Слайд 1Фонетика как аспект языка и аспект обучения
Слайд 2 Фонетика (от греч. phone — ‘звук’, phonetikos
— ‘звуковой’) — учение о звуковой стороне языка. Это наука,
изучающая звуки и их закономерные чередования, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и более крупные отрезки. Фонетикой называют также и саму звуковую сторону языка.
Слайд 3 Бывает необходимо (например, при изучении чужого языка)
сравнить звуковой строй разных языков, установить сходство и различия между
ними. Сопоставление изучаемого и родного языков в первую очередь нужно для того, чтобы понять особенности чужого языка. Но такое сопоставление проливает свет и на закономерности родного языка. Иногда сравнение родственных языков помогает проникнуть в глубь их истории. Такое изучение нескольких языков входит в задачу сопоставительной фонетики.
Слайд 4 Фонетика изучаемого языка требует особого внимания
на начальных этапах изучения.
Изучение языка начинается с вводно-фонетического курса.
Корректировочный курс
предлагается учащимся на дальнейших этапах изучения иностранного языка.
Обучение произношению – аспект в практическом курсе обучения русскому языку
как неродному, имеющий целью формирование слухопроизносительных навыков (способность правильно воспринимать услышанный языковой образец, ассоциировать его со значением и адекватно его воспроизводить. Показателями сформированности слухопроизносительных навыков является доведение указанной способности до автоматизированного восприятия и воспроизведения: безошибочность, быстрота, стабильность).
Слайд 6 Фонетический навык можно считать сформированным
в том случае, если развился фонетический (смыслоразличительный) слух и установились
связи между акустической, моторной и фонематической сторонами речи, в результате чего произношение приобретает достаточную степень точности.
Слайд 7Особенности фонетической системы
современного русского языка
Русский язык является языком консонантного типа, ведущую роль в нем
играют согласные звуки (состав согласных фонем превышает состав гласных фонем: 37:6).
В потоке речи именно согласные влияют на гласные, а не наоборот, в результате чего образуются различные варианты гласных фонем.
Слайд 8Произношение гласных звуков.
В русском
языке шесть гласных звуков: [а], [э], [о], [у], [и], [ы].
Артикуляционную базу гласных составляют движения языка по вертикали и горизонтали. По вертикали различаются три степени подъема языка: верхняя – для [и], [ы], [у], средняя – для [е], [о], нижняя – для [а].
По горизонтали различаются гласные переднего ряда – [и], [э], среднего – [ы] и заднего – [у], [о]. При образовании звука [а] язык почти не поднимается к твердому небу, традиционно [а] считается гласным среднего ряда.
Слайд 9 Для характеристики гласных важно также наличие или
отсутствие губной артикуляции (лабиализации, огубленности).
В русском
языке два лабиализованных гласных звука: [о], [у].
Слайд 10Работа над постановкой звука начинается с объяснения артикуляции, при этом
могут использоваться артикуляционные схемы. Звук произносится сначала в изолированной позиции,
затем в слоге, слове, словосочетании и предложении.
В произношении звуков могут быть различного рода ошибки:
неразличение в русском языке каких-либо фонем во всех или некоторых позициях; ошибки такого типа возникают по причине отсутствия этого различия в родном языке учащегося
2) ошибки, вызванные тем, что в родном языке учащегося есть соответствующий звук, но он произносится с несколько иной артикуляцией
3) ошибки «смешанного типа»: они связаны и с неразличением фонем, и с нарушением артикуляции (например, произношение [и] вместо [ы]).
Слайд 11 Артикуляция гласного зависит от его положения
в слове.
Сначала отрабатывается произношение гласного
в указанных позициях под ударением. В безударной позиции гласные изменяются количественно (звучат менее длительно и напряженно) по сравнению с ударными гласными. Гласные [а], [о], [е] изменяются как количественно, так и качественно.
Слайд 12 Изменения гласных в безударных позициях называется
редукцией. Сначала даются упражнения на произношение гласных в безударных позициях
после твердых, затем – после мягких согласных. Особого внимания преподавателя требует редукция гласных в заударной позиции, так как здесь нарушения произношения обычно носят более устойчивый характер.
На начальном этапе обучения русскому языку рассматриваются гласные в следующих безударных позициях: первый предударный слог и абсолютное начало слова, слоги дальше первого и заударные.
Слайд 13Произношение согласных звуков
В русском языке
37 согласных звуков: [п] – [п’], [б] – [б’], [ф]
– [ф’], [в] – [в’], [т] – [т’], [д] – [д’], [с] – [с’], [з] – [з’], [ц], [ч], [ш], [ж], [ш’], [ж’], [к] – [к’], [г] – [г’], [х] – [х’], [j’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [л] – [л’]. Главным признаком согласных звуков является шум, производимый струей выдыхаемого воздуха, когда она проходит через преграду, которую образует тот или иной орган речи.
Слайд 14 Согласные характеризуются по месту и способу
образования, а также по дополнительной артикуляции: твердости – мягкости, глухости
– звонкости.
По месту образования согласные делятся на губные и язычные. Губные согласные составляют две группы звуков: губно-губные – [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’] и губно-зубные – [в], [в’], [ф], [ф’]. Постановка произношения согласных начинается обычно с группы губных согласных, так как их артикуляцию можно увидеть, почувствовать и проконтролировать.
Слайд 15 В большую группу язычных согласных
входят переднеязычные зубные согласные, которые произносятся опущенным к нижним зубам
кончиком языка: [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’], [л], [л’], [с], [с’], [з], [з’], [ц]; переднеязычные нёбно-зубные, которые произносятся с участием кончика языка, поднятого к передней части твердого нёба или альвеолам: [ш], [ж], [ш’], [ч’]. Кончик языка может быть поднят к твердому нёбу и загнут: [р], [р’].
Слайд 16 Образование большей части согласных происходит в передней
части ротовой полости, поэтому очень важно следить за движением кончика
языка. При постановке согласных важны следующие положения кончика языка: а) опущен к нижним зубам: [т], [т’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [ц]; б) поднят к твердому нёбу и загнут – какуминальный тип артикуляции: [ш], [ж], [р], [р’]; в) поднят и образует смычку с альвеолами: [ч’], [н], [н’], [л], [л’]. Положение кончика языка – ощутимый момент артикуляции, нужно научить учащихся управлять им.
Слайд 17Классификация согласных
по месту образования
Губные Губно-губные п, п’, б, б’,
м, м’
Губно-зубные в, в’, ф, ф’
Язычные Переднеязычные Зубные т, т’,
д, д’, с, с’, з, з’, н, н’, л, л’, ц
Нёбно-зубные ч’, ш, ж, ш’, р, р’
Среднеязычный J’
Заднеязычные к, к’, г, г’, х, х’
Слайд 18 По способу образования согласные
делятся на следующие группы: щелевые, смычные (взрывные), смычно-проходные, аффрикаты и
дрожащие.
При произнесении щелевых согласных струя воздуха создает шум, проходя через неполную преграду. При произнесении смычных согласных струя воздуха с силой взрывает преграду, образованную активным и пассивным органами речи. Артикуляция смычно-проходных сопровождается работой резонаторов: носового ([н], [н’], [м], [м’]) и ротового ([л], [л’]). При произнесении этих согласных струя воздуха проходит через нос или через рот. Артикуляция аффрикат характеризуется наличием смычки между активным и пассивным органами речи, но смычка размыкается не взрывом, как у смычных согласных, а переходит в щель. Наличие двойной артикуляции смычки и щели воздает определенные трудности при работе над произношением этих звуков.
Слайд 19 В русском языке согласные [р], [р’]
по способу образования -дрожащие. При произнесении этих звуков струя воздуха
несколько раз подряд разрывает преграду между альвеолами и кончиком языка.
Слайд 20Классификация согласных по способу образования
Щелевые ф, ф’,
в, в’, с, с’, з, з’, ш, ж, ш’, х,
х’, j
Смычные (взрывные) п, п’, б, б’, т, т’, д, д’, к, к’, г, г’
Смычно-проходные Боковые л, л’
Носовые м, м’, н, н’
Аффрикаты ц, ч’
Дрожащие р, р’
Слайд 21По дополнительной артикуляции согласные делятся на твердые и мягкие.
Твердые согласные
включают: [п], [б], [в], [ф], [т], [д], [с], [з], [ц],
[ш], [ж], [к], [г], [х], [м], [н], [р], [л].
Мягкие согласные представлены следующими звуками: [п’], [б’], [в’], [ф’], [т’], [д’], [с’], [з’], [ч’], [ш’], [ш’], [к’], [г’], [х’], [j’], [м’], [н’], [р’], [л’].
Слайд 22 Важным признаком русских согласных является
их классификация по признаку глухости – звонкости. Артикуляция звонких согласных
сопровождается работой голосовых связок. Ощутимый момент артикуляции звонких согласных составляет вибрация голосовых связок, которую можно почувствовать, если положить руку на горло и произносить глухие и звонкие согласные. При произнесении звонких согласных органы речи меньше напряжены, чем при произнесении глухих.
К глухим согласным относятся: [п – п’], [ф – ф’], [т – т’], [с – с’], [ц], [ч’], [ш], [ш’], [ш’], [к – к’], [х – х’]; к звонким согласным относятся: [б – б’], [в – в’], [д – д’], [з – з’], [ж – ж’], [ж’], [г – г’]; отдельную группу составляют сонорные согласные: [м – м’], [н – н’], [л – л’], [р – р’], [j’].