Разделы презентаций


Лингводидактическая модель обучения русскому языку : новые подходы и принципы

Содержание

Утверждение личностно-ориентированной парадигмы образования в целом.Ориентация на планируемые результаты обучения.Обоснование системно-деятельностного подхода. Реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Усиление коммуникативно-деятельностного подхода в обучении.Усиление

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лингводидактическая модель обучения русскому языку: новые подходы и принципы
Людмила Геннадьевна

Гвоздинская,
кафедра филологического образования СПб АППО

Лингводидактическая модель обучения русскому языку: новые подходы и принципы  Людмила Геннадьевна Гвоздинская, кафедра филологического образования СПб

Слайд 2Утверждение личностно-ориентированной парадигмы образования в целом.
Ориентация на планируемые результаты обучения.
Обоснование

системно-деятельностного подхода.

Реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной,

языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Усиление коммуникативно-деятельностного подхода в обучении.
Усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе.
Формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Утверждение личностно-ориентированной парадигмы образования в целом.Ориентация на планируемые результаты обучения.Обоснование системно-деятельностного подхода. Реализация компетентностного подхода в обучении:

Слайд 3Метапредметная направленность в обучении метапредметная природа языка
предмет изучения
средство обучения
язык

науки

Метапредметная направленность в обучении   метапредметная природа языкапредмет изучениясредство обученияязык науки

Слайд 4Метапредметные результаты изучения русского языка
Владение
всеми видами речевой деятельности
(аудированием, чтением,

говорением и письмом)
Применение
приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной

жизни, в учебной деятельности на метапредметном уровне

Взаимодействие
(коммуникативно целесообразное )
с людьми в процессе речевого общения, совместной деятельности; овладение национально-культурными нормами речевого поведения

Метапредметная направленность в изучении русского языка

Формирование и развитие
всех видов речевой деятельности

Метапредметные результаты изучения русского языкаВладение всеми видами речевой деятельности(аудированием, чтением, говорением и письмом)Применение приобретенных знаний, умений и

Слайд 5Предметная компетентность учащихся

Формирование функциональной грамотности, формирование и совершенствование речевой деятельности

строится на основе знаний об устройстве русского языка и об

особенностях его употребления в разных условиях общения.
Предметная компетентность учащихсяФормирование функциональной грамотности, формирование и совершенствование речевой деятельности строится на основе знаний об устройстве русского

Слайд 6Курс русского языка
общедидактические принципы
организации деятельности учащихся в информационно-образовательной среде
научности
систематичности
наглядности

(визуализации)
сознательности
доступности
активности
вариативности обучения

частнометодические принципы
принцип текстоцентризма
лексико-семантический принцип
структурно-семантический принцип
системно-функциональный принцип
принцип обучения языку как

полифункциональному явлению

Курс русского языкаобщедидактические принципыорганизации деятельности учащихся в информационно-образовательной среде научностисистематичностинаглядности (визуализации)сознательностидоступностиактивностивариативности обучениячастнометодические принципыпринцип текстоцентризмалексико-семантический принципструктурно-семантический принципсистемно-функциональный принциппринцип

Слайд 7принцип организации деятельности учащихся в информационно-образовательной среде

принцип организации деятельности учащихся в информационно-образовательной среде

Слайд 8..?.. способ представления учебного материала в УМК

..?.. способ представления учебного материала в УМК

Слайд 9Метатекстовый способ представления учебного материала в УМК

Метатекстовый способ представления учебного материала в УМК

Слайд 10Умение работать с информацией
Поиск
дифференциация (главная и второстепенная)
переработка
систематизация
Оценка
Синтез
Анализ


Создание вторичных текстов
план
конспект
тезисы
аннотация
реферат
Извлечение из разных источников

предъявление
перевод
пересказ

Умение работать с информациейПоиск дифференциация (главная и второстепенная)переработкасистематизацияОценка Синтез Анализ Создание вторичных текстовплан конспекттезисыаннотациярефератИзвлечение из разных источников

Слайд 11Смысловое (функциональное) чтение
Цель (функции)

познавательная (для получения информации)
регулятивная (для общего

развития, совершенствования опыта)
ценностно-ориентационная (для наслаждения, отдыха, развлечения)

восприятие текстов,
которые необходимо

подробно изучить;
с которыми следует ознакомиться;
из которых нужно выбрать определенную информацию;
которые хочется прочитать для удовольствия, наслаждения и т.д.


Смысловое (функциональное) чтениеЦель (функции) познавательная (для получения информации)регулятивная (для общего развития, совершенствования опыта)ценностно-ориентационная (для наслаждения, отдыха, развлечения)

Слайд 12Виды чтения
чтение
ознакомительное
Выборочное:

поисковое /
просмотровое

+ сканирующее
Изучающее
(углублённое, критическое)
быстрое

Виды чтениячтение ознакомительноеВыборочное:поисковое /просмотровое + сканирующееИзучающее (углублённое, критическое)быстрое

Слайд 13принцип организации деятельности учащихся в информационно-образовательной среде

принцип организации деятельности учащихся в информационно-образовательной среде

Слайд 14Принципы: научности, систематичности

(системности)

фонетика
В каком слове есть [А]?
обычай
макароны
яблоко
поэт
В каком

слове слышится [Т]?
очередь
затем
пересадка
кружится

Принципы:        научности, систематичности (системности) фонетикаВ каком слове есть [А]? обычай

Слайд 15+ развивающее, проблемное обучение
Почему в русском языке возможны «странные» рифмы?
братца

– разобраться
ропот – опыт
чудесных – прелестных
расти – старости

Почему потребовалась

редакторская правка?
Лезет пыль в глаза, за занавески, за воротник, в рот.

+ развивающее, проблемное обучениеПочему в русском языке возможны «странные» рифмы?братца – разобратьсяропот – опытчудесных – прелестныхрасти –

Слайд 16Главное в содержании урока -
установление взаимосвязи между процессами изучения

и использования
языка
системно-функциональный принцип

Главное в содержании урока - установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языкасистемно-функциональный принцип

Слайд 17морфемика
опора на современное состояние языка
связь с семантикой
связь со словообразованием
«живые» связи

слов

защита, победа, восхищение, рубашка
начинать / начать, понимать / понять

морфемикаопора на современное состояние языкасвязь с семантикойсвязь со словообразованием«живые» связи словзащита, победа, восхищение, рубашканачинать / начать, понимать

Слайд 18морфемика
¬
оторвать
отнимать
отоварить
отбросить
отец
^
косточка
булочка
бабочка
кофточка
ёлочка
звёздочка
морфема – значимая часть слова

морфемика¬оторватьотниматьотоваритьотброситьотец^косточкабулочкабабочкакофточкаёлочказвёздочкаморфема – значимая часть слова

Слайд 19морфема – значимая часть слова
Связь со словообразованием → совмещение двух

разборов

подводник ← ?
лесник ← ?

-ИНК- -ИН-+-К-
снежинка
горошинка
тычинка
песчинка
спинка

лексико-семантический принцип
структурно-семантический принцип

морфема – значимая часть словаСвязь со словообразованием → совмещение двух разборовподводник ← ?лесник ← ?-ИНК-  -ИН-+-К-

Слайд 20+ игровые приёмы
«Пропорции»
Учить/учитель – строить/ …
Теннисист/теннисистка – пианист/ …
Окно/подоконник –

снег/подснежник, берёза/ …
Кот/котёнок – лев/ …, рысь/ …, морж/ …,

корова/ ...

Читать/перечитать – считать/…
Рубить/перерубить – пилить/…
Солить/пересолить – держать/…
Прыгнуть/перепрыгнуть – шагнуть/…

Смотреть/предусмотреть – угадать/…
Смотреть/досмотреть – делать/…
Смотреть/высмотреть - нюхать/…
Смотреть/подсмотреть – слушать/…
Смотреть/рассмотреть – слышать/…



+ игровые приёмы«Пропорции»Учить/учитель – строить/ …Теннисист/теннисистка – пианист/ …Окно/подоконник – снег/подснежник, берёза/ …Кот/котёнок – лев/ …, рысь/

Слайд 21+ морфология, орфография
Разберите по составу выделенные слова
Непривлекательно сложное дело требовало

повышенного внимания.

продумавший
увиденный
увидев
заклеенный (на – ить)
лицо непривлекательно и невыразительно


продумаВШий
увидеННый
увидеВ
заклеЕННый

+ морфология, орфографияРазберите по составу выделенные словаНепривлекательно сложное дело требовало повышенного внимания.продумавшийувиденныйувидевзаклеенный (на – ить)лицо непривлекательно и

Слайд 22словообразование
Пароходный (гудок) ←
Выезд ←
Приморье ←
Предчувствие ←
Неизменно ←
Обследование 
Оплачивающий 


Взлетая ←
По-моему ←
Возражать ←
Кораблестроение ←
Сразу ←

словообразованиеПароходный (гудок) ←Выезд ←Приморье ←Предчувствие ←Неизменно ←Обследование  Оплачивающий  Взлетая ←По-моему ←Возражать ←Кораблестроение ←Сразу ←

Слайд 23морфемика + морфология + грамматические нормы
Образуйте действительные причастия прошедшего времени:
Завянуть


Продрогнуть –
Проклюнуться –
Вымокнуть –

Образуйте простую сравнительную степень прилагательных:
Молодой


Слабый –
Робкий –
Плохой –
морфемика + морфология + грамматические нормыОбразуйте действительные причастия прошедшего времени:Завянуть – Продрогнуть –Проклюнуться – Вымокнуть –Образуйте простую

Слайд 24морфемика-морфология + грамматические нормы
Образуйте действительные причастия прошедшего времени:
Завянуть – завянувший,

завядший
Продрогнуть – продрогший
Проклюнуться – проклюнувшийся
Вымокнуть – вымокший

Образуйте простую сравнительную степень

прилагательных:
Молодой – моложе
Слабый – слабее
Робкий – робче
Плохой – хуже
морфемика-морфология + грамматические нормыОбразуйте действительные причастия прошедшего времени:Завянуть – завянувший, завядшийПродрогнуть – продрогшийПроклюнуться – проклюнувшийсяВымокнуть – вымокшийОбразуйте

Слайд 25 Сколько ошибок спародировано поэтом А.Матюшкиным-Герке?
Вспыхает небо, разбужая ветер,
Проснувший

гомон птичьих голосов –
Проклинывая всё на белом свете,
Я

вновь бежу в нетоптанность лесов.
 
Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,
Приветливыми лапками маша:
Я среди тут пробуду целый вечер,
Бессмертные творения пиша.
 
Но, выползя на миг из тины зыбкой,
Болотная, зеленовая тварь
Совает мне с заботливой улыбкой
Большой Орфографический словарь.

 Сколько ошибок спародировано поэтом А.Матюшкиным-Герке?Вспыхает небо, разбужая ветер, Проснувший гомон птичьих голосов – Проклинывая всё на

Слайд 26принцип текстоориентированного изучения
Весенний кот
  Пришла весна, зацвели мать-и-мачеха и незабудки, под

коричневыми корнями леса явились подснежники, а в соседнем доме неожиданно

расцвёл Кот.
Подснежниками заголубели котовьи усы, мать-и-мачехой и листом черёмухи зазолотели глаза, а на лапах и на груди объявились белые вербные серёжки.
Разукрашенный, цветущий, полёживал он на новой траве, посиживал на старом заборе, блистал глазами на крыше сарая.
Я всё ждал, что на хвосте у него объявится какой-нибудь тюльпан весенний, особенный, котовий, но тюльпан не появлялся.
«Наверно, у котов хвосты цветут позднее, – думал я. – Летом, в июле».
(из сборника «Жеребёнок» Ю. Коваля)
принцип текстоориентированного изученияВесенний кот 	Пришла весна, зацвели мать-и-мачеха и незабудки, под коричневыми корнями леса явились подснежники, а в

Слайд 27приставка за-
распространение действия дальше определенного предела (залетел за черту),


доведение действия до крайней степени (закормить, захвалить),
попутное действие (зайти

к товарищу),
начало действия (запеть, заплясать)
приставка за- распространение действия дальше определенного предела (залетел за черту), доведение действия до крайней степени (закормить, захвалить),

Слайд 28приставка раз-, рас-, разо-
направить в разные стороны, распространить, разъединить (разбросать,

развести, разорвать, распилить);
аннулировать результат предшествующего действия, отказаться или заставить отказаться

от чего-л. (разгримироваться, разлюбить, разморозить, разогнуть);
совершить действие с большой интенсивностью (раскормить, разобидеть, разогорчить, растолстеть, расхвалить и т.п.);
воспринять или объяснить что-л. во всех подробностях с помощью действия, названного мотивирующим словом (разглядеть, рассмотреть, расслышать, расспросить);
и др. 
приставка раз-, рас-, разо-направить в разные стороны, распространить, разъединить (разбросать, развести, разорвать, распилить);аннулировать результат предшествующего действия, отказаться

Слайд 29 Морфемика, словообразование + лексика
Как их зовут?
Под водой постоянно встречаешь разных

рыбят — рыбьих ребят. А как их назвать — не

знаешь.
У нас, на земле, просто. У волка — волчонок, у лося — лосёнок, у зайца — зайчонок. У глухаря — глухарята, у дрозда — дроздята, у гуся — гусята. Лисята, утята, ежата, галчата.
А попробуй-ка под водой!
Ну, у щуки — щурята. Это известно. А дальше? У рыбца — кто — рыбцата? У горчака — горчакята? У миноги — миногята?
Непривычно как-то и очень коряво.
А у белоглазки, у подуста, у гольца, у краснопёрки? У сырти, у пальи, у стерляди? Тут и вовсе скулу свернёшь.
Но подворье пора обживать и всему дать свои имена.
Надо искать слова.
А они везде.
У рыбаков на берегу. У рыб под водой. У нас на языке.
Какие творческие задания можно предложить после работы с текстом Н. Сладкова?


Морфемика, словообразование + лексика Как их зовут?Под водой постоянно встречаешь разных рыбят — рыбьих ребят. А

Слайд 301. Найдите в рассказе Ю. Коваля «Снегодождь» сложные слова. Какие

сложное слово образовал сам автор? Какой словообразовательной модели он следовал?

Докажите, опираясь на текст.

2. Представьте себе, что изобретены фантастические приборы с необычными функциями:
электрическая машинка для вытаскивания изюма из булочек,
очки для любителей зимы, через которые всё кажется белым,
устройство, переворачивающее листы при чтении книги.
Придумайте для каждого прибора название, состоящее из одного слова. Покажите схематически, как образовано каждое из этих названий с указанием способа словообразования.

1. Найдите в рассказе Ю. Коваля «Снегодождь» сложные слова. Какие сложное слово образовал сам автор? Какой словообразовательной

Слайд 32морфология: служебные части речи

морфология: служебные части речи

Слайд 33роль выделенных слов

часть речи
Вокруг нас тишина и безмолвие, словно море затаилось.


Пусть и сегодня не угрожает эта неподвластная нам стихия!
роль выделенных слов        часть речи	Вокруг  нас тишина и безмолвие,

Слайд 34 Вокруг нас тишина и безмолвие. Море словно затаилось.
Пусть

сегодня и не угрожает эта неподвластная нам стихия, ощущение опасности

остаётся.
Вокруг  нас тишина и безмолвие. Море словно затаилось. 	Пусть сегодня и не угрожает эта неподвластная нам

Слайд 35Так, это правильно.
Климат там суровый, так, морозы доходят до

40.
Он поступал так.



Так поступал он.

Так, это правильно. Климат там суровый, так, морозы доходят до 40.Он поступал так.Так поступал он.

Слайд 36Так поступал только он.

Так поступал только он.

Слайд 37Так поступал не только он.

Так поступал не только он.

Слайд 38Так поступал не только он
но и все окружающие.

Так поступал не только онно и все окружающие.

Слайд 39не только
как
не то чтобы
не столько

но и
так и
а
сколько

не толькокакне то чтобыне стольконо итак иасколько

Слайд 40В городе открыли не только новые детские сады

В лесопарке росли

деревья как лиственных

В лесопарке росли деревья

а также две школы.
но и

две школы.


так и хвойных пород.


как лиственных так и хвойных пород.



В городе открыли не только новые детские садыВ лесопарке росли деревья как лиственныхВ лесопарке росли деревьяа также

Слайд 41От знания системы частей речи и умения определять частеречную принадлежность

слова зависит ?

От знания системы частей речи и умения определять частеречную принадлежность слова зависит ?

Слайд 42ОРФОГРАФИЯ СИНТАКСИС ПУНКТУАЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

ОРФОГРАФИЯ СИНТАКСИС ПУНКТУАЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Слайд 43морфология + орфография
Определите зависимость написания слова от его частеречной принадлежности.

Оратор

говорил проникнове(Н,НН)о и взволнова(Н,НН)о. - Мама взволнова(Н,НН)а поведением дочери.
Девочка избалова(Н,НН)а,

капризна. - Она избалова(Н,НН)на бабушкой.
Броски увере(Н,НН)ы. - Увере(Н,НН)ы в успехе.

морфология + орфография	Определите зависимость написания слова от его частеречной принадлежности.Оратор говорил проникнове(Н,НН)о и взволнова(Н,НН)о. - Мама взволнова(Н,НН)а

Слайд 44идти (на)встречу с друзьями
идти (на)встречу
идти (на)встречу другу

идти (на)встречу с друзьямиидти (на)встречуидти (на)встречу другу

Слайд 45Производные предлоги

Производные предлоги

Слайд 48 Найдите ошибки
Мы будем грустить по вас.
Не забыть ихних праздников.
Я был

у его дома.
Её платок долго виднелся в темноте.
Сразу же по

приезду в город мы пошли в музей.
Всё было сделано согласно договора.


Найдите ошибки Мы будем грустить по вас.Не забыть ихних праздников.Я был у его дома.Её платок долго

Слайд 49Морфология / употребление в речи
Выделите частицу в предложении Спотыкается и

сороконожка.

Замените частицу на синонимичные ей даже, -то. Создайте микротексты

по каждому предложению с синонимичными частицами.

Установите общее и различное в их значении. Сделайте вывод: с какой целью используются в речи частицы?



Морфология / употребление в речиВыделите частицу в предложении Спотыкается и сороконожка. Замените частицу на синонимичные ей даже,

Слайд 50Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о

происхождении его.
(русский педагог В.П. Шереметевский)
обаяние – очарование, притягательная сила;
обоняние –

способность к восприятию запахов;
ровесник, сверстник – человек одинакового возраста с кем-то


баять – говорить, обаять – оговорить, околдовать словами // басня, баю-бай, байка
воняти – пахнуть // вонь, благовоние
рово - одинаковый по годам // ровный
верста – мера длины, возраст // верста

«Этимологическая страничка»

принцип наглядности + визуализация

Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его.(русский педагог В.П. Шереметевский)обаяние – очарование,

Слайд 51Этимология слов и выражений





(греч.)
aster – «звезда»
eidos – «вид», «малые планеты»


logos – «слово, понятие, учение»
nautёs – (море)плаватель, моряк»
nomos

– «закон»
atmos – «пар», «туман»
sphaire – «мяч», «шар», «круг»


Какие слова образовались от греческих и что они обозначают?

астрономия
астральный
астероид
астрология
астронавт
атмосфера


Этимология слов и выражений(греч.)aster – «звезда»eidos – «вид», «малые планеты» logos – «слово, понятие, учение» nautёs –

Слайд 52 биография, биология, биолокация, биосфера, биофизика, биойогурт, биокамин, биостанция, биотоки, биобаланс,

био-тату, БИОтовары, биокомплекс, биомасса, биофильтр, биопсия

Что объединяет эти слова?
Что означает

греческое слово bios?
Какое (-ие) из этих слов относится (-ятся) к географии? биологии? медицине?
Что означают (могут означать) эти понятия?

биография, биология, биолокация, биосфера, биофизика, биойогурт, биокамин, биостанция, биотоки, биобаланс, био-тату, БИОтовары, биокомплекс, биомасса,

Слайд 53синтаксис

синтаксис

Слайд 54аптека
дежурная аптека
Аптека дежурная.
Аптека напротив.
Дежурная аптека – напротив.
Аптека находится напротив моего

дома.
Аптека напротив дежурная.


аптекадежурная аптекаАптека дежурная.Аптека напротив.Дежурная аптека – напротив.Аптека находится напротив моего дома.Аптека напротив дежурная.

Слайд 55Определите способ связи слов в словосочетаниях:
прибавить к трём
тремя примерами
три

примера
глядеть вслед поезду
наше будущее
моих трудов
её трудов
поступить согласно договору
согласно кивнуть
стихи детей
детские

стихи


Определите способ связи слов в словосочетаниях:прибавить к трёмтремя примерами три примераглядеть вслед поездунаше будущеемоих трудовеё трудовпоступить согласно

Слайд 56Определите способ связи слов в словосочетаниях:
прибавить к трём - управление
тремя

примерами - согласование
три примера - управление
глядеть вслед поезду - управление
наше

будущее - согласование
моих трудов - согласование
её трудов - примыкание
поступить согласно договору - управление
согласно кивнуть - примыкание
стихи детей - управление
детские стихи - согласование


Определите способ связи слов в словосочетаниях:прибавить к трём - управлениетремя примерами - согласованиетри примера - управлениеглядеть вслед

Слайд 57синонимия + нормы
Шкатулка из дерева
Стихи детей
Любовь брата
Преданность собаки

Разговоры об экзаменах,

про экзамены, насчёт экзаменов
В деле формирования мировоззрения большую роль играют

исторические дисциплины.

Деревянная шкатулка
Детские стихи
Братская любовь
Собачья преданность


синонимия + нормыШкатулка из дереваСтихи детейЛюбовь братаПреданность собакиРазговоры об экзаменах, про экзамены, насчёт экзаменовВ деле формирования мировоззрения

Слайд 58Грамматическая основа (подлежащее)
В покрытых мелкими листочками деревьях зашумел ветерок.

Знакомые весело приветствовали нас.
Окружающие сидели молча.
Семеро одного не ждут.
Когда же

наступит лучезарное завтра?
Громкое ура пронеслось по рядам.
Всё, что не забылось, не уходит из жизни.
Наскоро делать – переделывать.
Во дворе стояла пара лошадей.
Грамматическая основа (подлежащее)В покрытых мелкими листочками деревьях зашумел ветерок. Знакомые весело приветствовали нас.Окружающие сидели молча.Семеро одного не

Слайд 59Грамматическая основа
В покрытых мелкими листочками деревьях зашумел ветерок.
Знакомые весело

приветствовали нас.
Окружающие сидели молча.
Семеро одного не ждут.
Когда же наступит

лучезарное завтра?
Громкое ура пронеслось по рядам.
Всё, что не забылось, не уходит из жизни.
Наскоро делать – переделывать.
Во дворе стояла пара лошадей.
Грамматическая основаВ покрытых мелкими листочками деревьях зашумел ветерок. Знакомые весело приветствовали нас.Окружающие сидели молча.Семеро одного не ждут.

Слайд 60Грамматическая основа (подлежащее)
Большинство делегатов уже приехали.
Больше ста километров оставалось

впереди.
Каждый из нас станет на самом краю площадки.
Мы с

другом сразу замолчали.
Широкой полосой протянулся Млечный путь.
Чёрная смородина – ягода полезная.
Эзоповский язык нам знаком.
Грамматическая основа (подлежащее)Большинство делегатов уже приехали. Больше ста километров оставалось впереди.Каждый из нас станет на самом краю

Слайд 61Грамматическая основа
Большинство делегатов уже приехали.
Больше ста километров оставалось впереди.
Каждый из

нас станет на самом краю площадки.
Мы с другом сразу

замолчали.
Широкой полосой протянулся Млечный путь.
Чёрная смородина – ягода полезная.
Эзоповский язык нам знаком
Грамматическая основаБольшинство делегатов уже приехали.Больше ста километров оставалось впереди.Каждый из нас станет на самом краю площадки. Мы

Слайд 62Члены предложения (грамматическая основа)
Мы сделали остановку вблизи леса.
Главную роль в

воспитании играет личность воспитателя.
Главную роль начинает играть личность человека.
Брат

приехал наслаждаться жизнью.
Писателя Акунина долго умоляли рассказать, будет ли продолжена история с чётками.
Алексей возвращался усталый, загорелый, умывался и, переодевшись, обязательно заходил к нам поговорить о жизни.
Огонь маслом не заливается.
Каково лето, таково сено.
Многие из нас побывали потом в Медведков(-о,-е) и тоже дали обещание не забывать о случившемся.


Члены предложения (грамматическая основа)Мы сделали остановку вблизи леса.Главную роль в воспитании играет личность воспитателя.Главную роль начинает играть

Слайд 63Члены предложения (грамматическая основа)
Мы сделали остановку вблизи леса.
Главную роль в

воспитании играет личность воспитателя.
Главную роль начинает играть личность человека.
Брат

приехал наслаждаться жизнью.
Писателя Акунина долго умоляли рассказать, будет ли продолжена история с чётками.
Алексей возвращался усталый, загорелый, умывался и, переодевшись, обязательно заходил к нам поговорить о жизни.
Огонь маслом не заливается.
Каково лето, таково сено.
Многие из нас побывали потом в Медведков(-о,-е) и тоже дали обещание не забывать о случившемся.


Члены предложения (грамматическая основа)Мы сделали остановку вблизи леса.Главную роль в воспитании играет личность воспитателя.Главную роль начинает играть

Слайд 64! Роль инфинитива

Учиться – это замечательно!
Я приехал сюда учиться.
Желание учиться

охватило меня с прежней силой.
Он очень хотел учиться.

! Роль инфинитиваУчиться – это замечательно!Я приехал сюда учиться.Желание учиться охватило меня с прежней силой.Он очень хотел

Слайд 65! Местоимение / союз / союзное слово

Я нашёл книгу, которую

искал.
У меня есть книга, которая тебе нужна.
Я знал, о какой

книге идёт речь.
Я думал о том, какой будет моя книга.
Мы знали, что он будет выступать на собрании и что он будет говорить.
! Местоимение / союз / союзное словоЯ нашёл книгу, которую искал.У меня есть книга, которая тебе нужна.Я

Слайд 66Синтаксис / пунктуация / употребление в речи

Решите задачу: Сколько вариантов

предложений можно получить, объединяя простые предложения в составе сложного. Равнозначны

ли эти варианты?
Бабушка сердится. Внучка не слушается.



Синтаксис / пунктуация / употребление в речиРешите задачу: Сколько вариантов предложений можно получить, объединяя простые предложения в

Слайд 67Образуйте синонимичные синтаксические конструкции (простые и сложные предложения) из данных

предложений. Какие смысловые отличия характерны для предложений, разных по строению

и значению?

С утра надвигались тучи, они постепенно закрывали всё небо.

С утра надвигались тучи. Они постепенно закрывали всё небо.
С утра надвигались тучи, которые постепенно закрывали всё небо.
Тучи надвигались с утра и постепенно закрывали всё небо.
Тучи, надвигавшиеся с утра, постепенно закрывали всё небо.
С утра надвигались тучи, постепенно закрывающие всё небо.
С утра надвигались тучи, постепенно закрывая всё небо.
….

Образуйте синонимичные синтаксические конструкции (простые и сложные предложения) из данных предложений. Какие смысловые отличия характерны для предложений,

Слайд 68! Односоставные предложения
 (1)Я лёг вчера спать ещё до ужина. (2)Сегодня

проснулся рано. (3)Отдёрнул занавески, раскрыл окно. (4)Небо чистое и синее,

солнце горячим светом заливает ещё мокрый от дождя сад. (5)На липах распустились первые цветки, и в свежем ветерке слабо чувствуется их запах. (6)Всё кругом оживает… (7)На душе ни следа вчерашнего. (8)Хочется напряжения, мускульной работы. (10)Чувствуешь себя бодрым и крепким.
! Односоставные предложения (1)Я лёг вчера спать ещё до ужина. (2)Сегодня проснулся рано. (3)Отдёрнул занавески, раскрыл окно. (4)Небо

Слайд 69! Односоставные предложения
 (1)Я лёг вчера спать ещё до ужина. (2)Сегодня

проснулся рано. (3)Отдёрнул занавески, раскрыл окно. (4)Небо чистое и синее,

солнце горячим светом заливает ещё мокрый от дождя сад. (5)На липах распустились первые цветки, и в свежем ветерке слабо чувствуется их запах. (6)Всё кругом оживает… (7)На душе ни следа вчерашнего. (8)Хочется напряжения, мускульной работы. (10)Чувствуешь себя бодрым и крепким.
! Односоставные предложения (1)Я лёг вчера спать ещё до ужина. (2)Сегодня проснулся рано. (3)Отдёрнул занавески, раскрыл окно. (4)Небо

Слайд 70Частнометодические принципы при изучении курса русского языка
принцип текстоцентризма
лексико-семантический принцип
структурно-семантический принцип
системно-функциональный

принцип
принцип обучения языку как полифункциональному явлению

Частнометодические принципы при изучении курса русского языкапринцип текстоцентризмалексико-семантический принципструктурно-семантический принципсистемно-функциональный принциппринцип обучения языку как полифункциональному явлению

Слайд 71Текст - информация -
Ф

О чём говорится?

Тема текста
Вопрос?

Проблема
К

Что говорится?

Главная мысль
Позиция автора

Текст - информация -ФО чём говорится?Тема текстаВопрос?Проблема КЧто говорится?Главная мысльПозиция автора

Слайд 72Текст - информация -
План содержания
План языкового выражения этого содержания

Текст - информация -План содержанияПлан языкового выражения этого содержания

Слайд 73принцип обучения языку как полифункциональному явлению
+ развитие языкового чутья

принцип обучения языку как полифункциональному явлению + развитие языкового чутья

Слайд 74Язык – это мир, лежащий между миром
внешних явлений и

внутренним миром человека.
Вильгельм Гумбольдт
функции языка

Язык – это мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека.Вильгельм Гумбольдтфункции языка

Слайд 75Эти глаза напротив…

Какого цвета были глаза? Как характеризуют такие

глаза их обладателя?
Пел он [Денисов] страстным голосом, блестя на испуганную

и счастливую Наташу своими агатовыми …… глазами. (Толстой)
Росту он был небольшого, худенький, рябой, рыжий, беспрестанно моргал крошечными, такими же рыжими глазками, нос имел кривой и длинный и всё смаргивал. (Тургенев)
Вот зашла однажды о нём Капитоне речь у барыни с её главным дворецким, Гаврилой, человеком, которому, судя по одним его жёлтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом. (Тургенев)

чёрные

карие

(светло-) карие

Эти глаза напротив… Какого цвета были глаза? Как характеризуют такие глаза их обладателя?Пел он [Денисов] страстным голосом,

Слайд 76Какими вы увидели героев и почему?
Седая голова её была такой

же белоснежной, как и платье. (Гранин)
Капитон только немного прищурил свои

оловянные глазки, но не опустил их, даже усмехнулся слегка и провёл рукой по своим белесоватым волосам, которые так и ерошились во все стороны (Тургенев)
Волосы ерошились во все стороны, глаза озорно блестели, …
Какими вы увидели героев и почему?Седая голова её была такой же белоснежной, как и платье. (Гранин)Капитон только

Слайд 77Употребление в речи

Передайте
восхищение глазами голубого цвета
……………………………………
отрицательное отношение к глазам

зелёного цвета
……………………………………
романтическое отношение к глазам зелёного цвета
……………………………………
отрицательное отношение к глазам

серого цвета
……………………………………
положительное отношение к глазам серого цвета
……………………………………


Употребление в речиПередайте восхищение глазами голубого цвета……………………………………отрицательное отношение к глазам зелёного цвета……………………………………романтическое отношение к глазам зелёного цвета……………………………………отрицательное

Слайд 78Передайте восхищение глазами голубого цвета
лазурные (ярко-голубые)
фиалковые, аметистовые (с фиолетовым оттенком)
васильковые

(ярко-синие)
сапфировые (синие с блеском)
аквамариновые (зеленовато-синие)
отрицательное отношение к глазам зелёного цвета
глаза

бутылочного цвета
романтическое отношение к глазам зелёного цвета
русалочьи глаза
отрицательное отношение к глазам серого цвета
оловянные глаза (тускло-серые)
стальные глаза (сталь: неумолимость, безжалостность)
положительное отношение к глазам серого цвета
стальные глаза (сталь: несгибаемость, твёрдость)



Передайте восхищение глазами голубого цветалазурные (ярко-голубые)фиалковые, аметистовые (с фиолетовым оттенком)васильковые (ярко-синие)сапфировые (синие с блеском)аквамариновые (зеленовато-синие)отрицательное отношение к

Слайд 79
?
= УРОК
Принципы
сознательности
доступности
активности
вариативности

?  = УРОКПринципы сознательностидоступностиактивностивариативности

Слайд 80Главное в организации урока -
организовать  условия, провоцирующие действие учащихся








учебное

задание
учебная ситуация

Главное в организации урока - организовать  условия, провоцирующие действие учащихсяучебное заданиеучебная ситуация

Слайд 81 задания
ТРАДИЦИОННЫЕ

ПРОДУКТИВНЫЕ

Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций

задания ТРАДИЦИОННЫЕ

Слайд 82Проектная
и
исследовательская деятельность

Проектная и исследовательская деятельность

Слайд 83Этапы школьного исследования (по С.Т. Шацкому)
1) постановка вопроса;
2) предполагаемое решение вопроса

- догадка, гипотеза;
3) исследование догадки, гипотезы путем наблюдения, опыта,

теоретического анализа;
4) разрешение вопроса и проверка;
5) фиксирование результатов исследования в форме записи, рисунка, коллекции и т. п.
Этапы школьного исследования (по С.Т. Шацкому)1) постановка вопроса;2) предполагаемое решение вопроса -  догадка, гипотеза;3) исследование догадки,

Слайд 84модели исследования от простого → к сложному
1-й уровень — преподаватель

ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения
2-й уровень

— преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования
3-й уровень — и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником

модели исследования  от простого → к сложному1-й уровень — преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает

Слайд 85Основные идеи школьного курса русского языка заключаются в
обеспечении необходимого единства

языкового, речемыслительного, интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического, культурологического развития учащихся;
сближении предметных целей

и жизненных потребностей учащихся;
ориентации на реализацию в практике преподавания единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

Основные идеи школьного курса русского языка заключаются вобеспечении необходимого единства языкового, речемыслительного, интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического, культурологического развития

Слайд 86Успехов нам всем, уважаемые коллеги!

Успехов нам всем,  уважаемые коллеги!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика