Слайд 1Организационные структуры управления
Слайд 2организационная структура управления (ОСУ)– это форма разделения и кооперации управленческой
деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение
целей организации.
Слайд 3элементы (звенья)
связи
уровни.
Структуры управления - схема взаимосвязей
между звеньями и отдельными работниками, занятыми решением управленческих задач организации.
В ней выделяют такие понятия, как:
Слайд 4Элементы — это службы, группы и работники, выполняющие те или
иные функции управления в соответствии с принятым разделением управленческих задач
и работ.
Слайд 5Работник управления – человек, выполняющий определенную функцию управления
Слайд 6Орган управления – группа работников, связанных определенными отношениями, состоящая из
первичных групп
Слайд 7Первичная группа – коллектив работников управления, у которого есть общий
руководитель, но нет подчиненных
Слайд 8Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми.
Отношения между элементами поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять :
Слайд 9Вертикальные связи — это связи подчинения, и необходимость в них
возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления
(что характерно для большинства предприятий) .
Слайд 10Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между линейными
руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее
основных структурных подразделений.
Слайд 11Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих
решений по тем или иным функциям управления.
Слайд 12Типология организаций в соответствии с ОСУ
Слайд 13Концепция бюрократической структуры управления была сформулирована социологом Максом Вебером, разработавшим
нормативную модель рациональной бюрократии.
Слайд 14Принципиальные положения:
четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифицированных
специалистов по каждой должности;
иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется
и контролируется вышестоящим;
Слайд 15наличие формальных правил и норм, обеспечивающих одинаковый подход к выполнению
менеджерами своих задач и обязанностей;
дух формальной обезличенности, с которым официальные
лица выполняют свои обязанности;
осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности.
Слайд 16Понятие «органический подход» или структура впервые ввели Т. Барнс и
Д. Сталкер в книге «Управление инновациями» (Management of Innovation), вышедшей
в 1961 г.
По их определению, органической является такая структура, которая в большей мере базируется на бригадной работе, обладает гибкостью и меньше связана с правилами, характерными для традиционного иерархического построения управления.
Слайд 17
При построении структур управления органического типа учитываются следующие принципиальные положения:
ориентация на проблемы;
снижение до минимума иерархии;
полицентризм и смена
лидеров в зависимости от решаемых проблем;
высокий уровень горизонтальной интеграции между персоналом;
ориентация культуры взаимоотношений на кооперацию, взаимную информированность, самодисциплину, развитие и самоорганизацию персонала.
Слайд 18Сравнительная характеристика бюрократического и органического типа организаций
Слайд 19Линейная структура
Д – директор; ЛР – линейный руководитель; И
– исполнители.
Слайд 20Особенности
Образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных
органов в виде иерархической лестницы;
Во главе каждого подразделения находится руководитель,
наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками, сосредоточивший в своих руках все функции управления;
Слайд 21В наибольшей степени соблюдается принцип единоначалия: одно лицо сосредотачивает в
своих руках управление всей совокупностью операций, подчиненные выполняют распоряжения только
одного руководителя.
Используется в мелких и средних организациях, осуществляющих несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.
Слайд 22Достоинства
Единство и четкость распорядительства;
Согласованность действий исполнителей;
Четкая система взаимных связей
между руководителями и подчиненными;
Быстрота реакции в ответ на прямые указания;
Получение
исполнителями увязанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченных ресурсами;
Личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.
Слайд 23Недостатки
Высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние
знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности,
что ограничивает его возможности по эффективному управлению;
Перегрузка менеджеров высшего уровня, огромное количество информации.
Отсутствие звеньев по планированию и подготовке управленческих решений.
Слайд 25Особенности
Включает в себя специально созданные при линейных руководителях подразделения,
которые не обладают правом принятия решений и руководства каким-либо нижестоящим
подразделением;
Главная задача штабных подразделений состоит в оказании помощи линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления;
Слайд 26К штабным подразделениям относят службу контроллинга, отделы координации и анализа,
группу сетевого планирования, социологическую, юридическую службы;
Часто менеджеры штабных подразделений наделяются
правами функционального руководства. К ним относят ПЭО, бухгалтерию, отдел маркетинга, отдел управления персоналом.
Слайд 27Достоинства
Более глубокая и осмысленная подготовка управленческих решений;
Освобождение линейных менеджеров
от чрезмерной нагрузки;
Возможность привлечения специалистов и экспертов в определенных областях.
Слайд 28Недостатки
Недостаточно четкая ответственность, т.к. готовящий решение не участвует в
его реализации;
Тенденция к чрезмерной централизации;
Сохранение высоких требований к высшему руководству,
принимающему решения.
Слайд 29Линейно-функциональная структура.
Д – директор; ФН – функциональные начальники; ФП
– функциональные подразделения; ОП – подразделения основного производства
Слайд 31Особенности
Каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных функций на
всех уровнях управления;
Функциональная специализация аппарата управления значительно повышает его эффективность,
т.к. вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться в выполнении всех функций, появляется штат высококвалифицированных специалистов;
Слайд 32Используются в управлении организациями с массовым или крупносерийным типом производства.
Выполнение
указаний каждого функционального органа в пределах его компетенции обязательно для
производственных подразделений.
Слайд 33Достоинства
Высокая компетенция специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций;
Освобождение линейных
менеджеров от решения многих специальных вопросов и расширение их возможностей
по оперативному управлению производством;
Создается основа для использования в работе консультаций опытных специалистов, уменьшается потребность в специалистах широкого профиля.
Слайд 34Недостатки
Трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;
Длительная процедура
принятия решений;
Отсутствие взаимопонимания и единства между функциональными службами;
Слайд 35Снижение ответственности исполнителей за работу в результате того, что каждый
исполнитель получает указания от нескольких руководителей;
Дублирование и несогласованность указаний и
распоряжений, получаемых работниками.
Слайд 37
Структурирование организации производится по 3 основным признакам:
видам выпускаемой продукции или
предоставленных услуг (продуктовая специализация);
ориентация на те или иные группы потребителей
(потребительская). Используется, когда организация работает с несколькими группами потребителей, отличающихся специфическими потребностями;
по обслуживающим территориям (территориальная). Используется, если деятельность организации охватывает большие географические зоны, особенно в международном масштабе.
Слайд 38Особенности
Ключевыми фигурами в управлении организациями с данной структурой становятся
не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные подразделения;
Руководители вторичных
функциональных служб отчитываются перед управляющим производственным подразделением.
Слайд 39Достоинства
Более тесная связь производства с потребителями, ускоренная реакция на
изменения во внешней среде;
Улучшение координации работ в подразделениях вследствие подчинения
одному лицу;
Возникновение у подразделений конкурентных преимуществ малых фирм.
Слайд 40Недостатки
Рост иерархичности, вертикали управления;
Дублирование функций управления на разных уровнях
приводит к росту затрат на содержание управленческого аппарата;
Дублирование работ для
разных подразделений.
Слайд 42Адаптивные (органические) структуры
1. Проектная структура - временная, создаваемая для решения
конкретной задачи, т.е. в одну команду собираются квалифицированные сотрудники для
осуществления проекта в заданные сроки и соответствующим качеством. Основное преимущество- все работники заинтересованы в решении задачи.
Слайд 432. Матричная структура - решетчатая организация, построенная на основе принципа
двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственно руководителю функционального подразделения,
с другой - руководителю проекта.
Слайд 44Достоинства
Лучшая ориентация на проектные цели и спрос;
Более эффективное текущее
управление, возможность снижения расходов, повышения качества продукции и повышения эффективности
использования ресурсов;
Гибкость и оперативность маневрирования ресурсами при выполнении нескольких проектов одновременно;
Слайд 45Недостатки
Проблемы, возникающие при установлении приоритетов заданий и распределения времени
работы специалистов над проектами, могут нарушать стабильность функционирования организации;
Трудности установления
четкой ответственности за работу подразделения;
Слайд 46Трудность в приобретении навыков, необходимых для эффективной работы в коллективах;
Возникновение
конфликтов между менеджерами функциональных подразделений и управляющими проектами.
Слайд 47Оценка структуры управления организацией
Главными показателями улучшения являются:
рост доходов и прибыли;
сокращение
затрат;
ускорение технологического развития;
ее восприятие людьми, которым предстоит работать в новых
условиях;
Слайд 48более четкая работа управленческого аппарата;
затраты на управление (включая текущие и
единовременные) в абсолютном и относительном выражении (последние определяются по удельному
весу управленческих затрат в общей величине);
удельный вес управленцев в общей численности работающих.