Слайд 1Фонетика.
Фонетический анализ слова
Слайд 2Запишите высказывание К. Паустовского.
Вставьте буквы и знаки препинания.
Слова то
ш…лестят как трава то б…рмочут как родники то пер…свистываются как
птицы то п…званивают как первый лед.
Слайд 3Словарная работа
Сертифика̀т – документ, удостоверяющий права на что-либо (документ,
удостоверяющий качество товара).
Толера̀нтность – терпение к чужому мнению, культуре,
религии.
Слайд 4Что изучает фонетика?
Звуки речи
Слайд 5Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без
препятствий.
Гласные звуки
Слайд 6При образовании этих звуков воздушная струя проходит через рот, преодолевая
различные препятствия.
Согласные звуки
Слайд 7Сколько гласных звуков в русском языке?
Слайд 8Сколько гласных звуков в русском языке?
Гласных звуков шесть:
[и],
[ы], [у], [э], [о], [а].
Слайд 9Гласные делятся на….
Ударные Безударные
Слайд 11Сколько согласных звуков в русском языке?
Слайд 12Сколько согласных звуков в русском языке?
36
Слайд 13Согласные звуки делятся на…
Глухие Звонкие
Слайд 16Всегда твердыми являются согласные звуки:
[Ж]
[Ш]
[Ц]
Исключение:жюри -[ж᾿]ури
Слайд 17Всегда мягкими являются согласные звуки:
[Й᾿]
[Ч᾿]
[Щ᾿]
Исключения:
помощник-помо[ш]ник, всенощная- всено[ш]ная
Слайд 18Буквы Е,Ё,Ю,Я,И,Ь
Показывают на письме мягкость предшествующего согласного:
певунья, мягкими
Слайд 19Буквы Ь и Ъ
НЕ обозначают звуков!
Слайд 21Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?
Вол – вёл,
плоты – плоды,
супы – зубы, лук – люк,
мол
– мель
Слайд 22Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию
следующих слов.
Лён, лей, люк, ток, шёл, шей.
Слайд 23Фонетические процессы
1. Редукция
2. Оглушение
3.
Озвончение
4. Выпадение
5. Смягчение
6. Стяжение
Слайд 24Фонетические процессы
В потоке речи звуки влияют друг на друга, что
приводит к их изменению. Эти изменения звуков называются фонетическими процессами.
Основные
фонетические процессы, связанные с согласными звуками.
1. Оглушение звонких парных на конце слова: Род [ рот ], флаг [ флак ].
2. Оглушение звонких парных перед глухими: Селедка [ селетка ], в траву [ фтраву].
3. Озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных и [ в ], [ в` ]: Косьба [каз`ба], к дереву [ гд`эр`иву ].
4. Расподобление звуков – усиление различий между звуками для облегчения произношения. НАПРИМЕР, в слове легкий вместо звуков [гк` ] произносим сочетание [ хк` ], что облегчает произношение слова.
5. Упрощение групп согласных происходит в словах, где есть непроизносимые согласные: в сочетании из трех согласных один не произносится:
снт – [ сн ]: устный – у[ сн ]ый;
здн – [ зн ]: поздний – по[ зн]ий;
лнц – [ нц ]: солнце – со[ нц ]е;
рдц – [ рц ]: сердце – се[ рц ]е.
Слайд 25Задание. Определите, какой согласный звук (глухой или звонкий) обозначен подчеркнутой
буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются в приведенных словах?
Забастовка, сдаться,
от дома, любовь, что, указка, честный, счастливый, рябь, мороз, расчет, к берегу.
Слайд 26Какие фонетические процессы происходят в словах?
Молодёжь, просьба, вестник,
кость, учиться, сожалеть, сочувствовать, робкий, молотьба, сугроб, расчёт.
Слайд 27Вставьте пропущенные буквы
Полезный тру…, дальнее ро…ство, высший пилота…, издер…ки производства,
неожиданная развя…ка, настоятельная про…ьба
Слайд 28Вставьте пропущенные буквы
Аген…ство, доблес…ный, я…ственный, ярос…ный, сверс…ник;
ровес…ник, чудес…ный, ужас…ный;
праз…ник, чу…ство, я…ства.
Слайд 29План фонетического разбора
1 Орфографическая запись слова.
2 Деление слова на слоги и место
ударения.
3 Фонетическая транскрипция слова.
4 Характеристика всех звуков по порядку:
а) согласный – звонкий –
глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен;
б) гласный: ударный – безударный.
5 Количество звуков и букв.
Слайд 30Сделайте фонетический анализ слов
Сеять, настроение, образ, вправо, низкий, скучный, ёжиться.
Слайд 321. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая
гласная корня?
встр…чать, в…рховный, уд…влённый
1
2
3
4
апл…дисменты, укр…тить, совм…щать
изл…жение, пров…нциальный, р…дколесье
д…ректор, зад…рать,
нап…дающий
Слайд 332. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая
гласная корня?
сат…рический, перекл…каться, л…гичность
4
2
3
1
пр…зидиум, пр…вилегии, беспр…кословно
ог…рчение, побл…дневший, в…риант
п…лисадник, насл…ждение,
просл…влять
Слайд 343. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая
гласная корня?
пер…одический, амн…стировать, умн…жение
2
3
4
1
д…агноз, происх…дить, пож…лать
подг…рел, сп…сать, в…стибюль
покл…нение, ст…пендия,
предпол…жение
Слайд 354. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая
гласная корня?
просв…щение, асф…льтированный, нак…рмить
3
2
4
1
соб…раться, зам…нить, ап…лляция
м…гистраль, м…теринский, опров…ргать
г…ниальный, п…ссимист,
трад…ционный
Слайд 36
з…рница, прик…саться, прор…сти
1
2
3
4
обл…денение, поб…дитель, кр…тиковать
м...рковь, ув...деть, пл...тить
д…рога, уд…вление, ст…ловый
5.
В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная гласная
в корне?
Слайд 37
прик...сновение, дог...нять, ед...ница
1
2
3
4
ап...лляция, прид...раться, экспер…мент
к…сательная, соск…чить, м…кать кисть в краску
к...ртина,
опт...мизм, взб...раться
6. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся
безударная гласная?
Слайд 387. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная
гласная в корне?
соб...рутся, заг...релый, к...ммерсант
1
2
3
4
разб…рать, подж…гать, ск…чок
к...пошится, предв...рительный, зар...сли
с...туация,
ср...жаться, б...седующий
Слайд 398. В каком ряду во всех словах пропущена безударная чередующаяся
гласная?
покл...нение, прил…жение, з...мовщики
1
2
3
4
в...стибюль, всп...хать, уед...нение
р...внение, заг...релый, прик…сновение
пож...лать, оч...рование, бл…стательный
Слайд 40Домашнее задание
Фонетический разбор слов:
сеять, яичница, ложь.
Выписать все формы указанных
глаголов прошедшего времени (м.р, ж.р., ср. р.) и расставить в
них ударение:
Начать, брать, сеять, класть, винить.