше 1610 г., даты смерти воеводы. В большинстве случаев, однако, этот способ ненадежен. Некоторые эпические песни, воспевающие князя Владимира, могли быть созданы в его время, но нельзя быть уверенными, что мы располагаем первоначальным текстом.
На данный момент большинство нам известных произведений русского фольклора, в том числе народной прозы, такой как волшебные

Слайд 8Русский фольклор сопровождал русский народ на протяжении всей его истории,

а имеющиеся письменные источники свидетельствуют о его богатстве и разнообразии.

Значительное место в нем занимала обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа.

Обрядовый фольклор также включал в себя свадебные песни, похоронные плачи-причитания, песни на пирах и тризнах. Распространены были и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. Существовали также формы фольклора, не связанные с языческим культом, - пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни.

Русский фольклор сопровождал русский народ на протяжении всей его истории, а имеющиеся письменные источники свидетельствуют о его

Слайд 9К этой группе относятся песни, исполнявшиеся во время празднеств по

случаю дня зимнего солнцестояния (коляды), весеннего равноденствия (масленица), летнего солнцестояния

(семик или русалья) и осеннего солнцестояния. После введения на Руси христианства прежние языческие праздники были совмещены с христианскими, а тексты некоторых песен соответственно изменились. Старые колядовые песни теперь играли роль рождественных гимнов.
К этой группе относятся песни, исполнявшиеся во время празднеств по случаю дня зимнего солнцестояния (коляды), весеннего равноденствия

Слайд 10Русская песня имеет свои мелодические, гармонические и ритмические особенности. Некоторые

древнерусские песни сложены в так называемом пентатонном звукоряде, за самый

короткий интервал в котором принят "тон" или "полный интервал". В этом смысле музыку, по крайней мере, одной группы древнерусских народных песен, можно назвать скорее евразийской, чем европейской. С другой стороны, интересно отметить, что пентатонный звукоряд сохранился также в кельтской народной песне, у шотландцев, ирландцев и в Британии. Другие русские песни, кажется, следуют традициям древнегреческой музыки.
Русская песня имеет свои мелодические, гармонические и ритмические особенности. Некоторые древнерусские песни сложены в так называемом пентатонном

Слайд 11Можно добавить, что русская народная песня преимущественно диатоническая, элементы хроматизма

очень редки. Большинство русских песен многоголосные. Каждая партия самостоятельна и

по-своему красива, но все служат целому. Кроме хорового пения в Киевской Руси любили и сольное, особенно на княжеских пирах, где исполняли героические баллады, такие как "Слово о полку Игореве". В большинстве случаев певец сам аккомпанировал себе на гуслях.
Можно добавить, что русская народная песня преимущественно диатоническая, элементы хроматизма очень редки. Большинство русских песен многоголосные. Каждая

Слайд 12После крещения Руси церковное пение стало существенным элементом русской музыкальной

культуры. В соответствии с византийской традицией, Русская Церковь избегала инструментальную

музыку, если не считать таковой церковные колокола. С другой стороны, вокальная музыка - а конкретно, хоровое пение - рано достигла высокого уровня.

Сначала русское церковное пение было унисонным. Его нотации сохранились в небольшом количестве рукописей, самая древняя из которых - новгородская церковная книга одиннадцатого века. В ней содержится знаменная нотация. Кроме нее, на Руси, в период с одиннадцатого по четырнадцатый века, существовала и другая система нотации, известная как кондакарная. К сожалению, она до сих пор не расшифрована полностью, но из того, что уже прочитано, ясно, что это запись многоголосного пения.

После крещения Руси церковное пение стало существенным элементом русской музыкальной культуры. В соответствии с византийской традицией, Русская

Слайд 13Так же довольно многочисленны эпические песни. Эти поэмы обычно посвящаются

славным подвигам могучих богатырей, защищавших русскую землю от степных кочевников.

Богатыри, воспеваемые в эпических поэмах, в основном дружинники Владимира Святославича. Хоть они всегда готовы защитить князя и его государство, в них нет подобострастия, они по-дружески общаются с ним, иногда даже ругают князя и его жену. Они были не дисциплинированными солдатами, а грубыми индивидуалистами и, действительно, каждый из них изображается как личность со своим собственным характером.
Так же довольно многочисленны эпические песни. Эти поэмы обычно посвящаются славным подвигам могучих богатырей, защищавших русскую землю

Слайд 14Следует подчеркнуть, что в некоторых из них прослеживаются параллели с

персидским и тюркским фольклором. Так, например, некоторые эпизоды истории об

Илье Муромце напоминают нам великий персидский эпос "Шахнаме". Возможно, черкесы были связующим звеном между русской и персидской поэзией, так как черкесские влияния тоже прочитываются в отдельных русских эпических песнях: героя одной из древних русских былин зовут Святогор ("князь святых гор"). Под этими горами, видимо, имелась в виду Кавказская гряда.
Следует подчеркнуть, что в некоторых из них прослеживаются параллели с персидским и тюркским фольклором. Так, например, некоторые

Слайд 15В заключение необходимо сказать несколько слов о русской сказке. Сказка

была необычайно популярна в русском народе на протяжении всей истории

страны. Как составная часть русского фольклора она богата и разнообразна. Существует два главных жанра сказки: волшебная и сатирическая.
В заключение необходимо сказать несколько слов о русской сказке. Сказка была необычайно популярна в русском народе на

Слайд 16Сатирические сказки дают выход народному недовольству политической и социальной несправедливостью.

Интересно, что некоторые сказочные персонажи, например Баба-Яга, упоминаются в летописи,

что свидетельствует о популярности сказок в киевский период.

Волшебные же сказки, с их коврами-самолетами, скатертями-самобранками и т.п., корнями, возможно, уходят к языческому колдовству. Их популярность объясняется мечтой людей о вещах, которые сделали бы жизнь легче.

Сатирические сказки дают выход народному недовольству политической и социальной несправедливостью. Интересно, что некоторые сказочные персонажи, например Баба-Яга,

Слайд 17Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика