Разделы презентаций


ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ

Содержание

Объект и предмет ФонетикиФонетика –наука о звуковом материале языка, законах его использования, исторических изменениях в этом материале и приемах его использования.Звуковой материал – звуки, слоги, ударение. интонация – изучаются в 3

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ

ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ

Слайд 2Объект и предмет Фонетики
Фонетика –наука о звуковом материале языка, законах

его использования, исторических изменениях в этом материале и приемах его

использования.
Звуковой материал – звуки, слоги, ударение. интонация – изучаются в 3 аспектах
Объект и предмет ФонетикиФонетика –наука о звуковом материале языка, законах его использования, исторических изменениях в этом материале

Слайд 3Аспекты изучения звукового материала
1. акустический
2. биологический ( или артикуляционный)
3. функциональный

(или фонологический)

Аспекты изучения звукового материала1. акустический2. биологический ( или артикуляционный)3. функциональный (или фонологический)

Слайд 4Акустический аспект в изучении звуков языка
Каждый звук (в том числе

и звуки языка) есть физическое явление – колебательное движение, передаваемое

через упругую среду (воздух) и воспринимаемое человеческим слухом. Это колебательное движение характеризуется акустическими признаками, рассмотрение которых и составляет акустический аспект изучения звуков языка.
Акустический аспект в изучении звуков языкаКаждый звук (в том числе и звуки языка) есть физическое явление –

Слайд 5Акустический аспект
Звуки характеризуются:
Высотой
Силой (интенсивностью)
Длительностью (долготой)
Тембром
Звуки могут изучаться при помощи спектрального

анализа

Акустический аспектЗвуки характеризуются:ВысотойСилой (интенсивностью)Длительностью (долготой)ТембромЗвуки могут изучаться при помощи спектрального анализа

Слайд 6Биологический аспект
Рассмотрение звуков языка с точки зрения процессов, происходящих в

организме при произнесении звуков и при их восприятии составляет содержание

биологического аспекта в изучении звуков. Биологический аспект подразделяется на произносительный и перцептивный.
Биологический аспектРассмотрение звуков языка с точки зрения процессов, происходящих в организме при произнесении звуков и при их

Слайд 7Артикуляция
Совокупность работ дыхательного аппарата и движений произносительных органов, необходимая для

произнесения соответствующего звука, называется артикуляцией этого звука.
Она состоит их

трех моментов: экскурсии, выдержки и рекурсии.
Экскурсия – это начальный момент, когда органы речи готовятся к произношению.
Выдержка, или центральный момент, - это момент произношения звука, его звучания.
Рекурсия – заключительный момент, когда органы речи завершают произношение.
АртикуляцияСовокупность работ дыхательного аппарата и движений произносительных органов, необходимая для произнесения соответствующего звука, называется артикуляцией этого звука.

Слайд 8Изменение артикуляции в потоке речи
Изменения в потоке речи могут быть

1)комбинаторными, вызванными взаимодействием между артикуляциями звуков, находящихся в потоке речи

в непосредственном или близком соседстве; и
2) собственно позиционными, связанными с положением звука в безударном слоге либо в конце слова.
Изменение артикуляции в потоке речиИзменения в потоке речи могут быть 1)комбинаторными, вызванными взаимодействием между артикуляциями звуков, находящихся

Слайд 9Фонологический аспект изучения звуков
Изучением звуков с точки зрения их функций

в процессе общения, т.е. в социальном аспекте, занимается функциональная фонетика,

или фонология.
Понятие фонемы является одним из центральных в современной фонетике.
Основоположниками учения о фонеме были выдающиеся лингвисты И.А. Бодуэн де Куртенэ и его ученик Л.В. Щерба. Именно русской науке обязана мировая лингвистика созданием учения о фонеме.
Понятие фонемы не следует отождествлять с понятием звука. Всякий членораздельный звук речи обязательно выступает представителем какой-либо фонемы. Звук речи – это конкретный звук, произнесённый конкретным лицом в конкретном случае. Звуки языка – это множество звуков речи, близких друг другу в артикуляционно-акустическом отношении, определяемых говорящими как тождество.
Фонологический аспект изучения звуковИзучением звуков с точки зрения их функций в процессе общения, т.е. в социальном аспекте,

Слайд 10Фонема
Имеется несколько определений фонемы, каждое из которых отражает отдельные

стороны её многогранной и сложной сущности.
Фонема – независимая единица звуковой

системы языка. Она может выделяться не только в сопоставлении с другими фонемами, потенциально связанными со значением, но и независимо от значений, только на фоне других фонем.
Фонема имеет несколько функций. Она является объектом восприятия: именно фонемы, представленные теми или иными конкретными звуками, воспринимает человек с помощью органов чувств (слуха). В этом заключается перцептивная функция фонемы. Самая существенная её функция – различительная: она различает звуковые оболочки слов и морфем.Ср: бур-бор-бар.
Фонема – сложное явление. Она состоит из ряда признаков, не существующих самостоятельно, вне фонемы, но существующих одновременно в фонеме.
Итак, фонемой называется кратчайшая звуковая единица, способная быть единственным внешним различителем морфем и слов.

Фонема Имеется несколько определений фонемы, каждое из которых отражает отдельные стороны её многогранной и сложной сущности.Фонема –

Слайд 11Варьирование фонем и их дистрибуция
Варьирование фонем происходит по двум причинам:

внеязыковым и языковым.
Внеязыковые изменения случаются в зависимости от того, произносим

мы слово басом или тенором, громко или тихо, торопливо или медленно и т.д. и т.п.
Изменение звучания фонемы, обусловленное её позицией в слове или речевом потоке связано с причинами языковыми.
Варьирование фонем, вызванное языковыми причинами, приводит к тому, что одна и та же фонема в разных условиях звучит не одинаково. Т.е одна фонема может объединять в себе ряд физически разных звуков. [Т] неогубленное и [т] огубленное, (брата-брату), например. Или е открытое и [е ]суженное (уже и сажень). Эти звуки, объединяемые как разновидности одной фонемы, называются вариантами этой фонемы или ее аллофонами (аллофонемами) . Варианты фонемы обусловлены характером фонетического окружения. Основной вариант – тот, который выступает в изолированном положении или большинстве фонетических окружений. Другие варианты – специфические варианты фонемы, обусловленные позиционными и комбинаторными изменениями в артикуляции фонемы. Специфические варианты – это обязательные варианты, но есть еще и факультативные – они связаны с возрастными, социальными или др. внеязыковыми обстоятельствами произношения (например картавое р). Совокупность всех позиций и окружений, в которых этот элемент встречается в данном языке, называется дистрибуцией. Обязательные варианты фонем или аллофоны находятся в отношении непересекающейся или дополнительной дистрибуции. А факультативные варианты находятся в отношении свободной дистрибуции или свободного варьирования.

Варьирование фонем и их дистрибуцияВарьирование фонем происходит по двум причинам: внеязыковым и языковым.Внеязыковые изменения случаются в зависимости

Слайд 12Признаки фонемы
Определение признаков, составляющих содержание фонемы, занимает важное место в

фонологии.
Среди признаков фонемы различают конститутивные, дифференциальные и интегральные. Конститутивные –

постоянные, независимые от позиции признаки. Дифференциальные – признаки, позволяющие отличить одну фонему от другой. Дифференциальные признаки фонем определяются с помощью противопоставлений. Интегральные – это такие признаки звуков, воплощающих фонемы, которые не участвуют в противопоставлении данной фонемы другим фонемам.

Признаки фонемыОпределение признаков, составляющих содержание фонемы, занимает важное место в фонологии.Среди признаков фонемы различают конститутивные, дифференциальные и

Слайд 13Просодические явления
Словесное ударение, слоговой акцент и интонация –относятся к просодическим

явлениям или супрасегментным.
Словесное ударение – выделение одного слога с помощью

того или иного звукового средства
Типы ударения: динамическое (силовое), количественное (квантитивное); музыкальное (тоническое); качественное.
В русском языке – динамическое ударение., новые исследования показывают, что оно также и количественное и качественное.
Просодические явленияСловесное ударение, слоговой акцент и интонация –относятся к просодическим явлениям или супрасегментным.Словесное ударение – выделение одного

Слайд 14Типы ударения
Ударение может быть свободным и связанным
В русском языке ударение

может падать на любой слог слова и на любую морфему

– приставку, корень, суффикс и окончание: вы́учить, по́ле, доро́га, вода́, напуга́ть. Такое ударение называется свободным.
Связанным (фиксированным) называется словесное ударение в тех языках, в которых оно всегда (или почти всегда) падает на один определенный по порядку слог слова, например: только на начальный, только на конечный, только на предпоследний слог и т. д. Начальное ударение имеем в финно-угорских языках, а из индоевропейских — в латышском, чешском, словацком (ср. в русском языке имена собственные и другие слова, заимствованные из этих языков: Хельсинки, Калевала — из финского; Таллин, Тарту — из эстонского; Рига, Райнис — из латышского; Прага, Дворжак, Гашек, робот — из чешского; Пётефи, чардаш — из венгерского и т. д.). Конечное ударение представлено в армянском (ср. Ереван, Сарьян), таджикском (Душанбе). Фиксированное ударение на предпоследнем слоге господствует в польском языке (ср. Варшава, Краков, Мицке­вич, шляхта).

Типы ударенияУдарение может быть свободным и связаннымВ русском языке ударение может падать на любой слог слова и

Слайд 15Типы ударения
Ударение может быть неподвижным и подвижным Ударение в одних словах

может быть неподвижным (при склонении и спряжении ударение в словоформах

остается на одном и том же слоге: дрожу́, дрожи́шь, дрожи́м…, заво́д, заво́да…), в других – подвижным (при склонении и спряжении ударение в его формах оказывается на разных слогах: голова́, го́ловы, голо́в…; пишу́, пи́шешь…).Продуктивным типом в русском языке является неподвижное ударение. Словесное ударение в русском языке может различать: 1) смысл слова: хло́пок – хлопо́к, бе́лка – белка́, пи́ща – пища́; 2) формы одного и того же слова: хо́дите – ходи́те, насы́пать – насыпа́ть, о́кна – окна́; 3) варианты слов: добы́ча (общеупотр.) – до́быча (проф.); ди́кий (лит.)- дико́й (диал.); краси́вее – красиве́е (прост.), му́зыка (нейтр.)- музы́ка (уст.) Существуют и дублеты, когда разница в месте ударения не значима: ка́мбала – камбала́, тво́рог – творо́г, ржа́веть – ржаве́ть и др.
Типы ударенияУдарение может быть неподвижным и подвижным  Ударение в одних словах может быть неподвижным (при склонении

Слайд 16Отклонения в системе ударений в русском языке
В абсолютном большинстве слов

русского языка место ударения достаточно устойчиво, а перемещение его подчиняется

определенным закономерностям, что в целом составляет норму. Однако наряду с этим наблюдаются колебания в ударении отдельных слов, допускаемые литературной нормой, а в речи людей, недостаточно владеющих литературным языком, нередки случаи нарушения нормы. Причинами колебаний и отклонений от нормы в отношении ударения являются: а) влияние местных диалектов: до́быча (сев.) – добы́ча, при́говор (сев.) – пригово́р, нена́висть (юж.) – не́нависть, правну́к (юж.)- пра́внук; б) заимствованные слова с колебающимся ударением. Одно и то же слово может заимствоваться из разных иностранных языков, различающихся системами ударения: а́лкоголь (из нем.) – алкого́ль (влияние франц.) пи́кник (из англ.)- пикни́к (из франц.) импо́рт (из франц.) – и́мпорт (из. англ.) в) изменение самой нормы: паспо́рт (уст. В первой половине XIX в. общепринятым было ударение на втором слоге) – па́спорт (единственно правильное является на 1-м слоге).

Отклонения в системе ударений в русском языкеВ абсолютном большинстве слов русского языка место ударения достаточно устойчиво, а

Слайд 17Некоторые слова в речи не имеют ударения. Такие безударные слова

называются клитиками. Они примыкают к другим словам, составляя с ними

одно фонетическое слово. Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы: на горе; ко мне; сестра и брат. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой. Энклитиками обычно бывают односложные частицы: скажи-ка, он же, придёт ли. Некоторые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятельное слово оказывается энклитикой: на́ спину, по́д руки, и́з лесу, бе́з вести, не́ было.

Некоторые слова в речи не имеют ударения. Такие безударные слова называются клитиками. Они примыкают к другим словам,

Слайд 18Слоговой акцент
Слоговой акцент. В ряде языков наблюдается явление, называемое слоговым

акцентом (также слоговым тоном, или интонацией слога). Оно имеет место

там, где на протяжении отдельного слога происхо­дят различные регулярные изменения высоты основного тона голоса или же интенсивности звучания, которые могут, противопоставляясь друг другу, выполнять различительную функцию. Так, в китайском литературном языке различают в знаменательных словах четыре слоговых тона: 1) ровный (та 'мать'), 2) восходящий (та. 'конопля'); 3) нисходяще-восходящий (та 'лошадь') и 4) нисходящий (та 'ру­гать'). Слог mai с нисходяще-восходящим тоном значит 'купить', а с нисходящим тоном— 'продать'. Во вьетнамском языке выделяют 6 тонов (в частности, различается постепенно-нисходящий и резко-нисходящий), а в некоторых китайских диалектах — до 9 тонов.
Слоговой акцентСлоговой акцент. В ряде языков наблюдается явление, называемое слоговым акцентом (также слоговым тоном, или интонацией слога).

Слайд 19Интонация
Фразовая интонация. Понятие «фразовая интонация» (или просто «интонация») охватывает все

явления, наблюдаемые в рамках синтаксических единиц — словосочетания и предложения

(в том числе и однословного предложения). Важнейший компонент интонации — мелодика, т.е. движение основного тона голоса (повышение и 'понижение), создающее тональный контур высказывания и его частей и таким образом связывающее и членящее нашу речь. Так, существенное понижение тона указывает на завершенность сообщения или какой-то его относительно самостоятельной части. Напротив, повышение говорит о незаконченности мысли, о том, что надо ждать продолжения, или — при другом мелодическом рисунке — о том, что это вопрос, а не утверждение и т. д.


ИнтонацияФразовая интонация. Понятие «фразовая интонация» (или просто «интонация») охватывает все явления, наблюдаемые в рамках синтаксических единиц —

Слайд 20Интонация
Мелодика и особенно второй важный компонент интонации — интенсивность используются

для подчеркивания каких-то частей высказывания. Так, в понятие интонации входит

фразовое ударение или синтагматическое ударение. Синтагма — сравнительно небольшая группа слов, объединенных соседством в речевой цепи и тесной смысловой связью. В русском тексте синтагматическое ударение состоит в том, что последнее слово синтагмы подчеркивается больше, чем другие. Так, предложение «Что вы делали вчера вечером?» наиболее привычно распадется на две синтагмы (границы их обозначим вертикальной чертой, а слово, получающее синтагматическое ударение, выделим курсивом): «Что вы делали \ вчера вечером?» Ср. и в ответе: «Читал новую книгу». Во всех этих случаях синтагматическое ударение может рассматриваться как установление некоторой градации между словесными ударениями. Во французском тексте все слова синтагмы, кроме последнего, вообще могут терять свое словесное ударение.
Здесь также важно и Логическое ударение, о котором мы говорили выше.

ИнтонацияМелодика и особенно второй важный компонент интонации — интенсивность используются для подчеркивания каких-то частей высказывания. Так, в

Слайд 21Интонация
Третий компонент интонации — темп речи, ее замедление и ускорение.

Замедлением темпа выделяются более важные слова в высказывании (разновидность логического

ударения) или слова, наиболее значимые эмоционально (так называемое эмфатическое, или эмоционально-экспрессивное, ударение). В русском языке в случае положительных эмоций происходит особое удлинение (растягивание) ударного гласного, а иногда и всего выделяемого слова («Он замечаательный человек?); в случае эмоций отрицательных (гнев, угроза и т. д.) более типично удлинение начального согласного слова (н-негодяй!) или начального согласного ударного слога (негод-дяй!). С убыстрением темпа обычно произносятся менее важные части высказывания.

ИнтонацияТретий компонент интонации — темп речи, ее замедление и ускорение. Замедлением темпа выделяются более важные слова в

Слайд 22Интонация
Важными компонентами интонации являются также паузирование, т. е. расстановка пауз

и их градация по степени длительности, и, наконец, те тембровые

особенности, которые связаны с выражением общей эмоциональной настроенности нашей речи (например, то, что называют «металл в голосе»).
Все компоненты интонации используются в тесном переплетении друг с другом.

ИнтонацияВажными компонентами интонации являются также паузирование, т. е. расстановка пауз и их градация по степени длительности, и,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика