Слайд 21. Понятие формы государства;
2. Форма правления ;
3. Форма государственного устройства;
4.
Политический режим ;
5. Форма современного российского государства.
План
Слайд 3Вопрос № 1.
Понятие формы государства
Слайд 4В настоящее время существует три основных смысла философской категории «форма»:
1) разновидность
чего-либо;
2) проявление, выражение чего-либо вовне (внешняя форма);
3) способ устройства, внутренней
организации чего-либо (внутренняя форма).
Когда речь идет о форме государства, имеется в виду, прежде всего, форма как способ устройства, а также как выражение внутреннего содержания.
Слайд 5Основные аспекты проявления
сущности и содержания государства
в понятии формы государства
Первый аспект
— порядок образования и структура органов государственной власти, специфика их
властной компетенции, характер взаимоотношений друг с другом и населением;
Второй аспект — территориальное устройство государства, определенный порядок взаимоотношений между центральной, региональной и местной властью;
Третий аспект — совокупность приемов, способов и средств, используемых государственным механизмом для осуществления организующей и управленческой деятельности.
Слайд 6Форма государства – это его устройство, выражающееся в характере политических
взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и
людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территориального устройства).
Слайд 7Элементы формы государства
Форма
правления
Форма
государственного
устройства
Политический
режим
Слайд 8Классификация форм государства
По элементам формы
По признакам формы
Монократическая
Поликратическая
Сегментарная
Слайд 9Признаки монократической формы государства
(Конго, ОАЭ, СССР)
главным является принцип единовластия;
разделение властей отвергается;
местное самоуправление не признаётся законом и фактически
отсутствует;
в государственном режиме доминируют методы принуждения, права человека не признаются или нарушаются в массовом порядке;
данная форма связана с установлением обязательной идеологии, иногда – с закреплением государственной религии;
это «закрытая форма», которая исключает давление на органы государственной власти со стороны различных «заинтересованных групп», социальных слоёв общества.
Слайд 10Признаки поликратической формы государства
(США, Россия и т.п.)
существует разделение властей;
действует местное самоуправление;
в государственном режиме преобладают демократические методы управления,
связанные с регулярными выборами, участием граждан в управлении государством, поисками консенсуса и компромиссов, гарантиями прав граждан;
данная форма предполагает политический и идеологический плюрализм, светский характер государства.
государственная власть открыта для давления на неё со стороны различных заинтересованных групп мирными способами.
Слайд 11Признаки сегментарной формы государства
(Венесуэла, Египет, Марокко)
она предполагает известное
разделение ветвей власти, но не имеет системы «сдержек и противовесов»;
решающая роль принадлежит исполнительной власти;
местное самоуправление может быть предусмотрено, но выборные органы находятся под жесткой опекой назначенных чиновников;
права человека и гражданина провозглашаются конституциями, но они систематически нарушаются государственными органами;
число политических партий нередко ограничено законом, массовые общественные организации находятся под опекой государства;
государственная власть лишь в малой степени открыта для давления на неё со стороны «заинтересованных групп» общества.
Слайд 12Основные факторы, влияющие на форму государства
1. классовая борьба, непосредственное участие
того или иного класса в деятельности государства;
2. национальный состав населения,
стремления отдельных наций и народностей иметь собственное государственное образование в составе другого государства;
3. традиции в истории развития страны, а также от борьбы органов государства за право участвовать в решении основополагающих вопросов жизни и деятельности государства и общества;
4. идеологические установки лидеров государства, партий и социальных слоев, осуществляющих государственную власть, позитивный опыт других государств, а также научные разработки проблем организации и деятельности государства.
Слайд 14Форма правления представляет собой институционально-функциональную характеристику структуры государственной власти, порядка
ее приобретения и осуществления, механизма правового ограничения и разделения властных
полномочий.
Форма правления показывает:
1. как создаются высшие органы государства и каково их строение;
2. как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
3. как строятся взаимоотношения между верховной властью и населением страны;
4. в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
Слайд 15Виды форм правления
Республика
Монархия
Слайд 16Монархия (от греч. – единовластие) – это форма правления, при
которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы
государства – монарха (короля, царя, императора и т.п.) и передается по наследству.
Слайд 17Признаки монархии как формы правления:
– существование единоличного главы государства (король, император,
эмир и т. д.), пользующегося своей властью бессрочно (пожизненно);
– передача власти, как правило,
осуществляется по принципу наследования;
– монарх представляет государство по собственному праву, не производному от власти народа;
– монарх является юридически безответственным лицом и не несет юридической ответственности перед подданными за принимаемые от собственного имени решения.
Слайд 18Виды монархий
Неограниченная
Ограниченные
Конституционные
Дуалистические
Слайд 19Неограниченные - монархии, в которых источниками высшей государственной власти (законодательной,
исполнительной и судебной) являются индивидуально-определенные физические лица. (древние монархии, монархии
средневековья, в настоящее время - Бахрейн, Оман, Саудовская Аравия)
Ограниченная - монархия, в которой власть монарха ограничена выборным органом – парламентом либо особым правовым актом – конституцией. (Конституционная монархия - Великобритания, Испания, Дания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Япония, Таиланд и др. Дуалистическая монархия - Германия в период с 1871 по 1918 г. и Япония с конца XIX в. по 1945 г., Россия в 1906-1917 гг., в настоящее время - Иордания, Марокко, Непал).
Слайд 20Конституционная (парламентарная) монархия характеризуется следующими основными признаками:
– правительство формируется из представителей
партий, получивших большинство на выборах в парламент;
– лидер партии, получившей большинство
депутатских мандатов, становится главой правительства;
– власть монарха является символической, он «царствует», но не правит;
– правительство подотчетно в своей деятельности парламенту.
Слайд 21Дуалистическая монархия – это переходная форма монархии, при которой власть
монарха ограничена парламентом в законодательной сфере.
Признаки:
– наряду с юридической и фактической
независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями (парламент);
– исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через подотчетное ему правительство;
– монарх, хотя и не законодательствует, но наделен правом абсолютного вето.
Слайд 22Нетипичные виды монархий
Теократическая
(Ватикан)
Выборная
(Малайзия)
Слайд 23Республика - форма правления, при которой высшие органы государственной власти
избираются либо формируются особыми представительными учреждениями.
Слайд 24Признаки республики:
– представительный характер высших органов государственной власти – президента и
парламента, осуществляющих свои властные полномочия от имени граждан государства;
– формирование высших
органов государственной власти выборным путем и реализация ими властных полномочий в течение определенных законодательством сроков;
– юридическая ответственность представителей государственной власти (в том числе и главы государства) за принимаемые решения;
– возможность досрочного прекращения властных полномочий представителей государственной власти.
Слайд 25Виды республик
Парламентская
Президентская
Смешанная
Слайд 26Президентская республика - это такая форма республики, которая характеризуется сосредоточением
наибольшего объема властных полномочий у главы государства – президента. (США,
Аргентина, Мексика, Филиппины и др.)
Слайд 27Признаки президентской республики:
– президент избирается путем проведения всенародных выборов (т.е. является
независимым от парламента);
– президент либо непосредственно возглавляет исполнительную власть и формирует
правительство, либо назначает председателя правительства (премьер-министра) и утверждает представленный премьером состав правительства;
– правительство несет ответственность перед президентом и действует в течение срока президентских полномочий;
– президент обладает единоличным правом отставки правительства;
– отношения между президентом и парламентом строятся по принципу разделения властей и основываются на системе сдержек и противовесов.
Слайд 28Парламентские республики - такая форма республики, которая характеризуется сильной законодательной
властью (сосредоточением наибольших властных полномочий у парламента) и подчиненностью ей
исполнительной власти (Италия, ФРГ, Финляндия, Турция, Венгрия, Индия и др.)
Слайд 29Признаки парламентской республики:
– президент избирается из числа членов парламента или специальной
парламентской комиссией;
– правительство формируется из членов парламента и возглавляется лидером партии
парламентского большинства;
– правительство несет ответственность перед парламентом и действует в течение срока полномочий парламента;
– в случае объявления «недоверия правительству» со стороны парламента, президент обязан принять решение об отставке правительства;
– действия и решения президента должны согласовываться с правительством.
Слайд 30Смешанная (полупрезидентская и полупарламентская) республика – это такая форма республики,
при которой сочетаются признаки парламентской и президентской республик (Франция).
В полупарламентской
республике устанавливается усложненный порядок объявления вотума недоверия правительству; в полупрезиденсткой республике устанавливается ответственность перед парламентом отдельных министров, но не главы.
Слайд 31Нетипичные виды республик
Монократичекая республика
(некоторые страны Африки, например, Малави)
Теократическая республика
(исламская республика Иран)
Слайд 32Вопрос № 3.
Форма государственного устройства.
Слайд 33Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства, влияющий
на распределение полномочий между центральной, региональной и местной властями.
Слайд 34Понимание формы государственного устройства позволяет дать ответы на следующие вопросы:
из
каких структурных частей состоит государство;
каков правовой статус этих частей, с
точки зрения их зависимости от центральной власти;
каким образом строятся взаимоотношения центральной власти и различных структурных образований;
какой принцип положен в основу образования частей государства: территориальный, национальный или смешанный;
сколько систем высших органов государственной власти существует в данном государстве; одна или несколько.
Слайд 35По форме административно-территориального устройства выделяют
Федеративные государства
Унитарные государства
Конфедерации
Слайд 36Унитарные – это единые государства, в которых государственная власть носит
централизованный неделимый характер (Великобритания, Япония, Финляндия).
Признаки унитарного государства:
– властные полномочия сосредоточены
у высших органов государственной власти, которые реализуют эти полномочия от имени всего государства;
– единая система государственных органов;
– единая система законодательства;
– порядок создания, изменения и ликвидации административно-территориальных образований, а также принципы их взаимодействия друг с другом определяются на высшем государственном уровне.
Слайд 37Виды унитарных государств
Децентрализованные
Централизованные
Слайд 38В децентрализованных унитарных государствах органы местного самоуправления и главы местных
администраций выбираются жителями соответствующей территории (Великобритания, Япония, Испания, Италия и
др.).
В централизованных государствах главы местных администраций назначаются «сверху» актами «центральной» государственной власти (Нидерланды, Индонезия, Таиланд и др.).
Слайд 39Виды унитарных государств в зависимости от наличия или отсутствия в
составе автономных образований
Сложные
Простые
Слайд 40Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд,
Колумбия и др.).
Сложное унитарное государство имеет в своем составе одно
или несколько автономных образований (Франция, Дания, Китай и др.).
Слайд 41Федерация – это сложное государство, представляющее собой неразрывный союз обособленных
политико-территориальных образований (субъектов), наделенных определенным объемом государственной власти. (США, РФ,
Мексика)
Слайд 42Признаки федеративного государства:
– территория федерации представляет собой совокупность обособленных и обладающих
определенной автономностью территориальных образований – субъектов;
– государственный суверенитет сосредоточен на
федеральном уровне;
– система государственных органов федеративного государства характеризуется двухуровневой структурой и объединяет органы государственной власти федерации и органы государственной власти субъектов;
– интересы субъектов на федеральном уровне реализует одна из палат законодательного собрания, формируемая из представителей субъектов;
– действует двухуровневая система законодательства – законодательство федерации и законодательство субъектов.
Слайд 43Виды федеративных государств в зависимости от способа образования субъектов
Политико-территориальные
Национальные
Смешанные
Слайд 44Национальные – федерации, в основу которых положен порядок формирования субъекта
по принципу выделения титульной нации (СССР, в современный период –
Бельгия).
Политико-территориальный – федерации, в основу которых положен порядок формирования субъекта исходя из политических, экономических, историко-культурных связей, объединяющих население субъектов (США, ФРГ).
Смешанные – федерации, в которых субъекты могут быть образованы как по национальному, так и политико-территориальному принципу (в современной РФ республики являются национальными субъектами, а области – политико-территориальными).
Слайд 45Виды федеративных государств исходя из договорной основы образования субъектов
Договорные
Учредительные
Слайд 46Договорные – федерации, которые создаются как результат свободного объединения ряда
государств, закрепленного в договоре (США, Швейцария).
Учредительные – федерации которые появляются
в результате трансформации унитарных государств путем создания в своем составе субъектов федерации (Российская Федерация).
Слайд 47Виды федеративных государств в зависимости от правового положения субъектов
Симметричные
Ассиметричные
Слайд 48Симметричная федерация - федеративное государство, которое состоит из одинаковых (в
смысле обладания политико-правовым статусом) субъектов (штатов, провинций, земель и т. д.). (СССР).
Асимметричная
федерация - федеративное государство, которое состоит из неравноправных субъектов. (Индия, Танзания, Россия (?), Бразилия, Канада).
Слайд 49Конфедерация представляется собой объединение государств, которые сохраняют свою независимость, имеют
собственные органы государственной власти и управления и при этом создают
специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических, экономических и т.п.).
Слайд 50К признакам, позволяющим относить конфедерацию к единому государству (США с
1781 по 1789 г., Египет и Сирия с 1958 по 1961 г., Сенегал и
Гамбия с 1982 по 1989 г. и др.), относятся:
– наличие общих для всей конфедерации функций, реализуемых как во внутренней так и во внешней сфере;
– наличие единого правового поля; единого таможенного пространства;
– наличие конфедеративных органов власти и конфедеративной системы законодательства;
– наличие единой денежной единицы;
– наличие единого языка межгосударственного общения;
– наличие единых вооруженных сил под общим командованием.
Слайд 51К признакам конфедерации, характерным для союза суверенных государств (СНГ, ЕС),
следует отнести:
– сохранение национальной валюты; национального гражданства; государственного языка; территориальной обособленности;
– правовые
акты, принятые конфедеративными органами приобретают юридическую силу в субъектах конфедерации только в случае их ратификации (одобрения) национальными парламентами;
– субъекты конфедерации обладают правом нулификации – правом признания, утратившим юридическую силу акта, принятого на уровне конфедерации;
– субъекты конфедерации обладают правом сецессии – правом на односторонний выход из состава конфедерации.
Слайд 52Основные отличия конфедерации и федерации
конфедерация основана «на международных обязательствах
соединенных государств, вытекающих из договора», а федерация – «на объединенном
праве, установленном путем всеобщего соглашения и закона или обычая».
государства, входящие в состав конфедерации, сохраняют суверенитет, в то время как члены федерации теряют суверенитет и подчиняются суверенной власти «сложного целого, которое они образуют».
федерация есть государство, «юридическое лицо публичного права», тогда как конфедерация – субъект права «лишь международной жизни, но не обладает публичными правами власти».
за членами конфедерации признается право выхода из союза, тогда как у субъектов федерации такого права нет.
Слайд 54Политическом режим - совокупность средств, методов, способов и приемов осуществления
государственной власти.
Слайд 55Отличие понятий
«государственный режим» и «политический режим».
- государственный режим - составная
часть политического режима;
- политический режим - более емкое, по сравнению
с государственным, понятие, поскольку включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности государственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов и т.п.);
- государственный режим опирается на право, а политический режим основывается не только на правовых, но и на иных социальных нормах (моральных, партийных, политических).
Слайд 56Виды политических режимов
Демократический
Антидемократический
Слайд 57Признаки демократического политического режима:
– основным источником власти в демократическом государстве являются
граждане;
– в демократическом государстве признается идеологическое многообразие;
– демократический политический режим в качестве
предпосылки и признака предполагает формирование и свободное развитие гражданского общества, представляющего собой социально-политическую организацию, относительно независимую от государства;
Слайд 58– в условиях демократического политического режима интересы человека должны подвергаться только
таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного
признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в обществе;
– государственное признание неотъемлемых «абсолютных» прав и свобод человека, которые государство не имеет права изъять или ограничить ни при каких обстоятельствах.
– наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов и т. д.), при помощи которых граждане воздействуют на государственную власть.
Слайд 59Виды антидемократических режимов
Тоталитарный (Фашистская Германия, СССР, Италия в середине 20
века, режимы: Франко в Испании, Салазара в Португалии, Мао в
Китае)
Авторитарный
(Непал до 2007 г., Никарагуа до 1979 г., условно Ирак, Беларусь)
Слайд 60Признаки тоталитарного политического режима:
– в условиях тоталитарного режима государство полностью подчиняет
себе общество (осуществляется тотальный контроль государства над обществом);
– в основе тоталитарного
режима лежит единая государственная идеология, насильственно навязываемая всему обществу;
– управление экономикой осуществляется при помощи административно-командной системы, предполагается практически полная монополия государства в вопросах планирования и руководства процессом экономического развития;
– государственная деятельность имеет ярко выраженный принудительный характер;
Слайд 61– тоталитаризм, как правило, характеризуется всеохватывающей милитаризацией общественной жизни;
– в качестве методов
государственного управления широко используются административное и судебное давление, а в
ряде случаев и открытые государственные репрессии.
Слайд 62Виды тоталитарных режимов
левый тоталитаризм (социализм)
правый тоталитаризм (фашизм)
религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм)
Слайд 63Признаки авторитарного политического режима:
– сосредоточение всей полноты властных полномочий в руках
ограниченного круга лиц (диктатуры, хунты и т. п.);
– бессрочность исполнения властных полномочий;
– юридическая безответственность
властных структур за принимаемые решения;
– внедрение в регулятивно-управленческий механизм двух систем социально-правового воздействия: корпоративной и публичной (нормативно-правовой). При помощи первой регулируются взаимоотношения среди представителей властной элиты. Вторая необходима для обеспечения регуляции общественных отношений среди подвластных;
Слайд 64– допущение относительной свободы в сфере экономических отношений (разрешение частной собственности,
частного предпринимательства, иностранных концессий, конкуренции государственного и частного экономических секторов
и т. д.);
– определение и юридическое закрепление экономического статуса и государственных гарантий в отношении институтов гражданского общества;
– жесткий государственный диктат в идейно-политической сфере. Недопущение политической оппозиции;
– возможность использования противоправных по сути методов воздействия (административный и судебный произвол, политический террор).
Слайд 65Вопрос № 5.
Форма современного российского государства.
Слайд 66Форма современного российского государства
Форма правления – республика (президентская (?))
Форма государственного
устройства – федерация (смешанная, учредительная)
Политический режим – демократический
Слайд 67Доклады
1. Генезис формы правления в России;
2. генезис государственного устройства российского
государства;
3. генезис политического режима в России.