Разделы презентаций


ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Содержание

Основные понятия о грамматике:Грамматика - наука о строе языка, его законах. Грамматика представляет собой систему, объединяющую морфологию, словообразование, синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Слайд 2Основные понятия о грамматике:
Грамматика - наука о строе языка, его

законах.
Грамматика представляет собой систему, объединяющую морфологию, словообразование, синтаксис.
Морфология

изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова.
Синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.
Словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова( или других слов) с помощью специальных средств.  Грамматика делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.
Основные понятия о грамматике:Грамматика - наука о строе языка, его законах. Грамматика представляет собой систему, объединяющую морфологию,

Слайд 3


















Процесс овладения грамматическим строем речи в норме   I период

– период предложений, состоящий из аморфных слов-корней (от 1 г. 3 мес. До 1 г. 10 мес.). II период – период усвоения грамматической структуры предложения (1год 10 мес. – 3 года). III период – период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет).
Процесс овладения грамматическим строем

Слайд 4Основные направления формирования грамматической стороны речи детей 
1. Предупреждать появление у

детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях морфологии и словообразования,

эффективно исправлять ошибки, существующие в речи детей.
2. Совершенствовать синтаксическую сторону речи.
Развивать чуткость и интерес к форме своей речи.
3. Содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.

Основные направления формирования грамматической стороны речи детей  1. Предупреждать появление у детей грамматических ошибок, особенно в трудных

Слайд 5 Задачи по формированию грамматической стороны речи в разных возрастных группах  
1

младшая группа (от 2 до 3 лет)   Учить детей согласовывать существительные

и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2 – 4 слов («кисонька-мурысенька, куда пошла?»).
2 младшая группа (от 3 до 4 лет)
Продолжать помогать детям согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).
Учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка – утенок – утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив).
Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
Учить детей нераспространенные простые предложения (состоят только из подлежащего и сказуемого)переводить в распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).

Задачи  по формированию грамматической стороны речи в разных возрастных группах   1

Слайд 6 
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
 
Предоставлять детям возможность для

активного экспериментирования со словом, поощрять характерное для пятого года жизни

словотворчество( спун, притолстился, не рассмешливай меня),тактично подсказывать общепринятый образец слова.

Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении.

Совершенствовать умение правильно использовать предлоги; предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных»( по аналогии) , употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах( лисята-лисят,медвежата- медвежат); правильно употреблять формы множественного числа родительного падежа существительных( вилок.яблок, туфель).

Учить употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов( лежать, ехать, бежать, хотеть).

Правильно употреблять в речи несклоняемые существительные ( пальто, пианино, кофе, какао).

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
 Средняя группа (от 4 до 5 лет) Предоставлять детям возможность для активного экспериментирования со словом, поощрять характерное для

Слайд 7Старшая группа (от 5 до 6 лет)
 
Совершенствовать

умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш,

трое ребят) и прилагательными с существительными (лягушка – зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных( длинноушный), предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.
Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь – медведица – медвежонок – медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал-выбежал-перебежал).
Учить детей правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
Упражнять в употреблении простых сложносочиненных предложений. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)    Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с

Слайд 8Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
 
Вырабатывать у

детей навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с

контекстом высказывания.

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Совершенствовать умение образовывать (по образцу)
однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Формировать у детей элементарное представление о предложениях, разной их структуре.

Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения структурных частей предложения( чтобы, когда, потому что, если, если бы, всегда. например).
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Вырабатывать у детей навыки осознанного и уместного употребления слов

Слайд 9Факторы, влияющие на развитие грамматического строя речи:
Врожденное языковое чутье.
Речевая среда.
Форма

общения взрослых.
Стиль общения педагога с детьми
Целенаправленное педагогическое воздействие. (под целенаправленным

педагогическим воздействием подразумевается наличие четкой продуманной системы в формировании речевых навыков детей, в том числе и грамматического строя речи.)

Факторы, влияющие на развитие грамматического строя речи: Врожденное языковое чутье.Речевая среда.Форма общения взрослых.Стиль общения педагога с детьмиЦеленаправленное

Слайд 10Методы и приемы формирования грамматически правильной речи.  Основным средством формирования грамматически

правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях. Конечно,

на любом занятии воспитатель может и должен исправлять ошибки в речи детей. Но особое значение имеют такие занятия, где осуществляется специальная работа по предупреждению того или иного отрицательного качества детской речи, интенсивно и целенаправленно исправляется уже появившаяся грамматическая ошибка.
Методы и приемы формирования грамматически правильной речи.  Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится

Слайд 11Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр

с наглядным материалом или без него (в старших группах). Наглядным

материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки.

Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5—10 мин, таким образом они составляют лишь часть занятия по развитию речи.

Занятия должны проходить непринужденно, живо; воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. В младших группах можно использовать игровые персонажи, особенно при повторении материала (участие в игре Петрушки, Буратино и т.

Для занятия выбирается только одна задача (например, закрепление правильной формы 3-го лица множественного числа глагола хотеть, употребление существительных среднего рода, распространение простого предложения и т. д.). Узкое содержание позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале. В работе над грамматикой важно дифференцировать различные формы, чтобы ребенок, сопоставив речевой материал, учился подмечать разницу в произношении, улавливать довольно тонкие отличия при изменении слов.

Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения данной грамматической ошибки в речи детей.
Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него (в

Слайд 12


Приемы формирования грамматической речи

прямое указание;
образец речи

педагога.
мотивировка обучающего задания;
сравнение ;
сопряженную речь, а за ней – отраженную;
исправление;
подсказ;
хоровое проговаривание;
- привлечение к оценке речи детей
Приемы формирования грамматической речи

Слайд 13Дидактические игры и упражнений при формировании грамматической правильной речи
Большая роль

в системе работы по формированию у детей грамматической стороны речи

отводится речевым дидактическим играм, которые позволяют ненавязчиво, в ведущем для детей виде деятельности – игре развить речевые возможности детей, скорректировать имеющиеся пробелы и проблемы в речевом развитии, предупредить возможные, характерные для определенного дошкольного возраста, ошибки в речи.
Дидактические игры и упражнений при формировании грамматической правильной речиБольшая роль в системе работы по формированию у детей

Слайд 14
Дидактические принципы,
соблюдаемые при проведение игр и упражнений


Возрастной подход –

учет возрастных возможностей детей. Например, в младшем дошкольном возрасте при

отработке предлогов не следует включать в игры сложные предлоги, еще недоступные детям по возрасту. Также обучение детей младшего дошкольного возраста через настольные дидактические игры рекомендуется организовывать в индивидуальной форме.
Развивающий характер обучения – распределение грамматических игровых упражнений от более простых к более сложным. Например, переход от обязательной в младшем возрасте опоры на наглядность к устным речевым формам в старшем дошкольном возрасте.
Комплексное решение различных речевых задач - соответствие конкретных дидактических задач общим речевым задачам, реализуемым в соответствии с образовательной программой.
Концентричность - наряду с обязательным присутствием уже знакомого материала введение каких-то новых элементов или задач.
Систематичность - систематическое включение в занятия по развитию речи грамматических упражнений
Дидактические принципы, соблюдаемые при проведение игр и упражненийВозрастной подход – учет возрастных возможностей детей. Например, в младшем

Слайд 15 Игры и упражнения по формированию морфологической стороны речи
ЗАДАЧИ:
- освоить морфологическую

систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).

Игры и упражнения по формированию морфологической стороны речи  ЗАДАЧИ:- освоить морфологическую систему родного языка (изменение

Слайд 16Игра « Назови ласково»
Цель: научить детей образовывать существительные при помощи

уменьшительно-ласкательных суффиксов. Наглядный материал: предметные картинки.

Игра « Назови ласково»Цель: научить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Наглядный материал: предметные картинки.

Слайд 17“Чего не хватает”
Предложите ребенку внимательно посмотреть на картинки и

спросить без чего гусь, машина

“Чего не хватает” Предложите ребенку внимательно посмотреть на картинки и спросить без чего гусь, машина

Слайд 18Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи
Задачи:
контроль за

правильным построением предложения;
закрепление умения пользоваться распространенными предложениями с второстепенными

и однородными членами;
воспитание умения выражать одну и ту же мысль в разной форме.
Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речиЗадачи: контроль за правильным построением предложения; закрепление умения пользоваться распространенными

Слайд 19 Игра» Закончи предложение» Цель: учить детей заканчивать предложение словами, подходящими по

смыслу

Игра» Закончи предложение» Цель: учить детей заканчивать предложение словами, подходящими по смыслу

Слайд 20 Игра» Собери предложение из слов» Цель: учить детей составлять предложения по

заданным словам.

Игра» Собери предложение из слов» Цель: учить

Слайд 21Упражнения на словообразование
Цель упражнений:
формирование у ребенка интереса к звучащему слову,


развитие критического внимания к своей речи (Правильно ли я выговорил

слово? Так ли я построил слово, как его говорят другие?),
поиска среди вариантов словообразовательных моделей единственно верной.

Упражнения на словообразование Цель упражнений:формирование у ребенка интереса к звучащему слову, развитие критического внимания к своей речи

Слайд 22Игра «Назови машину одним словом». Цель: учить детей образовывать слова

способом основосложения.

Игра «Назови машину одним словом».  Цель: учить детей образовывать слова способом основосложения.

Слайд 23«У кого какая мама». Цель: учить детей образовывать существительные, обозначающие самок

животных, дифференцировать суффиксы. Воспитатель называет детеныша, а дети называют его маму,

самку (у зайчонка — зайчиха, и др.).
«У кого какая мама». Цель: учить детей образовывать существительные, обозначающие самок животных, дифференцировать суффиксы. Воспитатель называет детеныша,

Слайд 24  Работа над совершенствованием грамматической стороны речи детей вне занятий
Формирование грамматической

стороны речи ребенка — постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим

основам развития грамматического строя детской речи. Таким образом, следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни.
            Работа над совершенствованием грамматической стороны речи

Слайд 25СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика