Слайд 1РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СТИЛИСТИКЕ ТЕКСТА
И ИЗЛОЖЕНИЮ МАТЕРИАЛА
Занятие 6
Слайд 2Наука - самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни
человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только
ею одною человек победит природу и себя.
Антон Павлович Чехов
Слайд 3Материал исследовательской работы должен быть изложен логически последовательно, хорошим языком.
Слайд 4Научная речь имеет грамматические, синтаксические и лексико-стилистические особенности, отличающие ее
от других разновидностей письменной речи. В работе не следует прибегать
к просторечиям, не стоит злоупотреблять простыми предложениями, которые производят впечатление примитивности и смысловой бедности изложения. Уровень подачи научного текста предполагает известную сложность языка. Синтаксис научного текста отличается обилием сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Именно они способны адекватно передавать логические механизмы научной аргументации и причинно-следственные связи, занимающие важнейшее место в научном тексте.
Слайд 7Следует использовать лаконичный объективно-беспристрастный стиль изложения.
Необходимо следить за точностью
формулировок и корректностью употребляемых терминов и понятий (при необходимости давать
определения используемых понятий, пояснять, почему выбран тот или иной вариант употребления понятия), не использовать в качестве терминов слова, заимствованные из иностранного языка, если существуют эквивалентные понятия в русском языке.
Слайд 8Необходимо структурировать работу и представлять результаты в удобной форме. Рекомендуется
основные схемы, графики и таблицы, представляющие материал в конденсированном виде
и необходимые для лучшего понимания текста, размещать по ходу изложения, в то время как дополнительные материалы в виде таблиц или графиков, размещать в конце текста в приложении, чтобы не загромождать текст и не отвлекать читателя от основной мысли.
Слайд 9В соответствии с этикой научного изложения, необходимо строго следить за
правильностью цитирования и соответствия ссылок на источники, по возможности разделять
упоминаемые в работе результаты (идеи, гипотезы) разных авторов и, соответственно, отдельно ссылаться на них; способ и форма изложения материала должна облегчить понимание читателем того, какие из результатов (идей, гипотез), упоминаемых в работе является авторскими, а какие – продуктом чужого творчества (с точной ссылкой на источник в соответствии с принятыми требованиями цитирования) или уже являются общепринятыми.
Слайд 10Научная речь
предполагает
использование
определенных
фразеологических оборотов, слов-связок, вводных слов.
Их
назначение состоит в том, чтобы показать логическое соотношение данной части
изложения с предыдущей и последующей или подчеркнуть рубрикацию текста.
Слайд 11Вводные слова и обороты типа «итак», «таким образом» показывают, что
данная часть текста служит как бы обобщением изложенного выше.
Слова
и обороты «следовательно», «отсюда следует, что…» свидетельствуют о том, что между тем, что сказано выше и тем, что будет сказано сейчас, существуют причинно-следственные отношения.
Слайд 12Слова и обороты типа «вначале», «во-первых», «во-вторых», «в заключение сказанного»
указывают на место излагаемой мысли или факта в логической структуре
текста.
Слова и обороты « тем не менее», «впрочем», «однако», «между тем» выражают наличие противоречия между только что сказанным и тем, что сейчас будет сказано.
Слайд 13Обороты типа «рассмотрим подробнее» или «перейдём к …» помогают более
четкой рубрикации текста, поскольку подчеркивают переход к новой невыделенной особой
рубрикой части изложения.
Слайд 14Не допустимо вести изложение от первого лица: «я считаю», «по
нашему мнению», «мы наблюдали».
Предпочтительнее использовать выражения «по мнению автора
курсовой работы».
Но лучше всего использовать безличную форму и неопределенно-личные конструкции:
- «на основе выполненного анализа можно утверждать…»;
- «изучение опыта свидетельствует о том, что…»;
- «выявлено несколько новых принципов»;
- «проведенные исследования подтвердили…».
Слайд 15Рекомендуется тщательно считывать текст на предмет исправления грамматических, орфографических, стилистических
и других ошибок.